речевая карта ребёнка 4-7лет
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребёнка(от 4 до 7 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Домашний телефон___________________________________________________________________________________________________
Откуда поступил_____________________________________________________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)____________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст)___________________________________________________________________________________
Национальный язык__________________________________________________________________________________________________
Двуязычие__________________________________________________________________________________________________________
Решения ПМПК
Решением ПМПК от_______________________протокол №_______________
Принят в логопедическую группу на срок________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК___________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_______________________________________
Логопед (Ф.И.О., подпись)___________________________________________
Решением ПМПК от______________продлено пребывание в логопедической
группе с диагнозом___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________на срок _____________________________________________________________________________________________
Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка
мать: _______________________________________________________________________________________________________________
отец: _______________________________________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок_______________________________________________________________________________
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)________________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные
Стимуляция_________________________________________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок_______________________________________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия____________________________________________________________________________________________________________
Резус-фактор, совместимость___________________________________________________________________________________________
Вес и рост при рождении______________________________________________________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________________________________________________________________________________________
как взял грудь_______________________________________________________________________________________________________
как сосал (срыгивание, поперхивания)___________________________________________________________________________________
грудное вскармливание до_____________________________________________________________________________________________
Срок выписки из роддома______________________________________________________________________________________________
(если задержались, то почему)__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
После выписки из родильного дома
особенности сна______________________________________________________________________________________________________
особенности бодрствования____________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с______________________________________________________________________________________________________
Сидит с_____________________________________________________________________________________________________________
Ползает с____________________________________________________________________________________________________________
Стоит с_____________________________________________________________________________________________________________
Ходит с_____________________________________________________________________________________________________________
Появление первых зубов_______________________________________________________________________________________________
Количество зубов к году______________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До года_____________________________________________________________________________________________________________
После года__________________________________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы_______________________________________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_____________________________________________________________________________________
Наличие оперативного вмешательства___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление_____________________________________________________________________________________________________________
Лепет_______________________________________________________________________________________________________________
