Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Хочу все знать на свете я"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Хочу все знать на свете я"
Цели:
- Выявить уровень знаний детей, закрепить знания о звуках и буквах, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в образовании существительных множественного числа, в составлении предложений.
- Развивать четкое произнесение звуков ,логическое мышление, внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику,
- Воспитывать звуковую выразительность речи, активность, самостоятельность, доброжелательность, интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: иллюстрации по используемым сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Винни – Пух», короб, картинки, грецкие орехи для пальчиковой гимнастики, разрезная азбука, звуковые символы, мяч, магнитная доска, деревья.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
(дети проходят в зал под музыку)
I.Организационный момент.
Логопед:
- Здравствуйте, ребята!
Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это?
(логопед показывает на магнитную доску, на котором выложено из синих и красных кружочков слово)
Дети: Это схема слова.
Логопед:
- Правильно, это схема заколдованного слова, а чтобы разгадать нам это слово, мы должны собрать буквы.
II.Сообщение темы и цели.
Логопед:
- И поэтому, сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в путешествие в сказочный лес. Не за грибами, а за лесными чудесами.
- Ребята, а вы знаете, что в каждой сказке за правильные ответы и за выполненные задания мы с вами будем находить буквы, которые помогут в конце занятия расколдовать это слово.
- Ну, что хотите узнать, какое слово заколдовано?
Дети: Да.
III.Основная часть.
Логопед:
- Во время путешествия нам придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.
1.Психогимнастика «Подымем настроение» (укрепление эмоционального контакта)
(дети становятся в кружок)
Логопед и дети:
Настроение упало, в кругу, руки вверх,
Дело валится из рук бросают руки вниз,
Но еще не все пропало, грозят указательным пальцем,
Если есть хороший друг. хлопают в ладоши,
С делом справимся вдвоем, берутся за руки и вздыхают,
С облегчением вздохнем.
Настроение поднимем, поднимают сцепленные руки вверх,
И от пыли отряхнем. отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
Логопед:
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправляться в путь.
2.Артикуляционная гимнастика «Гости» (развитие артикуляционной моторики)
Логопед:
- Но прежде чем отправиться в путь, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём гимнастику. Садитесь поудобнее, возьмите зеркала, слушайте и выполняёте упражнения.
(Дети садятся в кружок, логопед проговаривает и показывает упражнение, дети повторяют за ним)
Логопед:
Толстые внуки приехали в гости, надуваем щечки,
С ними худые – лишь кожа да кости. втягиваем щечки,
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, улыбаются,
Поцеловать они всех потянулись. губы трубочкой,
Утром проснулись – в улыбочку губы, улыбаются,
Чистили мы свои верхние зубы. язычком чистим зубки,
Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губки сожмем мы и рот прополощем, наберем воздуха, надувая щечки,
И самоваром пыхтим, что есть мочи. выпускаем воздух, издавая звук П-П-П.
Логопед:
- Молодцы, ребята, а сейчас уберите зеркала, возьмите салфетки, вытрите ротик. Ну вот, теперь у нас хорошее настроение, наши язычки готовы, пора отправляться в путешествие.
Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да.
(логопед показывает детям клубочек)
Логопед:
- Ребята, посмотрите,
Я клубочек принесла.
Посмотрите, звуковой
Поведет вас за собой.
Логопед:
- Итак, чтобы наш звуковой клубочек покатился, нам нужно сказать волшебные слова.
Логопед и дети:
(дети и логопед становятся в кружок и берутся за руки и тихим спокойным голосом четко проговаривают слова)
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
(логопед отдает клубочек ребенку)
Логопед:
В лес по сказочной тропинке
Попадём мы прямиком.
Но пройти её придется
Нам, ребятушки, с клубком!
3.Закрепление пройденного материала.
( Звучит музыка. Ребенок бросает клубочек, остальные дети идут за клубочком вместе с логопедом,)
Логопед:
- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, что вы видите в лесу.
