Конспект занятия "Мебель"
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект занятия по лексической теме "Мебель" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mebel.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мебель
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о мебели.
Задачи:
Коррекционно - образовательные задачи:
Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, её назначении;
Расширять словарный запас по лексической теме;
Совершенствовать грамматический строй речи (образование существи-тельных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование су-ществительных с прилагательными);
Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;
Закреплять правила и навыки плавной речи в элементарных её формах;
Закреплять знания о пожарной безопасности.
Коррекционно - развивающие задачи:
Продолжать развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, фонематические представления;
Развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, координацию слова и ритмизованного движения;
Развивать творческие способности, воображение воспитанников;
Развивать навыки речевого общения.
Коррекционно - оздоровительные задачи:
Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдох.
Воспитательные:
Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели;
Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование:
Картинки с предметами мебели, игрушечная мебель, камешки Аква Марблс, аудиозапись «Инструментальная мелодия», предметные картинки: дерево, дом, свечки, мяч, мольберт, музыкальный центр, сюжетные картины с изображением мебели.
Предварительная работа:
Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями мебели; разучивание логоритмического упражнения «Стул»; беседы и занятия по теме; чтение рассказов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент.
1. Загадки.
Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить эту картинку магнитом на доску.
Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)
На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)
Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (Кровать)
2. Игра «Что это? Как называется?»
На доске перед детьми картинки мебели.
Логопед: Ребята, как эти предметы можно назвать одним словом?
Дети: Мебель.
Логопед: Где делают мебель?
Дети: На фабрике.
Логопед: Как называется фабрика, на которой делают мебель?
Дети: Мебельная
Логопед: Как называется профессия, представители которой изготавливают мебель?
Дети: Столяры.
Логопед: Как называется магазин, в котором продают мебель?
Ответы детей.
Логопед: Для чего нужна мебель? Как нужно ухаживать за мебелью?
Ответы детей.
Логопед: Из чего делают мебель?
Дети: Из дерева, кожи, стекла, пластмассы, железа, бумаги.
Логопед: Мебель сделана из дерева, значит, она какая?
Дети: Деревянная.
Логопед: Молодцы! Вы порадовали меня! Смогли ответить на все вопрос
3. Игра «Что для чего?»
Логопед: Ребята, а как вы думаете для чего нам шкаф?
Дети: В шкафу… хранят одежду.
Логопед: Значит он какой? – платяной …, книги – книжный, посуду - сер-вант). На столе… (пишут - письменный, готовят еду – кухонный, за столом едят – обеденный, лежат журналы, газеты - журнальный). На стуле… (сидят). В кресле… (отдыхают, сидят). На кровати… (спят, лежат). На диване… (сидят, лежат). В трюмо… (зеркало)… (смотрятся).
4. Сравнение предметов.
- Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную). Прежде, чем идти за покупкой, надо решить для какой цели нам нужна мебель и потом уже выбирать.
Логопед: Молодцы! Пришло время нам с вами немного отдохнуть.
5. Логоритмическое упражнение направленное на согласование речи с движением.
Логопед: Мы сейчас с вами будем сгибать руки в локтях, совершать движения рук робота или Буратино.
(Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, ими-тирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят сканди-рованно и четко).
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.
Логопед: Замечательно отдохнули! И с новыми силами продолжаем. Предлагаю вам другую игру.
6. Игра «Подбери признак» (с мячом) или «Один – много»
Стул какой? (Жесткий, мягкий, детский, игрушечный)
Кресло какое?
Кровать какая?
7. Чего не хватает?
Под столом уселась кошка,
А над нею стол без... (ножки).
А на этой вот картинке
Нарисован стул без… (спинки).
Возьмите карандаши и дорисуйте то, что забыл нарисовать художник. Давайте посмотрим как у вас хорошо получилось. Молодцы.
8. Игровое упражнение для развития физиологического и речевого дыхания
Логопед: Мы с вами ребята уже знаем, из чего делают мебель. Чаще всего её делают из дерева (Педагог показывает дерево с листьями). Что самое опасное для дерева? (Огонь). Почему?
Ответы детей.
