Развитие связной речи средствами моделирования
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Использование моделирования как одного из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nagl.mod_.pptx | 2.55 МБ |
nm.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы наглядного моделирования анализ сенсорного материала и перевод его на знаково-символический язык; использование заместителей для составления связного высказывания; овладение программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления при помощи модели; составление рассказов с использованием символов фрагментов картины; наделение элементов модели смысловыми качествами и составление связного высказывания.
анализ сенсорного материала и перевод его на знаково-символический язык
использование заместителей для составления связного высказывания
овладение программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления при помощи модели
составление рассказов с использованием символов фрагментов картины выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.
« оживлялки »
Приём фрагментарного рассказывания
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.
Анализ детских высказываний показывает, что дети испытывают большие трудности в свободном владении родным языком, умением оперировать представлениями, выражать своё отношение, высказываться.
Следует отметить, что у детей, посещающих логопедические группы, наблюдается некоторое запаздывание в развитии связной речи, особенно ее монологической формы, так как она является более сложной по организации, чем диалогическая, требует умения удержать в памяти составленную программу на весь период речевого сообщения. У таких детей наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи, серьезные затруднения возникают при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре. Высказывания таких дошкольников имеют ряд особенностей: они отличаются отсутствием самостоятельности в воспроизведении и составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей.
В последнее время в своей практике широко использую моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию.
Основная задача при формировании способности к моделированию - расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. В работе по формированию у дошкольников связных высказываний средствами моделирования я выделила следующие этапы:
- анализ сенсорного материала и перевод его на знаково-символический язык;
- использование заместителей для составления связного высказывания;
- овладение программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления при помощи модели;
- составление рассказов с использованием символов фрагментов картины;
- наделение элементов модели смысловыми качествами и составление связного высказывания.
- Анализ сенсорного материала и перевод его на знаково-символический язык.
На первом этапе метод наглядного моделирования способствует усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей.
В качестве символов-заместителей можно использовать предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
Обучение связным высказываниям с использованием моделей начинаем со средней группы. Дошкольники знакомятся с простейшими видами моделей и способами их использования при пересказе. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. В дальнейшем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
- Использование заместителей для составления связного высказывания.
На втором этапе дети непосредственно приступают к составлению связных высказываний при помощи моделей.
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки. Начинаем работу с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. для того, чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют картинки с изображением героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры) Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
- логопед читает сказку ребенку;
- ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
- затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
- логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
- ребенок пересказывает сказку по модели.
ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.
В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.
Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:
Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.
С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Где находилось осиное гнездо?
- Кто жил в гнезде?
- Почему все боялись осу?
- Как можно назвать осу?
- Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?
- А что бы сделали вы?
- Какое еще название можно придумать для сказки?
Так же при пересказе используются и графический план, и опорные картинки, и мнемотаблицы. Работа с мнемотаблицами требует от дошкольников повышенной концентрации внимания, развитого ассоциативного мышления и используется при обучении различным типам повествования.
- Овладение программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления при помощи модели.
На третьем этапе наиболее доступным для детей является составление описательного рассказа, так как его основу составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит)?
- за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Когда дети научились свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений, мы приступаем к работе с загадками, к сравнительному описанию нескольких предметов. Дети составляли модель описания двух и более предметов по плану.
- Составление рассказов с использованием символов фрагментов картины.
Наиболее сложным типом повествования для детей является составление рассказов по сюжетной картине. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 4-х этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины, которые являются также элементами наглядных моделей.
В качестве подготовительного упражнения мы предлагаем игровые задания типа “Оживи картину”. Дети рассматривают картину с ограниченным количеством объектов и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные композиции, в одной композиции могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной композиции. Аналогичная работа проводится и для пейзажной композиции.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
- Наделение элементов модели смысловыми качествами и составление связного высказывания.
На пятом этапе ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. На данном этапе целесообразно использовать такой тип повествования как творческое рассказывание, который предполагает развитие умения ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. В полном объеме работа по этому этапу проходит в подготовительной группе.
Представленные приемы наглядного моделирования позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, могут быть использованы как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи средствами дополнительного образования.
В настоящее время, в период нового экономического развития нашего государства при рыночной экономике адаптационные возможности рабочего во многом зависят от его мобильности- способности быстро п...
Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР.
Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества....
Развитие связной речи средствами сказкотерапией.
Призентация о важности сказкотерапии в ДОУ...
Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является ...
Непосредственно-образовательная деятельность логопеда с детьми с ОНР по развитию связной речи средствами системного оператора ТРИЗ
Данная методическая разработка показывает возможности использования системного оператора ТРИЗ в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи. Статья ориентирована на логопедов и воспитателей....
опыт работы по теме "Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности"
Идея изменить формы и методы работы с детьми связана, прежде всего, с тем, что следуя социальному заказу родителей у современных детей стоит развивать:-адекватное восприятие широкого мира визуал...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...