Семинар-практикум для родителей "Профилактика и коррекция ТНР у дошкольников" 15.03.2016
материал по логопедии на тему
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии, которое посвящено, прежде всего, теме организации единого речевого пространства в семье и в ДОУ. Актуальность этой темы вызвана со спецификой развития речи детей с ТНР. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместные усилия родителей и педагогов (иногда и врачей) являются залогом успешной коррекционной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практический семинар для родителей «Профилактика и коррекция нарушений речи у детей»
В.П.Чахова,
Учитель-логопед МАДОУ д/с № 158 «Василёк»
Цель: Приобщение родителей к содействию в формировании развития речи у детей, актуализация знаний практических психологов и учителей-логопедов по проблеме социализации детей с ТНР, активизация взаимодействия специалистов и родителей в работе по данному направлению.
Задачи:
- Рассказать о видах и причинах возникновения ТНР у детей дошкольного возраста.
- Рассказать и показать родителям, какая работа по коррекции речевых недостатков и по речевому развитию проводится с детьми в детском саду.
- Показать значимость совместной работы родителей и специалистов в развитии и коррекции речи детей.
- Обсудить и освоить приемы и формы работы дома с детьми по развитию и коррекции речи.
Материал: Мультимедийное оборудование для показа презентации и прослушивания во время проведения семинара; соломинки для коктейлей; набор резинок для волос с опорными картинками; карточки-схемы для формирования слоговой структуры слов; буклеты для родителей: «Как научиться выговаривать звуки дома», «Советы логопеда родителям детей с ТНР».
Задания для речевого тренинга для каждого родителя; выставка речевых игр; подборка художественной литературы для чтения детям; подборка сайтов по развитию речи.
Содержание семинара:
1. Приветствие, беседа о видах ТНР у дошкольников, причинах их возникновения. Структура речевого дефекта у детей с ТНР.
2. Игры на развитие фонематического восприятия «Что за звук?» «Найди звук?» и др.
3. Обсуждение задач работы учителя-логопеда, форм развития речи детей дома и в ДОУ.
4. Упражнения по развитию мелкой моторики с резинками для волос (по опорным картинкам), основы массажа рук и пальцев.
5. Упражнения по развитию речевого дыхания с соломинками для коктейлей, ватными шариками и др.
6. Практические упражнения для формирования правильного звукопроизношения (по всем группам звуков).
7. Практические приёмы для формирования и развития слогоритмической структуры речи детей.
8. Практические приёмы для развития грамматического строя, связной речи у детей с ТНР.
9. В конце семинара родителям выдаётся анкета «Роль родителей в формировании и развитии речи ребёнка»; подготовленные буклеты.
Проведение мероприятия:
Родители садятся на стулья. Перед ними расположены столы с необходимым оборудованием для проведения упражнений.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии, которое посвящено, прежде всего, теме организации единого речевого пространства в семье и в ДОУ. Актуальность этой темы вызвана со спецификой развития речи детей с ТНР. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместные усилия родителей и педагогов (иногда и врачей) являются залогом успешной коррекционной работы.
Направления в развитии речи детей:
• Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика.
• Развитие фонематического слуха.
• Развитие внимания (зрительного, слухового) .
• Развитие памяти.
• Развитие моторики (прежде всего мелкой моторики) .
• Формирование навыков связной речи.
• Развитие мышления.
Именно в этих направлениях мы работаем в детском саду, и надеемся на Вашу «домашнюю» поддержку.
Сегодняшняя наша встреча пройдёт под девизом:
Расскажи - и я забуду.
Покажи - и я запомню.
Сделай со мной - и я научусь.
Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.
Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы вы также в этом активно участвовали. Потому, что ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог. Но намного глубже дети впитывают то, что окружает их в семье. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.
Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё не освоил.
Речь можно рассматривать как серию физических сигналов, которые развертываются во времени. Однако мозг по-разному перерабатывает слуховую информацию, необходимую для речевого сообщения. В частности, определение и переработка фонем (мельчайших речевых единиц) осуществляется левым полушарием, в то время как правое полушарие ответственно за медленно изменяющуюся слуховую информацию, которая имеет типичные признаки мелодий.
У детей со специфическими расстройствами речевого развития нарушено восприятие и продуцирование речи при нормальном уровне слуха и полноценном интеллекте. Эти дети не могут различать и правильно соединять звуки в слова, особенно это касается «быстрых» звуков, таких как взрывные согласные (почему они и появляются позже других в речевом онтогенезе).
Речевые звуки, характеризующиеся более медленными изменениями, а также устойчивые и стабильные звуки (гласные) дают меньше нарушений (или их нет вообще). Дети с речевыми расстройствами также плохо справляются с восприятием «быстрой» зрительной или тактильной информации. Они не способны к быстрой обработке любого информационного материала, в том числе и речевого.
Расстройства речевого развития – одно из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Данной патологией страдают 7,5-10% детей дошкольного возраста, у мальчиков она наблюдается чаще.
Основными причинами, которые побуждают родителей обратиться к неврологу, являются: позднее развитие речи, когда ребенок, понимая речь, сам не говорит (расстройство экспрессивной речи); ребенок сам говорит, но не понимает содержание чужой речи (расстройство рецептивно-сенсорной речи); ребенок не говорит и не понимает слов, обращенных к нему (расстройство экспрессивно-рецептивной речи), а также множественные нарушения звукопроизношения.
