Обобщение опыта на тему "Развитие интонационной выразительности речи"
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Представлен материал обощенного опыта работы по теме: "Развитие интонационной выразительности речи". Данный материал может быть использован учителями-логопедами, музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_16.04.13.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интонационной выразительности речи.
При определении последовательности и содержания логопедической работы с детьми по формированию интонационной выразительности необходимо учитывать данные о ее становлении в онтогенезе. Ребенок усваивает язык и развивается не сам по себе, а под влиянием общения с взрослыми. С самого рождения между ним и матерью устанавливается эмоциональный контакт, а в речи матери эмоции по отношению к ребенку выражаются, прежде всего, в интонации, которую тот начинает усваивать раньше, чем сегментные звуковые средства языка. Если обращенная к нему речь эмоциональна, выразительна, то к 4-5 месяцам малыш будет по-разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а на сердитый может заплакать. Первоначально в активном овладении интонацией играет имитация, а лепет и собственно речь возникают в основном в моменты эмоционального подъема. Постепенно появляется интонация утверждения и вопросительная интонация, что связано напрямую с формированием соответствующих синтаксических структур (вопрос - ответ). К двум годам жизни ребенка в речи начинают проявляться разные эмоциональные состояния, накладывающиеся на высказывания - ответы, на реплики взрослых оформленные интонациями. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована.
Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанников, поступающих в речевые группы, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.
Становление интонационной системы сложный процесс. На начальных этапах используются игры на развитие выразительности движений и речи. В процессе игры дошкольники при помощи мимики и пантомимики изображают животных или персонажей сказки. Затем применяются игры в парах, когда один из детей показывает животное или персонаж сказки, а
другой отгадывает, кто находится перед ним. Моделируются ситуации общения между участниками игры, предлагая детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д.).
Развитию понимания эмоционально - образного содержания высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным народным творчеством. В качестве речевого материала используются сказки о животных и стихи, знакомые детям. Применяются следующие виды заданий:
- узнать произведение по пантомимике;
- продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки;
- выбрать одну или несколько иллюстраций событий сказки, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения;
- составить последовательность из картинок, иллюстрирующих сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.
В дальнейшем опора на наглядное изображение замещается использованием специальных символов. Проводятся игры для развития восприятия и понимания эмоций, а также основного тона высказывания, используются пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С помощью этих игр у детей происходит расширение круга понимания эмоций.
Работе по формированию интонационной выразительности предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают дошкольников к ее восприятию, способствуют ее развитию. Упражнения включают прослушивания, отстукивания, прохлопывания отдельных звуков, слогов, слов. Также вводятся упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции. Развитие чувства ритма и выразительности речи продолжается на занятиях по логоритмике, музыке, в ходе подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций и др.
К числу достаточно распространенных ошибок у младших школьников относится неправильный выбор знака в конце предложения, поэтому уделяется большое значение формированию общих представлений об интонационной выразительности речи. Работа начинается с объяснения, что наш голос изменяется, что им можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу. Затем знакомим детей с повествовательной интонацией: "Когда мы о чем-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем". Произнесенные предложения сопровождаем движением руки, графическим изображением. Для закрепления знаний о повествовательной интонации дошкольникам сообщаем, что в конце таких предложений ставится точка, подтверждая это карточкой с изображением
знака и стихотворением о нем. После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой.
При знакомстве с вопросительной интонацией детям сообщаем, что, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Воспитанникам задаем вопросы, а потом им предлагаем сделать это, и обсуждаем с ними особенности произнесения вопросительного предложения: " В конце вопросительного предложения голос повышается". Повышение голоса подтверждаем соответствующим движением руки и обозначаем графически. Показываем карточку с изображение вопросительного знака, заучиваем стихотворение о нем. Закрепление вопросительной интонации осуществляется в стихах сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.
Знакомство дошкольников с восклицательной интонацией начинается со сравнения с уже известными им. Далее предлагаем несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа "Ох!", "Ах!", "Ух!". Проводим беседу по их содержанию, называем слова соответствующие каждой из картинок. Уточняем, что эти слова мы произносим громко, восклицая. Потом объясняем, что восклицательно можно произнести и целое предложение. На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменения голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически. Для обозначения восклицания вводится соответствующий знак, выучивается стихотворение о нем. Далее предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком.
Дифференциация интонационных типов высказываний и их закрепление проводится в играх "Шифровальщик", когда дети после прослушивания предложенных предложений зашифровывают их соответствующими знаками. А также на материале стихотворений и текстов, считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок разыгрываемых по ролям.
