«Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».
методическая разработка по логопедии на тему

Савченко Альбина Александровна

Данный материал пригодится как начинающим учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп.  Предоставлен речевой материал для постановки, автоматизации и дифференциации проблемных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Коррекция звукопроизношения322 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал:

«Индивидуально – подгрупповая работа

по коррекции звукопроизношения».

                                                                                    Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                      Савченко А.А.

Постановка и автоматизация звука С.

Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка (по желобку).

Упражнения: 

  1. улыбка (для губ);
  2. трубочка (для губ);
  3. чередование трубочки и улыбки;
  4. желобок;
  5. подуть в желобок;
  6. дуть в пузырёк с узким горлышком;
  7. холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.

1. Произнеси звук С длительно: ссссссссссс…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

са – са – са         ас – ас – ас

со – со – со                                        ос – ос – ос

су – су – су        ус – ус – ус

сы – сы – сы         ыс – ыс – ыс

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

са-са-са – сад

со-со-со – сок

су-су-су – суп

сы-сы-сы – сын

са-са-са – сани

со-со-со – сом

су-су-су – сумка

сы-сы-сы – сыпать

са-са-са – сапоги

со-со-со – Соня

су-су-су – сундук

сы-сы-сы – сыт

са-са-са – оса

со-со-со – носок

су-су-су – несу

сы-сы-сы – осы

са-са-са – коса

со-со-со – кусок

су-су-су – пасут

сы-сы-сы – усы

са-са-са – касса

со-со-со – песок

су-су-су – посуда

сы-сы-сы – бусы

ас-ас-ас – вас

ос-ос-ос – нос

ус-ус-ус – фокус

ыс-ыс-ыс – кумыс

ас-ас-ас – нас

ос-ос-ос – поднос

ус-ус-ус – фикус

ыс-ыс-ыс – мыс

ас-ас-ас – ананас

ос-ос-ос – кокос

ус-ус-ус – кактус

ес-ес-ес – навес

ас-ас-ас – квас

ос-ос-ос – космос

ус-ус-ус – автобус

ес-ес-ес – вес

ас-ас-ас – компас

ос-ос-ос – насос

ус-ус-ус – мус

ес-ес-ес – лес

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

санки

стакан

квас

кумыс

стон

каска

сумка

станок

ананас

мыс

стук

маска

сын

стадо

осы

место

пастух

киска

сок

стадион

усы

тесто

кусты

миска

кусок

капуста

кактус

пусто

мосты

скакать

носок

паста

автобус

густо

хвосты

скамейка

5. Проговори предложения:

У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду.

У Сони сок. Соня пьёт сок.

У сони сумка. В сумке посуда.

В саду стоит аист.

Под кустом сидит собака.

За садом высокий мост.

6. Заучи скороговорки:

* Са-са-са – в саду оса,

   Са-са-са – ко мне летит оса,

   Сы-сы-сы – у осы усы,

   Сы-сы-сы – в саду нет осы.

* У Сони и Сани в сетях сом с усами.

* В саду темно, все спят давно.

   Одна сова не спит, на суку сидит.

* Мы видим на суку совят.

   Совята вместе тут сидят.

   Когда не спят, они едят.

   Когда едят, они не спят.

* Ас-ас-ас – у нас дома ананас,

   Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос,

   Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус,

   Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.

* Киска, киска, где твоя миска?

   Ест киска суп из миски.

   Сыта киска – пуста миска.

* Сты-сты-сты – у нас новые мосты,

   сту-сту-сту – автобус едет по мосту,

   сто-сто-сто – стоят кони под мостом,

   ста-ста-ста – сидит киска у моста.

* Ас-ас-ас – у нас дома квас,

   ас-ас-ас – у нас дома ананас,

   ос-ос-ос – в саду много ос,

   ус-ус-ус – у Сони кактус,

   ус-ус-ус – у Сани новый автобус,

   ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс.

* Су-су-су – тихо осенью в саду.

   Са-са-са – укусила в нос оса.

   Со-со-со – стал мой нос как колесо.

   Сы-сы-сы – не боюсь я злой осы.

   Су-су-су – я осу в руке несу.

Постановка и автоматизация звука Сь.

Правильная артикуляция: сходен со звуком С (твёрдым): губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка (по желобку). В отличие от звука С спинка языка приподнята и выгнута по направлению к твёрдому нёбу, язык напряжён, кончик сильно упирается в нижние ряды.

Упражнения: 

  1. улыбка (для губ);
  2. трубочка (для губ);
  3. чередование трубочки и улыбки;
  4. желобок;
  5. подуть в желобок;
  6. дуть в пузырёк с узким горлышком;
  7. холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.

1. Произнеси звук Сь длительно: сь……

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

ся – ся – ся              ась – ась – ась

сё – сё – сё        ось – ось – ось

сю – сю – сю        усь – усь – усь

си – си – си                                        ись – ись – ись

се – се – се           ысь – ысь – ысь

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ся-ся-ся – сядь

сё-сё-сё – сёмга

си-си-си – Сима

се-се-се – сети

ся-ся-ся – десяток

сё-сё-сё – Сёма

си-си-си – сито

се-се-се – сено

ся-ся-ся – косяк

сё-сё-сё – тесёмка

си-си-си – синий

се-се-се – семь

ся-ся-ся – овсяный

сё-сё-сё – всё

си-си-си – такси

се-се-се – ясень

ся-ся-ся – Вася

сю-сю-сю – всюду

си-си-си – осина

се-се-се – осень

ся-ся-ся – гусята

сю-сю-сю – сюда

си-си-си – гуси

Се-се-се – сеять

ась – ась – ась – карась

ось – ось – ось – восьмой

ись – ись – ись – нагнись

ась – ась – ась – Васька

усь – усь – усь – гусь

ись – ись – ись – письма

ось – ось – ось – авось

усь – усь – усь – гуськом

юсь – юсь – юсь – моюсь

ось – ось – ось – авоська

есь – есь – есь – весь

юсь – юсь – юсь – боюсь

ось – ось – ось – Моська

есь – есь – есь – здесь

юсь – юсь – юсь – сдаюсь

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

Сима

Ясень

сеть

лисёнок

такси

степь

сито

осень

песенка

гусёнок

авось

гости

сено

осина

лесенка

апельсин

восемь

Настя

5. Заучи скороговорки:

* Под сосенкой, под сосенкой

   Спеют не подосиновики, а опёнки.

* Сене всё бы спать на сене.

* Понавесили сетей

   Всё для маленьких детей,

   Выбегают дети,

   Сами лезут в сети.

* Мы сидим на лесенке

   И поём мы песенки.

   Все поют и я пою

   Песню звонкую свою.

* На скамейке семь котят,

   Все котята есть хотят.

   В миску мы кисель нальём –

   Вот вам миска с киселём.

   Под скамейкой семь котят

   Есть из миски не хотят.

* - Га – га – га! – гогочет гусь,

   - Я встаю и не ленюсь,

   Умываюсь, одеваюсь

   И с гусятами пасусь.

* Непоседа Васенька не сидит на месте,

   Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

   Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

   Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

* Вместе с мамой я встаю,

   Сам свою постель стелю,

   Умываюсь, одеваюсь,

   С мамой в детский сад иду.

* Носит Сеня сено в сени,

   Спать на сене будет Сеня.

Постановка и автоматизация звука З.

Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, спинка языка незначительно поднята, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий, выдох с меньшим напряжением, воздушная струя холодная, длительная, направленная вниз по середине языка (по желобку).

Упражнения: 

  1. улыбка (для губ);
  2. трубочка (для губ);
  3. чередование трубочки и улыбки;
  4. желобок;
  5. подуть в желобок;
  6. дуть в пузырёк с узким горлышком;
  7. холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.

1. Произнеси звук З длительно: зззззззззззз… - «Песенка комара».

