Опыт работы «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Опыт работы выкладываю в сокращенном варианте, с основными направлениями деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего опыта работы:
«Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй»
Объект исследования: объектом исследования является процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием трудового воспитания в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: предметом моего исследования является трудовая деятельность детей и выявление форм и методов, способствующих трудовой деятельности во взаимодействии с семьёй.
Постановка проблемы трудового воспитания определила тему моей работы:
Цель опыта работы:
формирование у детей нравственно ценных качеств,осознания важности труда для общества,положительного иответственного отношения к собственному труду и взрослых,вовлечениедошкольников в практическую деятельностьво взаимодействии с семьёй Исходя из поставленной цели, я сформировала следующие задачи опыта работы:
- формировать у детей трудовые умения и навыки их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности
- формировать нравственно-трудовые качества: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам их труда, оказания посильной им помощи
- расширять и углублять знания детей о труде взрослых, представления о разнообразии профессий, трудовых процессов и результатов труда
- приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то, что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и просьбе воспитателя
- воспитывать положительные взаимоотношения у детей с взрослыми и сверстниками, чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества, поощрять стремление детей помогать друг другу
- воспитывать у детей положительные личностные качества: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности к участию в труде, умению адаптироваться в социуме
- организовывать взаимодействие детей, воспитателей и родителей в совместной практической деятельности для создания единого образовательного пространства
Гипотеза: предполагаю, что взаимодействие с семьями воспитанников будет более эффективным в формировании интегративных качеств личности детейпри использовании комплекса форм и методов трудового воспитания, включая нравственноевоспитание дошкольников.
Методологической основой опыта являются: труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей, ведущие теоретические положения педагогики о роли труда в социализации личности детей.
Теоретическая значимость опыта: подбор различных форм, методов работы с детьми, специалистами, родителями в формировании и развитии интегративных качеств социализации личности детей и создания единого образовательного пространства через трудовое воспитание.
Практическая значимость опыта состоит в разработке методических рекомендаций, занятий, консультаций, перспективного планирования, деловых игр, собраний, проектов и семинаров.Результаты исследования могут быть учтены в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и семейном социуме и рекомендованы в помощь педагогам и родителямпоформированиюнравственно - трудового воспитания в детском саду и семье.
Методы исследования:изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы, игры, наблюдение в ходе игровой и трудовой деятельности, занятия, беседы, проекты, игровые и трудовые методы, анализ результатов педагогического опыта.
Динамичность:детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы, методы и направления работы детского сада с семьей. И результатом такой работы должна быть динамичность, так как без неё труд воспитателей становится бессмысленным.
Актуальность
Любой труд делает человека
более радостным,
болеетворческим, умным,
культурным, образованным,
нравственно развитой личностью.
В. А. Сухомлинский
Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем трудового воспитания подрастающего поколения:
- недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности
- несформированность готовности детей к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели
- приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни»
- иждивенчество
- подверженность влиянию пропаганды культа силы и насилия, ведущейся средствами массовой информации.
Вусловиях научно-технического прогресса Кубани и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения, выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы, где принимают на работу людей квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций.
В этой ситуации очень важной и актуальной на сегодняшний день задачей, является трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приученные к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается, как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования нравственно – трудовой личности.
В Федеральном законе«Об образовании в Российской Федерации»говорится, что "государственная политика направлена на интеграцию личности, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание трудолюбия, любви к семье. Формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживании и элементарном бытовом труде (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7) В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать не только как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу, но и как средство нравственного воспитания.
По моему убеждению, опыту трудовоеи нравственное воспитание не разделимы.
Когда мы, взрослые, печёмся о нравственном воспитании детей, то очень часто это делаем так, как будто нравственность – автономная область жизни или какой-то «предмет», который мы должны преподавать нашим детям.
Нравственность – это то, как мы живём, как трудимся, что одушевляет нашу жизнь.
Нравственное учение действенно лишь в том случае, если оно воплощается нами в жизни, а не остаётся на бумаге и словах.
