опыт работы по теме "Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка на тему

Алла Александровна Дьякова

Идея изменить формы и методы работы с детьми связана, прежде всего, с тем, что следуя социальному  заказу родителей у современных детей стоит развивать:

-адекватное восприятие широкого мира визуальной информации;

-ориентировку в окружающем мире;

-осознание и усвоение окружающего мира избирательно, умение адаптироваться в нём, активно проявлять себя в творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие связной речи у детей средствами театрализованной деятельности»

Воспитатель

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида№6»

Дьякова Алла Александровна

2011г.


 

Введение.

Идея изменить формы и методы работы с детьми связана, прежде всего, с тем, что следуя социальному  заказу родителей у современных детей стоит развивать:

-адекватное восприятие широкого мира визуальной информации;

-ориентировку в окружающем мире;

-осознание и усвоение окружающего мира избирательно, умение адаптироваться в нём, активно проявлять себя в творчестве.

Я выбрала театрализованную деятельность, так как  театр целостно отражает мир во всём его многообразии на самом  высоком уровне абстракции специфическим языком средств театральной выразительности. Этот особенный язык древнейшего искусства понятен без перевода, поскольку театр говорит на языке чувств и эмоций, изображает и выражает любое жизненное явление. Позволяет выработать у детей начала социального поведения или компетентности, понимаемой как умение ориентироваться и адекватно вести себя в различных ситуациях общения

По теме «Развитие связной речи у детей средствами театрализованной деятельности» я работаю в течение последних трёх  лет. Эта тема актуальна и современна, так как целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе воспитательно-образовательной работы.

В процессе непосредственной театральной  деятельности активизируется  словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, формируется опыт социального поведения, развитие навыков связных высказываний, что способствует становлению личности ребёнка, его социализации в противоречивом и быстро меняющемся мире.

С этой целью я провожу,  работу по воспитанию правильного звукопроизношения, большое внимание уделяю воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи.

В результате дети познают мир умом и сердцем и выражают своё отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания.

Нетрадиционный подход в применении методов и приемов, стимулирующих активность детей, предполагает интегрированную творческую работу в разных видах искусства, предусматривает особый психологический  климат в процессе обучения, построенный на сотворчестве педагога и ребёнка, детей в коллективе, сотрудничестве и соучастии педагогов, детей и родителей.

Содержание и методы работы определяются преимущественно в русле идей «свободного воспитания».

Соединение двух условий: работа  малыми группами, сочетание обучения с двигательной активностью – помогло мне создать социоигровую атмосферу на занятиях.  А сохранять и поддерживать деловую направленность занятия мне помогают премудрости театральной режиссуры: смена темпа и ритма, смена лидерства, смена мизансцен. Тогда игровая атмосфера не мешает деловой напряженности.

Таким образом, я изучила, как социоигровая педагогика способствует развитию ребёнка путём снятия психического напряжения, повышения его самооценки и создания положительного эмоционального фона.  

В своей работе я учитываю творческие возможности детей, начальные предпосылки к театрализованной деятельности и их желание.

Парциально использую программу  «Театр – творчество – дети»,  под редакцией Н.Д. Сорокиной. Материал этой программы я адаптирую под  речевые возможности детей, которые определила с помощью диагностического обследования. Изучив исходную ситуацию и проведя обследования речи,  я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе методы и приемы, которые способствовали бы речевому насыщению ребёнка, через зрительно-, словесно-, сенсорно – игровые формы работы, музыкально - двигательные и интонационные фантазии.

Основное внимание обращаю на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу), на особенности речевого поведения.

Метод наблюдений дал мне возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию.

В ходе своей инновационной деятельности и при правильной организации процесса обучения я поняла, что театр интегрируется практически со всеми содержательными областями программы: с художественной деятельностью детей, коммуникацией, чтением художественной литературы, музыкой, в отдельных темах с познанием и физкультурой.

Принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств на новой основе организует весь образовательный процесс. Передача социального опыта осуществляется в непосредственно – образовательной и свободной деятельности.

Различные  виды кукольного театра ежедневно приносят  радость детям. Я подготовила и реализовала совместный детско–родительский проект «Кукла своими руками».  В результате этого проекта активизировалась деятельность родителей, что способствовало развитию творческой инициативы  детей, сближению внутри семенных связей.