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

за – за – за         аз – аз – аз

зо – зо – зо        оз – оз – оз

зу – зу – зу        уз – уз – уз

зы – зы – зы         ыз – ыз – ыз

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

за-за-за – зайка

зо-зо-зо – зонт

зу-зу-зу – зуб

зы-зы-зы – тазы

за-за-за – запах

зо-зо-зо – Зоя

зу-зу-зу – зубы

зы-зы-зы – возы

за-за-за – запад

зо-зо-зо – зов

зу-зу-зу – зубок

зы-зы-зы – язык

за-за-за – замок

зо-зо-зо – Зося

зу-зу-зу – зубной

зы-зы-зы – козы

за-за-за – коза

зо-зо-зо – газон

зу-зу-зу – везу

зы-зы-зы – вазы

за-за-за – ваза

зо-зо-зо – возок

зу-зу-зу – Зуля

зы-зы-зы – музыка

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

зайка

загадка

газон

знания

звездолёт

поезд

закат

ваза

тазы

знамя

нефтебаза

бездна

запах

коза

язык

зной

медуза

казна

завод

Зоя

музыка

заноза

фазан

белизна

замок

зонт

зубы

звезда

незабудки

знакомый

забава

зов

знак

звездопад

мимоза

Лиза

5. Проговори предложения:

Зайка сидит за кустом. Зайка выглянул из-за куста. Зайка вылез из-за куста.

Лиза посадила незабудки за избой.

Зоя стоит за сосной. Зоя выглянула из-за сосны. Зоя выходит из-за сосны.

Коза пасётся за лесом.

У Лизы зонт за спиной. Лиза вынимает зонт из-за спины.

6. Заучи скороговорки:

* За-за-за – у Зои коза,

   зо-зо-зо – у Зои зонт,

   зу-зу-зу – Зоя под зонтом пасёт козу,

   зы-зы-зы – у Зои нет ни зонта, ни козы.

* Зоя – зайкина хозяйка,

   Спит в тазу у Зои зайка.

   Зайка не спит – Зою зовёт,

   Зайке коза спать не даёт.

   Возьмите козу, замкните козу,

   И заинька мой заснёт в тазу.

   Зайка зевнёт – и Зоя зевнёт.

   Зайка заснёт – и Зоя заснёт.

* Скачет зайка маленький

   Около завалинки.

   Быстро скачет зайка,

   Ты его поймай-ка.

* Зайку бросила хозяйка.

   Под дождём остался зайка.

   Со скамейки слезть не смог –

   Весь до ниточки промок.

* У Зины заболели зубы.

Постановка и автоматизация звука Зь.

Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка (по желобку); спинка языка приподнята и выгнута по направлению к твёрдому нёбу, язык напряжён, кончик сильно упирается в нижние ряды; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий; выдох с меньшим напряжением.

Упражнения: 

  1. улыбка (для губ);
  2. трубочка (для губ);
  3. чередование трубочки и улыбки;
  4. желобок;
  5. подуть в желобок;
  6. дуть в пузырёк с узким горлышком;
  7. холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.

1. Произнеси звук Зь длительно: зь…….

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

зя – зя – зя              азь – азь – азь

зё – зё – зё        озь – озь – озь

зю – зю – зю        узь – узь – узь

зи – зи – зи         изь – изь – изь

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

зя-зя-зя – зять

зи-зи-зи – зима

зе-зе-зе – зенит

зя-зя-зя – зябь

зи-зи-зи – Зина

зе-зе-зе – зенитка

зя-зя-зя – зябнуть

зи-зи-зи – магазин

зе-зе-зе – газета

зя-зя-зя – нельзя

зи-зи-зи – бензин

зё-зё-зё – позёмка

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

зима

зябнуть

позёмка

музей

корзина

зебра

Зина

гимназия

газета

изюм

земляника

везёт

зимой

Кузя

обезьяна

хозяйка

зелень

мазь

зимовать

оказия

Тузик

зимний

зелёная

козёл

зять

зенит

магазин

земля

Кузьма

озеро

зябь

зенитка

бензин

зимушка

нельзя

позёмка

5. Заучи скороговорки:

* У Зины козлик в корзине.

* Лиза купила Зине корзину в магазине.

* У магазина пьют сок Зоя и Зина.

* У Зины зайка спит в корзине.

* Зя-зя-зя – без музея нам нельзя,

   зе-зе-зе – дети ездили в музей,

   зи-зи-зи – Кузя, нас в музей вези,

   зё-зё-зё – Кузя нас в музей везёт.

* В зелёном, зелёном, зелёном лесу

   Зелёный листок земляники несу.

   Зелёная ветка под вязом не спит,

   Зелёная музыка где-то звенит,

   Зелёный кузнечик в зелёной листве,

   Поёт он зелёную песенку мне.

* Зябнет нос, идёт зима,

   В зимней сказке лес, дома.

   Всё позёмкой занесёт:

   Землю, степи и завод.

Постановка и автоматизация звука Ц.

Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, спинка языка сначала прижимается к переднему краю нёба, как при звуке Т, а кончик касается нижних зубов, затем спинка языка опускается, как при звуке С.

Произносится в результате быстрого сочетания звуков Т + С – ТС.

Упражнения: 

  1. улыбка (для губ);
  2. трубочка (для губ);
  3. чередование трубочки и улыбки;
  4. желобок;
  5. подуть в желобок;
  6. дуть в пузырёк с узким горлышком;
  7. холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.

1. Произнеси звук Ц многократно: ццццццццц…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

ца – ца – ца          ац – ац – ац

цо – цо – цо        оц – оц – оц

цу – цу – цу        уц – уц – уц

цы – цы – цы         ыц – ыц – ыц

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ца-ца-ца – птица

цо-цо-цо – цок

це-це-це - цепь

цы-цы-цы – цып

ца-ца-ца – куница

цо-цо-цо – лицо

це-це-це – цель

цы-цы-цы –цыпки

ца-ца-ца – цапля

цо-цо-цо – яйцо

це-це-це – цены

цы-цы-цы – овцы

ца-ца-ца – лисица

цо-цо-цо – кольцо

це-це-це – цепи

цы-цы-цы – цыпка

ца-ца-ца – улица

цо-цо-цо - письмецо

ца-ца-ца – спица

цы-цы-цы – улицы

ца-ца-ца – овца

цо-цо-цо – яйцо

ца-ца-ца -курица

цу-цу-цу – цукат

ац-ац-ац – бац

ец-ец-ец – отец

ец-ец-ец – беглец

яц-яц-яц – заяц

ец-ец-ец – певец

ец-ец-ец – палец

яц-яц-яц – паяц

ец-ец-ец – танец

ец-ец-ец – венец

ец-ец-ец – боец

ец-ец-ец – леденец

ец-ец-ец – гонец

ец-ец-ец – конец

ец-ец-ец – удалец

ец-ец-ец – кузнец

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

куница

птица

яйцо

цены

бац

палец

певица

синица

лицо

зацепить

боец

танец

улица

мыльница

кольцо

цыпки

леденец

отец

больница

станица

письмецо

цыплёнок

пехотинец

гонец

пуговица

спица

цепь

девицы

удалец

конец

лестница

метелица

цель

колесницы

беглец

заяц

5. Проговори предложения:

Заяц сидит под кустом.

У Сони отец – пехотинец.

А у Сани отец – певец.

Певец исполняет весёлую песню.

Наконец Васе дали леденец.

Собака кусает за палец, особенно за мизинец.

6. Заучи скороговорки:

* Пусть метёт метелица,

   Лёгким снегом стелется.

   Зайцы бегали в лесу,

   Там заметили лису:

   Под сосной стоит лисица,

   На сосне сидит синица.

* Выбегает девица на улицу по водицу.

   А водица далека, а бадейка велика.

   Ты, девица, не ходи, ты, девица, посиди!

* Цып-цып-цып! Цыплятки!

   Есть водица в кадке.

   Кто меня боится,

   Тому не дам водицы.

   Вот бегут цыплятки –

   Не боятся Натки.

   Возле кадки блюдце –

   Все они напьются!

* Цы-цы-цы – есть хотят птенцы.

* Из колодца вода льётся.

* Не велика птица-синица, да умница.

* Цу-цу-цу – дали нам по огурцу.

   Цы-цы-цы – мы помыли огурцы.

* Нет конца у моего кольца.

Постановка и автоматизация звука Ш.

Правильная артикуляция: губы слегка вытянуты и округлены («рупором»), зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твёрдому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.

Упражнения: 

  1. «Рупор»;
  2. положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
  3. «чашечка»;
  4. тёплый и широкий выдох на руку;
  5. «Погреем ладошки» - дуть тёплым воздухом на одном выдохе.