Как писал К. Д. Ушинский: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А это значит, что ещё в дошкольном возрасте надо решать проблему трудового воспитания, которое связано с нравственным воспитанием.
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности.
Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей в доступной форме к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Проблемой исследования трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский. Современная педагогика занимается интенсивным поиском инновационных путей обновления содержания и методов трудового воспитания в дошкольном образовании. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В Федеральном законе об образовании говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. Итак, анализируя педагогические противоречия можно сделать вывод. Педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности.
В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться. В прошествии, более полу века, современное дошкольное образование вновь вернулось к вопросам воспитания нравственно – трудового воспитания. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Многие педагоги и родители начинают понимать, что трудовое воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка.
Наше общество нуждается в такой личности, основными качествами которой были бы доброта, порядочность, трудолюбие, профессионализм, гражданская ответственность.
Формирование у дошкольников интегративных качеств готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса. Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и дошкольного учреждения, является совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты личности у детей.
Проблемой формирования интегративных качеств личности нравственно-трудового воспитания, у детей дошкольного возраста, должны заниматься педагоги детского сада в тесном сотрудничестве с семьёй, что повысит просвещение семьи, которая является важной составной частью общей культуры общества. Это подчёркивает актуальность темы трудового воспитания для опыта работы.
Целью общества отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие качеств личности, а целью работы с семьёй являетсясоздание единого образовательного пространства, которое решается путём взаимодействия детского сада и семьи на основе Федерального государственного стандарта (ФГОС).
Вывод:
Анализируя социологические исследования в педагогической литературе, Федеральный закон «Образования Российской Федерации», ФГОС, региональную образовательную политику и собственный опыт работы в детском саду, я снова убеждаюсь в том, что тема трудового воспитания очень актуальна как в детском саду, так и в семье. Результатом работы по трудовому воспитанию должна стать реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников. Социально-экономические преобразования в России, выдвигают новые подходы в работе с семьёй по трудовому воспитанию.
В настоящее время трудовое воспитание выходит на приоритетный уровень, и данная проблема исследована в недостаточной степени и очень актуальна.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Что возьмут наши дети в будущее: преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании необходимости формировать через трудовую деятельность в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому – то доброе полезное дело.
Из опыта работы: «Методические рекомендации в работе с семьей по трудовому воспитанию»
В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых, которые я использую в работе:
- наблюдение за трудом
- частичная помощь детей взрослым
- организация совместной деятельности взрослых и детей: (В.И. Глотова,
Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
группа методов используемых в работе с родителями
- анкетирование
- беседы
- консультации
- диспуты – постановка перед родителями проблемных вопросов
- собрания
- памятки
- рекомендации
- открытки
- приглашения
- круглые столы
- субботники
- акции
- семинары
- информационные стенды
- дни открытых дверей
- досуги
- праздники
Нетрадиционные методы и формы взаимодействия с социумом, семьёй:
- семейные проекты
- переписка педагогов и родителей
- благодарственные письма
- презентации
- организация развивающей среды
- внутренняя газета детского сада
- использование ИКТ (ЦОР)
- проектная деятельность
Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуются комплексом факторов:
- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей
- практическая помощь семье в воспитании детей
- организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность
- активизация родителей в их педагогическом самообразовании
- определение условий вовлечения семьи для создания единого образовательного пространства
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы, которые применяю в работе:
- систематичности и последовательности
- индивидуально-личностной ориентации воспитания
- единый подход к процессу воспитания ребёнка
- открытость дошкольного учреждения для родителей
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей
- уважение и доброжелательность друг к другу
- дифференцированный подход к каждой семье
- равная ответственность родителей и педагогов
- родительский коллектив – полноправный участник образовательного процесса ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"
За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
нетрадиционные развивающие тренажёры...
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»...
"Формирование интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"
Выбор темы разработки обусловлен основными тенденциями стандартизации образования. ФГТ определяют в качестве результата образования детей дошкольного возраста совокупность интегративных качеств. Основ...
Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...
Опыт работы "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково-познавательной деятельности по ФГОС"
из опыта работы...
опыт работы «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»
Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дош...