Развитие мелкой моторики рук у детей
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
представлены игры со счётными палочками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey.docx | 232.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к обучению грамоте и письму через игры со счетными палочками».
Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения необходимо объяснять ребенку как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.
В подготовительной группе дети создают изображения, состоящие из множества деталей, проводят синтез и анализ изображений. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможность проявить свою фантазию, а также задания на выкладывание ритмического рисунка и игры на развитие внимания с использованием выложенных фигур («Угадай, что изменилось?»). Задания можно выполнять в виде соревнований. Детям можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения рук и пальцев.
Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению.
Упражнения можно использовать в утреннее и вечернее время, а также и на занятиях. И не только на математике, но и на других: ознакомления с окружающим, продуктивных и т.д. Например, после рассматривания картины «Ежи», можно предложить выложить ежика из счетных палочек. А перед аппликацией «Кораблик», загадать детям загадку (или прочитать стих-е), а отгадку выложить из палочек.
Что умеют счётные палочки.
Счётные палочки представляют собой набор деревянных и ли пластмассовых палочек размером 5-10 см. Для игр и занятий на полу удобно пользоваться палочками длиной 10-15 см. Здесь дети чувствуют себя свободно, они могут передвигаться и менять позу, что снимает утомление, создаёт атмосферу сотрудничества.
Традиционно палочки используются как счётный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счётных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей.
В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и – благодаря открытию новых способов действия с материалом – таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Задачи со счётными палочками нельзя решать каким - либо одним, ранее усвоенным способом. Каждая задача в этом смысле уникальна. Однако можно выделить некоторые обобщённые способы познавательных действий, используемые при решении задач:
- запоминание и осмысление задачи;
- сопоставление заданной фигуры с образом, требуемым по условиям;
- выбор из нескольких вариантов фигур того, который удовлетворяет условиям преобразования.
Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:
1.Задачи на построение простых фигур:
- по стороне (например, построить треугольник со стороной в две палочки);
- по общему количеству палочек (например, построить треугольник из 6 палочек).
2. Задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Здесь можно предложить детям следующие задания:
- Построить 2 треугольника из 5 палочек.
- Построить 3 треугольника из 7 палочек.
- Построить2 квадрата из 7 палочек.
- Построить 2 треугольника и 2 квадрата из 9 палочек.
- Собрать несколько квадратов в одном
и другие.
3.Задачи на преобразование фигур типа:
- добавь / убери h палочек так, чтобы …
- переложи h палочек так, чтобы …
Задачи даются парами. Парность раскрывает двойственный (обратимый, симметричный) характер математической задачи, а также увеличивает количество задач.
Увидеть готовое преобразование ребёнку проще, чем самому выполнить его. Упражнения типа «Что изменилось?» помогают понять смысл задач на преобразование фигур. А также выполнить их самостоятельно.
Предложите детям следующие задания:
- Убери 2 палочки, чтобы получилось 2 квадрата,
или, наоборот, добавь 2 палочки так, чтобы
получилось 3 квадрата.
- Переложи 3 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата, или, наоборот, переложи 3 палочки так, чтобы получилось 4 квадрата.
- Убери 1 палочку, чтобы получилось 2 треугольника, или, наоборот, добавь 1 палочку так, чтобы получилось 3 треугольника
и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"
Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР, как средство развитие речи»
консультация для родителей...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр как одно из условий формирования предпосылок учебной деятельности»
Методическая разработка мини-проекта...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»
Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...