Дети: Деревья, пеньки, цветочки.
(На мольберте «Дерево» сказочная иллюстрация сказки «Маша и медведь». Рядомстоит короб, на котором написаны буквы. В коробе лежат и другие буквы)
Логопед:
- Ребята, посмотрите, а это что?
Дети: Это короб
Логопед:
- А как вы думаете, в какую сказку мы с вами попали?
Дети: Мы попали в сказку «Маша и медведь».
Логопед:
- А что это на коробе, кто знает?
Дети: На коробе буквы.
Логопед:
- Назовите их.
Дети: У, Э, Ы, Е.
Логопед:
- А какие звуки обозначают эти буквы?
Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки.
Логопед:
- Почему они так называются?
Дети: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть.
Логопед:
- Ребята нам сейчас расскажут стихи о гласных звуках.
Ребенок:
Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Логопед:
- Каким цветом обозначаются гласные буквы?
Дети: Гласные буквы обозначаются красным цветом.
4. Игра «Потерялась буква».
Логопед:
- А теперь давайте откроем короб. Интересно, что мы найдём?
Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это тоже буквы.
Логопед:
- Назовите их.
Дети: Т, Г, Щ, Ч, Ж, Ш, З, П.
Логопед:
- А какие звуки обозначают эти буквы?
Дети: Эти буквы обозначают согласные звуки.
Логопед:
- Почему они так называются?
Дети: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.
Логопед:
- Ребята нам сейчас расскажут о согласных звуках.
Ребенок:
А согласные – согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Логопед:
- Каким цветом обозначаются согласные буквы?
Дети: Согласные звуки обозначаются синим цветом.
Логопед:
- Ребята, а давайте расскажем стихотворения об этих звуках.
(дети рассказывают стихи о буквах, которые нашли в коробе)
1-й ребенок:
Т – в антенну превратилось,
И на крыше очутилось.
2-й ребенок:
Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
3-й ребенок:
Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой- колючей.
4-й ребенок:
С арифметикой я в мире,
Ч - похожа на четыре.
5-й ребенок:
Ж- похожа на жука,
Только не жужжит пока.
6-й ребенок:
Буква Ш с тремя шипами,
Не хватай ее руками.
7-й ребенок:
З– не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
8-й ребенок:
На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Логопед:
- Молодцы, ребята, сколько много всего вы знаете о звуках и буквах. Давайте их положим в наш короб и поищем, какие же буквы спрятались в этой сказке.
(дети находят рядом с пенечком букву Д)
-Какую букву вы нашли?
Дети: Это буква Д.
Логопед:
- Давайте прикрепим ее на доску, вместо первого кружочка.
- А сейчас продолжим путешествие по сказкам. Ребята, помните, что в каждой сказке за правильные ответы и за выполненные задания мы с вами получим буквы, которые помогут в конце занятия расколдовать нам слово.
Наш волшебный клубочек покатился дальше. В какую сказку мы попали ?
(На мольберте «Дерево» сказочная иллюстрация сказки «Колобок».
Дети: Мы попали в сказку «Колобок».
Логопед:
- Чтобы найти буквы, нам нужно правильно выполнить задания.
5.Пальчиковая гимнастика «Мы лепили колобка» (развитие мелкой моторики)
(дети садятся в кружок, упражнение выполняется с грецкими орехами)
Логопед и дети:
Мы лепили колобка перекладывают из руки в руку,
Из муки его бока. катают по ладошке,
Мяли, мяли, обжимали, сжимают в руках,
Шарик круглый создавали. катают как шарик из пластилина,
Посмотрите, колобок, раскрывают ладошки, показывают,
Вот его румяный бок. перекладывают с одной руки в другую,
По ладони покатали, катают по ладошке,
На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка подбрасывают вверх,
И поймали за бока.
Если нравиться он вам,
Угощайтесь, я отдам. ловят, раскрывают в ладошки и показывают.
