Непосредственно-образовательная деятельность логопеда с детьми с ОНР по развитию связной речи средствами системного оператора ТРИЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данная методическая разработка показывает возможности использования системного оператора ТРИЗ в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи. Статья ориентирована на логопедов и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx302.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности логопеда с детьми с ОНР по развитию связанной речи средствами системного оператора ТРИЗ

Тема:<< Овощи>> (подготовительная группа, второй год обучения).                                                               Цель  занятия: развитие связной речи детей средствами системного оператора ТРИЗ.             Задачи                                                                                                     Коррекционно-образовательные:                                                                          - -учить детей  составлять рассказ на основе метода системного оператора ТРИЗ;                                              - закреплять и уточнять знания об овощах;                                                                  - активизировать словарный запас по теме <<Овощи>>;                                                    - учить детей употреблять существительные в именительном падеже множественного числа;                           -  продолжать учить детей выделять гласный звук [ у ] на фоне слова;                                                                    -  продолжать учить детей делить слова на слоги, определять их количество в слове;                                   -  закреплять правильное произношение звуков.                                                                                                                                                                                                         Коррекционно-развивающие:                                                                                                                                            - развивать связную речь;                                                                                                                                                         - развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - развивать слуховое внимание, системное и логическое мышление, творческое воображение;                - развивать пространственное и временное  ориентирование;                                                                         -  развивать артикуляторную, мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию речи с                                                                        движением, умение делать плавный выдох ртом.                                                                                      Коррекционно-воспитательные:                                                                                                                                 - воспитывать уважительное, доброжелательное отношение друг к другу;                                                                                                                                 - воспитывать инициативность, самостоятельность.                                                                                                  Интеграция образовательных областей:                                                                                                                  Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.                                                                                                                                                                                             Материал и оборудование: мешочек с набором муляжей овощей, мяч, пособие для развития правильного выдоха ртом - плоскостное изображение моркови с ботвой по количеству детей, плоскостные изображения овощей (морковь, картофель, кабачок, перец, помидор, огурец,  капуста, укроп, чеснок,  лук, свёкла, репа), три корзинки с номерами, символы артикуляционного уклада губ звуков[ а], [о], [у] , экран с девятью кармашками и набор к нему предметных картинок(приложение 1).

Ход занятия.                                                                                                                                                                  1. –Ребята, в этом мешочке я приготовила для вас сюрприз. Вам нужно на ощупь определить, что же там находится и дать правильное название. Дети по очереди определяют муляжи овощей на ощупь и называют их:                                                                                                                                                         -   Морковь, картофель, кабачок, перец, помидор, огурец,  капуста, укроп, чеснок,  лук,  свёкла, репа.                                                                                                                                                                                            -  Молодцы! А как их можно назвать одним словом?                                                                                                     - Овощи.                                                                                                                                                                                    - Верно. Сегодня на занятии мы поговорим об овощах.    

  2. – Напомните мне, где растут овощи? Отвечайте полными предложениями.                                 - Овощи растут в огороде на грядке.                                                                                                                                     - Правильно, а сейчас мы поиграем в игру с мячом  <<Один - много>>. Я буду называть один овощ и бросать вам мяч, а вы будете отвечать, словно их много, и возвращать мяч мне.                                                                                                                               Огурец – огурцы                                                                                                                                                     помидор – помидоры                                                                                                                                               перец – перцы                                                                                                                                                            кабачок – кабачки                                                                                                                                                       кочан капусты - кочаны капусты                                                                                                                           пучок петрушки – пучки петрушки                                                                                                                                      - Молоды, а теперь посмотрите, какой овощ у меня в руках?                                                                                  - Морковь.                                                                                                                                                                         – Как называется наземная часть этого овоща?                                                                                                  – Ботва.                                                                                                                                                                                   – Верно, сейчас вы подуете на неё как ветерок, чтобы ботва от вашего выдоха заколыхалась. Вот так ( показ). Напоминаю, вдох нужно делать носом, а выдох плавный и спокойный -  ртом. Напомните мне, что не следует делать?                                                                                                                               - Поднимать плечи, надувать щёки.  (Дети выполняют задание.)                                                                                                                                   – Хорошо, а теперь пришло время нам собрать урожай в корзинки. В корзинку с номером 1 вы положите овощи,  в названии которых 1 слог. В корзинку с номером 2 соберём овощи, в названии которых 2 слога. Как вы думаете, в корзинке с номером 3 окажутся овощи, в названии которых сколько слогов?                                                                                                                                                                                   –  Три слога.                                                                                                                                                                          – Верно.( Детям предлагается три корзинки с номерами и плоскостные изображения моркови, картофеля, кабачка, перца, помидора, огурца,  капусты, укропа, чеснока,  лука, свёклы, репы на фланелеграфе). Задание выполняется по очереди с контролем движения нижней челюсти тыльной стороной ладони.  Правильно. Давайте уточним, что оказалось в первой корзинке?                                                                                                                              – Лук.                                                                                                                                                                                – Во второй?                                                                                                                                                                                        – Морковь, перец,, чеснок, свёкла, репа, укроп.                                                                                                       – В третьей?                                                                                                                                                                          – Картофель, кабачок, помидор, капуста.                                                                                                                 – Теперь приготовьтесь меня внимательно послушать. Я назову три овоща, а вы должны будете ответить, какой гласный звук есть в каждом из этих слов: укроп, лук, капуста.                                                                                                                                                        – Звук  [у].                                                                                                                                                                                   – Молодцы, подберите символ, соответствующий этому звуку.  (Детям предлагаются символы артикуляционного уклада губ звуков[ а], [о], [у]). Правильно, пришло время немного подвигаться. Встаём в круг и играем в игру <<Урожай>>  (Н. Нищева)