Становление интонационной системы в речи дошкольников способствует как развитию понимания речевых сообщений, так и улучшению качества коммуникативных способностей детей.
Этапы логопедической работы над интонационной выразительностью речи.
Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).
2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:
а) знакомство с повествовательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению повествовательной интонации.
3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
а) знакомство с вопросительной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по различению вопросительной интонации.
4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:
а) знакомство с восклицательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению восклицательной интонации.
5. Развитие дифференциации различных видов интонации.
При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:
Восклицательный знак
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны!
(А. Тетивкин)
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Вопросительный знак
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего?
О ком? Кто? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
(А. Тетивкин)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.
Точка
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.
(Ф. Кривин)
Предложения бывают:
1. Вопросительные
Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:
“Ты дрался, да?..
Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?”
2. Повествовательные
Повествовать придется мне, И я скажу:
“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”
3. Восклицательные
Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:
“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”
(Ф. Кривин)
В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:
1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.
3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:
ау ои ауи аза усо и т. д.
4. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:
у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у — громкое произнесение — ау, ауи т. д.
5. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков
громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.
отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:
7. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков:
А а А а А а
8. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:
Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:
1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:
Это Маша.
Маша поет.
На улице ранняя весна. И т. д.
2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:
Маша пришла?
Маша пришла?
Маша поет песню?
3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:
Как Маша поет?
Когда он приедет?
Сколько в саду детей? И т. д.
4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:
Какая она красавица!
Это же мама!
Доброе утро!
и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):
За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!
и его сокращение:
Смотри! Начинай работу! И т. Д.
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями,
считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
и его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо,
Тихо,
Тихо...
(С. Маршак)
Скажи погромче Слово “гром” — Грохочет слово,
Словно гром.
(А. Барто)
Опавшей листвы разговор еле слышен:
Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:
На пороге — морозы!
(Ю. Капотов)
В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон.
Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас Вот и весь рассказ.
(Л. Мезинов)
(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей , на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.
Литература.
- Голубева Г. Г. « коррекция нарушения фонетической стороны речи у дошкольников», 2000.
- Хватцев М. Е. « Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей» М., 1962.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. « Развитие речи и творчества дошкольников», М. 2005.
- Худенко Е., Шаховская С., Ткаченко Т. « Планы-конспекты логопедических занятий по формированию просодического компонента речи у детей» М. 2003.
Отзыв на открытое мероприятие _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
проведенного учителем-логопедом МБДОУ- д/с №3 ст.Старовеличковской, Марченко Оксаной Александровной
Место проведения: МБДОУ- д/с №_ ст.____________________
Дата проведения: ___________.
№ | вопрос | да | не знаю | Нет |
1. | Применялись ли ИКТ на просмотренном мероприятии? | |||
2. | Соблюдались ли требование к размещению и использованию ИКТ оборудования? | |||
3. | Почерпнули ли Вы что-либо интересное из применяемых педагогом ИКТ? | |||
4. | Привело ли применение ИКТ к усилению мотивации? | |||
5. | Помогло ли использование ИКТ в решении поставленных педагогом задач? | |||
6. | Ваша оценка деятельности педагога по 5 бальной шкале? | |||
7. | Укажите, в каком качестве применялись ИКТ на просмотренном мероприятии: в качестве средств наглядности при работе с детьми, либо в качестве дидактического пособия для работы с детьми. |
Ф.И.О., должность, место работы ____________________________________________________
Подтверждаю заведующий МБДОУ д/с №__ ___________ __________________
подпись Ф.И.О.
Отзыв на непосредственную образовательную деятельность по ______________________
_____________________________________________________________________________
детей ________________________________________ группы, проведённого учителем-логопедом МБДОУ – д/с №3 ст. Старовеличковской, Марченко Оксаной Александровной
Место проведения: МБДОУ- д/с №_ ст._________________________
Дата проведения: _____________.
№ | вопрос | да | не знаю | нет |
1. | Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности? | |||
2. | Достаточно ли профессионально на Ваш взгляд поступил педагог? | |||
3. | Заметили ли Вы какие-либо ошибки в организации и проведении мероприятия? | |||
4. | Добился ли воспитатель поставленной цели? | |||
5. | Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, продемонстрированные педагогом ? | |||
6. | Ваша оценка деятельности воспитателя по 5 бальной шкале. | |||
7. | Укажите современные образовательные технологии и инфомационно-коммуникативные технологии, которые педагог применил в своей деятельности. |
Ф.И.О., должность, место работы
___________________________________________________________________________________
Подтверждаю заведующий МБДОУ д/с №__ ___________ __________________
подпись Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей....
Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)
Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...
Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода. Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»
мастер-класс для педагогов по развитию речи...