Чем раньше родители замечают и осознают проблемы развития своего ребенка, своевременно обращаются к врачу, логопеду и начинают их исправлять, тем больше у ребенка шансов на успешное их преодоление.
Для этого вы, уважаемые родители, должны знать нормы развития речи у детей. Поговорим об этом подробно.
Нормы развития речи у детей
Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этом возрасте происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач – так он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает гортанные звуки, нечто среднее между «а» и «э».
Начиная с пятой недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных.
С восьми недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» - начальное гуление).
На третьем месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.
На пятом-шестом месяце гуление переходит в лепет, который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.
Девять-десять месяцев – время очень активного лепета, состоящего из четырех-пяти слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в десять месяцев появляются отдельные лепетные слова («мама», «папа»). В этом возрасте уже наличествует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания («ладушки», «сорока», «где лампочка?» и т.д.), начинает понимать слово «нельзя».
В одиннадцать-двенадцать месяцев появляются первые слова.
К одному году в активном словаре ребенка насчитывается около десяти слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет пять-десять простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.
В возрасте от одного года до двух лет начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются первые фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. Звукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), появляются глаголы («дай», «иди»), прилагательные («большой», «маленький»). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.
В период от двух до трех лет словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глаголами и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму («красный», «плохой», «горячий», «круглый»). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.
В возрасте от трех до четырех лет дети много говорят, используют фразы из трех-четырех слов. Порядок слов в предложении и их согласование еще могут быть нарушенными. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Составляет рассказы в двух-четырех предложениях. Слушает длинные сказки и истории. Выполняет двусоставную инструкцию: «Дай мне большого мишку и красный мячик». В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.
Ребенок от четырех до пяти лет знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, а также обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки «л» и «р».
Активный словарь ребенка в возрасте от пяти до семи лет очень широк. Ребенок может назвать пять-шесть и более характеристик одного предмета («речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая»). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. В речи ребенка, как правило, нет пропусков, перестановок слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.
Теперь коротко остановимся на тех показателях, которыми пользуется невролог в оценке речевого развития ребенка:
- в один год объем активного словаря должен быть не менее десяти слов;
- в два года ребенок обязан строить фразу из двух слов, к концу второго года словарный запас – двести-триста слов;
- в три года дети используют в речи фразы из трех-четырех слов, словарный запас – около тысячи слов;
- в четыре года предъявляются требования к качеству речи: ребенок использует основные предлоги (на, с/со, в, из, под, из-под, за, из-за); строит правильную слоговую структуру слова; определяет единственное и множественное число (один стул – много стульев); согласует слова во фразе по роду и падежам, составляет рассказ по картинке;
- в пять лет умеет образовывать относительные прилагательные (яблоко – яблочный);
- в семь лет строит сложные предложения, используя все основные части речи, образует притяжательные прилагательные (лиса – лисья, медведь – медвежья).
Все дети в процессе овладения речью делают ошибки в произношении, но это не настоящие ошибки. Они вызваны развитием индивидуального фонологического кода ребенка и отклонениями в фонологическом развитии.
Что такое фонологическое развитие? Это постепенный процесс приобретения «взрослых» речевых паттернов. Другими словами, фонологическим развитием называется появление у детей правильно организованной речи.
К полутора годам жизни не менее четверти слов, произносимых ребенком, должны быть понятны родителям; к двум годам – 50-75% слов; к трем годам свыше трех четвертей. Необходимо учитывать значительные индивидуальные различия между детьми. Если вы сомневаетесь, каково речевое развитие вашего ребенка, нужна оценка логопеда. Когда ребенок развивается правильно и имеет обычную для своего возраста комбинацию правильных звуков и ошибок, логопед выявляет это без труда.
Вот наиболее типичные ошибки детей, осваивающих «взрослую» систему звуков:
- глухие согласные произносятся в начале слова как звонкие («тетя – детя») до трех лет;
- замена звонких согласных на глухие в конце слова («дед – дет») обычно исчезает к трем годам;
- потеря конечной согласной («Коля – Коя») исчезает к трем годам и трем месяцам;
- звук, произносимый правильно с помощью прижимания середины языка к твердому небу, производится кончиком языка («губа – дуба») до трех лет шести месяцев;
- неспособность произносить шипящие звуки («щепка – сепка») проявляется до трех лет шести месяцев;
- присутствие конкретного звука влияет на произношение всего слова («рог – гог») до трех лет девяти месяцев;
- ребенок «глотает» неударные, «слабые» слоги (телефон – теффон») до четырех лет;
- ребенок «теряет» звуки («бант – бат») до четырех лет;
- кроме того, в некоторых случаях дети заменяют плавные согласные другими звуками («рука – лука») или заменяют взрывные согласные («флаг – слаг»).
Фонологическое развитие обычно продолжается до пяти лет, хотя имеются индивидуальные отклонения. К трем годам обычно заканчивается освоение взрывных звуков: «Ф» и «С». К трем годам шести месяцам «осваиваются» звуки «В» и «З», в четыре с половиной года – «Ш» и «Ч».
Артикуляция – это общий термин, используемый в фонетике для обозначения физиологических движений, изменяющих поток воздуха в голосовом пути выше гортани (изменений, необходимых для того, чтобы издавать различные речевые звуки). Эти звуки распределяются по месту их образования и способу артикуляции в голосовом аппарате.
