Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Хочу все знать на свете я"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Волковская Екатерина Александровна

Конспект открытой комплексной  непосредственно образовательной деятельности  в старшей логопедической группе по теме "Хочу все знать на свете я"

 

Цели:

- Выявить уровень знаний детей, закрепить знания о звуках и буквах, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в образовании существительных множественного числа, в составлении предложений.
- Развивать четкое произнесение звуков ,логическое мышление, внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику,

- Воспитывать звуковую выразительность речи, активность, самостоятельность, доброжелательность, интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: иллюстрации по используемым сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Винни – Пух», короб, картинки, грецкие орехи для пальчиковой гимнастики, разрезная азбука, звуковые символы, мяч, магнитная доска, деревья.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, физминутки.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

(дети проходят в зал под музыку)

I.Организационный момент.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята!

Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это?

(логопед показывает на магнитную доску, на котором выложено из синих и красных кружочков  слово)

Дети: Это схема слова.

Логопед:

- Правильно, это схема заколдованного слова, а чтобы разгадать нам это слово, мы должны собрать буквы.

II.Сообщение темы и цели.

Логопед:

- И поэтому, сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в путешествие в сказочный лес. Не за грибами, а за лесными чудесами.

- Ребята, а вы знаете, что в каждой сказке за правильные ответы и за выполненные задания мы с вами будем находить  буквы, которые помогут в конце занятия расколдовать это слово.

- Ну, что хотите узнать, какое слово заколдовано?

Дети: Да.

III.Основная часть.

Логопед:

- Во время путешествия нам придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.

1.Психогимнастика «Подымем настроение» (укрепление эмоционального контакта)

(дети становятся в кружок)

Логопед и дети:

Настроение упало,                            в кругу, руки вверх,

Дело валится из рук                          бросают руки вниз,

Но еще не все пропало,                     грозят указательным пальцем,

Если есть хороший друг.                   хлопают в ладоши,

С делом справимся вдвоем,              берутся за руки и вздыхают,

С облегчением вздохнем.

Настроение поднимем,                       поднимают сцепленные руки вверх,

И от пыли отряхнем.                           отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

Логопед:

- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправляться в путь.

 

 

2.Артикуляционная гимнастика  «Гости» (развитие артикуляционной моторики)

Логопед:

- Но прежде чем отправиться в путь, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём гимнастику. Садитесь поудобнее, возьмите зеркала, слушайте и выполняёте упражнения.

 (Дети садятся в кружок, логопед проговаривает и показывает упражнение, дети повторяют за ним)

Логопед:

Толстые внуки приехали в гости,                            надуваем щечки,
С ними худые – лишь кожа да кости.            втягиваем щечки,
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,                 улыбаются,
Поцеловать они всех потянулись.                           губы трубочкой,
Утром проснулись – в улыбочку губы,                  улыбаются,
Чистили мы свои верхние зубы.                     язычком чистим зубки,

Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,          наберем воздуха, надувая щечки,                                     

И самоваром пыхтим, что есть мочи.            выпускаем воздух, издавая звук П-П-П.       

Логопед:

- Молодцы, ребята, а сейчас уберите зеркала, возьмите салфетки, вытрите ротик. Ну вот, теперь у нас хорошее настроение, наши язычки готовы, пора отправляться в путешествие.

Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да.

(логопед показывает детям клубочек)

Логопед:

- Ребята, посмотрите,

Я клубочек принесла.

Посмотрите, звуковой

Поведет вас за собой.

Логопед:

- Итак, чтобы наш звуковой клубочек покатился, нам нужно сказать волшебные слова.

Логопед и дети:

(дети и логопед становятся в кружок и берутся за руки и тихим спокойным голосом четко проговаривают слова)

Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво

Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.

(логопед отдает клубочек ребенку)

Логопед:

В лес по сказочной тропинке

Попадём мы прямиком.

Но пройти её придется

Нам, ребятушки, с клубком!

3.Закрепление пройденного материала.

