Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОНР.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Головач Наталия Леонидовна

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей, разработанная  с учетом его диагностических данных. В данной методической разработке представлена лишь та часть, которой занимается непосредственно учитель-логопед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_marshrut.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития

Ф.И. ребенка __Иванов Петр____

Логопед. заключение: ОНР III ур.

ГБДОУ №__8__на 2015 — 2016 учебный год.

Логопед:__Головач Н.Л._________________________________________

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период.

Логопедический (тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация свистящих изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, дифференциация свистящих: С – З- Ц; подготовительные упражнения для постановки шипящих;

2 период.

Работа над четким произношением свистящих звуков в предложениях. Постановка шипящих; изолированная автоматизация. Автоматизация шипящих в слогах, словах, словосочетаниях. Дифференциация свистящих и шипящих изолированно, в слогах, словах;

3 период

Работа над четким произношением шипящих звуков в предложениях. Постановка Л, изолированная автоматизация; подготовительные упражнения к постановке Р.

Автоматизация Л в слогах, словах, словосочетаниях, простой фразе. Автоматизация Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Дифференциация Л – Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период. Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период.

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период.

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Левая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Активно использовать тренажеры для пальчиковой гимнастики.

Уровень зрительного восприятия.

Работа по предупреждению дисграфии.

1-2-3 периоды. Работа с графическими заданиями. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, на листе бумаги. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период.  Опора на тематические циклы:  «Фрукты»; «Овощи»; «Сад – огород»; «Деревья»; «Ягоды»; «Грибы»; «Времена года. Осень»; «Человек»; «Игрушки»; « Посуда»; «Продукты питания»; «Одежда»; «Обувь»; «Головные уборы»; «Времена года. Зима. Новый год».

2 период

Опора на тематические циклы: «Зимующие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Перелетные птицы»; «Наше отечество. 23 февраля»; «Профессии»; «Времена года. Весна. Праздник мам»; «Мебель»; «Транспорт»; «Инструменты».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Зоопарк»; «Рыбы»; «Цветы»; «Насекомые»; «День Победы»; «Времена года. Лето»; «Школьные принадлежности»;.

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи   хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период. Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период. Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период.

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....