Понятия слово и предложение
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект группового логопедического занятия с детьми старшего возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.
Задачи
Оборудование
Структура занятия.
Конспект содкржит весь необходимый лексический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ФФНР
Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.
Задачи:
- дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании
- дать понятие о слове
- показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения
- тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме
- упражнять в передаче повествовательной интонации предложения
- учить определять количество слов в предложении
- развивать мелкую моторику
- воспитание навыка отвечать на заданные вопросы
Оборудование: тетради, карандаши, меловая доска, игрушка Юпик (любой непонятный зверь), сюжетные картинки (дети завтракают, мальчики строят башню из кубиков, девочки играют в куклы), картинка «Осень», картинки со схемами предложения (горит лампочка, мальчик купается, птица летит).
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент — Здравствуйте! Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете похожих людей, предметы, явления в детском саду. Каждый, кто назовет – сядет на свое место. учитель — ... (воспитатель) директор — ... (заведующая) класс — ...(группа) парты — ... (столы) урок — ... (занятие) | Дети здороваются. Каждый называет слово и садится на свое место. |
2. Введение в тему занятия Сегодня к нам в гости пришел Юпик. Он никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать. Расскажем ему о нашем садике? Хорошо, посмотрите на картинку – что здесь происходит? А то Юпику совсем непонятно. — Дети завтракают. — Мальчики строят башню из кубиков. — Девочки играют в куклы Вы сейчас говорили предложения. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала? | Дети соглашаются рассказать Юпику о садике. Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?» Дети слушают и запоминают. Отвечают, что логопед сказал предложение. |
3. Изучение нового материала а) Понятие о предложении — Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: Катя поливает цветы из .... Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение. Наташа дает рыбкам.... – Это предложение? Правильно это не предложение. Сделаем предложение. Предложения должны быть закончены. В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы. А теперь сами по картинкам составьте каждый по предложению. Но у нас не получился рассказ. Нужно наши предложения расставить по порядку. Какой будет первым? Какое потом?.. | Дети слушают. Отвечают, что нет. Помогают закончить предложение. Отвечают, что нет. Помогают закончить предложение. Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения. Дети устанавливают последовательность предложений. |
4. Динамическая пауза Выполнение движений с речевым сопровождением. - Я буду говорить и показывать, а вы повторяйте за мной. а) В детском садике ребятки Могут ловко встать на пятки, Пошагать и покружиться, Вправо, влево наклониться. Снова встать и потянуться, И друг другу улыбнуться. б) «Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! (Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.) | Дети слушают и повторяют фразы и движения. Дети слушают и повторяют фразы и движения. |
5. Изучение нового материала б) Понятие о слове — Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине? — Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью? Всему название дано — И зверю и предмету. Вещей кругом полным-полно, А безымянных нету. А. Шибаев в) Знакомство с составом предложения — Составим предложение по картине «Осень». Скажу предложение. Посчитайте, сколько в нем слов: «Небо потемнело». Какое слово в этом предложении первое? А второе? — Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения. Небо потемнело.
| Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т. д. Дети отвечают на каждый вопрос одним словом. Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении. Дети рисуют схему предложения, объясняют ее. |
6. Закрепление изученного материала а) Составление предложения по схеме — А вот еще картинки. Юпик не может понять, что это за линии под картинками. Объясните ему. — Составьте предложение по схеме. (Горит лампочка, мальчик купается, птица летит) б) Упражнение в согласовании слов в предложении. «Поправь Юпика». — Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша, кукла, укладывать». Правильно он сказал? Скажите предложение правильно. И так, слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке. Попробуем еще. «Мяч, играть, Петя». Правильно? А как надо? | Дети объясняют, что за линии на схеме, составляя предложения по картинкам. Дети отвечают, что неправильно и составляют предложение. Дети отвечают, что неправильно и составляют предложение. |
7. Итог занятия Здорово! Сегодня мы с вами узнали, что такое слово и что такое предложение. А в конце игра для вас. В ней проверим мы сейчас ваше умение различать слова и предложения. — Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: «Слово». Если предложение — руки разверните в стороны и скажите: «Предложение». - утка - машина едет. - птица летит в небе. - лес Молодцы ребята, все справились с заданием. До свидания! | Дети слушают, если слышат слово – вытягивают руки и говорят «слово», если слышат предложение – разводят руки в стороны и говорят «предложение». Дети прощаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"
Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям....
Понятие "слово" и "предложение"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы....
"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений."
Цели:дать детям общее представление о составе слова и словообразовании;научить детей проводить анализ предложения(сколько слов в предложении, определить последовательность слов в предложении)научить о...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей комбинированной группы с задержкой психического развития Тема: Понятие слово, предложение
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группедля детей комбинированной группы с задержкой психического развитияТема: Понятие слово, предложение...
Конспект занятия в старшей группе "ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ"
Задачи:дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином«слово»;дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью ипротяженностью слов;знакомство с тетрадью в к...