Первые слова________________________________________________________________________________________________________
Первые фразы_______________________________________________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов________________________________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Занятия с логопедом__________________________________________________________________________________________________
Лечение у других специалистов_________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные
Контактность________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности поведения_______________________________________________________________________________________________
2. Состояние слухового внимания
4года | 5лет | 6лет | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Определение направления звука | ||||||
Восприятие и воспроизведение ритма 4--. 5---. 6--… ..- …- …-- -.- -..- ..--- .-. .--. .---. | ||||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормативами и с опережением возрастных нормативов. 2балла. Ребёнок дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм производит. 1балл.Ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов. 0баллов.Задания не выполняется совсем. |
3. Исследование зрительного восприятия
Восприятие цвета | 4года(к,ж,с,з,б,ч) | 5лет(к,о,ж,з,г,с,б,ч) | 6лет(к,о,ж,з,г,с,ф,роз,кор,с,б,ч) | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Умение соотносить цвета | ||||||
Показ цветов | ||||||
Восприятие формы(сказать по просьбе логопеда) 4 Круг, кв, овал, тр | ||||||
5 +прям. | ||||||
6+мног. | ||||||
Критерии оценивания | 3 балла. Ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы. 2балла.Ребёнок соотносит цвета. Затрудняется при определении предмета нужного цвета или геометрической формы. 1балла.Ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы. 0баллов.Задания не выполняется совсем. |
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
4года(показать предметы вверху,внизу,впереди,сзади) | 5лет(+слева,справа) | 6лет(+справа вверху,слева вверху,справа внизу, слева внизу) | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Ориентировка в пространстве | ||||||
Оринтировка в схеме тела 4показать.пра.лев.руку,. | ||||||
5.правглаз,лев.глаз,прав.ухо,лев.ухо. | ||||||
6.правой рукой левый глаз, левой рукой- правое ухо) | ||||||
Складывание картинок из частей: 4(2-4части) | ||||||
5(3-5частей) | ||||||
6(4-8частей) | ||||||
Складывание фигур из палочек по образцу: 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек) | ||||||
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) | ||||||
Складывание фигур из палочек по памяти: 6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) | ||||||
Критерии оценивания | 3балла Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти. 2балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме собственного телаориентируется , но неуверенно. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется незначительная помощь логопеда. 1балл.Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти. 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Исследование состояния моторной сферы
Выполнение упражнений | 4года(попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч) | 5лет(попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку) | 6лет(попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее) | |||
Н.г | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальной темпе. 2балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. 1балл.Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость крайне затруднена. 0баллов.Движения не выполняются совсем. |
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке) | 5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) | 6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой) | ||||||
Н.г | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Кинетическая основа движений: | 4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот) | 5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой) | 6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой) | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Навыки работы с карандашом: | 4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги) | 5лет(умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека) | 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека) | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Манипуляции с предметами | 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую) | 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) | ✓ 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера) | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, .переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме и даже и опережает её. 2балла.Ребёнок выполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты. 1балл.Ребёнок выполняет движения не в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен.Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы. 0баллов. Задания не выполняются совсем. |