1. Произнеси звук Ш длительно: шшшшшшшшш…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

ша – ша – ша             аш – аш – аш

шо – шо – шо        ош – ош – ош

шу – шу – шу        уш – уш – уш

ши – ши – ши         ыш – ыш – ыш

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ша-ша-ша – шапка

шо-шо-шо – шок

шу-шу-шу – шуба

ша-ша-ша – шарф

шо-шо-шо – шёпот

шу-шу-шу – шутка

ша-ша-ша – каша

шо-шо-шо – шов

шу-шу-шу – шум

ша-ша-ша – Маша

шо-шо-шо – мешок

ши-ши-ши – шина

ша-ша-ша – Миша

шо-шо-шо – пушок

ши-ши-ши – шипы

ша-ша-ша – Даша

шо-шо-шо – мышонок

ши-ши-ши – уши

аш-аш-аш – ваш

ош-ош-ош – мошка

иш-иш-иш – шишка

аш-аш-аш – наш

уш-уш-уш – мушка

ыш-ыш-ыш – мышка

аш-аш-аш – башня

уш-уш-уш – пушка

ыш-ыш-ыш – вышка

аш-аш-аш – кашка

уш-уш-уш – ушки

ыш-ыш-ыш – пышка

ош-ош-ош – кошка

иш-иш-иш – мишка

ыш-ыш-ыш – дышать

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

каша

дышит

шапка

Даша

шахматы

букашка

Маша

пушинка

шина

Паша

шиповник

кашка

ушанка

мешок

шарф

Миша

пушка

кошка

дышать

петушок

шуба

шея

мушка

мошка

уши

мышонок

шёпот

душ

катушка

бабушка

мыши

пушок

машина

малыш

лягушка

дедушка

5. Заучи скороговорки:

* Наша Маша под душем моет шею и уши.

* Ваша Маша под душем моет шею и уши.

* Тише, мыши, не шумите,

   Нашу Машу не будите.

* Тише, мыши, тише, мыши,

   Кот сидит и еле дышит.

* Шапка да шубка -  

   Вот и весь Мишутка.

* Кошка в окошке подушку шьёт,

   Мышка в сапожках избушку метёт.

* Мышонку шепчет мышь:

   - Ты всё шумишь, шумишь.

   Мышонок шепчет мыши:

   - Шуметь я буду тише.

* Кукушка кукушонку шьёт новый капюшон.

   - Надень, кукушонок, капюшон!

   Как в капюшоне ты смешон!

* Шишки у мишки, у мишки шишки,

   У плюшевого мишки сосновые шишки.

* Шапкой Мишка шишку сшиб.

        

Постановка и автоматизация звука Ж.

Правильная артикуляция: губы слегка вытянуты и округлены («рупором»), зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» больше приподнят вверх (к твёрдому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, голосовые связки сомкнуты и вибрируют – поэтому голос звучит звонко, воздух тёплый, воздушная струя слабее, чем при звуке Ш.

Упражнения: 

  1. «рупор»;
  2. положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
  3. «чашечка»;
  4. тёплый и широкий выдох на руку.

1. Произнеси звук Ж длительно: жжжжжжжж… «Песенка жука».

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

жа – жа – жа            аж – аж – аж

жо – жо – жо        ож – ож – ож

жу – жу – жу        уж – уж – уж

жи – жи – жи         ыж – ыж – ыж

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

жа-жа-жа – жаба

же-же-же – Женя

жу-жу-жу – жук

жа-жа-жа – Жанна

же-же-же – жезл

жу-жу-жу – сижу

жа-жа-жа – кожа

же-же-же – жевать

жу-жу-жу – лежу

жа-жа-жа – лёжа

жё-жё-жё – жёлудь

жи-жи-жи – жить

жа-жа-жа – ежата

жё-жё-жё – жёлтый

жи-жи-жи – живут

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

жаба

Ножи

жёлудь

флажок

ёжик

лежу

кожа

Ежи

жёлтый

снежок

ножик

вяжу

лёжа

Ужин

желать

лужок

лыжи

жую

лежать

Ужи

жевать

Жора

скажи

ножки

бежать

Жить

Женя

жук

утюжок

дождик

нажать

Жизнь

может

Жучка

дружок

пиджак

5. Проговори предложения:

Над кустом летает жук.

Женя увидела на кусте жука.

Дети выучили потешку о жуке.

Цапля увидела на болоте жабу.

Цапля поймала на болоте жабу.

По дорожке прыгает жаба.

Жаба прыгает за жуком.

6. Заучи скороговорки:

* Жук жужжит: - Жу-жу-жу!

   Я живу, не тужу.

   Я на ветке сижу

   И жужжу, жужжу, жужжу.

* Бедный ёжик ёжится:

   Всё ему не можется.

   И синеет кожица –

   Так ему неможется.

* Шьёт своим ежатам ёжик

   Восемь кожаных сапожек.

   Каждому на ножки

   Ежиные сапожки.

* Жук упал и встать не может:

   Ждёт он, кто ему поможет.

* Жужжит над жимолостью жук,

   Тяжёлый на жуке кожух.

* Дождик, дождик, не дожди.

   Дождик, дождик, подожди.

   Дай дойти до дому

   Дедушке седому.

* Дождик, дождик, не дожди.

   Не дожди ты, подожди.

   Выйди, выйди, солнышко,

   Золотое донышко.

* Лежебока, рыжий кот,

   Отлежал себе живот.

* Всех я вовремя бужу,

   Хоть часов не завожу.    (Петух.)

Постановка и автоматизация звука Ч.

Правильная артикуляция: образуется от последовательного сочетания звуков Ть и Шь – ТьШь. Положение артикуляционных органов сходно со звуком Ш, но с некоторыми отличительными особенностями:

  1. вначале кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а затем отходит назад;
  2. выдох более сильный и напряжённый.

Упражнения: 

  1. «рупор»;
  2. положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
  3. «чашечка»;
  4. тёплый и широкий выдох на руку.

1. Произнеси звук Ч длительно и многократно: ч-ч-ч-ч-ч

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

ча – ча – ча          ач – ач – ач

чо – чо – чо        оч – оч – оч

чу – чу – чу        уч – уч – уч

чи – чи – чи         ич – ич – ич

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ча-ча-ча – чай

че-че-че – чек

чу-чу-чу – чудо

чи-чи-чи – чиж

ча-ча-ча – час

че-че-че – чех

чу-чу-чу – чугун

чи-чи-чи – чисто

ча-ча-ча – чайник

че-че-че – чешки

чу-чу-чу – чудеса

чи-чи-чи – читать

ча-ча-ча – чайка

че-че-че – честь

чу-чу-чу – чукча

чи-чи-чи – ночи

ча-ча-ча – часы

че-че-че – качели

чу-чу-чу – лечу

чи-чи-чи – чипсы

ча-ча-ча – дача

че-че-че – чеснок

чу-чу-чу – ночую

чи-чи-чи – задачи

ач-ач-ач – богач

уч-уч-уч – жгуч

ич-ич-ич – бич

ач-ач-ач – тягач

уч-уч-уч – могуч

ич-ич-ич – дичь

оч-оч-оч – дочь

еч-еч-еч – меч

яч-яч-яч – мяч

оч-оч-оч – ночь

еч-еч-еч – печь

яч-яч-яч – горяч

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

врач

кочка

яичко

кирпич

удочка

богач

грач

квочка

овечка

ключ

тапочки

тягач

ткач

ночка

колечко

девочка

бабочка

жгуч

пачка

бочка

уздечка

мальчик

очки

могуч

дачка

внучка

печка

ласточка

дочка

мяч

качка

колючка

вечно

обруч

точка

печь

5. Проговори предложения:

В поле летают разноцветные бабочки.

На цветке сидит и усами шевелит бабочка.

Женечка увидела красивую бабочку.

Она очень хочет поймать эту бабочку.

Женечка с сачком гонится за бабочкой.

Танечка рисует в альбоме жучка и бабочку.

Ласточка на лету ловит мошек, жучков и бабочек.

Ласточка кормит своих птенчиков жучками, мошками, бабочками.

6. Заучи скороговорки:

* Ач-ач-ач – у Танюши новый мяч.

   Уч-уч-уч – светит солнце из-за туч.

   Оч-оч-оч – наступает в поле ночь.

   Еч-еч-еч – затопили в доме печь.

* Ча-ча-ча – на столе стоит свеча,

   Ча-ча-ча – у нас лёгкая задача,

   Чо-чо-чо – солнце на небе печёт,

   Чо-чо-чо – по доске идёт бычок,

   Чу-чу-чу – я на дачу покачу,

   Чу-чу-чу – я лечу, скачу, лечу и до дома доскачу,

   Че-че-че – сидит муха на плече.

