Предпосылки для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии на тему

Лапутина Наталья Алексеевна

         В статье раскрывается актуальность проблемы овладения грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как фактора успешной социальной адаптации к школьному обучению. Рассмотрены предпосылки, необходимые для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laputina_n.a.-statya.docx32.67 КБ
Файл laputina_n.a.-statya.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37                                                            

                                                                      Лапутина Наталья Алексеевна

                                  магистрант СмолГУ                                                                                                                                     г. Смоленск РФ

                                                             Е-mail: laputina.natalya@yandex.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТОЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

         В статье раскрывается актуальность проблемы овладения грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как фактора успешной социальной адаптации к школьному обучению. Рассмотрены предпосылки, необходимые для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ключевые слова

        Дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, предпосылки овладения грамотой

       Разнообразные нарушения устной и письменной речи являются одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые зачастую затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом [9, с.14].

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает комплекс обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание деятельности дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а также охватывать образовательные области, среди которых речевое развитие.

       По данным мировой статистики отмечается стремительный рост речевой патологии среди детей дошкольного возраста. Так, в середине 70-х годов  нарушение речи отмечалось 4% детей в возрасте четырех лет, а  в настоящее время- 25% детей того же возраста [5, с.99].

       Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) [1, с.8].

Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, от которого зависит успешность его социальной адаптации к условиям ее жизнедеятельности.

       Дети с нарушениями речевого развития испытывают значительные затруднения уже на первых этапах обучения чтению и письму в школе, что приводит к плохим оценкам, негативному отношению к учебе, отклонениям в поведении, повышенной утомляемости, неврозам.

       Начало изучения нарушений письма и чтения у детей датируется концом прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения [6, с.24].

       Проблема овладения грамотой детьми, подготовка к ней изучается Д.Н.Исаевым, Р.Е. Левиной, Е.А. Логиновой, Е.Н. Российской, И.Н.Садовниковой, Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфер и др.

       Вопросы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР находятся в центре внимания научных разработок: А.А.Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и др.

       Согласно исследований ученых (А.А. Докшиной,  А.Н. Корнева и др.) у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением и письмом, что обуславдивает актуальность их формирования, коррекции, развития у данной категории детей.

На основании выше изложенного, определена целью статьи – раскрыть предпосылки успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       В толковом словаре русского языка термин «предпосылка» определяется как предварительное условие чего-нибудь; фактор [7].

А.Е. Алексеева отмечает, что детям с ОНР свойственно недостаточное развитие предпосылок для обучения грамоте [2].

       В большинство исследований раскрываются отдельные параметры готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению грамотой.

Например, П.Н. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия в качестве важной предпосылки овладения речью (устной, письменной) рассматривают развитие моторики.

Необходимым условием для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста является формирование пространственных представлений. Пространственные представления - определение формы, величины, местоположения, перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела; последовательность букв и звуков в слове, в процессах письма и чтения.

       П.Ф. Лесгафт отмечал, что та или иная сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства, времени, а также умения справляться с ним. Недостаточный уровень сформированности пространственно-временных представлений сказывается на развитии процессов чтения и письма. Для того, чтобы ребенку овладеть письмом, ему необходимо овладеть умением взаимно трансформировать пространственную последовательность (графических знаков) и временную (звуковых комплексов). В связи с этим временной и пространственный компоненты восприятия и воспроизведения речи взаимосвязаны между собой [10, с.8].

       Еще одной предпосылкой готовности к обучению грамоте является чувство ритма, встречающиеся в тех или иных видах деятельности человека.

       Согласно определения, которое приведено И.Н. Садовниковой, «Чувство ритма – это способность, которая проявляется при воспроизведении элементов временного ряда, которые ритмически организованы» [8, с.12].

       К.Д. Ушинский, изучая проблему овладения графическими навыками, указывал на то, что ритмичность движений пальцев руки в процессе письма является одним из компонентов четкого каллиграфического почерка. По мнению педагога, чувство ритма участвует и в процессе чтения, когда происходит последовательная смена ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков [11, с.34].