Терминами «развитие артикуляции» и «фонетическое развитие» обозначают постепенное приобретение ребенком способности произносить отдельные звуки речи. Между фонологическим развитием и развитием артикуляции (фонетики) есть сложные взаимосвязи. Нормальное развитие речи включает освоение как артикуляции (фонетики), так и фонологических аспектов речи.
Нарушения фонологического развития – это группа нарушений, которые лишают ребенка способности легко понимать речевые паттерны (в возрасте приблизительно четырех лет). Нарушения фонологического развития впоследствии могут также затруднить обучение чтению по слогам. В прошлом такие нарушения назывались функциональными нарушениями артикуляции. Они выражаются прежде всего как неспособность произносить некоторые (или все) звуки, которые обычно используются в данном возрасте.
Фонологические нарушения иногда называют «артикуляторными нарушениями», «нарушениями развития артикуляции», или «нарушениями произнесения звуков речи». Если неизвестна причина, говорят о «фонологическом нарушении развития». Если же причина известна, то используются названия «дизартрия» или «диспраксия».
Имеются различные уровни фонологических нарушений: от речи, которая полностью непонятна даже членам семьи – до речи, полностью понятной всем, но в которой некоторые звуки произносятся с легким искажением. Лечение и коррекция фонологических нарушений важны не только для формирования речевых звуков, но также и для того, чтобы в дальнейшем избежать проблем с обучением в школе чтению и письму. Кроме того, дети, которые говорят хуже, чем сверстники, могут стать объектом насмешек, что отразится на их социализации.
По мере нормального освоения речевых звуков все дети делают несколько общих ошибок. Это пропуски звуков (часто в конце слова), искажение звуков или замена одного звука на другой, который ребенку легче произнести. У детей с фонологическими нарушениями картина и порядок освоения звуков речи обычно такие же, как у нормально развивающихся детей, однако речевые навыки приобретаются более медленно. Таким образом, возраст – важный фактор в постановке диагноза «фонологические нарушения».
Дети с фонологическими нарушениями могут делать те же самые ошибки в произносимых звуках, что и более младшие нормально развивающиеся дети. Но в некоторых случаях дети с фонологическими нарушениями допускают больше ошибок – пропускают звуки, искажают их и заменяют. Для постановки правильного диагноза нужно исключить другие возможные причины нарушения речи. Необходимо исследовать слух ребенка, поскольку звуки, которых человек не слышит, он не может и имитировать.
Фонологические нарушения без явной причины распространены значительно шире, чем фонологические нарушения, вызванные неврологическими проблемами или структурными аномалиями и дефектами. У 7-8% пятилетних детей имеются фонологические нарушения развития. Около 7,5% детей в возрасте от трех до одиннадцати лет также имеют фонологические нарушения. Фонологические нарушения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек – в два-четыре раза. Дети, у которых имеются фонологические нарушения, гораздо чаще имеют и другие нарушения речевого развития. Дети, в семье у которых один или более родственников имеют нарушения языка и речи, с большей вероятностью будут иметь фонологические нарушения.
Лечение и логопедическая коррекция обычно показаны детям с фонологическими нарушениями.
Прогноз для детей с фонологическими нарушениями обычно благоприятен.
Задержка речевого развития (ЗРР) или специфическое расстройство речевого развития (СРРР) – это неврологический диагноз. Логопеды пользуются термином «Общее недоразвитие речи» (ОНР) – I-III уровень.
У детей с задержкой речевого развития по типу ОНР I уровня определяется тяжелая речевая патология, которая характеризуется почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Это так называемые «безречевые» дети.
В речи преобладают простые и лепетные слова, звукоподражание, сопровождающиеся жестами и мимикой. Дети используют одно- или двухсловные предложения, но при этом синтаксические конструкции остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - «Мальчик сидит на стуле»).
В речи у детей преобладают одно- и двусложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до двух-трех («ават» - «кроватка», «амида» - «пирамида», «тика» - «электричка»).
Пассивный словарь у таких детей значительно шире активного, хотя все-таки ниже нормы. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» - «самолет», «самосвал», «пароход»; «бобо» - «болит», «смазывать», «делать укол»). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» - «карандаш», «писать», «рисовать»; «туй» - «сидеть», «стул»).
При задержке речевого развития по типу ОНР II уровня дети используют в речи фразы из двух-трех слов, редко употребляют союзы и предлоги. Высказывания детей обычно бедны, словарный запас невелик, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картинке, по вопросам троится примитивно из коротких фраз, но грамматически более правильно, чем у детей с ОНР I уровня.
Выявляются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
- замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке»);
- ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля пителя» - «Коля писал»), при изменении существительных по числу («да памидка» - «две пирамидки», «де кафи» - «два шкафа»);
- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» - «красный карандаш», «асинь ента» - «красная лента», «тиня кота» - «синяя кофта», «пат кука» - «пять кукол»).
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями. Часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме («Кадис ледит аёпка» - Карандаш лежит в коробке»). Возможна замена предлогов («Тетатка упая и тая» - «Тетрадка упала со стола»).
Возможности произношения детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и и глухих («тупаны» - «тюльпаны», «Сина» - «Зина», «тява» - «сова»). Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - «снеговики»), перестановка слогов, звуков. При произношении слов отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и употребление слогов, сокращение звуков при смягчении согласных («ровотник» - «воротник», «тена» - «стена», «виметь» - «медведь»).
Задержка речевого развития по типу ОНР III уровня характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Обиходная речь достаточно развернута, но сохраняются ограниченность активного словаря, неточность употребления многих слов, грамматические ошибки.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, они испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки при построении предложений с союзами и союзными словами («Миша запякаль атому упал» - «Миша заплакал, потому что упал»).
