Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья на тему
В статье указано то, что какие возникают трудности у дошкольников с ОНР при формировании контекстной речи и причины которые этому поспособствовали.
Ключевые слова: ОНР, связная речь, контекстная речь.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. Это обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического (1,2). Так как общие недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражательных комплексов вместо слов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи. Т.Б. Филичева указывает на то, что дошкольников с общим недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога (4).
Вышеперечисленные причины оказывают большое влияние на дальнейшее развитие речи. По свидетельству Н.С. Жуковой, у дошкольников наблюдается не полное понимание текста связанное с недостаточным словарным запасом. Дети не понимают отдельные слова, улавливают лишь общий смысл рассказа, вследствие этого многое из текста остается непонятным. Пересказ оказывается неточным, неполным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. Смысл рассказа понимается неполно из-за трудности осмысления причинно-следственных и временных связей .
Развернутые смысловые высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием последовательности изложения, четкости, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от сверстников с нормальной речью.
По мнению Р.И. Лалаевой, особенности в построении высказывания, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи, - результат трудностей в планировании и развитии речевого сообщения. Аналогичное высказывание речи свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее распространенный ее тип - последовательность сложных соподчиненных отношений пространственных, временных, качественных, причинно-следственных и т.д.(3).
Таким образом, самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания, а также владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме.
Поэтому на решения задач по формированию связной речи должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей с общим недоразвитием речи.
Список литературы
1.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985
2.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит Схемы для составления дошкольниками сравнительных и описательных рассказов. Санкт-Петербург, 1997.
3.Марьясова О.В. Развитие описательно-повествовательной речи подготовительной к школе группе. Москва, 1987.
4.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.
=
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kontekstnaya.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье указано то, что какие возникают трудности у дошкольников с ОНР при формировании контекстной речи и причины которые этому поспособствовали.
Ключевые слова: ОНР, связная речь, контекстная речь.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. Это обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического (1,2). Так как общие недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражательных комплексов вместо слов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи. Т.Б. Филичева указывает на то, что дошкольников с общим недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога (4).
Вышеперечисленные причины оказывают большое влияние на дальнейшее развитие речи. По свидетельству Н.С. Жуковой, у дошкольников наблюдается не полное понимание текста связанное с недостаточным словарным запасом. Дети не понимают отдельные слова, улавливают лишь общий смысл рассказа, вследствие этого многое из текста остается непонятным. Пересказ оказывается неточным, неполным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. Смысл рассказа понимается неполно из-за трудности осмысления причинно-следственных и временных связей .
Развернутые смысловые высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием последовательности изложения, четкости, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от сверстников с нормальной речью.
По мнению Р.И. Лалаевой, особенности в построении высказывания, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи, - результат трудностей в планировании и развитии речевого сообщения. Аналогичное высказывание речи свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее распространенный ее тип - последовательность сложных соподчиненных отношений пространственных, временных, качественных, причинно-следственных и т.д.(3).
Таким образом, самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания, а также владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме.
Поэтому на решения задач по формированию связной речи должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей с общим недоразвитием речи.
Список литературы
1.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985
2.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит Схемы для составления дошкольниками сравнительных и описательных рассказов. Санкт-Петербург, 1997.
3.Марьясова О.В. Развитие описательно-повествовательной речи подготовительной к школе группе. Москва, 1987.
4.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи
Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье указано то, что какие возникают трудности у дошкольников с ОНР при формировании контекстной речи и причины которые этому поспособствовали....