Логопедическое занятие "Автоматизация звука /Л/ в словах".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ильина Маргарита Михайловна

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала на индивидуальном занятии в условиях логопункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.Улан-Удэ, МАДОУ №111 «Дашенька», корпус №3, логопункт.

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Ильина Маргарита Михайловна

Группа, логопедическое заключение

Индивидуальные занятия для дошкольников групп № 4, 5.                                         Логопедическое заключение: ФФНР, ФНР.

Тема занятия

Автоматизация звука /Л/ в начале слова.

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала.

Цель

Автоматизация звука /Л/ в слогах и в начале слова.

Задачи

Образовательные:

  • Продолжать закреплять правильное произношение звука в слогах и словах.
  • Расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную  и мелкую моторику (биоэнергопластика).
  • Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).
  • Развивать фонематическое  восприятие.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные:   Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом.

Познавательные:  Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

  1. Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки, «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука, дидакт-е пособия Коноваленко ВВ«Автоматизация сонорных звуков Л, Ль», «Домашняя тетрадь по автоматизации звука Л», Лазаренко О.И «Логопедический альбом для автом.произношения звука Л»
  2. Предметы: зеркало, ложка (шпатель),кукла или мягкая игрушка, ватный комок или семечки липы, карандаши, погремушка (дет музык инструменты),  тетрадь.
  3.  Компьютер. Диск с персональными упражнениями Ткаченко Т.А.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Примечание 

(Вносятся коррективы при необходимости )

Адаптировать детей к деятельности

Личностно-ориентированные приемы.

  1. Орг.момент .

- Доброе утро! Улыбнёмся друг другу.

  1. Проверка психологического состояния с помощью карточки-индикатора (БОС).

(1мин)

Берет карточку в руки.

Создание благоприятного психологического климата.

  1. В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.
  2. При дизартрии возможен самомассаж лица и шеи.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи-        ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

Методы здоровьесберегающей технологии.

Словесный

Деятельностный

Частая смена вида деятельности.

Сюрпризный прием.

Сообщение цели занятия:

-Сегодня мы с тобой продолжим работу над звуком /Л/, будем стараться правильно произносить /Л/ в слогах и словах. Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:

  1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой

Птенчики, Лопаточка, Иголочка, Качели, Вкусное варенье.

  1. Дыхательные упражнения(3мин)

Заморозим ладошку,Погреем ладошки

  1. Профиль звука. – Посмотри на схему звука. Что делают губы, где расположен язык, какой ветерок: теплый или холодный, есть ли голос?
  2.  Изолированное произношение звука /Л/.                        
  3. Автоматизация слоговых рядов со звуком /Л/ в сочетании с дыхательно-голосовыми упр-ми:

         ла-ла-лы

         лы-лы-ло

         ло-ло-лу

         лу-лу-ла

  1. Сюрпризный момент.  

-К нам в гости пришел(а)… (Мишка, кукла и т.п.). Он (а) не умеет правильно произносить звук /Л/ в словах. Давай мы его научим?

(3мин)

Выполняет упр-я перед зеркалом опряжено и самостоятельно.

«Читает» схему, соотносит со своим арт аппаратом с помощью зеркала.

Ответы ребенка.

Произносит звук с  движением пальчика по картинке.

Произносит слоги на одном выдохе с изменением интонации.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Возможно использование наглядных символов упражнений, если ребенок не запомнил или не соотносит названия с действиями.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

3 этап. Практическая деятельность.                      

А. Учебно-познавательный блок

Организовать деятельность ребенка, направленную на решение проблемной ситуации.

Развивать способность  узнавать и различать фонемы.

Организовать релаксацию

Игровой прием

Технология уровневой дифференциации.

  1. Автоматизация в словах

-Мишка принес тебе картинки, давай их посмотрим и назовем. Ты будешь стараться четко и правильно произносить слова со звуком Л, а он будет внимательно тебя слушать.

(2мин)

  1. Развитие фонематического восприятия. Выделение звука из ряда других.                         (1мин)

  1. Минутка здоровья (или физминутка)

Ходит по двору индюк.

Пролетел над полем жук.

По цветку ползет паук.

Обломился старый сук.              (1мин)   

Ответы ребенка.

Гремит погремушкой/хлопает/подпрыгивает.

Активные движения рук, ног, приседания.

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Верно определяет на слух заданный звук.