( Звучит  музыка. Ребенок бросает клубочек, остальные дети  идут за  клубочком  вместе с логопедом,)

Логопед:

- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, что вы видите в лесу.

Дети: Деревья, пеньки, цветочки.

(На мольберте «Дерево»  сказочная иллюстрация сказки «Маша и медведь».  Рядомстоит короб, на котором написаны буквы. В коробе лежат и другие  буквы)

Логопед:

- Ребята, посмотрите, а это что?

Дети: Это короб

Логопед:

 

 

- А как вы думаете,  в  какую сказку мы с вами попали?

Дети: Мы попали в сказку «Маша и медведь».

Логопед:

- А что это на коробе, кто знает?

Дети: На коробе  буквы.

Логопед:

- Назовите их.

 Дети: У, Э, Ы, Е.

Логопед:

- А какие звуки обозначают эти буквы?

Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки.

Логопед:

- Почему они так называются?

Дети: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть.

Логопед:

- Ребята нам сейчас расскажут стихи о гласных звуках.

Ребенок:

Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Логопед:

- Каким цветом обозначаются гласные буквы?

Дети: Гласные буквы обозначаются красным цветом.

4. Игра  «Потерялась буква».

Логопед:

- А теперь давайте откроем короб.  Интересно, что мы найдём?

Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это тоже буквы.

Логопед:

- Назовите их.

Дети:  Т, Г, Щ, Ч, Ж, Ш, З, П.

Логопед:

- А какие звуки обозначают эти буквы?

Дети: Эти буквы обозначают согласные звуки.

Логопед:

Почему они так называются?

Дети: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.

Логопед:

- Ребята нам сейчас  расскажут о согласных звуках.

Ребенок:

А согласные – согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.

Логопед:

- Каким цветом обозначаются согласные буквы?

Дети: Согласные звуки обозначаются синим цветом.

Логопед:

-  Ребята, а давайте расскажем стихотворения об этих звуках.

(дети рассказывают стихи о буквах, которые нашли в коробе)

1-й ребенок:

Т – в антенну превратилось,

И  на крыше очутилось.

2-й ребенок:

 

 

Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

3-й ребенок:

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой- колючей.

4-й ребенок:

С арифметикой я в мире,

Ч - похожа на четыре.

5-й ребенок:

Ж- похожа на жука,

Только не жужжит пока.

6-й ребенок:

Буква Ш с тремя шипами,

Не хватай ее руками.

7-й ребенок:

З– не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

8-й ребенок:

На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.

Логопед:

- Молодцы, ребята, сколько много всего вы знаете о звуках и буквах. Давайте их положим в наш короб и  поищем, какие же буквы спрятались в этой сказке.

(дети находят рядом с пенечком букву Д)

-Какую букву вы нашли?

Дети: Это буква Д.

Логопед:

- Давайте прикрепим ее на доску, вместо первого кружочка.

- А сейчас  продолжим путешествие по сказкам. Ребята,  помните, что в каждой сказке за правильные ответы и за выполненные задания мы с вами получим буквы, которые помогут в конце занятия расколдовать нам  слово.

 Наш волшебный клубочек покатился дальше. В какую сказку мы попали ?

(На мольберте «Дерево»  сказочная иллюстрация сказки «Колобок». 

Дети: Мы попали в сказку «Колобок».

Логопед:

- Чтобы найти буквы, нам нужно правильно выполнить задания.

5.Пальчиковая гимнастика «Мы лепили колобка» (развитие мелкой моторики)

(дети садятся в кружок, упражнение выполняется с грецкими орехами)

Логопед и дети:

Мы лепили колобка                               перекладывают из руки в руку,

Из муки его бока.                                            катают по ладошке,

Мяли, мяли, обжимали,                                  сжимают в руках,
Шарик круглый создавали.                            катают как шарик из пластилина,

Посмотрите, колобок,                                     раскрывают ладошки, показывают,
Вот его румяный бок.                                     перекладывают с одной руки в другую,

По ладони покатали,                             катают по ладошке,

На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка                                 подбрасывают вверх,

И поймали за бока.