6. Упражнение на дыхание (развитие речевого дыхания)
Логопед:
- Мы с вами трудились, лепили колобка, наши ручки устали, давайте подуем на них прохладным ветерком, чтобы они отдохнули.
(Дети дуют на ладошки 3 раза, повторяя за логопедом. Логопед напоминает детям, что вдыхаем носиком, выдыхаем ротиком)
Логопед:
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, давайте поищем, какую же букву нам приготовила эта сказка.
(дети находят букву О)
- Давайте посмотрим, какая в этой сказке спряталась буква?
Дети: Это буква О.
Логопед:
- Давайте прикрепим ее на доску, вместо второго кружочка.
Что у нас получилось?
Дети: У нас получился слог.
Логопед:
- Давайте его прочитаем.
Дети: ДО
Логопед:
- Ребята, а вы знаете, что в этой сказке нам нужно выполнить еще два задания. Давайте сядем поудобнее и послушаем внимательно. Задание такое: я вам буду называть слово, а вы мне должны придумать слово противоположное слову, которое я назвала.
7.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом)
(дети садятся в кружок, передают мячик по кругу )
Большой – маленький Мягкий – твердый
Жара –холод Тяжелый – легкий
Светлый – темный Ложиться – вставать
Грязный – чистый Говорить – молчать
(дети находят букву С и прикрепляют ее на доску)
Логопед:
- Молодцы, ребята вы хорошо справились и с эти заданием, слушайте внимательно следующее задание.
8.Дидактическая игра « Назови три слова»
Животные – Одежда –
Растения – Продукты питания –
(дети находят букву В и прикрепляют ее на доску)
Логопед:
- Молодцы, ребята, мы побывали с вами уже в двух сказках, пора отправляться дальше.
(ребенок бросает клубок, а остальные дети идут за клубком вместе с логопедом. На мольберте «Дерево» сказочная иллюстрация сказки «Три медведя»).
-Ребята, а теперь в какую сказку мы попали?
Дети: Мы попали в сказку «Три медведя».
9.Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги» (развитие общей моторики)
Логопед:
А сейчас мы с вами превратимся в мишек. Закроем глазки, сосчитаем до трех (один, два, три) — открываем глаза. Теперь мы медведи. Поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги».
(Логопед проговаривает слова и показывает движения, дети повторяют за ним)
Логопед и дети:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо,
Потянулся он со сна, Потягивания — руки вверх,
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой,
Наклонился взад — вперед, Наклоны взад-вперед,
Вот он по лесу идет. Идем вперевалку,
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки. Приседаем, повороты головой влево- вправо,
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться левой ноги, потом наоборот,
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. Дети садятся на пол.
Логопед:
- Вот мы с вами поиграли, теперь превратимся обратно в ребят: глазки закрываем и считаем до трех (один, два, три) — открываем глаза. Теперь мы снова дети.
Давайте поищем, какая же буква спряталась в этой сказке.
(дети находят букву Ии прикрепляют ее на доску)
Дети: Это буква И.
Логопед:
- Молодцы, ребята, послушайте следующее задание, которое приготовила нам эта сказка. Я буду называть вам один предмет, а вы мне должны назвать предметы, когда их много.
10.Дидактическая игра «Один – много»
Муравей – много муравьев. Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов. Стол – много столов.
Сын – много сыновей. Кот – много котов.
(дети находят букву Д и прикрепляют ее на доску)
Логопед:
- В следующем задании вы должны исправить мои ошибки.
11.Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
(дети находят букву А и прикрепляют ее на доску)
Логопед:
- Продолжаем наше путешествие. Клубочек покатился дальше.
(ребенок бросает клубок, а остальные дети идут за клубком вместе с логопедом.На мольберте «Дерево» сказочная иллюстрация сказки «Винни - Пух»).
Логопед:
- К кому мы попалив гости?