Состояние мимической мускулатуры
Выполнение упражнений: | 4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки) | 5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос) | 6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку) |
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальной темпе. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует. 2балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует. 1балл.Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость крайне затруднена. Объём движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечается синкенезии. Наблюдается сглаженность носогубный складок. 0баллов.Движения не выполняются совсем. |
Состояние артикуляционной моторики
4года | 5лет | 6лет | ||||
Движение нижней челюсти: | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
4.открыть и закрыть рот | ||||||
5.6. открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево | ||||||
Движение губ: | ||||||
4.«улыбочка», | ||||||
4.«трубочка», | ||||||
5+«улыбочка-трубочка», | ||||||
6+поднять верхнюю губу, | ||||||
6+опустить нижнюю губу, | ||||||
6+одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю | ||||||
Движение языка: | ||||||
4.«лопата» | ||||||
«жало» | ||||||
«качели» | ||||||
«маятник» | ||||||
5+«лопата-жало» | ||||||
«чашечка», | ||||||
», «вкусное варенье» | ||||||
Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть): | ||||||
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальной темпе. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении. Повышенное слюнотечение не наблюдается. 2балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Длительно удерживать орган в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается. 1балл.Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдаются персеверации и замены движений. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечается синкенезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение. 0баллов.Движения не выполняются совсем. |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________________________________________________________________________________
Челюсти_______________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)__________________________________________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель)__________________________________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
_______________________________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)___________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания | 3балла. Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. 2балла. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, не влияющие на двигательную способность артикуляции(прогнатия, прогения, высокое узкое твёрдое нёбо, редкие кривые зубы и др. 1балл. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, влияющие на двигательную способность артикуляции и качество звукопроизношения (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.) 0 баллов.Имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушения двигательной способности органов артикуляции и (или) грубые нарушения звукопроизношения(расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др). |
Состояние звукопроизношения
звук | 4года | 5лет | 6лет | |||||||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | |
Б | ||||||||||||||||||
Бь | ||||||||||||||||||
П | ||||||||||||||||||
Пь | ||||||||||||||||||
М | ||||||||||||||||||
Мь | ||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||
Нь | ||||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||||
Вь | ||||||||||||||||||
Ф | ||||||||||||||||||
Фь | ||||||||||||||||||
Д | ||||||||||||||||||
Дь | ||||||||||||||||||
Т | ||||||||||||||||||
ТЬ | ||||||||||||||||||
Г | ||||||||||||||||||
Гь | ||||||||||||||||||
К | ||||||||||||||||||
Кь | ||||||||||||||||||
Х | ||||||||||||||||||
Хь | ||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||
С` | ||||||||||||||||||
З | ||||||||||||||||||
З` | ||||||||||||||||||
Ц | ||||||||||||||||||
Ч | ||||||||||||||||||
Щ | ||||||||||||||||||
Ш | ||||||||||||||||||
Ж | ||||||||||||||||||
Л | ||||||||||||||||||
Л` | ||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||
Р` | ||||||||||||||||||
Й | ||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||
У | ||||||||||||||||||
О | ||||||||||||||||||
И | ||||||||||||||||||
Э | ||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
3балла.Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. |
2балла.Нарушено произношение 2-х,3-х и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешивания звуков. |