При составлении рассказа по картинке дети нередко правильно называют действующее лицо и само действие, но не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо. В разговорной речи дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояния предметов, способы действий.
К числу лексических ошибок относятся:
- замена названия части предмета названием целого предмета («циферблат – «часы», донышко – «чайник»);
- подмена названий профессий названиями действий (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет»).
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных (кисель из клюквы – «клюкин», «клюкный», «клюконный»; стакан из стекла – «стекляшкин», «стекловый»).
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
- неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже («Книги лежат на большими столах» - «книги лежат на больших столах»);
- неправильное согласование числительных с существительными («три медведем», «пять пальцем», «двух карандаши»);
- ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» - «Ездили в магазин с мамой и братиком», Мяч упал из полки» - «Мяч упал с полки»);
- ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).
Фонетическое оформление речи у детей с ОНР III уровня значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться большинство нарушений звукопроизношения.
Отмечаются стойкие нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» - «Гимнасты выступают в цирке», «Топовотик чинит водовот» - «Водопроводчик чинит водопровод»).
Недостаточное развитие фонетического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется способность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе.
Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: его речь самостоятельно, без медико-логопедической помощи не формируется.
Алалия (от греч. λαλέω – «говорить» с отрицательной частицей «а») – отсутствие речи или системное недоразвитие речи на фоне поражения центральной нервной системы. Сейчас это можно утверждать уверенно, так как появилась возможность исследовать структуры головного мозга с помощью метода нейросонографии.
Алалия наблюдается у детей с сохранным периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности. При обследовании в «Прогнозе» с использованием метода вызванных потенциалов у детей с алалией выявлялось замедленное проведение слуховых импульсов в центральной нервной системе, особенно на стволовом уровне. Также были снижены обменные процессы в стволе (из-за недостаточного кровоснабжения). Особенно явное замедление слуховых нервных импульсов наблюдалось при использовании высокой частоты в 4 тыс. Гц (среднеречевой частоты). Замедление возникновения слухового потенциала в таламусе свидетельствовало об ухудшении восприятия мельчайших частиц речи – фонем.
Большинство детей с алалией имели нормальную когнитивную функцию, а показатель концентрации внимания чаще всего был снижен. Иными словами, дети с алалией имели «чистое» речевое нарушение при нормальном интеллектуальном потенциале.
Алалию в той или иной степени имеют около 6% детей, причем четверть из них – тяжелую. Мальчики страдают алалией в два раза чаще девочек.
В западной медицинской литературе нет диагноза «алалия», в современных источниках эти речевые расстройства называют специфическими нарушениями речи. Считается, что дети с этим нарушением могут осваивать язык в той же последовательности, что и нормально говорящие дети, но с более низкой скоростью.
Алалия более распространена, чем может показаться на первый взгляд. В США диагноз «специфическое нарушение языка» поставлен более чем миллиону школьников, а исследования, проведенные в детских садах, показали, что там он встречается у 7,6% детей.
Позднее развитие речи у маленького ребенка – это первый признак нарушения. Дети с задержкой развития речи могут вообще не говорить вплоть до поступления в школу. Когда же они начинают говорить, их часто трудно понять.
Выделяют моторную, сенсорную и смешанную формы алалии.
При моторной алалии (расстройство экспрессивной речи) у детей отмечаются затруднения в овладении активным словарным запасом, грамматическим строем языка, звукопроизношением и слоговой структурой слова на фоне относительно полноценного понимания речи. Нередко родители на приеме у невролога отзываются о своем ребенке так: «Он все понимает, только ничего не говорит».
При моторной алалии могут наблюдаться разные уровни речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Речь детей-алаликов большей частью непонятна, аморфные образования типа «тя бах», «дека мо» (что означает «чашка упала» и «девочка моет») могут быть поняты только в непосредственной ситуации, при подкреплении речи соответствующими жестами и мимикой. Выразить действия, события или желания, не связанные с наглядной сиюминутной ситуацией ребенок, находящийся на первом уровне речевого развития, не может и, таким образом, оказывается вне речевого общения.
Второй уровень речевого развития дает ребенку возможность выразить свои отдельные наблюдения, суждения в более доступной для окружающих форме. Например: «Сек. Ипята. Сябака. Бизит. Гоки. Матики. Таюта. Изя. Сянька. Канька», - «Снег. Ребята. Собака бежит с горки. Мальчики катаются на лыжах, санках, коньках».
Речь детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, включает в себя более развернутые высказывания, однако при их анализе очевидны ошибки в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении. Например: «Быя у бабути Ани. Моя тота Нада, она ботея, деевне, зивот. Катоски сеяи, кятные ягоды. У бабути коева и гусы и маненьки сяньяты» - «Былау бабушки Ани. Моя тетя Надя, она болела в деревне. Живот. Картошки сеяли, красные ягоды. У бабушки корова и гуси и маленькие свинята».
При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранено. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Но при беседе с ними зачастую можно сделать заключение, что понимание речи у них ограничивается лишь бытовыми ситуациями.