Если нравиться он вам,                                 

Угощайтесь, я отдам.                                        ловят, раскрывают в ладошки и показывают.

6. Упражнение на дыхание (развитие речевого дыхания)

 Логопед:

- Мы с вами трудились, лепили колобка, наши ручки устали, давайте подуем на них прохладным ветерком, чтобы они отдохнули.

 

 

(Дети дуют на ладошки 3 раза, повторяя за логопедом. Логопед напоминает детям, что вдыхаем носиком, выдыхаем ротиком)

Логопед:

-  Молодцы, ребята, вы справились с заданием, давайте поищем, какую же букву нам приготовила эта сказка.

(дети находят букву О)

- Давайте посмотрим, какая в этой сказке спряталась буква?

Дети: Это буква О.

Логопед:

- Давайте прикрепим ее на доску, вместо второго кружочка.

Что у нас получилось?

Дети: У нас получился слог.

Логопед:

- Давайте его прочитаем.

Дети: ДО

Логопед:

Ребята, а вы знаете, что в этой сказке нам нужно выполнить еще два задания. Давайте сядем поудобнее и послушаем внимательно. Задание  такое: я вам буду называть слово, а вы мне должны придумать слово противоположное слову, которое я назвала.

7.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом)

(дети садятся в кружок, передают мячик по кругу )

 Большой – маленький                 Мягкий – твердый
 Жара –холод                            Тяжелый – легкий

 Светлый – темный                      Ложиться – вставать

Грязный –  чистый                       Говорить – молчать

(дети находят букву С и прикрепляют ее  на доску)

Логопед:

- Молодцы, ребята вы хорошо справились и с эти заданием, слушайте внимательно следующее задание.

8.Дидактическая игра « Назови три слова»

Животные –                         Одежда –
Растения –                           Продукты питания –
(дети находят букву В и прикрепляют ее на доску)

Логопед:

- Молодцы, ребята, мы побывали с вами уже в двух сказках, пора отправляться дальше.

(ребенок бросает клубок, а остальные дети идут за клубком вместе с логопедом. На мольберте «Дерево»  сказочная иллюстрация сказки «Три медведя»). 

-Ребята, а теперь в какую сказку мы попали?

Дети: Мы попали в сказку «Три медведя».

9.Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги» (развитие общей моторики)

Логопед:

А сейчас мы с вами превратимся в мишек. Закроем глазки, сосчитаем до трех (один, два, три) — открываем глаза. Теперь мы медведи. Поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги».

(Логопед проговаривает слова и показывает движения, дети повторяют за ним)

Логопед и дети:

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.                  Повороты влево и вправо,

Потянулся он со сна,                  Потягивания — руки вверх,

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.           Вращения головой,

Наклонился взад — вперед,      Наклоны взад-вперед,

Вот он по лесу идет.                   Идем вперевалку,

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.          Приседаем, повороты головой влево- вправо,

 

 

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.                  Наклоны: правой рукой коснуться левой ноги, потом наоборот,

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся.          Дети садятся на пол.

Логопед:

- Вот мы с вами поиграли, теперь превратимся обратно в ребят: глазки закрываем и считаем до трех (один, два, три) — открываем глаза. Теперь мы снова дети.

Давайте поищем, какая же буква спряталась в этой сказке.

(дети находят букву Ии прикрепляют ее на доску)

Дети: Это буква И.

Логопед:

- Молодцы, ребята, послушайте следующее задание, которое приготовила нам эта сказка. Я буду называть вам один предмет, а вы мне должны назвать предметы, когда их много.

10.Дидактическая игра «Один – много»

Муравей – много муравьев.                     Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.                  Стол – много столов.
Сын – много сыновей.                              Кот – много котов.

(дети находят  букву Д и прикрепляют ее на доску)

Логопед:

- В следующем задании вы должны исправить мои ошибки.

11.Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.

(дети находят  букву А и прикрепляют ее на доску)

Логопед:

- Продолжаем наше путешествие.  Клубочек покатился дальше.