В огород пойдем, урожай соберем.(идут по кругу, взявшись за руки)                                       Мы морковки натаскаем ( “таскают”)                                                                                           И картошки накопаем ( “копают”)                                                                                             Срежем мы кочан капусты, ( “срезают”)                                                                                    Круглый, сочный, очень вкусный,(показывают круг руками-3 раза)                                                       Щавеля нарвем немножко ( “рвут”)                                                                                                       И вернемся по дорожке.(идут по кругу, взявшись за руки)

  – А теперь я предлагаю вам вспомнить всё, что мы знаем об овощах  с помощью нашего экрана. ( Детям предлагается экран с 9-ю кармашками).  Напомните мне, что находится в левых кармашках?                                                                                                                                                          – Прошлое предмета.                                                                                                                                                      - А справа?                                                                                                                                                                                – Будущее предмета.                                                                                                                                                         – А посередине?                                                                                                                                                               – Настоящее.                                                                                                                                                                                 – Что же находится в верхних кармашках?                                                                                                                   – То частью чего является изучаемый предмет.                                                                                                      – А в нижних?                                                                                                                                                                                      – Его части.                                                                                                                                                                          – А посередине?                                                                                                                                                             – Сам предмет.                                                                                                                                                                  – Молодцы, я вижу, вы всё хорошо запомнили. А теперь приступим.  Рассматривать мы  будем – огурец. (В центр экрана выставляется  картинка с огурцом.)  - Что такое огурец, где он растёт? Отвечаем  полными предложениями.                                                                                                                                                   – Огурец – это овощ. Он растёт в огороде на грядке.  ( Выставляется картинка в верхний средний кармашек.)                                                                                                                                                                                - Что есть у огурца, какой он?                                                                                       - Огурец овальный, длинный, у него зелёная тонкая шкурка и светлая сочная мякоть с семенами.      – Чем был огурец в прошлом, из чего он вырос?                                                         – В прошлом огурец был маленьким семечком.  (Выставляется картинка в левый средний кармашек.)                                                                                                  – Для чего нужны семена?                                                                                                                                                   -  Семена сажают в землю, чтобы из них выросли новые растения и дали плоды. (Выставляется картинка в верхний левый кармашек.)                                                                      - Что есть у семени огурца, какое оно?                                                                   - Семя огурца маленькое, овальное, заостренное с концов. У семени есть оболочка и мякоть.(Выставляется картинка в нижний левый кармашек.)                                                                         – Что можно делать с огурцами, когда они вырастут?                                                                                                                     -  Их можно есть свежими или солёными.                                                                                                               –  Правильно, давайте предположим, что наш огурец засолили. (Выставляется картинка с изображением банки с солёными огурцами в средний правый кармашек.)  Что для этого потребуется?                                                                                                                                                                     - Банка, огурцы, вода, соль.                                                                                                                                                            – Верно.  (Выставляется картинка в нижний правый кармашек.) А как  называется всё то, что мы, вырастив и собрав с земли, употребляем в пищу?                                                                                                                     - Урожай.                                                                                                                                                                           – Молодцы.  (Выставляется картинка с изображением урожая в верхний правый кармашек.) Посмотрите, сколько всего мы смогли вспомнить об огурце. Кто готов составить рассказ по этим картинкам?  ( На данном этапе применения системного оператора ТРИЗ используются заранее приготовленные картинки. Или же в присутствии детей быстро зарисовываются схематичные изображения того, к чему подводит наводящими вопросами логопед,  формируя определённый алгоритм рассказа ).                                                                                                                                                          - Кто готов составить рассказ по этим картинкам?  (Детей можно привлечь к рассказу по всей схеме; выборочно,  представляя объект в прошлом, настоящем или  будущем;  дробно по каждому элементу схемы. Это зависит от этапа обучения, уровня развития речи и творческой активности ребёнка.)                                                                                                                                                       - Молодцы! Давайте потренируем наши пальчики. Говорим и делаем вместе со мной. Пальчиковая гимнастика <<>>                                                                                                                                                                             - Пришло время вспомнить наши артикуляционные упражнения. (Дети выполняют артикуляционную гимнастику)                                                                                                                            <<Лопатка>>                                                                                                                                                                  <<Иголка>>                                                                                                                                                                                            <<Качели>>                                                                                                                                                                                  <<Чашечка>>                                                                                                                                                                    <<Вкусное варенье>>  

                                                                                                                                                                                            3. - Очень хорошо. Ребята, о чём мы сегодня говорили, составляли свой рассказ?                                                                    - Об овощах.                                                                                                                                                                                                – Напомните, где они растут?                                                                                                                                      - В огороде на грядке.                                                                                                                                                    – Какой звук мы продолжали учиться выделять?                                                                                                           - Звук [ у ].                                                                                                                                                                                                           – Верно. Вы сегодня очень старались, а сейчас можете идти отдыхать.                                                                                                                

C:\Users\Михаил\Desktop\DSC04109.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос». «Космическое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос» в старшей логопедической группе. Тема: «Космическое путешествие»...

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы». «Веселое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Веселое путешествие»...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы

Активизация  и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...

Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».

Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...