Для детей-алаликов представляют трудность задания, предусматривающие понимание форм единственного и множественного числа глаголов и существительных (покажи, про кого говорят «плывет», а про кого – «плывут»; «дай мне гриб, а себе возьми грибы»); форм глаголов мужского и женского рода прошедшего времени («покажи, где Саша выкрасил самолет, и где Саша выкрасила самолет»); отдельных лексических значений («покажи, кто идет по улице – и кто переходит улицу»); пространственного расположения предметов («положи ручку на книжку», «положи ручку в книжку»); установление причинно-следственных связей. Очень важно, чтобы воспитатель в детском саду своевременно направил ребенка с симптомами моторной алалии на консультацию к логопеду, а тот – к неврологу для обследования и уточнения диагноза. Эти дети обязательно должны посещать логопедический детский сад, они нуждаются в длительной и систематической коррекции.
Первые признаки, которые позволяют заподозрить наличие у ребенка алалии, – очень медленный прирост активного словарного запаса на первом-третьем годах жизни. При этом преобладание лепетных слов среди слов, которыми пользуется ребенок, сохраняется до трех-четырех лет, и крайне поздно появляется фразовая речь – обычно после трех лет. Многие из таких детей произносят свои первые слова в положенный срок: в один год, в один год два месяца. Однако довольно часто даже к концу второго-третьего года эти слова еще весьма мало похожи на те, которые используют взрослые. Например, ребенок называет кошку – «ки», маму – «ма», собаку – «аф», корову – «му». Объем слов, используемых ребенком в речи, увеличивается крайне медленно. Даже научившись строить простейшие фразы, ребенок продолжает еще использовать лепетные слова до четырех с половиной лет: «ляля бух» - «кукла упала», между тем как в норме лепетные слова используются детьми до полутора лет. Научившись пользоваться фразами из двух-трех слов, что у них происходит обычно после четырех лет, такие дети очень долго грубо нарушают согласование слов во фразе по числу, роду, падежам: «песок много», «большая мяч», «часька стоит на стол» или «часька тоит тол».
Неспособность пользоваться речью совсем не означает умственную неполноценность. Дети с моторной алалией весьма неплохо конструируют, играют в сюжетно-ролевые игры, хорошо и вовремя овладевают навыками самообслуживания. Трагедия этих детей в том, что они не могут высказать своих желаний, объяснить свои поступки, поделиться своими впечатлениями. Частично они пытаются компенсировать это, используя мимику и изобразительные жесты.
Сенсорная алалия является полной противоположностью моторной: ребенок или совсем не понимает обращенную к нему речь, или понимает ее крайне ограниченно. При этом потенциально сохранными, но абсолютно бездейственными остаются механизмы активной речи. Многие дети с сенсорной алалией слышат и узнают звуки, но не справляются со скоростью их обработки и поэтому обращенная к ним речь представляет для них бессмысленный шум. По этой причине детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи.
Внедренный в «Прогнозе» метод исследования слуховых вызванных потенциалов (АСВП) показал, что слух у большинства детей с сенсорной алалией не нарушен, но очень редко при этом получали нормальные картинки слуховых вызванных потенциалов, в основном слуховые ВП были деформированы, уменьшены в размерах. Это является основной причиной нарушения фонематического слуха (восприятия фонем родного языка), его нарушение может проявляться в разной степени. Иногда оно обуславливает полное неразличение речевых звуков, то есть непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях – затрудненное восприятие речевого материала на слух. Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу («дочка» - «бочка», «мышка» - «миска», «рак» - «лак»), не улавливают разницу в грамматических формах.
При этом дети с сенсорной алалией адекватно реагируют на звуковые сигналы, после небольшой тренировки способны различать разные по характеру шумы (стук, скрежет, свис и др.), но при этом они испытывают трудности в определении источника и направления звука.
У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. Ведущим дефектом в этом случае является нарушение фонематического слуха.
Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Поэтому в таких случаях целесообразно предложить ребенку выполнить задание по образцу (например, построить башенку с заданным чередованием элементов, где важно учесть их формы, цвет, размеры, или выложить из мозаики геометрическую фигуру).
Много информации дает врачу методика вызванных потенциалов П-300. При сенсорной алалии имеется недостаточность слухового восприятия более высокого уровня (нарушение слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной к нему речи. При подобных расстройствах особенно важно как можно раньше, уже на втором году жизни, обратиться к неврологу. При обращении в пять-семь лет сформировать речь удается не всегда.
Несмотря на то, что на практике случаи сенсорной алалии встречаются крайне редко, эти дети требуют к себе пристального внимания, так как только в соответствующих условиях и при длительной коррекции возможны частичная компенсация данного дефекта и подготовка ребенка к обучению в школе для детей с нарушением речи.
Дизартрия – это нарушение произношения. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа, ритма, интонации речи. Данные проявления связаны с нарушением функции мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани вследствие повреждения краниальных нервов (IX, X, XII пар), их ядер, либо корково-ядерных путей. Ядра этих нервов находятся в стволе мозга, имея связь с корой головного мозга. А потому дизартрия – это не что иное как стволовая или корково-стволовая дисфункция мозга, в результате которой нарушается иннервация речевой мускулатуры.
Обычно при дизартрии мускулатура ротовой полости слаба или имеется значительно сниженный мышечный тонус.
Дети с дизартрией в грудном возрасте обычно имеют проблемы с сосательным рефлексом, а позднее – с жеванием и глотанием, как правило, у таких детей отмечается слюнотечение (они не сглатывают слюну, как это автоматически делают здоровые дети), страдает мимика, они едят очень мягкую пищу, часто «давятся и поперхиваются».
