Практикум по выполнению артикуляционного задания учителя-логопеда
методическая разработка по теме
В практикуме освещена основная методика отработки артикуляционного задания учителя-логопеда в домашних условиях. Адресовано родителям или лицам их заменяющим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_vypolneniyu_artikulyatsionnogo_zadaniya_logopeda.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
30.03.2016
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА
Цель: познакомить родителей с основными упражнениями и приемами, развивающими артикуляционный аппарат.
- Приветствие
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие.
Меня зовут Ольга Владимировна. Я – учитель-логопед.
- Знакомство с темой
Тема нашего Практикума «Выполнение артикуляционного задания логопеда»
- Определение понятия, научный аспект
Почему это так важно? Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание.
Работа над развитием речи включает следующие разделы:
- Расширение словарного запаса ребенка
- Усвоение грамматического строя (взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях)
- Развитие связной речи
- Развитие фонематического слуха (способности различать фонемы родного языка в потоке речи).
- Формирование правильного звукопроизношения
Сегодня мы остановимся на приемах формирования нормативного звукопроизношения.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. И как любые другие мышцы их можно и нужно тренировать. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку или подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.
- Практическая часть
Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Блинчик
Печем Блинчик
Язык здоровается с верхней губой
Вкусное варенье
Парус
Фокус
Лошадка
Грибок
Гармошка
Дятел
Приемы с пробкой, пуговицей, пластик ложкой, шпателем, шариком на веревочке, чупа-чупсом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда
В консультации для родителей описаны правила выполнения домашних заданий для более эффективной коррекции речи....
Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда
Даются рекомендации по выполнению заданий логопеда в домашних условиях, примерная схема занятий, сновной комплекс артикуляционной гимнастики, использованная литература....
Методические рекомендации родителям при выполнении домашнего задания учителя-логопеда
В статье разъясняется методика выполнения домашнего задания учителя-логопеда....
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда
Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...
Конспект открытого мастер - класса для родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда».
Конспект открытого мастер - классадля родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда». Дата проведения: 30 сентября 201...
Памятка для родителей по выполнению домашних заданий учителя-логопеда
Памятка для родителей по выполнению домашних заданий учителя-логопеда...
Консультация учителя-логопеда для родителей: «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ».
Консультация учителя-логопеда для родителей «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ». Выполнение домашнего задания – очень важное дело для исправления звукопр...