       П.Л. Горфункелем в своих научных поисках пришел к заключению, что письмо начинающего овладевать грамотой ребенка опирается на зрительное представление букв. Роль зрительных представлений, по мнению ученого, состоит в том, что они являются базовой опорой в процессе письма начинающего. Кроме этого, П.Л. Горфункель указывает на тот факт, что только посредством зрительных представлений возможно установление характерной для сформированного письма ассоциации слухо-рече-двигательного представления с руко-двигательным. Задержка зрительной обратной связи, с точки зрения исследователя, обуславливает ухудшение качества работы [9,с.18].

       Кроме выше названных предпосылок, немаловажное значение для овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи играет фонематическая система, имеющая достаточный уровень сформированности.

       С точки зрения В.К. Орфинской, фонематическая система - основа устной и письменной речи, представляющая собой комплекс фонем языка, где каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков [2]. В качестве последних ученым выделены:

Твердость – мягкость.

Звонкость – глухость.

Способ образования.

Участие небной занавески.

К компонентам фонематической системы В.К. Орфинская относит:

а) фонематическое восприятие;

б) фонематическое представление;

в) фонематический анализ и синтез.

       Недоразвитие одного из компонентов фонематической системы этих компонентов ведет к трудностям, которые возникают в процессе усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.

       В качестве еще одной предпосылки овладения грамотой ученые рассматривают координацию движений, под которой понимается согласованная работа всех мышц тела, в результате которой движения приобретают размеренный, пластичный, экономичный характер [3, с.11].

       Относительно этого Е.В. Гурьянов отмечает, что неумение координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти, предплечья и плеча), которая пишет, может быть причиной остановок, выхода штриха за строку, нечеткости движений, дрожания руки в момент письма [9, с.19].

А.Е. Алексеева объединяет предпосылки, которые необходимы дошкольникам с общим недоразвитием речи для успешного обучения грамоте, в три комплекса.

К первому комплексу предпосылок А.Е. Алексеевой отнесены:

- слуховое восприятие;

- компоненты устной речи;

- зрительно-пространственные функции;

- мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

Второй комплекс составляют:

- моторные функции;

- речевые функции;

- зрительно-пространственные функции.

В третий комплекс автор объединяет:

- мыслительную деятельность;

- моторику.

       Первый комплекс, по мнению А.Е. Алексеевой выступает в качестве генерального фактора (главный детерминант) готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению чтением и письмом, а второй и третий комплексы являются ее неотъемлемой составной [2].

       Таким образом, овладение грамотой – сложный многоуровневый процесс, который состоит из множества компонентов, несформированность которых может вызвать негативное отношение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению письму и чтению грамоте.

       В качестве необходимых предпосылок овладения грамотой старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи выступают сформированность и развитие таких компонентов как: координация движений, пространственно-временные представления, зрительно-пространственные представления, чувство ритма, фонематическая система, общая и мелкая моторика.

        Перспективами дальнейшего исследования является разработка комплекса мероприятий, направленных на коррекцию выше перечисленных компонентов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович. - СПб: Детство-Пресс, 2014.-147c.
  2. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью http://www.dissercat.com/content/podgotovka-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-onr-k-ovladen
  3. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Школьный логопед. 2006.  № 6 (15).  С.20-26.
  4. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма / Е. В. Гурьянов. — М.: Дрофа.  2011. 112 с.
  5. Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.
  6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб: ИД МиМ, 2014. – 286 с.
  7. Предпосылка [Электронный ресурс]: Толковый словарь русского языка. - Режим доступа:  http://www.vedu.ru/expdic/25886/
  8.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2012. – 200с.
  9.  Сухонина Н.И. Портфолио дошкольника. Я учусь правильно говорить.- М.:Учитель, 2013.- 43с.
  10.  Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-200 с.
  11.  Ушинский К. Д. Пед соч.: в 6-ти т.- М.: Педагогика, 2010. - Т. 1.- 630 с.

