Непосредственно-образовательная деятельность логопеда с детьми с ОНР по развитию связной речи средствами системного оператора ТРИЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данная методическая разработка показывает возможности использования системного оператора ТРИЗ в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи. Статья ориентирована на логопедов и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 302.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности логопеда с детьми с ОНР по развитию связанной речи средствами системного оператора ТРИЗ
Тема:<< Овощи>> (подготовительная группа, второй год обучения). Цель занятия: развитие связной речи детей средствами системного оператора ТРИЗ. Задачи Коррекционно-образовательные: - -учить детей составлять рассказ на основе метода системного оператора ТРИЗ; - закреплять и уточнять знания об овощах; - активизировать словарный запас по теме <<Овощи>>; - учить детей употреблять существительные в именительном падеже множественного числа; - продолжать учить детей выделять гласный звук [ у ] на фоне слова; - продолжать учить детей делить слова на слоги, определять их количество в слове; - закреплять правильное произношение звуков. Коррекционно-развивающие: - развивать связную речь; - развивать фонематический слух, фонематическое восприятие; - развивать слуховое внимание, системное и логическое мышление, творческое воображение; - развивать пространственное и временное ориентирование; - развивать артикуляторную, мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию речи с движением, умение делать плавный выдох ртом. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать уважительное, доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать инициативность, самостоятельность. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Материал и оборудование: мешочек с набором муляжей овощей, мяч, пособие для развития правильного выдоха ртом - плоскостное изображение моркови с ботвой по количеству детей, плоскостные изображения овощей (морковь, картофель, кабачок, перец, помидор, огурец, капуста, укроп, чеснок, лук, свёкла, репа), три корзинки с номерами, символы артикуляционного уклада губ звуков[ а], [о], [у] , экран с девятью кармашками и набор к нему предметных картинок(приложение 1).
Ход занятия. 1. –Ребята, в этом мешочке я приготовила для вас сюрприз. Вам нужно на ощупь определить, что же там находится и дать правильное название. Дети по очереди определяют муляжи овощей на ощупь и называют их: - Морковь, картофель, кабачок, перец, помидор, огурец, капуста, укроп, чеснок, лук, свёкла, репа. - Молодцы! А как их можно назвать одним словом? - Овощи. - Верно. Сегодня на занятии мы поговорим об овощах.
2. – Напомните мне, где растут овощи? Отвечайте полными предложениями. - Овощи растут в огороде на грядке. - Правильно, а сейчас мы поиграем в игру с мячом <<Один - много>>. Я буду называть один овощ и бросать вам мяч, а вы будете отвечать, словно их много, и возвращать мяч мне. Огурец – огурцы помидор – помидоры перец – перцы кабачок – кабачки кочан капусты - кочаны капусты пучок петрушки – пучки петрушки - Молоды, а теперь посмотрите, какой овощ у меня в руках? - Морковь. – Как называется наземная часть этого овоща? – Ботва. – Верно, сейчас вы подуете на неё как ветерок, чтобы ботва от вашего выдоха заколыхалась. Вот так ( показ). Напоминаю, вдох нужно делать носом, а выдох плавный и спокойный - ртом. Напомните мне, что не следует делать? - Поднимать плечи, надувать щёки. (Дети выполняют задание.) – Хорошо, а теперь пришло время нам собрать урожай в корзинки. В корзинку с номером 1 вы положите овощи, в названии которых 1 слог. В корзинку с номером 2 соберём овощи, в названии которых 2 слога. Как вы думаете, в корзинке с номером 3 окажутся овощи, в названии которых сколько слогов? – Три слога. – Верно.( Детям предлагается три корзинки с номерами и плоскостные изображения моркови, картофеля, кабачка, перца, помидора, огурца, капусты, укропа, чеснока, лука, свёклы, репы на фланелеграфе). Задание выполняется по очереди с контролем движения нижней челюсти тыльной стороной ладони. Правильно. Давайте уточним, что оказалось в первой корзинке? – Лук. – Во второй? – Морковь, перец,, чеснок, свёкла, репа, укроп. – В третьей? – Картофель, кабачок, помидор, капуста. – Теперь приготовьтесь меня внимательно послушать. Я назову три овоща, а вы должны будете ответить, какой гласный звук есть в каждом из этих слов: укроп, лук, капуста. – Звук [у]. – Молодцы, подберите символ, соответствующий этому звуку. (Детям предлагаются символы артикуляционного уклада губ звуков[ а], [о], [у]). Правильно, пришло время немного подвигаться. Встаём в круг и играем в игру <<Урожай>> (Н. Нищева)