1балл. Нарушено произношение 3-х и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешивания звуков. |
0баллов.Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и (или) гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения:преобладают искажения и смешивания звуков. |
Состояние дыхательной и голосовой функции
4года | 5лет | 6лет | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное брюшное, смешанное) | ||||||
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) | ||||||
Направление голосовыдыхательной струи при речи | ||||||
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий с носовым оттенком, глухой, монотонный) | ||||||
Критерии оценивания | 3балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 4 слов-4года, 5слов-5лет, 6слов-6лет.Голос нормальной силы, модулированный. 2балла. Тип физиологического дыхания: смешанный . Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее3- 4 слова-4года,4- 5слов-5лет,5- 6слов-6лет.Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный. 1балла. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объём дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее2-3 слова-4года,3-4слов-5лет,3-4слов-6лет.Голос тихий или громкий, немодулированный. 0баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса. |
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками | 4года | 5лет | 6лет | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Ба-па па-ба | Ба-па-ба па-ба-па | са-ша-са ша-са-ша | ||||
Га-ка кА-га | Да-та-да та-да-та | са-ца-са ца-са-ца | ||||
Та-да да-та | Га-ка-га ка-га-ка | Ча-тя-ча тя-ча-тя | ||||
ма-ба ба-ма | Та-тя-та та-тя-та | Ща-ча-ща ча-ща-ча | ||||
ва-ка ка-ва | СА-за-са за-са-за | Ща-ся-ща ся-ща-ся | ||||
Ня-на на-ня | Ша-жа-ша жа-ша-жа | Ла-ля-ла ля-ла-ля | ||||
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки) | Кот-кит | Почка-бочка | Пашня-башня | |||
Дом-дым | Трава-дрова | Катушка-кадушка | ||||
Мышка-мишка | Корка-горка | Крот-грот | ||||
Уточка-удочка | Сова-софа | Мышка-мошка | ||||
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки) | Коса-коза | Суп-зуп | Собор-забор | |||
Кочка-кошка | Чёлка-щёлка | Касса-каша | ||||
Миска-мишка Малина-Марина | Сайка-чайка Галка-галька | Сук-жук Лук-люк | ||||
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. 2балла.Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и (или) ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. 1балл. Ребёнок затрудняется и(или) ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении. 0баллов.Задания не выполняется совсем. |
Состояние фонематического анализа и синтеза
4года(выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка в словах): | 5лет(выделение начального ударного гласного из слов): | 6лет (выделение конечного согласного из слов☺ | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
Майка Санки | Астра Арка | Кот Сук | |||
Шапка Пирамидка | Осень Озеро | Сом Малыш | |||
Рыба Рак | Улей Уши | Лимон Грач | |||
Корова Лимон | Иглы Искра | Сироп Лещ | |||
выделение начального согласного из слов | |||||
Мост Банка | |||||
Пол Тапки | |||||
Вода Чайник | |||||
Дом Щетка | |||||
Определение последовательности звуков в слове: | |||||
Кот Вата | |||||
Дом Лапа | |||||
Нос Рыба | |||||
Суп Шина | |||||
Определение количества звуков в словах | |||||
Нос Ваза | |||||
Бык Батон | |||||
Кит Банка | |||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок уверенно и правильно выделяет конечный и начальные согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове. 2балла.Ребёнок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. 1балл.Ребёнок затрудняется при выполнении всех заданий, допускат ошибки 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
4года | 5лет | 6лет | ||||||
Изолированные слова | Н.г. | К.г. |
| Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
кот | самолёт | тротуар | ||||||
вода | скворец | градусник | ||||||
стук | фотограф | фотоаппарат | ||||||
мост | микстура | экскаватор | ||||||
спина | парашютист | виолончелист | ||||||
банка | погремушка | регулировщик | ||||||
фантик | ||||||||
ступенька | ||||||||
Предложения: 5лет.Сестрёнка развешивает простыни. | ||||||||
В универсаме продают продукты. | ||||||||
Парашютисты готовятся к прыжку. | ||||||||
6лет.Виолончелист укладывает инструмент в футляр. | ||||||||
Регулировщик руководит движением на перекрёстке. | ||||||||
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. | ||||||||
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. 2баллаРебёнок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребёнок может их исправить. 1балла.Ребёнок допускает грубые стойкие ошибки как в отдельных словах, так и предложениях. При повторении ошибки сохраняются. 0баллов.Отказывается от выполнения задания |