Логопед: Пожар это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Логопед: Где чаще всего стоит мебель?
Дети: Дома.
Логопед: Сейчас мы попробуем дунуть на дерево так, чтобы зашелестели листья; задуть свечку так, чтобы погас огонь; дунуть в окно домика, как ветер, так, чтобы зашевелились занавески.
Но прежде чем мы это сделаем вам надо вспомнить как правильно дуть. Сначала набираем полную грудь воздуха через нос. При этом чего нельзя делать?
Дети: Поднимать плечи.
Логопед: Затем выдыхаем плавно, а не толчками через рот, губы слегка вытягиваем вперед. Щеки не надуваем.
Дети: Дуют на дерево (то, из чего может быть сделана мебель), импровизи-рованные свечи - огонь (то, от чего она может сгореть), дом с занавесками (то, где она может быть).
Логопед: Молодцы ребята!
8. Выкладывание из счётных палочек предметов мебели.
Д/и «Назови ласково».
Логопед: Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я вам покажу волшебную коробочку с камушками. Подойдя, каждый к своему столу, попробуете из палочек выложить: стул и … стульчик – ответы детей, стол и … столик, …и т.д.
Физкультминутка.
Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
8. Итог занятия (оценка педагогом и детьми)
Логопед: Наше занятие заканчивается.
Что нового вы узнали во время наших игр?
Что, придя, домой расскажите маме и папе?
Кто сегодня вам понравился? Почему?
В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?
Цели:
коррекционные: уточнять и активизировать словарный запас детей по теме занятия;
закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на картинки;
учить сопоставлять и сравнивать предметы;
работа над фонетико-фонематическим восприятием.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, подготовка к занятию.
Задание: сядет тот, кто скажет, какой сегодня день недели? Какое сегодня число? Какое время года?
2. Загадки.
Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить эту картинку магнитом на доску.
Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)
На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)
Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (Кровать)
3. Объявление темы урока
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? ( Мебель)
-где делают мебель? (В столярной мастерской делают мебель)
4.Игра «Один –много»
5. Работа с рассказом цепной структуры “Как мама и папа покупали мебель”.
- Рассмотрите картинку, назовите всё что видите.
- Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин)
- Послушайте рассказ “Как мама и папа покупали мебель”. Мама и папа пришли в мебельный магазин. В мебельном магазине они купили новую мебель: кровать, шкаф, кресла, тумбочку, стол и стулья. Стол и стулья. Стол и стулья поставят на кухне, кровать и шкаф – в спальне, тумбочку и кресла в гостиной.
- Рассмотрите картинки, которые лежат у вас. Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы ищите подходящую картинку. Обратите внимание, к последнему предложению надо положить две картинки, чтобы было понятно в какие комнаты какую мебель поставят мама и папа. У вас хорошо получилось. Теперь прослушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить. (Рассказ повторяется ещё раз)
- Кто может вспомнить первое предложение? (Если ребята затрудняются, то логопед помогает наводящими вопросами). Аналогично проводится работа со всеми предложениями.
- Кто готов пересказать рассказ? (Рассказ пересказывается целиком). Молодцы.
6. Чего не хватает?
Под столом уселась кошка,
А над нею стол без... (ножки).
А на этой вот картинке
Нарисован стул без… (спинки).
Возьмите карандаши и дорисуйте то, что забыл нарисовать художник. Давайте посмотрим как у вас хорошо получилось. Молодцы.
7. Физкультминутка.
Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
8. Сравнение предметов.
- Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную). Прежде, чем идти за покупкой, надо решить для какой цели нам нужна мебель и потом уже выбирать.
9. Составление рассказа-описания по плану.
Давайте вспомним план для рассказа-описания. Сначала мы называем предмет. Затем говорим из какого материала он сделан, далее, какого он цвета, из каких деталей состоит; поскольку мы будем говорить о мебели, то нам нужно сказать в какую комнату можно поставить этот предмет, и, наконец, для какой цели используют этот предмет.
Работа проводится коллективно. Выбирается предмет для описания и составляется рассказ по плану.
10. «1,2,3 – быстро говори»
11. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....