В нашем кукольном театре куклы различных систем: яркие, лёгкие, удобные в управлении. Это хорошо всем знакомый театр картинок (работа на фланелеграфе).

Накопив определённый театральный опыт, дети пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. На следующем этапе я предлагаю детям пальчиковый театр. Пальчиковые куклы позволяют значительно повысить эффективность образование,  «на малом учить многому»: развивая мелкую моторику рук, влиять  на развитие речи детей.

Так же для детей простой и доступный – театр кукол на столе. От простого театра на столе перешла к более сложному. В настоящее время начата работа по ознакомлению с верховыми куклами с театральной ширмой.

Важнейшим этапом в театрализованных играх я выделяю процесс творческого переживания и воплощения. Я стремлюсь к тому, чтобы театрализованные игры (игры – драматизации) сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому, стараюсь не заучивать с детьми текст, позы, жесты, движения, считаю, что театрализованная игра не пострадает, если дети не точно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцены. Главное – это понимание смысла пьесы. Дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку.

В своей работе, я часто использую игры – драматизации. Они помогают детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Прививая навыки необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера, использую психогимнастику.

Через игры-драматизации или театрализованные игры я  ставлю перед детьми немало очень важных задач: организоваться в игровые группы, договориться о сюжете, определить и осуществить основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); суметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

 Детям нравятся игровые  занятия по «Творческому пересказу», а так же по составлению авторского текста, когда ребёнок  придумывает развитие дальнейших событий с использованием игры – драматизации  с опорой на вопросы воспитателя. Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, я предлагаю родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, что является завершающим этапом работы над текстом, и требует тесного сотрудничества педагога с родителями.

В группе сложилась традиция «Театрализованной пятницы». Совместно с родителями и детьми в течение я подбираю и изготавливаю атрибуты и костюмы для театральных игр и представлений.

Осуществляя свою педагогическую деятельность, систематически отслеживая результаты посредством диагностики, я отметила положительные результаты речевого  развития моих воспитанников.

 Динамика качественных изменений развития детей в группе за три года имеет позитивную направленность: так,  у 80% детей наблюдается высокий уровень сформированности  уровня развития связной речи, а у 20% детей - средний уровень.

  Результаты педагогической диагностики за последние 3 года показывают положительную динамику речевого развития детей:

Итак, ребёнок – творчески способная личность, в которой заложен огромный потенциал жизненной внутренней энергии. Каждый ребёнок хочет реализовать себя и имеет право быть счастливым человеком. Если педагог умело передаёт свою энергию, то и ребёнок старается подражать ему. Дети побуждают меня к поиску нового, интересного, наиболее важного. Каждый ребёнок требует к себе особого внимания и подхода, каждому надо протянуть руку помощи и принять его таким, каков он есть. Малыш  может справиться с трудностями, если будет знать, что ему доверяют, в него верят.

В дальнейшем, я планирую закончить реализацию долгосрочного проекта «Развития связной речи детей дошкольного возраста средствами театра», который включает в себя:

        - составление вариативной программы дополнительного образования детей «Театральный теремок»;

- разработку перспективного плана работы с детьми и родителями;

- апробацию системы взаимодействия педагогического персонала ДОУ по развитию связной речи средствами театра;

- подборку и циклизацию игровых занятий;

- составление каталога театральных игр и постановок, направленных на развитие полноценного восприятия окружающего мира для детей дошкольного возраста, в основе которых лежат следующие принципы:

  • вариативности и креативности театральной деятельности
  •  совмещение в деятельности ребёнка элементов игры, театра и обучения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
  • повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;
  • органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате реализации этих принципов я создам условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка для его полноценной жизни в коллективе сверстников.

Вера, оптимизм и терпение – вот две важнейшие характеристики меня как педагога. И я верю в каждого своего воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является  театрализованная  деятельность,  самый распространенный вид детского творчества....

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является ...

«Коррекция связной речи средствами театрализованной деятельности»

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции с...

"Опыт работы по коми разговорной речи через театрализованную деятельность"

В работе представлены материалы по обучению детей, не владеющих коми речью....

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности»

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Немаловажная роль в этом принадлежит театру. Театрализованная деятельность является одним из главных методических средств, для решения комплекса...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности» презентация

laquo;Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит ...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе»

Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Оно вбирает в себ...