                                                                                            (©) Лапутина Н.А.,2016



Предварительный просмотр:

УДК 376.37                                                            

                                                                      Лапутина Наталья Алексеевна

                                  магистрант СмолГУ                                                                                                                                     г. Смоленск РФ

                                                             Е-mail: laputina.natalya@yandex.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТОЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

         В статье раскрывается актуальность проблемы овладения грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как фактора успешной социальной адаптации к школьному обучению. Рассмотрены предпосылки, необходимые для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ключевые слова

        Дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, предпосылки овладения грамотой

       Разнообразные нарушения устной и письменной речи являются одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые зачастую затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом [9, с.14].

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает комплекс обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание деятельности дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а также охватывать образовательные области, среди которых речевое развитие.

       По данным мировой статистики отмечается стремительный рост речевой патологии среди детей дошкольного возраста. Так, в середине 70-х годов  нарушение речи отмечалось 4% детей в возрасте четырех лет, а  в настоящее время- 25% детей того же возраста [5, с.99].

       Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) [1, с.8].

Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, от которого зависит успешность его социальной адаптации к условиям ее жизнедеятельности.

       Дети с нарушениями речевого развития испытывают значительные затруднения уже на первых этапах обучения чтению и письму в школе, что приводит к плохим оценкам, негативному отношению к учебе, отклонениям в поведении, повышенной утомляемости, неврозам.

       Начало изучения нарушений письма и чтения у детей датируется концом прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения [6, с.24].

       Проблема овладения грамотой детьми, подготовка к ней изучается Д.Н.Исаевым, Р.Е. Левиной, Е.А. Логиновой, Е.Н. Российской, И.Н.Садовниковой, Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфер и др.

       Вопросы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР находятся в центре внимания научных разработок: А.А.Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и др.

       Согласно исследований ученых (А.А. Докшиной,  А.Н. Корнева и др.) у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением и письмом, что обуславдивает актуальность их формирования, коррекции, развития у данной категории детей.

На основании выше изложенного, определена целью статьи – раскрыть предпосылки успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       В толковом словаре русского языка термин «предпосылка» определяется как предварительное условие чего-нибудь; фактор [7].

А.Е. Алексеева отмечает, что детям с ОНР свойственно недостаточное развитие предпосылок для обучения грамоте [2].

       В большинство исследований раскрываются отдельные параметры готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению грамотой.

Например, П.Н. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия в качестве важной предпосылки овладения речью (устной, письменной) рассматривают развитие моторики.

Необходимым условием для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста является формирование пространственных представлений. Пространственные представления - определение формы, величины, местоположения, перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела; последовательность букв и звуков в слове, в процессах письма и чтения.

       П.Ф. Лесгафт отмечал, что та или иная сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства, времени, а также умения справляться с ним. Недостаточный уровень сформированности пространственно-временных представлений сказывается на развитии процессов чтения и письма. Для того, чтобы ребенку овладеть письмом, ему необходимо овладеть умением взаимно трансформировать пространственную последовательность (графических знаков) и временную (звуковых комплексов). В связи с этим временной и пространственный компоненты восприятия и воспроизведения речи взаимосвязаны между собой [10, с.8].

       Еще одной предпосылкой готовности к обучению грамоте является чувство ритма, встречающиеся в тех или иных видах деятельности человека.

       Согласно определения, которое приведено И.Н. Садовниковой, «Чувство ритма – это способность, которая проявляется при воспроизведении элементов временного ряда, которые ритмически организованы» [8, с.12].

       К.Д. Ушинский, изучая проблему овладения графическими навыками, указывал на то, что ритмичность движений пальцев руки в процессе письма является одним из компонентов четкого каллиграфического почерка. По мнению педагога, чувство ритма участвует и в процессе чтения, когда происходит последовательная смена ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков [11, с.34].