Дети: Мы попали в гости к Вини – Пуху.
Логопед:
- А вы знаете что Вини - Пух любит вкусно поесть.
И очень любит играть глазками. А вы хотите поиграть глазками?
Дети: Да.
(дети садятся в кружок, логопед читает текст, дети выполняют движения по тексту)
12.Зрительная гимнастика (развитие зрительного внимания)
Вини ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
На верху созрела слива,
А внизу растёт крапива,
Слева - свёкла,
Справа – брюква,
Слева - тыква,
Справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху - сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва.
Выбрать ни чего не смог
И без сил на землю лег.
13. Релаксация (снятие эмоционального напряжения)
(Дети ложатся на пол, закрывают глазки, звучит музыка)
Логопед:
- Молодцы, ребята. Вот вы немножко отдохнули, давайте найдем следующую букву.
(дети находят букву Н и прикрепляют ее на доску)
Дети: Это буква Н
Логопед:
- Молодцы, ребята, послушайте, следующее задание.
14.Дидактическое упражнение «Сколько слогов?»
Логопед:
- Сейчас я вам буду называть слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте:
Кукла, мяч, кубики, машина, юла.
- Каким словом можно назвать все эти предметы?
Дети: Это игрушки.
15.Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»
Логопед:
- Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы называйте что изображено и найдите место звука в слове.
Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.
Логопед:
- Молодцы, ребята, вы отлично справились и с этими заданиями, давайте с вами поищем последние буквы.
(дети находят буквы И и Я и прикрепляют их на доску)
IV. Итог.
Логопед:
- Молодцы, ребята, мы с вами собрали все буквы заколдованного слова, но прежде, чем мы его прочитаем, давайте вспомним, где мы побывали, о чем говорили, что вспомнили?
Дети: Мы сегодня говорили о сказках, о звуках и буквах.
Логопед:
- Какие сказки мы вспомнили?
Дети: Мы вспомнили сказки: «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Винни – Пух»
Логопед:
- Чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Звуки мы говорим и слышим; буквы мы видим и пишем)
Логопед:
- Какие звуки бывают?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед:
- Каким символом обозначаем гласные звуки? Согласные?
Дети: Гласные обозначаются красным кружочком, а согласные – синим.
Логопед:
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. И благодаря тому, что мы хорошо и дружно работали, мы собрали все буквы и смогли расколдовать слово.
Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось?
(дети читают по слогам)
ДОСВИДАНИЯ!
Логопед:
Скажем все дружно до свидания, а я вам за хорошую работу подарю корзинку, в которой для вас приготовила сюрприз.
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия для детей старшей логопедической группы «КАК ПОМОЧЬ НЕЗНАЙКЕ?»
Данное мероприятие является итогом долговременной работы с детьми по теме "Птицы". В нем закрепляются знания детей о птицах и умение их отличать от других живых существ....
Конспект открытого комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Скоро в школу мы пойдём"
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; выразительное чтение стихов; умение грамматически правильно оформлять свою речь....
Авторский конспект открытого занятия для детей старшей логопедической группы
Данный конспект составлен для проведения открытого итогового занятия с детьми, обучающимися в логопедической группе....
Конспект открытого итогового занятия в старшей логопедической группе "Роспись хохломской посуды"
Конспект открытого итогового занятия по декоративно-прикладному творчеству в старшей логопедической группе"Роспись хохломской посуды"...
Конспект открытого занятия с детьми старшей логопедической группы
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «День рождение Ёжика»Цель: совершенствование грамматического строя речи, путем отработки навыков словоизменения существительных и...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей логопедической группе "По страницам книжной истории"
Конспект интегрированного занятия в логопедической группе для детей 5-7 лет...
Конспект открытого занятия для детей старшей логопедической группы на тему: «Поможем Золушке попасть на бал»
Конспект занятия был разработан для конкурса " Воспитатель года -2020"....