Понятия слово и предложение
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Горбунова Анастасия Андреевна

Конспект группового логопедического занятия с детьми старшего возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.

Задачи

Оборудование

Структура занятия.

 

Конспект содкржит весь необходимый лексический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект27.19 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ФФНР

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.

        

Задачи:

  1. дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании
  2. дать понятие о слове
  3. показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения
  4. тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме
  5. упражнять в передаче повествовательной интонации предложения
  6. учить определять количество слов в предложении
  7. развивать мелкую моторику
  8. воспитание навыка отвечать на заданные вопросы

Оборудование: тетради, карандаши, меловая доска, игрушка Юпик (любой непонятный зверь), сюжетные картинки (дети завтракают, мальчики строят башню из кубиков, девочки играют в куклы), картинка «Осень», картинки со схемами предложения (горит лампочка, мальчик купается, птица летит).

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

— Здравствуйте! Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете похожих людей, предметы, явления в детском саду. Каждый, кто назовет – сядет на свое место.

учитель     — ... (воспитатель)

директор  — ... (заведующая)

класс        — ...(группа)

парты  — ... (столы)

урок        — ... (занятие)

Дети здороваются.

Каждый называет слово и садится на свое место.

2. Введение в тему занятия

Сегодня к нам в гости пришел Юпик. Он никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать. Расскажем ему о нашем садике?

Хорошо, посмотрите на картинку – что здесь происходит? А то Юпику совсем непонятно.

—        Дети завтракают.

—        Мальчики строят башню из кубиков.

—        Девочки играют в куклы

Вы сейчас говорили предложения. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

У нас идет занятие. Я сказала предложение.

Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала?

Дети соглашаются рассказать Юпику о садике.

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?»

Дети слушают и запоминают.

Отвечают, что логопед сказал предложение.

3. Изучение нового материала

а)        Понятие о предложении

— Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

Катя поливает цветы из .... Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

Наташа дает рыбкам.... – Это предложение? Правильно это не предложение. Сделаем предложение.

Предложения должны быть закончены.

В детском саду дети сами ухаживают за игрушками.  Посмотрите картинки о купании куклы.

А теперь сами по картинкам составьте каждый по предложению.

Но у нас не получился рассказ. Нужно наши предложения расставить по порядку. Какой будет первым? Какое потом?..

Дети слушают.

Отвечают, что нет. Помогают закончить предложение.

Отвечают, что нет. Помогают закончить предложение.

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения.

Дети устанавливают последовательность предложений.

4. Динамическая пауза

Выполнение движений с речевым сопровождением.

- Я буду говорить и показывать, а вы повторяйте за мной.

 а)     В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

  б) «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

Дети слушают и повторяют фразы и движения.

Дети слушают и повторяют фразы и движения.

5. Изучение нового материала

б) Понятие о слове

— Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине?

— Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?
Небо, деревья, листья, качаются, Летят, разноцветный, нарядный — это слова.

Всему название дано —

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

А. Шибаев

в) Знакомство с составом предложения

— Составим предложение по картине «Осень». Скажу предложение. Посчитайте, сколько в нем слов: «Небо потемнело».

Какое слово в этом предложении первое? А второе?

— Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

 Небо потемнело.

  • Прочитайте схему предложения.
  • Составьте предложения: Ветер дует, начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т. д.

Дети отвечают на каждый вопрос одним словом.

Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.

Дети рисуют схему предложения, объясняют ее.

6. Закрепление изученного материала

а) Составление предложения по схеме

—        А вот еще картинки. Юпик не может понять, что это за линии под картинками. Объясните ему.

—        Составьте предложение по схеме.

(Горит лампочка, мальчик купается, птица летит)

б) Упражнение в согласовании слов в предложении. «Поправь Юпика».

—        Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша, кукла, укладывать». Правильно он сказал?

Скажите предложение правильно.

И так, слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.

Попробуем еще. «Мяч, играть, Петя». Правильно? А как надо?

Дети объясняют, что за линии на схеме, составляя предложения по картинкам.

Дети отвечают, что неправильно и составляют предложение.

Дети отвечают, что неправильно и составляют предложение.

7. Итог занятия

Здорово! Сегодня мы с вами узнали, что такое слово и что такое предложение.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас ваше умение различать слова и предложения.

— Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: «Слово».

Если предложение — руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».

- утка

- машина едет.

- птица летит в небе.

- лес

Молодцы ребята, все справились с заданием. До свидания!

Дети слушают, если слышат слово – вытягивают руки и говорят «слово»,

если слышат предложение – разводят руки в стороны и говорят «предложение».

Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"

Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям....

Понятие "слово" и "предложение"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы....

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений."

Цели:дать детям общее представление о составе слова и словообразовании;научить детей проводить анализ предложения(сколько слов в предложении, определить последовательность слов в предложении)научить о...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей комбинированной группы с задержкой психического развития Тема: Понятие слово, предложение

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группедля детей комбинированной группы с задержкой психического развитияТема: Понятие слово, предложение...

Конспект занятия в старшей группе "ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ"

Задачи:дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином«слово»;дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью ипротяженностью слов;знакомство с тетрадью в к...