(ребенок бросает клубок, а остальные дети идут за клубком вместе с логопедом.На мольберте «Дерево»  сказочная иллюстрация сказки «Винни - Пух»). 

Логопед:

- К кому мы попалив гости?

Дети: Мы попали в гости к Вини – Пуху.

Логопед:

- А вы знаете что Вини - Пух любит вкусно поесть.

И очень любит играть глазками. А вы хотите поиграть глазками?

Дети: Да.

(дети садятся в кружок, логопед читает текст, дети выполняют движения по тексту)

12.Зрительная гимнастика (развитие зрительного внимания)

Вини ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.

На верху созрела слива,

А внизу растёт крапива,

Слева  - свёкла,

Справа – брюква,

Слева  -  тыква,
Справа – клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху  - сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва.

Выбрать ни чего не смог

И без сил на землю лег.

13. Релаксация (снятие эмоционального напряжения)

(Дети ложатся на пол, закрывают глазки, звучит музыка)

 

 

Логопед:

- Молодцы, ребята. Вот вы немножко отдохнули, давайте найдем следующую букву.

(дети находят букву Н и прикрепляют ее на доску)

Дети: Это буква Н

Логопед:

- Молодцы, ребята, послушайте, следующее задание.

14.Дидактическое упражнение «Сколько слогов?»

Логопед:

-  Сейчас я вам буду называть слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте:

Кукла, мяч, кубики, машина, юла.

- Каким словом можно назвать все эти предметы?

Дети: Это игрушки.

15.Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»

Логопед:

- Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы называйте что изображено и найдите место звука в слове.

Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.

Логопед:

-  Молодцы, ребята, вы отлично справились и с этими заданиями, давайте с вами поищем последние буквы.

(дети находят буквы И и Я и прикрепляют их на доску)

IV. Итог.

Логопед:

- Молодцы, ребята, мы с вами собрали все буквы заколдованного слова, но прежде, чем мы его прочитаем, давайте вспомним, где мы побывали, о чем говорили, что вспомнили?

Дети: Мы сегодня говорили о сказках, о звуках и буквах.

Логопед:

- Какие сказки мы вспомнили?

Дети: Мы вспомнили сказки: «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Винни – Пух»

Логопед:

- Чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Звуки мы говорим и слышим; буквы мы видим и пишем)

Логопед:

- Какие звуки бывают?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед:

- Каким символом обозначаем гласные звуки? Согласные?

Дети: Гласные обозначаются красным кружочком, а согласные – синим.

Логопед:

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. И благодаря тому, что мы хорошо и дружно работали, мы собрали все буквы и смогли расколдовать слово.

Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось?

(дети читают по слогам)

 ДОСВИДАНИЯ!

Логопед:

Скажем все дружно до свидания, а я вам за хорошую работу подарю корзинку, в которой для вас приготовила сюрприз.

Дети: До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия для детей старшей логопедической группы «КАК ПОМОЧЬ НЕЗНАЙКЕ?»

Данное мероприятие является итогом долговременной работы с детьми по теме "Птицы". В нем закрепляются знания детей о птицах и умение их отличать от других живых существ....

Конспект открытого комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Скоро в школу мы пойдём"

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; выразительное чтение стихов; умение грамматически правильно оформлять свою речь....

Авторский конспект открытого занятия для детей старшей логопедической группы

Данный конспект составлен для проведения открытого итогового занятия с детьми, обучающимися в логопедической группе....

Конспект открытого итогового занятия в старшей логопедической группе "Роспись хохломской посуды"

Конспект открытого итогового занятия по декоративно-прикладному творчеству в старшей логопедической группе"Роспись хохломской посуды"...

Конспект открытого занятия с детьми старшей логопедической группы

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «День рождение Ёжика»Цель: совершенствование грамматического строя речи, путем отработки навыков словоизменения существительных и...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей логопедической группе "По страницам книжной истории"

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе для детей 5-7 лет...