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь | 4года | 5лет | 6лет | |||
1.Понимание существительных(показать на картинках отдельные предметы,объекты) | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
2.Умение обобщать: | ||||||
4-игрушки | ||||||
одежда | ||||||
обувь | ||||||
посуда | ||||||
5+мебель | ||||||
овощи | ||||||
фрукты | ||||||
Птицы(дом,дик) | ||||||
6+домашние животные | ||||||
Дикие звери | ||||||
транспорт | ||||||
3.Понимание действий | ||||||
Сидит лежит | Лети плывёт | Строит | ||||
Стоит идёт | Идёт | продаёт | ||||
ест пьёт | ползает | покупает | ||||
Читает рисует | прыгает | убирает | ||||
4.Понимание признаков(показать на картинке) | Большая | круглое | ||||
маленькая | квадратное | прямоугольная | ||||
красный | треугольное | многоугольная | ||||
синий | овальное | молодой | ||||
жёлтый | холодное | старый | ||||
зелёный | горячий | весёлый | ||||
сладкая | горькое | грустный | ||||
кислый | сладкое | высокий | ||||
круглый | низкий | |||||
квадратный | ||||||
5.Понимание отдельных предложений и связной речи | Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика. | Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился. | Сказка «Репка» | |||
Критерии оценивания | 3балла.Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки. 2балла.Объём словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной норме. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, ориентируется в содержании знакомой сказки. 1балл. Объём словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной норме. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает только с помощью логопеда, с трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. 0баллов.Задания не выполняются. |
Понимание различных форм словоизменения | 4года | 5лет | 6лет | |||
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам) | Кот-коты | Медведь-медведи | Пень-пни | |||
Машина-машины | Кукла-куклы | Ворона-вороны | ||||
Окно-окна | Дерево-деревья | Перо-перья | ||||
Лист-листья | Гнездо-гнезда | |||||
Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам) | Кошка в домике. | Бабочка на цветке. | Собака спит под крыльцом. | |||
Кошка на крыше | Елочка перед домом. | |||||
Бабочка над цветком. | Кошка за домом | Собака вылезает из-под крыльца. | ||||
Мышка под грибком. | ||||||
Кошка прячется за домом. | ||||||
Кошка выходит из-за дома. | ||||||
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам) | Дом-домик | Стол-столик | Мяч-мячик | |||
Ложка-ложечка | Кровать-кроватка | Одеяло-одеяльце | ||||
Ведро-ведерочко | Окно-окошечко | |||||
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам) | Мальчик выходит из дома. | Птичка вылетает из клетки. | Машина выезжает из гаража. | |||
Мальчик переходит улицу. | Птичка подлетает к клетке. | Машина отъезжает от гаража. | ||||
Мальчик подходит к дому. | Птичка залетает в клетку. | Машина объезжает гаража | ||||
Машина въезжает в тоннель. | ||||||
Понимание предложений (показать по картинкам) | Девочка поздравляет мальчика. | Мальчик убегает от щенка. | Бабочка сидит на цветке, который уже распустил | |||
Мальчик поздравляет девочку. | Щенок убегает от мальчика. | ся. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился. | ||||
Что в руках у девочки? Что в руках у мальчика? | Что щенок хочет отнять у мальчика? | |||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок хорошо понимает различные формы словоизменения. 2балла.Ребёнок понимает не все формы словоизменения. 1балл.Ребёнок понимает лишь простейшие формы словоизменения. 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Исследование понимания связной речи
Понимание содержания знакомой сказки | 4года Н.г. К.г. | 5лет Н.г. К.г. | 6лет Н.г. К.г. | |||
Что посадил дед?(покажи) | Кто испёк Колобка? | Где стоял теремок? | ||||
Кто стал репку тянуть?покажи | Из чего бабка испекла | Кто его увидел 1? | ||||
Кого позвал дед? покажи | Куда он покатился? | Кого пустила мышка в теремок? | ||||
Кого позвала бабка?покажи | Кого1 встретил? | Кто пришёл после лягушки? | ||||
Кого позвала внучка?покажи | Какую песенку спел зайке? | Что делали в теремочке зайка,волк? | ||||
Кого позвала Жучка?покажи. | Кого встретил потом? | Почему медведь сломал теремок7 | ||||
Кого позвала кошка?покажи. | Почему он сел лисе на нос? | |||||
Кого позвала мышка?покажи. | ||||||
Кто помог вытянуть репку?покажи. | ||||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок хорошо понимает содержание предложений и сказок. Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки. 2балла.Ребёнок понимает содержание предложений и сказок. Возможны незначительные неточности. 1балл.Ребёнок понимает вопросы не сразу, требуется повторит вопрос несколько раз, при ответах допускает существенные ошибки и неточности. 0балловНе отвечает на вопросы, картинки не показывает. |