Отдых

Возможно повторение за ребенком (логопед в роли героя-игрушки)

Возможно усложнение задания

Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок 

-Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т. е. реально последовательным выполненным операциям.

-Диагностика качества усвоения темы.

Игровая

Практические, частично-поисковые.

.

Словесные

Наглядное моделирование.

Фронтальная

Индивидуаль-                         ная

  1. Игра «Посчитай до 5»:

Лампа, лось, ласточка

  1. Запомни и повтори:
  1. Ряд картинок: лыжи-луна-ласточка.
  2. Цепочка слов: лампа-лодка-лук-лопата-лыжник

  1. Слушание и определение неречевых звуков на ПК:
  • Звуки природы
  • Звуки посуды, бытовой техники и др.
  1. Заучивание чистоговорки
  • Ла-ла-ла- Мила в лодочке плыла.
  • Молоко лакала кошка.

Все лакала и лакала,

Пока лужа не пропала.

Выполнение ребенком действий по предварительной инструкции.

Ответы детей

Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал из диска

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Облегчение или усложнение по ситуации

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности.

-Подвести итоги занятия

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

- Ты хорошо занимался?

-Тебе было интересно?

- Ты устал или нет?

-Какое сейчас у тебя настроение?

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия).

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.



Предварительный просмотр:

г.Улан-Удэ, МАДОУ №111 «Дашенька», корпус №3, логопункт.

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Ильина Маргарита Михайловна

Группа, логопедическое заключение

Дошкольники группы № 4, 5.                                                  Логопедическое заключение: ФФНР, ФНР, ОНР.

Тема занятия

Автоматизация звука /Л/.

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Цель

Автоматизация звука /Л/ в середине слога и слова.

Задачи

Образовательные:

  • Продолжать закреплять правильное произношение звука в слогах и словах.
  • Познакомить с понятием «длинное и короткое слово», учить различать слова практическим путем.
  • Учить по образцу словоизменению в уменьшительно-ласкательную форму.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную  и мелкую моторику (биоэнергопластика).
  • Развивать правильное дыхание, голос (силу, длительность, направленность).
  • Развивать фонематическое  восприятие и чувство ритма.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные:   Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом.

Познавательные:  Формирование умения извлекать информацию из схемы. 

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

  1. Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки, «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука, дидакт-е пособия Коноваленко В.В. «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль», «Домашняя тетрадь по автоматизации звука Л», Лазаренко О.И «Логопедический альбом для автом.произношения звука Л»
  2. Предметы: зеркало, ложка (шпатель), кукла или мягкая игрушка, ватный комок или семечки липы, погремушка (дет музык инструменты),  мяч, шнурок, тетрадь.
  3.  Компьютер. Диск с персональными упражнениями Ткаченко Т.А.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Примечание 

(Вносятся коррективы при необходимости )

Адаптировать детей к деятельности

Личностно-ориентированные приемы.

  1. Орг.момент .

- Доброе утро! Улыбнёмся друг другу.

  1. Проверка психологического состояния с помощью карточки-индикатора (БОС).

Берет карточку , прикладывает пальчик.

Создание благоприятного психологического климата.

  1. В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.
  2. При дизартрии возможен самомассаж лица и шеи.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи-        ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

Методы здоровьесберегающей технологии.

Деятельностный

Словесный

Сюрпризный прием.

Сообщение цели занятия:

-Сегодня мы с тобой продолжим работу над звуком /Л/, будем стараться правильно произносить /Л/ в слогах и словах. Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:

  1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой

Птенчики, Лопаточка, Иголочка, Качели, Вкусное варенье.

  1. Дыхательные упражнения(3мин)

Заморозим ладошку,Погреем ладошки

  1. Профиль звука. – Посмотри на схему звука. Что делают губы, где расположен язык, какой ветерок: теплый или холодный, есть ли голос?
  2.  Изолированное произношение звука /Л/.                        
  3. Автоматизация слоговых рядов со звуком /Л/ в сочетании с дыхательно-голосовыми упр-ми:

Ала    ала?    ала-ала-алы

      Алы   алы?   алы-алы-ало

      ыло     ыло?    ало-ало-алу

      оло     оло?    алу-алу-ала

  1. Сюрпризный момент.  Логопед в роли героя.

-К нам в гости пришел(а)… (Мишка, кукла и т.п.). –Здравствуй, ….!

Выполняет упр-я перед зеркалом сопряжено, отраженно и самостоятельно.