* Идёт бычок качается,

   Вздыхает на ходу:

   - Ох, доска кончается -

   Сейчас я упаду.

* Что это у Галочки?

   Ниточка на палочке.

   Палочка в руке.

   Ниточка в реке.

* Очень любит Галочка

   Быструю скакалочку.

   Скок да скок, скок да скок –

   Галочке не жалко ног.

   А бывает жалко

   Быструю скакалку:

   - Отдохни, скакалочка, -

   Еле шепчет Галочка.

* Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок.

   И, лизнув его в бочок, уколол свой язычок.

   А колючий ёж смеётся:

   «В рот не суй, что попадётся!».

Постановка и автоматизация звука Щ.

Правильная артикуляция: произносится, как долгое мягкое ШьШь.

Упражнения: 

  1. «рупор»;
  2. положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
  3. «чашечка»;
  4. тёплый и широкий выдох на руку.

1. Произнеси звук Щ длительно: щщщщщщщщ…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

ща – ща – ща             ащ – ащ – ащ

що – що – що        ощ – ощ – ощ

щу – щу – щу        ущ – ущ – ущ

щи – щи – щи         ищ – ищ – ищ

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ща-ща-ща – щавель

щё-щё-щё – щёки

ща-ща-ща – чаща

щё-щё-щё – щётка

ща-ща-ща – роща

ще-ще-ще – щепка

щи-щи-щи – щит

ще-ще-ще – щека

щи-щи-щи – щипцы

щу-щу-щу – щука

щи-щи-щи – ищи

щу-щу-щу – щупальца

ащ-ащ-ащ – плащ

ощ-ощ-ощ – мощь

ещ-ещ-ещ – лещ

ющ-ющ-ющ – плющ

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

щавель

ущелье

гонщик

щука

щепка

вещь

пищать

щеколда

щупальца

щётка

щенок

лещ

щит

клещи

факельщик

щёки

щебечет

плющ

ищи

ящик

прищепка

ещё

плащ

хвощ

щипцы

угощать

восхищение

щёлкать

борщ

мощь

площадь

пища

прощение

щель

овощ

хищный

5. Проговори предложения:

Защищать тщедушного щенка.

Возвращаться из экскурсии в пещеры.

Восхищаться праздничной площадью.

Птицы возвращаются с юга.

Весело щебечут птицы.

Птицы строят жилища в роще.

6. Заучи скороговорки:

* Ощ-ощ-ощ – по полю стелется хвощ,

   ещ-ещ-ещ – в реке плавает лещ,

   ющ-ющ-ющ – по стене вьётся плющ,

   ащ-ащ-ащ – у Маши новый плащ.

* Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ,

   ещ-ещ-ещ – в реке плывёт лещ,

   ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ,

   ющ-ющ-ющ – на стенке вьётся плющ.

* Два щенка щека к щеке

   Щиплют щётку в уголке.

* Ты нас, мама, не ищи:

   Щиплем щавель мы на щи.

* Щуку я тащу, тащу,

   Щуку я не упущу.

* Щенок жалобно пищит:

   Тащит он тяжёлый щит.

* Щёткой чищу я щенка,

   Щекочу ему бока.

* Щенок такой тщедушный был.

   Его я щами всё кормил,

   От злющей стужи защищал,

   Щенок от радости пищал.

   Ещё бы! Он счастливым рос!

   Теперь мой щен – не щен, а пёс.

   Настоящий!

Постановка и автоматизация звука Л.

Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный лопаткой; кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые свободно проходит воздух.

Упражнения: 

  1. оскал;
  2. язык «иголочкой» (высунуть тонкий острый кончик языка);
  3. закусить кончик языка и произносить звук Ы (получается Л);
  4. «парус» (челюсть – «лодка», язык – «парус»: поднять «парус» к бугоркам и надувать).

1. Произнеси звук Л многократно и отрывисто: лллллллл…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

ла – ла – ла          ал – ал – ал

ло – ло – ло        ол – ол – ол

лу – лу – лу        ул – ул – ул

лы – лы – лы         ыл – ыл – ыл

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ла-ла-ла – лак

ло-ло-ло – лом

лу-лу-лу – луг

лы-лы-лы – лыко

ла-ла-ла – лама

ло-ло-ло – лоб

лу-лу-лу – лук

лы-лы-лы – лыжи

ла-ла-ла – лампа

ло-ло-ло – лось

лу-лу-лу – луна

лы-лы-лы – лыжня

ла-ла-ла – лапа

ло-ло-ло – лодка

лу-лу-лу – лупа

лы-лы-лы – лысый

ла-ла-ла – ласка

ло-ло-ло – локоть

лу-лу-лу – лужа

лы-лы-лы – лыжник

ла-ла-ла – лакей

ло-ло-ло – локон

лу-лу-лу – лужок

лы-лы-лы – улыбка

ал-ал-ал – бал

ол-ол-ол – гол

ул-ул-ул – мул

ыл-ыл-ыл – был

ал-ал-ал – мал

ол-ол-ол – вол

ул-ул-ул – стул

ыл-ыл-ыл – выл

ал-ал-ал – вал

ол-ол-ол – пол

ел-ел-ел – мел

ыл-ыл-ыл – мыл

ал-ал-ал – зал

ол-ол-ол – зол

ел-ел-ел – пел

ыл-ыл-ыл – пыл

ал-ал-ал – дал

ол-ол-ол – кол

ел-ел-ел – сел

ыл-ыл-ыл – тыл

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

лак

лоб

луна

лыко

балка

молоть

лампа

лодка

лужа

лыжи

палка

колоть

пенал

молоко

стул

малыш

галка

молоток

бокал

укол

подул

клык

фиалка

ласкать

канал

стол

обул

пыл

белка

спелый

вокзал

лошадь

булка

полынь

ёлка

весёлый

5. Проговори предложения:

Михаил повязал галстук.

Павел ходил на футбол.

Нил поймал галку.

Павел купил колбасу и халву.

Михаил стоял на балконе.

Галка хотела пить.

Галка скакала возле кувшина.

Галка напилась воды.

6. Заучи скороговорки:

* Ал-ал-ал – пенал на пол упал,

   ол-ол-ол – пенал упал на пол,

   ул-ул-ул – пенал упал на стул,

   ыл-ыл-ыл – Павел пенал забыл.

* Ал-ал-ал – Павел днём не спал,

   ол-ол-ол – Павел видел футбол,

   ул-ул-ул – Павел сел на стул,

   ил-ил-ил – Павел гол забил,

   ыл-ыл-ыл – у нас суп остыл,

   ел-ел-ел – Павел суп не ел,

   ёл-ёл-ёл – Павел пол подмёл.

* Всё бело, бело, бело!

   Много снегу намело.

   Вот весёлые деньки!

   Все на лыжи и коньки!

* Белый снег, белый мел,

   Белый заяц тоже бел.

   А вот белка не бела,

   Белой белка не была.

* Дятел жил в дупле пустом,

   Дуб долбил, как долотом.

   День долбил, два долбил –

   В небо клювом угодил.

* Заяц белый, заяц белый!

   Ты куда за лыком бегал?

   Заяц белый отвечал:

   - Я не бегал, я скакал!

* Головой кивает слон -

   Он слонихе шлёт поклон.

* Спит в углу моя слониха,

   Двое маленьких слонят

   Спать давным-давно хотят.  

Постановка и автоматизация звука Ль.

Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный лопаткой; кончик языка напряжён и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит в бока воздух, корень языка сильно напряжён, передняя часть спинки языка поднята и продвинута вперёд к альвеолам.

Упражнения: 

  1. оскал;
  2. язык «иголочкой» (высунуть тонкий острый кончик языка);
  3. закусить кончик языка и произносить звук Ы (получается Л);
  4. «парус» (челюсть – «лодка», язык – «парус»: поднять «парус» к бугоркам и надувать).