Исследование состояния экспрессивной речи
Общая характеристика речи
Критерии оценивания | 3балла.Речь понятная, чёткая, интонированная, связная, последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме, звукослоговую структуру слов не нарушает. 2балла.Речь понятная, но недостаточно чёткая, состоит из распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с нестойкими аграмматизмами, интонирования.Отмечаются отдельные нарушения звукослоговой структуры сложных слов. 1 балл.Речь непонятная, нечёткая, состоящая из отдельных слов или простых нераспространённых предложений с грубым нарушением звукослоговой структуры слов, монотонная. 0баллов.Речь состоит из отдельных искажённых и упрощённых слов. |
Активный словарь | 4года Н.г. Кг. | 5лет Н.г. К.г. | 6лет Н.г. К.г. | |||
Назвать существительные по темам | «Игрушки» | «Мебель» | «Ягоды» | |||
«Посуда» | «Овощи» | «Дикие животные» | ||||
«Одежда» | «Фрукты» | «Домашние животные» | ||||
«Обувь» | «Транспорт» | «Птицы» | ||||
Назвать одним словом (обобщить) | Мяч, кукла, машинка | Стул, стол, шкаф | Клубника, смородина, черника | |||
Чашка, тарелка, ложка | Огурец, помидор, морковь | Волк, лиса, заяц | ||||
Рубашка, платье, шорты | Яблоко, банан, апельсин | Кошка, собака, свинья | ||||
Тапки, туфли, ботинки | Автобус, самолет, теплоход | Аист, кукушка, ласточка | ||||
Назвать части тела и части предметов (по картинкам) | Ноги спинка стула | Нос рукав | Локоть манжета | |||
Руки сиденье стула | Рот воротник | Ладонь петля для | ||||
Голова ножка стула | Живот пуговица |
| ||||
Глаза кузов машины | Грудь кабина | пуговицы | ||||
Уши колёса машины | руль | Затылок фары | ||||
Висок мотор | ||||||
Предикативный словарь | Что делает мальчик? (Ест) Что делает девочка? (Спит) Что делают дети? (Играют) Что делает птица? (Летит) Что делают рыбки? (Плавают) Что делают машины? (Едут) | Как передвигаются птицы? (Летают) Как передвигаются рыбы? (Плавают) Как передвигается змея? (Ползает) Как передвигается лягушка? (Прыгает) Как передвигается человек? (Ходит) Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает) А как подает голос корова? (Мычит) А как подает голос петух? (Кукарекает) | Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк? (Воет) А как подает голос лошадь? (Ржет) А как подает голос овца? (Блеет) Врач лечит. А что делает учитель? (Учит) А что делает продавец? (Продает) А что делает маляр? (Красит) А что делает швея? (Шьет) | |||
Атрибутный словарь. Назвать предъявляемые цвета | Красный | Красный | Красный | |||
Синий | Оранжевый | Оранжевый | ||||
Зеленый | Желтый | Желтый | ||||
Желтый | Зеленый | Зеленый | ||||
Белый | Голубой | Голубой | ||||
Черный | Синий_ | Сини | ||||
Белый | Фиолетовый | |||||
Черный | Розовый | |||||
Белый | ||||||
Черный | ||||||
Серый | ||||||
Коричневый | ||||||
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) | Мяч какой? (Круглый) | Солнце какое? (Круглое) | Руль какой? (Круглый) | |||
Платок какой?(Квадратный) | Печенье какое? (Квадратное) | Окно какое? (Квадратное) | ||||
Косынка какая? (Треугольная) | Флажок какой? (Треугольный) | |||||
Огурец какой? (Овальный) | Слива какая? (Овальная) | |||||
Одеяло какое? (Прямоугольное) | ||||||
Подбор антонимов | Друг | |||||
Добро | ||||||
Горе | ||||||
Горячий | ||||||
Легкий | ||||||
Длинный | ||||||
Давать | ||||||
Поднимать | ||||||
Продавать | ||||||
Критерии оценивания | 3балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь соответствует возрастной норме или опережает её. 2балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь ниже возрастной норме или опережает её. 1балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь значительно отстаёт возрастной норме или опережает её. 0балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь практически не сформирован. |
Исследования состояния грамматического строя.
Состояние словоизменения | 4года | 5лет | 6лет | |||
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовывать по аналогии | Стол – столы | Кот – коты | Глаз – глаза | |||
Рот – | Лев – | Лист – | ||||
Кукла – | Река – | Стул – | ||||
Рука – | Ухо – | Лень – | ||||
Окно – | Кольцо – | Воробей – | ||||
Книга – | ||||||
Дерево – | ||||||
Употребление имен существительных в косвенных падежах | Что есть у мальчика? (Мяч) | |||||
Чего нет у мальчика? (Мяча) | ||||||
Кому мальчик дает мяч? (Девочке) | ||||||
Что ты видишь на картинке? (Машину) | ||||||
Чем рисует девочка? (Карандашом | ||||||
О ком думает кошка? (О мышке) | ||||||
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам) | Шаров | Карандашей | ||||
Ключей | Листьев | |||||
Берез | Книг | |||||
Ложек | Вилок | |||||
Окон | Ведер | |||||
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (показать по картинкам) | Красный мяч | Оранжевый апельсин | Фиолетовый колокольчик | |||