При дизартричной речи наблюдаются трудности в силе и точности артикуляционных движений, неточные или слабые согласные, неточные или слабые гласные, особенно те, произнесение которых требует участия внутренних мышц языка (ай, ей, ой). Кроме того, говорящему недостает дыхательной поддержки, его речь чересчур быстра или замедлена. Из-за недостатка дыхательной поддержки или мышечной слабости частота речи не согласуется с длиной высказываний, наблюдаются слабые «р», «с», «л» и гласные. При выраженной дизартрии звуки «ш», «з», «ц», «с», «ч», «ж» - межзубные или боковые.
При дизартрии произношение зачастую искажено настолько, что это производит впечатление «каши во рту», и понять ребенка иногда достаточно сложно.
Существует много стертых форм дизартрии, детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Неврологу для подтверждения диагноза логопеда «дизартрия» необходимо выявить, кроме нарушения произношения, признаки неврологического дефицита в языке (отклонение его в сторону, гиперсаливацию, краевую атрофию мышц, гиперкинезы – подергивания, цианотичный оттенок языка, язык может быть вялым или очень напряженным).
О дизартрии можно говорить после трех лет, когда сформировалась фразовая речь. Дизартрия у детей – это та область нарушений речи, где совместная работа логопеда и врача-невролога приносит очень хороший результат. Таких детей очень много, но, к сожалению, они часто остаются без медицинской помощи, поскольку врачи нередко просто направляют этих детей к логопеду, не проводя необходимого обследования и лечения.
Неврологическая формула дислалии – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации языка. Сейчас о дислалии практически не говорят. Она имеет место у детей с короткой уздечкой языка, «пухлыми» губами.
Заикание – это нарушение темпа речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Оно травмирует психику ребенка, тормозит его развитие, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими в дошкольно-школьном, юношеском и зрелом возрасте, что часто приводит к вторичным невротическим наслоениям и дает повод выделить данное заболевание в особую нозологическую единицу под названием «логоневроз». Заикание связано с нарушением мозговых процессов в тех структурах мозга, которые отвечают за речь.
Все основные процессы, нарушение в которых приводит к заиканию, контролируются стволом мозга. Это дыхание, голосообразование и артикуляция. При нарушении координации этих трех процессов возникает заикание. Таким образом, ствол мозга – первый вероятный «виновник» заикания у детей.
Заикание – это прежде всего стволовая дисфункция. Ствол мозга и шейный отдел спинного мозга имеют общий бассейн кровообращения – систему позвоночных артерий. Высокий процент срыва компенсации ствола мозга с проявлениями заикания встречается у детей, перенесших гипоксию в родах, в результате чего возникла родовая цереброспинальная травма. Родовые травмы и гипоксия – те факторы, которые влияют на все последующее развитие ребенка.
Вероятно, к возникновению заикания причастен и мозжечок, поскольку он отвечает за автоматизацию артикуляторных процессов и речи в целом, что также укладывается в концепцию родовой травмы центральной нервной системы.
Многие исследователи при заикании констатируют нарушения работы поясной извилины – лимбического первичного речевого центра.
В сущности, называть заикание логоневрозом неправильно, так как здесь налицо подмена причины следствием. На приеме родители нередко сами отвергают невротическую природу заикания. Дети из благополучных семей, любимые, живущие в хороших условиях, в соответствии с правильным режимом, в психологическом комфорте – и при этом заикаются!
Средний возраст, в котором начинается заикание, – два с половиной года. Иногда заикание появляется и позже, но обычно в возрасте не старше шести лет. У 65% дошкольников, которые начинали заикаться, этот дефект проходит сам по себе в течение двух лет. Однако если ребенок заикается не менее пяти лет, то шансов, что ситуация изменится сама по себе, немного. Лучше всего заикающиеся дети восстанавливаются в возрасте трех с половиной лет. Дети, которым больше шести лет, самостоятельно, без лечения, как правило, не могут избавиться от заикания.
Среди дошкольников с заиканием мальчиков в два раза больше, чем девочек. При этом девочки чаще самостоятельно перестают заикаться. Тем не менее детей, которые заикаются, следует консультировать и лечить, даже если они научились говорить нормально.
Заикание может возникнуть внезапно, а может развиваться постепенно, усиливаясь со временем. Периодически заикание ослабевает, потом возвращается, что вообще свойственно нервным заболеваниям и зависит от наличия внешних и внутренних раздражителей. Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Обычно в возрасте шести лет истинное заикание обостряется, если ребенок возбужден, расстроен или находится под давлением. В это время ребенок начинает осознавать особенности своей речи. Основным симптомом заикания является возникающие в момент говорения судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.
По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, выделяют три формы заикания: клоническую, тоническую и смешанную.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги («к-к-к-кошка», «б-б-б-бабушка», «со-ба-ба-бака»). Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слога («к…нижка», «каранд…аш», «зм…ея»). Встречается и смешанный вид заикания – клоно-тонический, или тоно-клонический, по преобладающему характеру судорог.
Различают три степени заикания: слабую, среднюю и сильную. Четких критериев определения степени заикания нет, но на практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени заикания присутствуют так называемы сопутствующие движения. Они, как правило, появляются в процессе развития этой патологии, когда дефект прогрессирует и принимает все более тяжелые формы. Тогда возникают судорожные явления в различных группах мышц лица, шеи, туловища, конечностей. Движения бывают самые разные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сгибание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.
По мере развития заикания появляются речевые уловки. Заикающийся начинает ради мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова и звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т.п. Такое явление называется эмболофразией.
Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.