1. Произнеси звук Ль многократно и отрывисто: ль-ль-ль-ль-ль…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

ля – ля – ля               аль – аль – аль

лё – лё – лё        оль – оль – оль

лю – лю – лю        ель – ель – ель

ли – ли – ли         иль – иль – иль

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ли-ли-ли – липа

ля-ля-ля – лямка

ле-ле-ле – лев

лю-лю-лю – люк

ли-ли-ли – Лида

ля-ля-ля – лязг

ле-ле-ле – лента

лю-лю-лю – люди

ли-ли-ли – Лиза

ля-ля-ля – лялька

ле-ле-ле – лес

лю-лю-лю – люкс

ли-ли-ли – лист

ля-ля-ля – поляна

ле-ле-ле – лейка

лё-лё-лё – лёд

ли-ли-ли – лить

ля-ля-ля – Емеля

ле-ле-ле – балет

лё-лё-лё – лён

ли-ли-ли – линия

ля-ля-ля – неделя

ле-ле-ле – билет

лё-лё-лё – Лёня

аль-аль-аль – медаль

оль-оль-оль – моль

ель-ель-ель – мель

аль-аль-аль – педаль

оль-оль-оль – ноль

ель-ель-ель – цель

аль-аль-аль – сталь

оль-оль-оль – соль

ель-ель-ель – кисель

аль-аль-аль – эмаль

оль-оль-оль – фасоль

ель-ель-ель – метель

аль-аль-аль – шаль

оль-оль-оль – тополь

ель-ель-ель – капель

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

липа

лента

лён

люк

лямка

василёк

лифт

лейка

лётчик

Люба

лязг

мотылёк

линейка

лев

Лёва

люди

лялька

телёнок

калина

лебедь

полёт

малютка

поляна

великан

малина

валенки

самолёт

салют

неделя

звездолёт

павлин

маленький

зелёный

колючка

коляска

лицо

5. Проговори предложения:

Олени с оленятами гуляли на лесной поляне.

Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами.

Лев с львятами ходили на водопой.

Тюлени с тюленятами спали на льдине.

Соболи с соболятами сидели на ели.

Дельфины с дельфинятами купались в воде.

Лебеди с лебедятами летели над лесом.

6. Заучи скороговорки:

* Лебеди летели и на воду сели,

   Сели, посидели и снова полетели.

* Самолёт, самолёт

   Подготовили в полёт,

   Полетит он над полями,

   Полетит он над лесами.

* Аль-аль-аль – он согласен на медаль,

   ель-ель-ель – на полях метёт метель,

   ель-ель-ель – за окном звенит капель,

   юль-юль-юль – на окно повесим тюль,

   оль-оль-оль – в супе вкусная фасоль,

   ыль-ыль-ыль – по станице вьётся пыль,

   ыль-ыль-ыль – за околицей ковыль.

* Ехали мы, ехали,

   До ели доехали,

   Ель мы объехали

   И домой поехали.

* Мы летали высоко,

   Мы летали низко,

   Мы летали далеко,

   Мы летали близко.

* Ой, люли, люли, люленьки!

   Прилетели гуленьки.

   Стали Юленьку качать,

   Стала Юля засыпать.

* Мы сидим на лесенке,

   И поём мы песенки.

   Все поют, и я пою

   Песню новую свою.

* Иголки лежали, лежали

   Да под стол убежали.     (Ёжик)

Постановка и автоматизация звука Р.

Правильная артикуляция: губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Упражнения: 

  1. «Лошадки» - цокать языком;
  2. «Маляр» - от звука Ж водить кончиком языка вперёд – назад по бугоркам, зубы разомкнуты (если не получается, то можно покачать кончик языка пальцем).
  3. «Пулемёт» - медленно, а затем быстро произносить: д-д-д – ддддд…,      т-т-т – ттттттт…
  4. «Заведи моторчик.» - дрррррр… трррррр…

1. Произнеси звук Р длительно: ррррррррр…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

дра – дра – дра                                          ра – ра – ра                        ар – ар – ар

дро – дро – дро        ро – ро – ро                 ор – ор – ор

дру – дру – дру        ру – ру – ру                       ур – ур – ур

дры – дры – дры         ры – ры – ры                     ир – ир – ир

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ра-ра-ра – рак

ро-ро-ро – рот

дра-дра-дра – драп

дру-дру-дру - друг

ра-ра-ра – рама

ро-ро-ро – робот

дра-дра-дра – пудра

дру-дру-дру - дружба

ра-ра-ра – ранец

ро-ро-ро – рог

дра-дра-дра - выдра

дру-дру-дру - подруга

ры-ры-ры – рыба

ру-ру-ру – руки

дро-дро-дро - дрозд

дры-дры-дры – дрын

ры-ры-ры – рысь

ру-ру-ру – руль

дро-дро-дро - дрова

дры-дры-дры – кедры

ры-ры-ры – рынок

ру-ру-ру – Русь

дро-дро-дро - ведро

дры-дры-дры – кадры

ар-ар-ар – пар

ор-ор-ор – хор

ур-ур-ур – бур

ер-ер-ер – катер

ар-ар-ар – дар

ор-ор-ор – забор

ур-ур-ур – тур

ер-ер-ер – ветер

ар-ар-ар – удар

ор-ор-ор – бор

ур-ур-ур – шнур

ир-ир-ир – мир

ар-ар-ар – загар

ор-ор-ор – мотор

ур-ур-ур – абажур

ир-ир-ир – пир

ар-ар-ар – санитар

ор-ор-ор – затор

ур-ур-ур – бурка

ир-ир-ир – зефир

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

рама

дыра

дыры

пирамида

парус

горка

ранец

нора

перо

гитара

кукуруза

травка

роза

кора

кенгуру

сорока

карусель

трамвай

Рома

Юра

фигура

ворона

карта

астра

рыба

детвора

ура

корова

парта

тетрадь

руки

горы

баран

паром

ферма

дрозд

ручка

норы

барабан

корыто

картина

ведро

рысь

шары

жираф

дорога

карман

дрожжи

руль

комары

карандаш

огород

персик

Квадрат

5. Проговори предложения:

Рома видит рыбу.

Ромин папа – рыбак.

Рома готовит рыбный суп.

Рома и Рая едят рыбу.

Рома ест раков.

Рая моет раму.

Рая ходит на рынок.

У Раи на клумбе растут розы.

6. Заучи скороговорки:

* Ра-ра-ра – высокая гора,

   ра-ра-ра – старая нора,

   ро-ро-ро – новое перо,

   ро-ро-ро – Рома, вымой рот,

   ру-ру-ру – скачет кенгуру,

   ры-ры-ры – синие шары,

   ры-ры-ры – много детворы.

* Тара-тара-тара-ра!

   Поднимайся, детвора!

   Поднимайся, детвора –

   В детский сад идти пора!

   Туру-туру-туру-ру!

   Поднимаем детвору.

   Поднимаем детвору –

   Туру-туру-туру-ру!

   Тыры-тыры-тыры-ры!

   Нету дома детворы.

* Ар-ар-ар – мы купили самовар,

   ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар,

   ор-ор-ор – вырос в поле мухомор,

   ор-ор-ор – это Ромин мухомор,

   ир-ир-ир – Рома любит пить кефир,

   ёр-ёр-ёр – дети в поле жгут костёр,

   ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.

* Труба трубит, труба поёт,

   Трубач по городу идёт.

* Два дровосека, два дроворуба

   На дворе дрова топорами рубят:

   - Раз – дрова! Два – дрова!

* Все бобры добры для своих бобрят.

* Проворонила ворона воронёнка.

* Скоро мы все скороговорки выскороговорим.

   Постановка и автоматизация звука Рь.

Правильная артикуляция: Сходен со звуком Р, но имеет некоторые отличия, а именно: дополнительный подъём спинки языка к нёбу и некоторое продвижение языка вперёд, кончик языка приближается к верхним резцам, зубы несколько сближены.

