Проект
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Совместная деятельность учителя логопеда на лопункт и воспитателей старших групп массового детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ольховский детский сад»
Ольховского района Волгоградской области
Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Выполнили:
Дудченко Галина Ивановна,
учитель-логопед ,
Мельникова С.П.
Арбузникова Н.В.
Воспитатели старших групп № 11,9
с. Ольховка 2015год
Аннотация: | ...Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Цель нашего проекта: Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада - в течение всего дня. |
Авторы: | Дудченко Галина Ивановна, Мельникова С.П., Арбузникова Н.В. |
Место работы: | МДОУ «Ольховский детский сад» |
Должность: | Учитель-логопед, воспитатель |
Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя
по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду
«МОИ ЗВУКИ – МОИ ДРУЗЬЯ»
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.
Актуальность: объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.
Цель проекта:
показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада - в течение всего дня.
Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.
Задачи проекта:
1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельности воспитателей.
2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы
3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.
4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.
5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.
6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.
7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.
8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.
9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.
Направления работы:
Ø Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопункте детского сада.
Ø Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.
Ø Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.
Ø Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.
Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.
В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием.
Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Этапы реализации проекта:
I этап:
Утро – приём детей, (индивидуальная работа)
В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:
*выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);
*отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
*выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);
*отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);
*автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);
Игровая деятельность детей:
* дидактические речевые игры, направленные на:
- развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций;
-развитие связной речи;
- на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
II этап:
Зарядка
На утренней гимнастике проводится:
* дыхательная гимнастика;
* различные голосовые разминки;
* элементы артикуляционной гимнастики;
* сопряженная гимнастика (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища).
III этап:
НОД (занятия)
Во время занятий воспитатель включает:
*физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями;
*физкультминутки с пальчиковыми играми;
*игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;
* отработка поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).
V этап:
Прогулка.
В течение прогулки проводятся:
*различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
*логоритмические игры;
*индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка)
*подвижные речевые игры.
V этап:
Гигиенические процедуры
Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:
*самомассаж кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);
*артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).
VI этап:
После сна
После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:
*дыхательную гимнастику;
*пальчиковые игры;
*игры с «Весёлым язычком».
V этап:
Вечер (индивидуальная работа)
Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми аналогичную индивидуальную работу, что и в утренний отрезок времени:
*отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);
*отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
*проводится мимическая гимнастика;
*отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;
*автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).
*дети играют в дидактические речевые игры.
VI этап:
Консультации для родителей на темы:
«Правильное речевое дыхание»
«Развитие мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольников»
«Пальчиковые игры в детском саду и дома»
В течении годы проводились консультации для родителей и изготовление буклетов по развитию мелкой моторики и памятка для родителей.
Данный проект рассчитан на 1 год. В нём участвовало 20 детей, посещающих занятия логопеда из старших групп.
В общих речевых, дыхательных и артикуляционных упражнениях и играх участвуют все дети группы.
Результатом данного проекта стало:
1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи;
2. Дети правильно произносят и различают почти все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа.
3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.
4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
3. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
7. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
8. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).
9. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
10. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
11. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
12. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
13. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.
14. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.
15. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
17. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.
18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
19. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
20. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
21. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
22. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
23. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
24. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...