Все описанные виды симптоматики заикания весьма непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то это повторение звуков или слогов, то – внезапные остановки, паузы. Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения, одни исчезают, им на смену появляются новые.
Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить почти нормально. Наедине с собой, с игрушками, с воображаемым собеседником заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по-разному: разговор с близкими людьми, когда он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших заминок, а беседа с малознакомыми, с теми, кого он боится или стесняется, вызывает усиление заикания.
У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение моторики, неловкость, неуклюжесть в движениях, плохая координация.
Заикание – речевое нарушение, оно не задерживает развитие интеллекта. Кроме того, заикание является неврологическим нарушением, поэтому, чем быстрее ребенку будет оказана квалифицированная медицинская помощь, тем скорее и полнее восстановятся функции нервной системы. Выжидательная тактика – глядишь, само все пройдет! – обычно себя не оправдывает.
Почему важно развивать речь детей?
Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (и педагоги, и родители), должны, прежде всего, научить их думать. А развивая человека ребёнка, мы, тем самым, развиваем и его мышление.
Вашему вниманию предоставляется практикум по коррекции речевых недостатков, развитию речи при самых разных речевых нарушениях в домашних условиях.
Логопед рассказывает о различных нарушениях речи у дошкольников, причинах их возникновения и основных направлениях и методах коррекции.
Логопед: Уважаемые родители! Экспрессивная речь ребёнка формируется прежде всего через подражание звукам, которые он слышит (речевым и неречевым). Речевой анализатор и артикуляционный аппарат ребёнка с нарушением речи «работает» несколько иначе, часто наблюдаются сложности в переработке и воспроизведении точно такого звука, какой ребёнок услышал изначально (при сенсорной недостаточности даже сам звук ребёнок слышит искажённо). Поэтому часто работа логопеда начинается с формирования звукоразличительной способности (речевых и неречевых звуков. Предлагаю вам упражнение на звукоразличение.
Игра «Что за звук?» (с использованием МР3-проигрывателя)
Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи. Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.
Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кошка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.
Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей:
- «Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три - четыре слова, в которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, л).
- Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр» (грач).
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний [а] (кошка).
- Назови предмет в комнате с заданным звуком (Что заканчивается на "А";
что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.) .
- Дидактическая игра «Кружок». Записать слово не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нарисовать (МАК – 000). Количество звуков и букв в словах должно совпадать. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три – [к - о - н']. Подобные слова лучше исключить.
Развитие внимания
Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта. Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений, нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.
Дидактическая игра «Пожалуйста». Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом "пожалуйста". Если взрослый не скажет "пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Наклоните голову, пожалуйста.
- Попрыгайте на правой ноге.
- А теперь на левой, пожалуйста.
- Садитесь.
- Сядьте, пожалуйста.
Развитие памяти.
Говоря о развитии внимания, нельзя не сказать о развитии памяти. Эти процессы настолько взаимосвязаны, что одно без другого просто не существует. Почему невнимательный человек всё забывает? Потому что он просто не умеет запоминать, не может это делать в силу того, что внимание у него не развито.
Дидактическая игра «Запомни». На столе лежат 5-7 предметов (картинок). Ребёнок рассматривает их в течение 10 секунд. Отвернувшись или закрыв глаза, он должен назвать предметы (картинки) в заданной последовательности.
Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому наша речь должна стать образцом для подражания. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Не нужно скатываться на детскую речь, сюсюкать, намеренно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Речь взрослого должна быть яркой, выразительной, тем самым привлекая внимание детей. Это облегчает понимание ее и запоминание. Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо применять точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения. Читайте детям ежедневно!
Цель коррекционно-образовательного процесса в детском саду:
обеспечение комплексной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, осуществляемой на основе принципа индивидуального подхода к ребёнку.
Основные формы коррекционно-образовательного обучения в детском саду:
групповые / подгрупповые / индивидуальные занятия. Все занятия проводятся в игровой форме! Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе специалистов и воспитателей.
Наполняемость групп: 12 человек.
Учитель-логопед расширяет и систематизирует знания и представления детей об окружающей действительности, формирует правильный ритм речи, исправляет и закрепляет правильные звуки в речи, формирует навыки связной речи, совершенствует все психические функции ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
Логопед: Уважаемые родители! Как уже было сказано ранее, речь ребёнка развивается через подражание. Условием развития речи является наличие развитого артикуляционного аппарата, его точных движений, а также достаточно развитой моторики, в частности мелкой моторики рук и пальцев. Развитие речи очень тесно связано с развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – движения пальцев рук. Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение (моторику, находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Та часть моторного центра, которая непосредственно соседствует с речевым, отвечает за развитие мелкой моторики, поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей.
Если ребёнок без особых затруднений выполняет различные движения пальчиками, то и речевое развитие у него тоже в норме. И, наоборот, у ребёнка с речевыми трудностями мелкая моторика развита недостаточно.
Предложите ребёнку:
• Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки) .
• Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы.
• Пальчиковые игры и упражнения.
• Массаж кистей и пальцев рук.
Я хочу показать Вам массаж кистей и пальцев рук и упражнения для пальчиков.
Массаж кистей и пальцев рук.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев
«Кулачки» - Руку сжать в кулак, разжать (5 раз)
Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём.
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец, растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки, покручиваем влево - вправо по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Болтушка» - Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу.
Упражнения для пальчиков.