Упражнения: 

  1. «Лошадки» - цокать языком;
  2. «Маляр» - от звука Ж водить кончиком языка вперёд – назад по бугоркам, зубы разомкнуты (если не получается, то можно покачать кончик языка пальцем).
  3. «Пулемёт» - медленно, а затем быстро произносить: д-д-д – ддддд…,      т-т-т – ттттттт…
  4. «Заведи моторчик.» - дррррррь… тррррррь…

1. Произнеси звук Рь длительно и многократно: рь-рь-рь-рь…

2. Произнеси слоги (медленно и длительно):

дря – дря – дря                                          ря – ря – ря                        арь – арь – арь

дре – дре – дре        ре – ре – ре                 орь – орь – орь

дрю – дрю – дрю        рю – рю – рю                    урь – урь – урь

дри – дри – дри        ри – ри – ри                       ирь – ирь – ирь

3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):

ря-ря-ря – ряд

ре-ре-ре – репа

дре-дре-дре – дрель

тре-тре-тре – треск

ря-ря-ря – рябчик

ре-ре-ре – ребус

дре-дре-дре – адрес

тре-тре-тре – трель

ря-ря-ря – рябь

ре-ре-ре – редька

дря-дря-дря – дрянь  

три-три-три – три

ри-ри-ри – рис

рё-рё-рё – рёва

дря-дря-дря – дрязги

три-три-три – трио

ри-ри-ри – Римма

рё-рё-рё – рёбра

дрё-дрё-дрё – дрёма

тря-тря-тря – тряпка

ри-ри-ри – Рим

рю-рю-рю – рюмка

дрю-дрю-дрю – дрючок

тря-тря-тря – тряска

арь-арь-арь – сухарь

орь-орь-орь – хорь

ирь-ирь-ирь – снегирь

арь-арь-арь – букварь

орь-орь-орь – корь

ирь-ирь-ирь – Сибирь

арь-арь-арь – фонарь

ерь-ерь-ерь – дверь

ырь-ырь-ырь – пузырь

арь-арь-арь – токарь

ерь-ерь-ерь – зверь

ырь-ырь-ырь – богатырь

арь-арь-арь – пахарь

ерь-ерь-ерь – теперь

ырь-ырь-ырь – ширь

4. Проговори слова (2 – 3 раза):

рябина

решать

деревня

смотрю

аквариум

перья

рисунок

решётка

варенье

говорю

коридор

серьги

рисовать

моряк

орехи

буря

дерево

жарьте

резинка

снаряд

Серёжа

гиря

варить

зорька

река

отряд

верёвка

море

жарить

зверьки

ремонт

парик

берёза

горе

борьба

трезвон

рюкзак

старик

урюк

берег

горько

тревога

реветь

перина

бирюк

курица

верьте

встреча

5. Проговори предложения:

Мама купила Марине школьный букварь.

На улице по вечерам горит фонарь.

В реке плавает пескарь.

Иринин папа – слесарь.

В лесу поёт глухарь.

Первый месяц в году – январь.

Волк – хищный зверь.

На ветке рябины сидит снегирь.

Мы поедем к бабушке в Сибирь.

6. Заучи скороговорки:

* У моей сестры Марины

   Щёки, словно мандарины.

   А сама сестра Марина

   Чуть побольше мандарина.

* Посмотрите на Иринку:

   Ест Иринка мандаринку.

   Съест Иринка мандаринку –

   Бросит корочки в корзинку.

* Открываем календарь -

   Начинается январь.

   В январе, в январе

   Много снегу на дворе.

* За деревней, за посёлком

   Пела, пела перепёлка.

   Перепел прилетел,

   Перепёлку перепел.

* Снегирики-снегири

   На дворике у двери.

   Я насыпал за порог

   Гречку, семечки, творог.

   А когда я вышел в сад,

   То от них услышал:

   - Ты добрее всех ребят,

   Молодчина, Гриша!

* Тридцать три вагона в ряд

   Тараторят, тарахтят.

* Упрямый Егорка дремлет на пригорке:

   То не гром гремит – то Егор храпит.

* Подогрела чайка чайник, пригласила десять чаек,

   Прилетели все на чай. Сколько чаек? Отвечай.

Дифференциация звуков С – Ц.

1. Повторение звука С: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Ц: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Сопоставление звуков С – Ц – игра «Наоборот»

а) в слогах:

са-са-са – ца-ца-ца        ас-ас-ас – ац-ац-ац

со-со-со – цо-цо-цо        ос-ос-ос – оц-оц-оц

су-су-су – цу-цу-цу        ус-ус-ус – уц-уц-уц

сы-сы-сы – цы-цы-цы        ыс-ыс-ыс – ыц-ыц-ыц

б) слоговые ряды:

ас-ас-ац        ац-ац-ас                       ца-ца-са                    са-са-ца

ас-ац-ац        ац-ас-ас        ца-са-са                    са-ца-ца

ас-ац-ас        ац-ас-ац        ца-са-ца                    са-ца-са

в) в словах:

цок – сок        цвет – свет

цели – сели        цапля – сапля

бац – бас        цветик – светик

цена – сена         бутсы – буцы

4. Игра «Закончи слово»

насо., пехотине., бое., пылесо., но., зая., кузне., пё., ледене., ква., анана., оте., коне., подно., птене., автобу..

5. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: цок, сок, бац, бас; цепи, овца.

6. Упражнения с картинками на С, Ц.

а) отбор картинок на оба звука типа солнце;

б) отбор картинок на С;

в) отбор картинок на Ц

(картинки: спица, пылесос, лестница, солнце, сосна, сцена, цветы, птенец, колесница, певец, песцы, станция, овца, акация, куст, маска, скамейка).

7. Повторение чистоговорок на С, Ц.

Дифференциация звуков С – З.

1. Попеременное произнесение звуков С – З.

2. Повторение звука С: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Повторение звука З: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

4. Сопоставление звуков С – Ц – игра «Наоборот»

а) в слогах:

са-са-са – за-за-за        ас-ас-ас – аз-аз-аз

со-со-со – зо-зо-зо        ос-ос-ос – оз-оз-оз

су-су-су – зу-зу-зу        ус-ус-ус – уз-уз-уз

сы-сы-сы – зы-зы-зы        ыс-ыс-ыс – ыз-ыз-ыз

б) слоговые ряды:

са-са-за                          за-за-са

са-за-за                          за-са-са

са-за-са                          за-са-за

в) в словах:

Зоя – соя

зуб – суп

коза – коса

Лиза – лиса

Зайка – сайка

5. Повтори слова:

засуха        заносы        сазан

засов        засада        сказать

завеса        засыпать        сказка

занавеска        записать        созвать

6. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: косы – козы, коса – коза.

7. Группировка картинок – игра «Подарим картинки Зое и Соне».

Зое на З                        Соне на С

(собака, замок, ваза, зонт, сумка, носки, коляска, капуста, коза, незабудки, скамейка, пылесос, азбука, соска, мимоза, мозаика).

8. Повторение чистоговорок на С, З.

Дифференциация звуков С’ – З’.

1. Повторение звука С’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука З’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Сопоставление звуков С’ – З’ – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ся-ся-ся – зя-зя-зя        стя-стя-стя – здя-здя-здя

се-се-се – зе-зе-зе        сте-сте-сте – зде-зде-зде

сю-сю-сю – зю-зю-зю        стю-стю-стю – здю-здю-здю

си-си-си – зи-зи-зи        сти-сти-сти – зди-зди-зди

сё-сё-сё – зё-зё-зё                                               стё-стё-стё – здё-здё-здё

б) слоговые ряды:

ся-ся-зя        сля-сля-зля        сня-сня-зня

ся-зя-зя        сля-зля-зля        сня-зня-зня

ся-зя-ся        сля-зля-сля        сня-зня-сня

зя-зя-ся        зля-зля-сля        зня-зня-сня

зя-ся-ся        зля-сля-сля        зня-сня-сня

зя-ся-зя        зля-сля-зля        зня-сня-зня

4. Группировка картинок – игра «Подарим картинки».

Симе                                           Зине

(листья, снеговик, зяблик, апельсин, магазин, газета, музей, василёк, гусь, письмо, земляника).

5. Повторение чистоговорок на С’, З’.

Дифференциация звуков С – Ш.

1. Повторение звука С: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Ш: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Сопоставление звуков С – Ш – игра «Наоборот»

а) в слогах:

са-са-са – ша-ша-ша        ас-ас-ас – аш-аш-аш

со-со-со – шо-шо-шо        ос-ос-ос – ош-ош-ош

су-су-су – шу-шу-шу        ус-ус-ус – уш-уш-уш

сы-сы-сы – ши-ши-ши        ыс-ыс-ыс – ыш-ыш-ыш

б) слоговые ряды:

са-ша        ша-са                            са-са-ша                    ша-ша-са

со-шо        шо-со        са-ша-ша                   ша-са-са

су-шу        шу-су        са-ша-са                    ша-са-ша

сы-ши                     ши-сы

в) в словах:

уши – усы                        вас – ваш

шутки – сутки                                            посол – пошёл

кашка – каска                                             масса – Маша

Машка – маска                                          Сашка – шашка

Мишка – миска                                саман – шаман

шины – сыны                                             басня – башня

наш – нас                                                    мыс – мышь

4. Игра «Отгадай слово»

.апка, .анки, .уба, .ом, .умка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, ..уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

5. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: шишка, шишки, сосны.