       П.Л. Горфункелем в своих научных поисках пришел к заключению, что письмо начинающего овладевать грамотой ребенка опирается на зрительное представление букв. Роль зрительных представлений, по мнению ученого, состоит в том, что они являются базовой опорой в процессе письма начинающего. Кроме этого, П.Л. Горфункель указывает на тот факт, что только посредством зрительных представлений возможно установление характерной для сформированного письма ассоциации слухо-рече-двигательного представления с руко-двигательным. Задержка зрительной обратной связи, с точки зрения исследователя, обуславливает ухудшение качества работы [9,с.18].

       Кроме выше названных предпосылок, немаловажное значение для овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи играет фонематическая система, имеющая достаточный уровень сформированности.

       С точки зрения В.К. Орфинской, фонематическая система - основа устной и письменной речи, представляющая собой комплекс фонем языка, где каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков [2]. В качестве последних ученым выделены:

Твердость – мягкость.

Звонкость – глухость.

Способ образования.

Участие небной занавески.

К компонентам фонематической системы В.К. Орфинская относит:

а) фонематическое восприятие;

б) фонематическое представление;

в) фонематический анализ и синтез.

       Недоразвитие одного из компонентов фонематической системы этих компонентов ведет к трудностям, которые возникают в процессе усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.

       В качестве еще одной предпосылки овладения грамотой ученые рассматривают координацию движений, под которой понимается согласованная работа всех мышц тела, в результате которой движения приобретают размеренный, пластичный, экономичный характер [3, с.11].

       Относительно этого Е.В. Гурьянов отмечает, что неумение координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти, предплечья и плеча), которая пишет, может быть причиной остановок, выхода штриха за строку, нечеткости движений, дрожания руки в момент письма [9, с.19].

А.Е. Алексеева объединяет предпосылки, которые необходимы дошкольникам с общим недоразвитием речи для успешного обучения грамоте, в три комплекса.

К первому комплексу предпосылок А.Е. Алексеевой отнесены:

- слуховое восприятие;

- компоненты устной речи;

- зрительно-пространственные функции;

- мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

Второй комплекс составляют:

- моторные функции;

- речевые функции;

- зрительно-пространственные функции.

В третий комплекс автор объединяет:

- мыслительную деятельность;

- моторику.

       Первый комплекс, по мнению А.Е. Алексеевой выступает в качестве генерального фактора (главный детерминант) готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению чтением и письмом, а второй и третий комплексы являются ее неотъемлемой составной [2].

       Таким образом, овладение грамотой – сложный многоуровневый процесс, который состоит из множества компонентов, несформированность которых может вызвать негативное отношение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению письму и чтению грамоте.

       В качестве необходимых предпосылок овладения грамотой старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи выступают сформированность и развитие таких компонентов как: координация движений, пространственно-временные представления, зрительно-пространственные представления, чувство ритма, фонематическая система, общая и мелкая моторика.

        Перспективами дальнейшего исследования является разработка комплекса мероприятий, направленных на коррекцию выше перечисленных компонентов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович. - СПб: Детство-Пресс, 2014.-147c.
  2. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью http://www.dissercat.com/content/podgotovka-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-onr-k-ovladen
  3. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Школьный логопед. 2006.  № 6 (15).  С.20-26.
  4. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма / Е. В. Гурьянов. — М.: Дрофа.  2011. 112 с.
  5. Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.
  6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб: ИД МиМ, 2014. – 286 с.
  7. Предпосылка [Электронный ресурс]: Толковый словарь русского языка. - Режим доступа:  http://www.vedu.ru/expdic/25886/
  8.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2012. – 200с.
  9.  Сухонина Н.И. Портфолио дошкольника. Я учусь правильно говорить.- М.:Учитель, 2013.- 43с.
  10.  Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-200 с.
  11.  Ушинский К. Д. Пед соч.: в 6-ти т.- М.: Педагогика, 2010. - Т. 1.- 630 с.

                                                                                            (©) Лапутина Н.А.,2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....