Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании
статья по логопедии на тему

Трудовые поручения следует рассматривать как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей, поскольку они способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательской деятельности. Труд предусматривает реальные изменения в вещах и получение нового практического результата, в то время как в игре дети из различных материалов или элементов могут создать что- то новое, видоизменять их. Ребенка нужно подготавливать к труду посредством игры, учитывая его дальнейшее развитие и соблюдая необходимое равновесие между игрой и трудом. В игре в значительно большей мере, чем в какой-либо иной деятельности, ребенок проникает в общественный смысл труда, в разделение труда, во взаимоотношения людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района Управления образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –  
детский сад комбинированного вида  № 27

620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru

автор: Шабурова Ксения Геннадьевна

Воспитатель логопедической группы

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Трудовые поручения следует рассматривать как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей, поскольку они способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательской деятельности. Труд предусматривает реальные изменения в вещах и получение нового практического результата, в то время как в игре дети из различных материалов или элементов могут создать что- то новое, видоизменять их. Ребенка нужно подготавливать к труду посредством игры, учитывая его дальнейшее развитие и соблюдая необходимое равновесие между игрой и трудом. В игре в значительно большей мере, чем в какой-либо иной деятельности, ребенок проникает в общественный смысл труда, в разделение труда, во взаимоотношения людей.

Формирование трудовой деятельности у детей происходит на основе расширения представлений, их конкретизация, иллюстрированная значительным числом ярких, доступных примеров. Главное условие заключается в том, чтобы ребенок мог делать с предметом, выбранным для игры, то что делает взрослый с настоящим предметом, его манипулятивность.

Трудовая деятельность позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение доводить свою деятельность до конца. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, сила воли; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Человек, труд и общество рассматривается в их неразрывном, органическом единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного возраста начать формирование у детей целостного нравственного представления об трудовой деятельности, о значимости в жизни человека. Дети узнают о трудовых поручениях, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости оказания посильной помощи, далее формируются знания о последовательности и значимости труда.

Существует достаточный перечень трудовых поручений, которые всесторонне развивают детей дошкольного возраста, формируют необходимые знания, умения, навыки, укрепляют здоровье ребенка. Трудовая деятельность играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Трудовые поручения как форма социально-коммуникативного развития и познавательного развития воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека, взаимодействие в команде сверстников и взрослых. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи. Одновременно на доступном для детей уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и трудовой деятельностью, пути их разрешения. Дети узнают о реальных ситуациях при последовательности выполнения трудовых поручений, во взаимодействии со сверстниками.

Систематический и последовательный труд на огороде, в саду, цветнике, на участке и уголке природы формирует и повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь, понимать бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств, расширяет представления о трудовых поручениях. В процессе ухода дети получают представление о многообразии живого мира на земле, о том как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Формируется сравнительный анализ: сравнивая животных, находить сходство и различия между ними, общее и различное у растений, помогать замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

Рассмотрим влияние трудовой деятельности на развитие речи детей.

По мере обогащения опыта детей, поступления и появления новых трудовых поручений развивается последовательность в действиях, умственные способности, происходит развитие речи. Дошкольник учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы, подводить итог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие достаточно продуктивно включает овладение речью посредством обогащения словаря; развитием связной речью; грамматически   обогащается новыми словами, вступлением в диалог с друг другом. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном, эмоционально сопереживает от полученных примеров.  Он может запоминать и обобщать полученную информацию, воспринимая действительность.

Одна из главных задач трудовых поручений дошкольников - ознакомление с трудом взрослых, подражание во всех начинаниях, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся познавать профессии взрослых, обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки, с помощью различных игровых и будних ситуаций.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовой деятельности детей играет семья, взрослые и другие члены, положительный пример родителей. Благоприятные условия для привлечения в трудовой деятельности создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о важности выбранной профессии, реализации себя в социуме. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное и положительное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительным отношением к трудовой деятельности окружающих, оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул, для дальнейшего познания окружающего мира, формирование возможности проявить себя в современном мире.

Информационно-коммуникативные технологии оказывают воздействие на родителей, может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, о своей работе, о роде профессий других членов семьи, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

В процессе наблюдений и применений трудовых поручений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое, выстраивая последовательность. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое и содержательное явление, возможно, выработать у дошкольников правильные представления о труде, трудовых поручениях, правильному и добросовестному отношению к нему.

Важно, чтобы это усложнение и последовательность содержания выражалось не только в нарастании и обогащения объема познавательного материала, но и в постепенном и положительном изменении его характера действий, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя и составляющая сторона трудовых поручений - видимые действия людей, орудия труда, материалы, взаимодействие со сверстниками, умение работать в команде. Когда ребенок ставит перед собой трудовую задачу, он исходит прежде всего из своих представлений, причем оценивает жизненную правдоподобность этой задачи: бывает так или нет? Если же этого не бывает, он к этому относится соответственно: не выполняет задания до конца, занимается каким- либо побочным делом. Из этого вытекает, что в ролевые игры может быть включена трудовая деятельность детей, ибо посредством ее ребенок может отражать отношения взрослых, понимать общественную значимость труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая деятельность, а именно, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; умение вступить в диалог; целенаправленно охарактеризовать последовательность трудовых действий; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним развитием формирующейся личности. Формирование личности ребёнка в трудовой деятельности остаётся непрерывной задачей в личностно-ориентированном подходе достижений дошкольников. Но лишь при условии, что трудовая деятельность реализуется с учетом осмысления, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом технологии речевого развития детей.

Сюжетно-ролевые игры - это возможность детей реализовать свои приобретенные навыки трудовых поручений, их систематическая последовательность; проявление самостоятельности распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Сюда же можно отнести влияние данной игровой деятельности на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного, распределение ролей, принятие правил. Желание организовать подобную игру дома, во дворе со сверстниками.  После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением, эмоционально перенаполняем, с большим восторгом делится впечатлениями от происходящего.

Содержание игровой деятельности формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, социальной действительности. Систематизирует и совершенствует умение реализовать себя в современном мире.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь, развивают диалогическую и монологическую сторону речи.

Трудовая деятельность влияет на речевое развитие

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук; формирование здоровьесберегающих технологий.

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов, лексико-грамматическую сторону речи.

В процессе трудовой деятельности, наблюдений за аспектом трудовых поручений от взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, взаимодействие сверстников, умение распределять роли и принимать правила, таким образом, развивается диалогическая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам нравственного воспитания»

Задачи1.                  Формирование начал нравственного сознания2....

Опыт работы «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй»

Опыт работы выкладываю в сокращенном варианте, с основными направлениями деятельности....

Статья на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»...

Роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста

В статье раскрывается роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации....

Роль трудового воспитания в развитии речи детей дошкольного возраста

Как развивать речь дошкольника через трудовое воспитание...