В огород пойдем, урожай соберем.(идут по кругу, взявшись за руки) Мы морковки натаскаем ( “таскают”) И картошки накопаем ( “копают”) Срежем мы кочан капусты, ( “срезают”) Круглый, сочный, очень вкусный,(показывают круг руками-3 раза) Щавеля нарвем немножко ( “рвут”) И вернемся по дорожке.(идут по кругу, взявшись за руки)
– А теперь я предлагаю вам вспомнить всё, что мы знаем об овощах с помощью нашего экрана. ( Детям предлагается экран с 9-ю кармашками). Напомните мне, что находится в левых кармашках? – Прошлое предмета. - А справа? – Будущее предмета. – А посередине? – Настоящее. – Что же находится в верхних кармашках? – То частью чего является изучаемый предмет. – А в нижних? – Его части. – А посередине? – Сам предмет. – Молодцы, я вижу, вы всё хорошо запомнили. А теперь приступим. Рассматривать мы будем – огурец. (В центр экрана выставляется картинка с огурцом.) - Что такое огурец, где он растёт? Отвечаем полными предложениями. – Огурец – это овощ. Он растёт в огороде на грядке. ( Выставляется картинка в верхний средний кармашек.) - Что есть у огурца, какой он? - Огурец овальный, длинный, у него зелёная тонкая шкурка и светлая сочная мякоть с семенами. – Чем был огурец в прошлом, из чего он вырос? – В прошлом огурец был маленьким семечком. (Выставляется картинка в левый средний кармашек.) – Для чего нужны семена? - Семена сажают в землю, чтобы из них выросли новые растения и дали плоды. (Выставляется картинка в верхний левый кармашек.) - Что есть у семени огурца, какое оно? - Семя огурца маленькое, овальное, заостренное с концов. У семени есть оболочка и мякоть.(Выставляется картинка в нижний левый кармашек.) – Что можно делать с огурцами, когда они вырастут? - Их можно есть свежими или солёными. – Правильно, давайте предположим, что наш огурец засолили. (Выставляется картинка с изображением банки с солёными огурцами в средний правый кармашек.) Что для этого потребуется? - Банка, огурцы, вода, соль. – Верно. (Выставляется картинка в нижний правый кармашек.) А как называется всё то, что мы, вырастив и собрав с земли, употребляем в пищу? - Урожай. – Молодцы. (Выставляется картинка с изображением урожая в верхний правый кармашек.) Посмотрите, сколько всего мы смогли вспомнить об огурце. Кто готов составить рассказ по этим картинкам? ( На данном этапе применения системного оператора ТРИЗ используются заранее приготовленные картинки. Или же в присутствии детей быстро зарисовываются схематичные изображения того, к чему подводит наводящими вопросами логопед, формируя определённый алгоритм рассказа ). - Кто готов составить рассказ по этим картинкам? (Детей можно привлечь к рассказу по всей схеме; выборочно, представляя объект в прошлом, настоящем или будущем; дробно по каждому элементу схемы. Это зависит от этапа обучения, уровня развития речи и творческой активности ребёнка.) - Молодцы! Давайте потренируем наши пальчики. Говорим и делаем вместе со мной. Пальчиковая гимнастика <<>> - Пришло время вспомнить наши артикуляционные упражнения. (Дети выполняют артикуляционную гимнастику) <<Лопатка>> <<Иголка>> <<Качели>> <<Чашечка>> <<Вкусное варенье>>
3. - Очень хорошо. Ребята, о чём мы сегодня говорили, составляли свой рассказ? - Об овощах. – Напомните, где они растут? - В огороде на грядке. – Какой звук мы продолжали учиться выделять? - Звук [ у ]. – Верно. Вы сегодня очень старались, а сейчас можете идти отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет с задержкой психического развития на тему "Мой родной город Алексин"
Обобщить знания детей по теме «Мой родной город - Алексин"....
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос». «Космическое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос» в старшей логопедической группе. Тема: «Космическое путешествие»...
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы». «Веселое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Веселое путешествие»...
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы
Активизация и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...
Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...