6. Игра «Подарим картинки Сане и Маше».

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка).

7. Заучивание чистоговорок.

* Шашки на столе, шишки на сосне.

* Шапкой Сашка шишки сшиб.

* Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

   А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Дифференциация звуков Ж – Ш.

1. Повторение звука Ж: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Ш: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Сопоставление звуков Ж – Ш – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ша-ша-ша – жа-жа-жа        жла-жла-жла – шла-шла-шла

шо-шо-шо – жо-жо-жо        жло-жло-жло – шло-шло-шло

шу-шу-шу – жу-жу-жу        жлу-жлу-жлу – шлу-шлу-шлу

ши-ши-ши – жи-жи-жи        жлы-жлы-жлы – шлы-шлы-шлы

б) слоговые ряды:

ша-жа-жа        жа-жа-ша

ша-ша-жа        жа-ша-ша

ща-жа-ша        жа-ша-жа

в) в словах:

ужи – уши                            лужа – Луша

жить – шить                                  жалить – шалить

житьё – шитьё                                           жил – шил

жутко – шутка                                           жило – шило

жаль – шаль                                               наживка – нашивка

4. Упражнение «Скажи ласково».

снег – снежок         утюг – утюжок

стог – стожок                                луг – лужок

сапог – сапожок                            смех - смешок

флаг – флажок                               посох – посошок

5. Игра «Подарим картинки Маше и Жанне»

(жук, ёжик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, медвежонок, лыжи, уши, мышка, кошка, жёлудь, жаба).

6. Отгадывание и заучивание загадки:

* Кому нужны иголки для житья?

   А кому нужны иголки для шитья?

7. Повторение чистоговорок на Ж, Ш.

Дифференциация звуков Ж – З.

1. Повторение звука Ж: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука З: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Сопоставление звуков Ж – З – игра «Наоборот»

а) в слогах:

за-за-за – жа-жа-жа        зла-зла-зла – жла-жла-жла

зо-зо-зо – жо-жо-жо        зло-зло-зло – жло-жло-жло

зу-зу-зу – жу-жу-жу        злу-злу-злу – жлу-жлу-жлу

зы-зы-зы – жи-жи-жи        злы-злы-злы – жлы-жлы-жлы

б) слоговые ряды:

жа-за-за                                            за-за-жа

жа-жа-за                                           за-жа-жа

жа-за-жа                                           за-жа-за

в) в словах:

ужи – узы                                         кожи – козы

жал – зал                                          жевать – зевать

кожа – коза                                      рожок – разок

4. Игра «Четвёртый лишний» (по звукам, с картинками)

зайка, замок, жаба, зубы – (жаба)

жук, ёжик, одежда, фазан – (фазан)

зонт, пижама, гвоздика, незабудки – (пижама)

ваза, ежевика, ужи, ножи – (ваза)

 

5. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: ужи – узы, кожи – козы, кожа – коза.

6. Упражнение «Скажи ласково».

снег – снежок         глаз – глазок, глазик

стог – стожок                            воз – возок

сапог – сапожок                       обоз – обозик

утюг – утюжок                          таз – тазик

7. Повторение чистоговорок на Ж, З.

Дифференциация звуков Р – Л.

1. Повторение звука Р: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Л: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Сопоставление звуков Р – Л – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ра-ра-ра – ла-ла-ла        ар-ар-ар – ал-ал-ал

ро-ро-ро – ло-ло-ло        ор-ор-ор – ол-ол-ол

ру-ру-ру – лу-лу-лу        ур-ур-ур – ул-ул-ул

ры-ры-ры – лы-лы-лы        ыр-ыр-ыр – ыл-ыл-ыл

б) слоговые ряды:

кла-кла-кра        кра-кра-кла                       акр-акр-акл                   акл-акл-акр

кла-кра-кра        кра-кла-кла             акр-акл-акл                   акл-акр-акр

кла-кра-кла        кра-кла-кра             акр-акл-акр                   акл-акр-акл

в) в словах:

лак – рак        бурки – булки

лов – ров                                         рожки – ложки

юла – Юра                                      Прошка – плошка

Лука – рука                                     порка – полка

укол – укор                                     роза – лоза

балка – барка                                  рад – лад

лоза – роза                                      рама – лама

4. Повтори слова:

раскладушка        крокодил                рыболов                гладиатор

спортзал        берлога                       полотёр        горло

эскалатор        рулон                   зеркало        рассол

журнал        крыло                  мармелад        планер

5. Составление предложений с этими словами.

6. Повторение чистоговорок на Р, Л.

Дифференциация звуков Ч – С’.

1. Повторение звука Ч: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука С’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Попеременное произнесение звуков Ч – С’.

4. Сопоставление звуков С’ – Ч – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ся-ся-ся – ча-ча-ча        ась-ась-ась – ач-ач-ач

сё-сё-сё – чё-чё-чё        ось-ось-ось – оч-оч-оч

сю-сю-сю – чу-чу-чу        усь-усь-усь – уч-уч-уч

си-си-си – чи-чи-чи        ись-ись-ись – ич-ич-ич

се-се-се – че-че-че                                             есь-есь-есь – еч-еч-еч

б) слоговые ряды:

ась-ась-ач        ач-ач-ась                      ся-ся-ча                    ча-ча-ся

ась-ач-ач        ач-ась-ась        ся-ча-ча                    ча-ся-ся

ась-ач-ась        ач-ась-ач        ся-ча-ся                    ча-ся-ча

5. Игра «Закончи слово»

ве.., ме., кара.., вра., гу.., ры.., мя., но.., до.., пе.., .емь, .ем, .юда, .удо, .еять, .айка, .еснок, .удеса, .емечки, .ито, .исто, .ирень, .асики.

6. Упражнения с картинками на С’, Ч.

а) отбор картинок на оба звука в одном слове;

б) отбор картинок на С’;

в) отбор картинок на Ч

(почтальон, васильки, свечи, тысяча, косички, черепаха, бабочка, листья, сверчок, одуванчик, гусята, свисток, письмо, спички, пасечник, Снегурочка, лисята, удочка, лисички, перчатка, косичка).

7. Заучивание скороговорок:

* Подогрела чайка чайник,

   Пригласила десять чаек.

   Прилетели все на чай

   Сколько чаек, отвечай.

* Идёт бычок, качается,

   Вздыхает на ходу:

   - Ох, доска кончается -  

   Сейчас я упаду.

Дифференциация звуков Ч – Т’.

1. Повторение звука Ч: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Т’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Сопоставление звуков Ч – Т’ – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ча-ча-ча – тя-тя-тя        ач-ач-ач – ать-ать-ать

чё-чё-чё – тё-тё-тё        оч-оч-оч – оть-оть-оть

чу-чу-чу – тю-тю-тю        уч-уч-уч – уть-уть-уть

чи-чи-чи – ти-ти-ти        ич-ич-ич – ить-ить-ить

че-че-че – те-те-те                                             еч-еч-еч – еть-еть-еть

б) слоговые ряды:

ать-ать-ач        ач-ач-ать                     тя-тя-ча                     ча-ча-тя

ать-ач-ач        ач-ать-ать        тя-ча-ча                    ча-тя-тя

ать-ач-ать        ать-ач-ать        тя-ча-тя                    ча-тя-ча

в) в словах:

мять – мяч         тявкать – чавкать

бить – бич         сеть – сечь

тёлка – чёлка         ткать – ткач  

петь – печь         тесать – чесать  

Петька – печка

4. Игра «Четвёртый лишний»

тень, пять, костюм, тачка – (тачка)

одуванчик, тюльпан, утюг, сеть – (одуванчик)

грач, утята, бочка, бабочка – (утята)

ручка, кисточка, телефон, чашка – (телефон)

5. Договаривание сложноподчинённых предложений

Чтобы научиться читать, надо……

Чтобы отлично учиться, надо……

Надо быть усидчивым и внимательным, чтобы……

Надо знать буквы, чтобы……

Петя отлично учится, потому что……

Дети любят читать русские народные сказки, потому что……

Чтобы научиться играть в мяч, надо……

6. Повторение чистоговорок на Ч, Т’.

Дифференциация звуков Ч – Щ.

1. Повторение звука Ч: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Щ: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Попеременное произнесение звуков Ч – Щ.