Синий шар | Голубая бабочка | |||||
Желтое ведро | Белое блюдце | Серая ворона | ||||
Розовое платье | ||||||
Употребление предложно-падежных конструкций | Где стоит ваза? (На столе) | Где сидит снегирь? (На дереве) | Где спит собака? (Под крыльцом) | |||
Где лежат фрукты? (В корзине) | Где стоит коза? (За забором) | Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца) | ||||
Где летает бабочка? (Над цветком) | Где сидит кот? (Перед домом) | Где прячется кошка? (За домом) | ||||
Где спряталась мышка? (Под грибком) | Где растет елка? (Около дома) | Откуда выходит кошка? (Из-за дома) | ||||
Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам) | Два кота | Два мяча | Пять пней | |||
Пять котов | Пять мячей | Два воробья | ||||
Две машины | Две розы | Пять воробьев | ||||
Пять машин | Пять роз | Две книги | ||||
Два окна | Пять книг | |||||
Пять окон | Два ведра | |||||
Пять ведер | ||||||
Исследование словообразования | ||||||
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) | Стол – столик | Забор – заборчик | Лист – листок | |||
Чашка – чашечка | Сапог – сапожник | Трамвай – трамвайчик | ||||
Кукла – куколка | Кровать – кроватка | Изба – избушка | ||||
Лента – ленточка | Крыльцо – крылечко | |||||
Ведро – ведерочко | Кресло – креслице | |||||
Окно – окошечко | ||||||
Образование названий детенышей животных | У кошки – котенок | У зайца – | У коровы – | |||
У лисы – | У волка – | У лошади – | ||||
У утки – | У белки – | У собаки – | ||||
У слона – | У козы – | У овцы – | ||||
У медведя – _ | ||||||
Образование относительных прилагательных(6лет) | Стол из дерева (какой?) – деревянный | |||||
Аквариум из стекла (какой?) – | ||||||
Крыша из соломы (какая?) – Стена из кирпича (какая?) – Шапка из меха (какая?) – Носки из шерсти (какие?) – Сапоги из резины (какие?) – Крепость из снега (какая?) – Лопатка из металла (какая?) – Сок из яблок (какой?) – | ||||||
Образование притяжательных прилагательных(6лет) | Очки бабушки (чьи?) – бабушкины | |||||
Туфли мамы (чьи?) – | ||||||
Усы кошки (чьи?) – | ||||||
Хвост лисы (чей?) – | ||||||
Берлога медведя (чья?) – | ||||||
Гребень петуха (чей?) – | ||||||
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам) (6лет) | Мальчик выходит из дома. | |||||
Мальчик отходит от дома. | ||||||
Мальчик подходит к магазину. | ||||||
Мальчик переходит улицу. | ||||||
Мальчик обходит лужу. | ||||||
Мальчик входит в дом | ||||||
Образование глаголов совершенного вида (составить предложение по картинкам) (6лет) | Девочка строит домик. | |||||
Девочка построила домик. | ||||||
Мальчик красит вертолет. | ||||||
Мальчик покрасил вертолет | ||||||
Критерии оценивания | 3балла ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования. 2балла.Ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий. 1баллРебёнок допускает стойкие ошибки при выполнении заданий. 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Исследование состояния связной речи
4года | 5лет | 6лет | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||||
Пересказ текста из нескольких предложений | |||||||||||
4года Котенок У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. | |||||||||||
5 лет: Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. | |||||||||||
6 лет (составление рассказа по серии картинок): | |||||||||||
Критерии оценивания | 3баллаРебёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер.Отсутствует пропуск смысловых звеньев.Во время высказывания наблюдается незначительные нарушения отдельных языковых компонентов. 2балла. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдается нарушения ряда языковых компонентов 1баллаНарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья .Во время высказывания наблюдается грубые нарушения всех языковых компонентов 0баллов.Задания не выполняются совсем. | ||||||||||
Логопедическое заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата_______________
логопед___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи
Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего...
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой...
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет), автор Нищева Н.В....
Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)
Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)...
Речевая карта обследования ребёнка с ОНР, составленная по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк
Данная речевая карта составлена мной по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк, с небольшими дополнениями по Н.В. Нищевой. Особенность карты является то, что она составлена в Office Exel. А это дает в...
Речевая карта ребёнка с ОНР (с 6 до 7 лет)
Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста составлена на основе "Речевой карты ребёнка с ОНР (с 4 до 7 лет)" Н.В.Нищевой....