«Читает» схему, соотносит с положением  губ и языка с помощью зеркала.

Произносит звук с  движением пальчика по картинке.

Произносит слоги на одном выдохе с изменением интонации.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Возможно использование наглядных символов упражнений, если ребенок не запомнил  или не соотносит названия с действиями.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

3 этап. Практическая деятельность.                      

А. Учебно-познавательный блок

Организовать деятельность ребенка, направленную на решение проблемной ситуации.

Развивать способность  узнавать и различать фонемы.

Развивать слуховое восприятие, вербальное внимание  и чувство ритма.

Организовать релаксацию.

Игровой прием

Практические

Технология уровневой дифференциации.

  1. Автоматизация в словах

-Я принес тебе картинки, посмотри и назови. Я не умею правильно произносить звук /Л/. Ты покажешь мне, как правильно произносить звук /Л/? -Старайся четко и правильно произносить слова со звуком Л, а Мишка будет внимательно тебя слушать и учиться.

  1. Работа в тетради. Выбрать и раскрасить рисунок , где /Л/ в середине слова
  2. Знакомство с понятием «длинное-короткое слово».

-Давай проверим с помощью шнурка какое слово длинное, а какое – короткое. Слушай и смотри за движением моих пальцев по шнурку:

Молоток – юла; Ласточка – лук

  1. Развитие фонематического восприятия.
  • Выделение звука из ряда других звуков;
  • выделение слога из ряда других слогов.                                              

Па, ла, да. Ты,лы,вы, со, ко, ло.

  1. Физминутка. Заучивание .

      Мила шла, шла, шла,

И малинку нашла,

Села, поела,

И дальше пошла.                

Ответы ребенка.

Работа в тетради.

Действия со шнурком с одновременным проговариванием слов.

Гремит погремушкой/хлопает/подпрыгивает.

Шаги на месте с отмашкой рук, приседания.

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Развитие фонематического слуха.

Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Определяет на слух заданный звук, слог.

Отдых

Варианты:

  • Отраженная речь ребенка
  • Самостоятельная

Возможно усложнение задания в зависимости от возраста и уровня речевого развития ребенка.

Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок  

Развитие умения согласовывать существительное с числительным.

Организовать деятельность ребенка, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций поставленным задачам.

Диагностика качества усвоения темы.

Воспитание правил поведения в общественных местах.

Межпредметная связь с математикой

Словесный

Игровой.

Прием сравнения громкого и тихого голосоведения

  1. Игра «Посчитай до 5»:

Халат, акула.

  1. Запомни и повтори:
  1. Показать и убрать ряд картинок:

мыло-пила-лампа-голубь

  1. На слух цепочку слов:

Булавка -молоток-голубь-халат

  1. Упражнение на словоизменение с перекидыванием мяча:

Салат-салатик; халат-халатик; улыбка-улыбочка; кулак-кулачок; булавка-булавочка          -      Азова Е.А. –с.5

  1. Голосовые упр на ПК . Ткаченко Т.А., урок №5 ,  01.01 - 02.22

- Как умеешь применять силу своего голоса? – Можно ли в группе громко кричать, очень громко разговаривать? Нельзя мешать остальным детям, надо разговаривать обычным тихим голосом.

Выполнение ребенком действий по предварительной инструкции.

Произносит звукосочетания громко-тихо. Психологическая релаксация.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска. Формируются функции контроля и самоконтроля.

Облегчение или усложнение задания по ситуации

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность

Организовать оценку ребенком результата своей деятельности.

Подвести итоги занятия

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

Да, ты хорошо занимался.

-Тебе было интересно?

- Ты устал или нет?

-Какое сейчас у тебя настроение?

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

Оценивает себя, свое физиологическое  состояние, настроение на текущий момент (в конце занятия).

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Проверка психологического состояния с помощью карточки-индикатора (БОС).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект индивидуального логопедического занятия с дошкольником старшей логопедической группы на тему «Автоматизации звука [Р] в словах, в предложениях, в чистоговорках».

Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука «Р»;формировать умение правильно произносить звук «Р»...

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного в подготовительной логопедической группе. Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях».

Цель занятия - закрепить правильное произношение звука "Р" в словах и предложениях, развивать фонематический слух. Формировать умение определять местонахождение звука "Р" в слове, ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в зимний лес"

Несмачных М.А., учитель-логопедКонспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в зимний лес"

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах. "В гости к Мишке в осенний лес&q...