4. Сопоставление звуков Ч – Щ – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ча-ча-ча – ща-ща-ща        ач-ач-ач – ащ-ащ-ащ

чё-чё-чё – щё-щё-щё        оч-оч-оч – ощ-ощ-ощ

чу-чу-чу – щу-щу-щу        уч-уч-уч – ущ-ущ-ущ

чи-чи-чи – щи-щи-щи        ич-ич-ич – ищ-ищ-ищ

че-че-че – ще-ще-ще                                         еч-еч-еч – ещ-ещ-ещ

б) слоговые ряды:

ча-ча-ща        ща-ща-ча

ча-ща-ща        ща-ча-ча

ча-ща-ча        ща-ча-ща

в) в словах:

точу – тащу                      печать – пищать

чётко – щётка              точить – тащить

помечать – помещать        лечи – лещи

моченый – мощеный         получить – полущить         

5. Игра «Запомни, повтори»

чудесное угощение – копчёная щука – чистое помещение – почтовый ящик

прочный щит – молочная пища – овощная пища – колючая щётка

чистая дощечка – скучающий учащийся – птичий щебет – сочные овощи

6. Игра «Назови ласково»

щука – щучка        щепка –

щенок –         доска –    

вещь –         щель –

щека –                                                  щипцы –

плащ –                                                  щётка –

ящик –                                                  лещ –

7. Заучивание скороговорок.

* Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

   В дымоходе чернота, отыщи-ка там кота!

* Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки.

* Не кричи, не пищи – червячка поищи.

   А под старым кирпичищем мы с тобой вдвоём поищем.

* Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

* Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Дифференциация звуков Щ – С’.

1. Повторение звука С’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Щ: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Попеременное произнесение звуков С’ – Щ.

4. Сопоставление звуков С’ – Щ – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ся-ся-ся – ща-ща-ща        ась-ась-ась – ащ-ащ-ащ

сё-сё-сё – щё-щё-щё        ось-ось-ось – ощ-ощ-ощ

сю-сю-сю – щу-щу-щу        усь-усь-усь – ущ-ущ-ущ

си-си-си – щи-щи-щи        ись-ись-ись – ищ-ищ-ищ

се-се-се – ще-ще-ще                                          есь-есь-есь – ещ-ещ-ещ

б) слоговые ряды:

ся-ся-ща                      ща-ща-ся        ась-ась-ащ        ащ-ащ-ась

ся-ща-ща                     ща-ся-ся                        ась-ащ-ащ        ащ-ась-ась

ся-ща-ся                      ща-ся-ща                       ась-ащ-ась        ащ-ась-ащ

5. Игра «Закончи слово»

ры.., ло.., ле., помо.., ве.., пла., плю., пове.., .и, хво., укра.., ово., бою.., сме.., бор., мо.., купаю.., смею…

6. Игра «Четвёртый лишний» (по звукам, с картинками).

сирень, васильки, плющ, листья – (плющ)

щегол, гусь, снегирь, синица – (щегол)

свекла, овощ, слива, апельсин – (овощ)

ящерица, щука, щенок, гусёнок – (гусёнок)

щипцы, клещи, сеялка, ящик – (сеялка)

7. Повторение чистоговорок на С’, Щ.

        

Дифференциация звуков Щ – Т’.

1. Попеременное произнесение звуков Ч – Щ.

2. Сопоставление звуков Щ – Т’ – игра «Наоборот»

а) в слогах:

тя-тя-тя – ща-ща-ща        ать-ать-ать – ащ-ащ-ащ

тё-тё-тё – щё-щё-щё        оть-оть-оть – ощ-ощ-ощ

тю-тю-тю – щу-щу-щу        уть-уть-уть – ущ-ущ-ущ

ти-ти-ти – щи-щи-щи        ить-ить-ить – ищ-ищ-ищ

те-те-те – ще-ще-ще                                          еть-еть-еть – ещ-ещ-ещ

б) слоговые ряды:

тя-тя-ща                     ща-ща-тя        ащ-ащ-ать        ать-ать-ащ

тя-ща-ща                    ща-тя-тя        ащ-ать-ать        ать-ащ-ащ

тя-ща-тя                     ща-тя-ща        ащ-ать-ащ        ать-ащ-ать

3. Игра «Запомни, повтори» (менять порядок слов)

щетинка – трещать – щипать – пищать

щебетать – тащить – угощать – выращивать

4. Преобразование глаголов совершенного вида в несовершенный

(по образцу)

восхитить – восхищать        смутить –

осветить –         возмутить –

возвратить –         простить –

известить –         возмутиться –

посетить –         возвратиться –

посвятить –         запретить –

Составление предложений с парами слов (выборочно)

5. Припоминание слов на звуки Т’, Щ.

а) «Телефон» - слова на Щ в конце, в середине, в начале слова;

б) «Телеграф» - слова на Т’ – деление на слоги.

6. Повторение скороговорок на Щ.

Дифференциация звуков Ш – Щ.

1. Повторение звука Ш: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

2. Повторение звука Щ: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Попеременное произнесение звуков Ш – Щ.

4. Сопоставление звуков Ш – Щ – игра «Наоборот»

а) в слогах:

ша-ша-ша – ща-ща-ща        аш-аш-аш – ащ-ащ-ащ

шо-шо-шо – щё-щё-щё        ош-ош-ош – ощ-ощ-ощ

шу-шу-шу – щу-щу-щу        уш-уш-уш – ущ-ущ-ущ

ши-ши-ши – щи-щи-щи        иш-иш-иш – ищ-ищ-ищ

ше-ше-ше – ще-ще-ще                                      еш-еш-еш – ещ-ещ-ещ

б) слоговые ряды:

ша-ша-ща                 ща-ща-ша                         аш-аш-ащ        ащ-ащ-аш

ша-ща-ща                 ща-ша-ша                         аш-ащ-ащ        ащ-аш-аш

ша-ща-ша                 ща-ша-ща                         аш-ащ-аш        ащ-аш-ащ

в) в словах:

чаща – чаша        по роще – пороша

щёлк – шёлк        помещать – помешать

пищу – пишу        укрощать – украшать

прощу – прошу        защита – зашита

пищи – пиши        вещать – вешать

погощу – погашу        навещать – навешать

5. Игра «Запомни, повтори»

шагающий экскаватор – шумящий камыш – пишущая машинка – шуршащая мышь.

6. Игра «Отгадай слово»

.ар, .апка, .уба, ланды., коло.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово., ви.ня, ве.и, и т.д.

7. Заучивание стихотворения А. Барто «Щегол».

Целый день поёт щегол в клетке на окошке,

Третий год щеглу пошёл, а он боится кошки.

А Маша не боится ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.

8. Повторение чистоговорок на Ш, Щ.

Дифференциация звуков Ч – Щ – С’ – Т’.

1. Попеременное произнесение звуков Ч – Щ – С’ – Т’.

2. Чтение и повторение стихов о весне.

3. Выделение слов с изучаемыми звуками из стихов.

4. Распространение предложений.

Снег тает.

Снег последний тает.

Снег последний в поле тает.

Кувшинчик расцветает.

Кувшинчик синий расцветает.

Кувшинчик синий расцветает в поле.

Кувшинчик синий расцветает в поле весной.

Пар восходит.

Пар восходит от земли.

Тёплый пар восходит от земли.

5. Упражнение в употреблении синонимов с этими звуками.

о птице:

поёт – щебечет, чирикает

проворная – шустрая

красивая – очаровательная

летит – несётся, мчится

корм – пища

гнездо – жилище

прилетает (назад) – возвращается

радость – веселье

радостно – весело

смелая – героическая

о весне:

бурная – бушующая

поздняя – затяжная

радует – веселит

смеётся – хохочет

гостеприимная – радушна

душистая – благоухающая

6. Повторение чистоговорок на Ч, Щ, С’, Т’.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....

Календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения на 2015-2016 учебный год

Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В пла...

План индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения у детей с ФНР

План индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения  для детей с ФНР старшего дошкольного возраста....

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения

Методическое пособие по  коррекции звукопроизношения В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко...

«Использование кукол «живая рука» в индивидуально-подгрупповой работе по коррекции и развитию речи с дошкольниками, имеющих речевые нарушения».

При организации коррекционной работы с детьми, испытывающим определенные трудности как в  речевом плане так и в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками,  ку...