1. «В кулачок» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
2. «Из кулачка» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху, а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
3. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика» (выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум. ». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
4. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
5. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав. ». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
6. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав. ». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
7. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з. ». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
8. «Пианино» — поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.
Упражнение с резинками по опорным картинкам. Знакомство родителей с дидактическим пособием «Речевые игры на кухне».
Ещё одно важнейшее условие осуществления полноценного речевого высказывания – речевое дыхание, достаточная сила речевого выдоха.
Упражнение по развитию речевого дыхания с соломинками для коктейлей. Знакомство родителей с элементами дыхательной гимнастики.
Логопед: Основное пожелание всех родителей – чтобы ребёнок правильно выговаривал все звуки родного языка. Именно правильное звукопроизношение обеспечивает чёткое звучание речи, которое мы слышим от взрослого человека. Для формирования правильного звукопроизношения используется артикуляционная гимнастика – не что иное, как в игровой форме представленный правильный артикуляционный уклад. Кроме того, АГ является необходимым условием укрепления мыщц РА (гортани, нёба, языка, челюсти).
Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение.
Представьте, что Вы не можете поднимать язык к верхним зубам и удерживать его там. Теперь попробуйте произнести слова «белка», «каша» - звуки [Л], [Ш] исчезли. И пока Вы не научитесь не просто поднимать язык наверх, но и удерживать его там, Вы не овладеете звуками [Л] и [Ш].
Поэтому артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» с пояснением.
Логопед: Не менее часто встречающаяся проблема у детей с ТНР – нарушения слоговой структуры слов. Каким образом исправить искажения, пропуски, замены слогов?
Логопед знакомит родителей с слоговыми карточками-схемами и приёмами, формирующими ритм речи.
Логопед: Очень актуально и развитие связной, грамматически правильной (с употреблением падежных окончаний, предлогов) речи.
Я уже упоминала о том, что речь – это реальный показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи.
Связная речь-это смысловое развернутое высказывание.
Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.
Как Вы можете помочь своему ребёнку?
• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
• Читайте художественные произведения.
• Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.
• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
Уровень развития речи определяет уровень развития мышления. А уровень развития мышления определяет уровень развития речи. То есть речь и мышление – это две самостоятельные области, тесно связанные, но, при этом, требующие отдельного внимания. Поэтому нельзя ограничиваться развитием мышления только в рамках развития речи.
Сейчас очень много материала (в магазине, в интернете, который необходимо использовать в домашних занятиях с ребёнком. Кроме «печатных» заданий (в книге, на компьютере, есть игры, не требующие подготовки. Их можно проводить между делом.
Дидактическая игра «Что чем будет? »
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, чем будут (желудь, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день) .
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Логопед проводит с родителями речевой тренинг, в котором предлагается :
•подобрать не менее 5 признаков к словам корова, стул;
•подобрать не менее 5-ти слов - действий к словам облако, ручей ;
•вспомнить сказки, героем которых был волк (не менее 10);
•поставить правильно ударение к словам;
•составить длинное предложение по картинке;
Заключение. В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, педагогам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. В дальнейшем я планирую продолжить работу по развитию речи в тесном сотрудничестве с вами, используя для этого разнообразные формы. Кабинет логопеда открыт для консультаций ежедневно с 8.00 до 9.00, по средам с 17.00 до 17.30. Передаю слово Е.Я., которая освятит психологические аспекты работы с детьми, имеющими нарушения речи. Успехов Вам и терпения! Спасибо за внимание!
Анкета для родителей
«Роль родителей в формировании речевой деятельности ребёнка»
1. Беспокоит ли вас речевое развитие ребенка?
2. Как часто вы беседуете с ребенком?
3. Какие темы вы с ребенком в основном обсуждаете?
4. Исправляете ли вы речевые ошибки своего ребенка?
5. Кто чаще всего выполняет задания логопеда дома?
6. Какой совместной деятельностью вы занимаетесь с ребенком?
7. Есть ли у вас дома игры для развития речи? (какие)
8. Какую последнюю книгу вы прочитали ребенку?
9. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?
10. Учите ли вы с ребенком стихи, кроме заданных в детском саду?
11. Рассказывает ли ребенок о логопедических занятиях в детском саду?
Большое спасибо!
Анкета для родителей
«Роль родителей в формировании речевой деятельности ребёнка»
1. Беспокоит ли вас речевое развитие ребенка?
2. Как часто вы беседуете с ребенком?
3. Какие темы вы с ребенком в основном обсуждаете?
4. Исправляете ли вы речевые ошибки своего ребенка?
5. Кто чаще всего выполняет задания логопеда дома?
6. Какой совместной деятельностью вы занимаетесь с ребенком?
7. Есть ли у вас дома игры для развития речи? (какие)
8. Какую последнюю книгу вы прочитали ребенку?
9. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?
10. Учите ли вы с ребенком стихи, кроме заданных в детском саду?
11. Рассказывает ли ребенок о логопедических занятиях в детском саду?
Большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»
Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...
Семинар-практикум для педагогов «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность»
Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с ...
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
Семинар - практикум "«Моторное (развитие основных движений, коррекция двигательных нарушений)"
Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь...
семинар-практикум «КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» выступление на тему: «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников»
составила учитель-логопед Тихонова М.А....
Семинар – практикум для родителей на тему: "Регулирование темпо-ритма речи в коррекции заикания детей"
Уважаемые родители! Коррекция заикания осуществляется комплексным методом: медикоментозное лечение, психотерапия, речевые занятия. В этой работе поговорим об одном из речевых методов...
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...