«Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».
методическая разработка по логопедии на тему
Данный материал пригодится как начинающим учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп. Предоставлен речевой материал для постановки, автоматизации и дифференциации проблемных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция звукопроизношения | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал:
«Индивидуально – подгрупповая работа
по коррекции звукопроизношения».
Подготовила:
учитель-логопед
Савченко А.А.
Постановка и автоматизация звука С.
Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка (по желобку).
Упражнения:
- улыбка (для губ);
- трубочка (для губ);
- чередование трубочки и улыбки;
- желобок;
- подуть в желобок;
- дуть в пузырёк с узким горлышком;
- холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
1. Произнеси звук С длительно: ссссссссссс…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
са – са – са ас – ас – ас
со – со – со ос – ос – ос
су – су – су ус – ус – ус
сы – сы – сы ыс – ыс – ыс
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
са-са-са – сад | со-со-со – сок | су-су-су – суп | сы-сы-сы – сын |
са-са-са – сани | со-со-со – сом | су-су-су – сумка | сы-сы-сы – сыпать |
са-са-са – сапоги | со-со-со – Соня | су-су-су – сундук | сы-сы-сы – сыт |
са-са-са – оса | со-со-со – носок | су-су-су – несу | сы-сы-сы – осы |
са-са-са – коса | со-со-со – кусок | су-су-су – пасут | сы-сы-сы – усы |
са-са-са – касса | со-со-со – песок | су-су-су – посуда | сы-сы-сы – бусы |
ас-ас-ас – вас | ос-ос-ос – нос | ус-ус-ус – фокус | ыс-ыс-ыс – кумыс |
ас-ас-ас – нас | ос-ос-ос – поднос | ус-ус-ус – фикус | ыс-ыс-ыс – мыс |
ас-ас-ас – ананас | ос-ос-ос – кокос | ус-ус-ус – кактус | ес-ес-ес – навес |
ас-ас-ас – квас | ос-ос-ос – космос | ус-ус-ус – автобус | ес-ес-ес – вес |
ас-ас-ас – компас | ос-ос-ос – насос | ус-ус-ус – мус | ес-ес-ес – лес |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
санки | стакан | квас | кумыс | стон | каска |
сумка | станок | ананас | мыс | стук | маска |
сын | стадо | осы | место | пастух | киска |
сок | стадион | усы | тесто | кусты | миска |
кусок | капуста | кактус | пусто | мосты | скакать |
носок | паста | автобус | густо | хвосты | скамейка |
5. Проговори предложения:
У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду.
У Сони сок. Соня пьёт сок.
У сони сумка. В сумке посуда.
В саду стоит аист.
Под кустом сидит собака.
За садом высокий мост.
6. Заучи скороговорки:
* Са-са-са – в саду оса,
Са-са-са – ко мне летит оса,
Сы-сы-сы – у осы усы,
Сы-сы-сы – в саду нет осы.
* У Сони и Сани в сетях сом с усами.
* В саду темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
* Мы видим на суку совят.
Совята вместе тут сидят.
Когда не спят, они едят.
Когда едят, они не спят.
* Ас-ас-ас – у нас дома ананас,
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос,
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус,
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
* Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
* Сты-сты-сты – у нас новые мосты,
сту-сту-сту – автобус едет по мосту,
сто-сто-сто – стоят кони под мостом,
ста-ста-ста – сидит киска у моста.
* Ас-ас-ас – у нас дома квас,
ас-ас-ас – у нас дома ананас,
ос-ос-ос – в саду много ос,
ус-ус-ус – у Сони кактус,
ус-ус-ус – у Сани новый автобус,
ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс.
* Су-су-су – тихо осенью в саду.
Са-са-са – укусила в нос оса.
Со-со-со – стал мой нос как колесо.
Сы-сы-сы – не боюсь я злой осы.
Су-су-су – я осу в руке несу.
Постановка и автоматизация звука Сь.
Правильная артикуляция: сходен со звуком С (твёрдым): губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка (по желобку). В отличие от звука С спинка языка приподнята и выгнута по направлению к твёрдому нёбу, язык напряжён, кончик сильно упирается в нижние ряды.
Упражнения:
- улыбка (для губ);
- трубочка (для губ);
- чередование трубочки и улыбки;
- желобок;
- подуть в желобок;
- дуть в пузырёк с узким горлышком;
- холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
1. Произнеси звук Сь длительно: сь……
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
ся – ся – ся ась – ась – ась
сё – сё – сё ось – ось – ось
сю – сю – сю усь – усь – усь
си – си – си ись – ись – ись
се – се – се ысь – ысь – ысь
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ся-ся-ся – сядь | сё-сё-сё – сёмга | си-си-си – Сима | се-се-се – сети |
ся-ся-ся – десяток | сё-сё-сё – Сёма | си-си-си – сито | се-се-се – сено |
ся-ся-ся – косяк | сё-сё-сё – тесёмка | си-си-си – синий | се-се-се – семь |
ся-ся-ся – овсяный | сё-сё-сё – всё | си-си-си – такси | се-се-се – ясень |
ся-ся-ся – Вася | сю-сю-сю – всюду | си-си-си – осина | се-се-се – осень |
ся-ся-ся – гусята | сю-сю-сю – сюда | си-си-си – гуси | Се-се-се – сеять |
ась – ась – ась – карась | ось – ось – ось – восьмой | ись – ись – ись – нагнись |
ась – ась – ась – Васька | усь – усь – усь – гусь | ись – ись – ись – письма |
ось – ось – ось – авось | усь – усь – усь – гуськом | юсь – юсь – юсь – моюсь |
ось – ось – ось – авоська | есь – есь – есь – весь | юсь – юсь – юсь – боюсь |
ось – ось – ось – Моська | есь – есь – есь – здесь | юсь – юсь – юсь – сдаюсь |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
Сима | Ясень | сеть | лисёнок | такси | степь |
сито | осень | песенка | гусёнок | авось | гости |
сено | осина | лесенка | апельсин | восемь | Настя |
5. Заучи скороговорки:
* Под сосенкой, под сосенкой
Спеют не подосиновики, а опёнки.
* Сене всё бы спать на сене.
* Понавесили сетей
Всё для маленьких детей,
Выбегают дети,
Сами лезут в сети.
* Мы сидим на лесенке
И поём мы песенки.
Все поют и я пою
Песню звонкую свою.
* На скамейке семь котят,
Все котята есть хотят.
В миску мы кисель нальём –
Вот вам миска с киселём.
Под скамейкой семь котят
Есть из миски не хотят.
* - Га – га – га! – гогочет гусь,
- Я встаю и не ленюсь,
Умываюсь, одеваюсь
И с гусятами пасусь.
* Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
* Вместе с мамой я встаю,
Сам свою постель стелю,
Умываюсь, одеваюсь,
С мамой в детский сад иду.
* Носит Сеня сено в сени,
Спать на сене будет Сеня.
Постановка и автоматизация звука З.
Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, спинка языка незначительно поднята, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий, выдох с меньшим напряжением, воздушная струя холодная, длительная, направленная вниз по середине языка (по желобку).
Упражнения:
- улыбка (для губ);
- трубочка (для губ);
- чередование трубочки и улыбки;
- желобок;
- подуть в желобок;
- дуть в пузырёк с узким горлышком;
- холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
1. Произнеси звук З длительно: зззззззззззз… - «Песенка комара».
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
за – за – за аз – аз – аз
зо – зо – зо оз – оз – оз
зу – зу – зу уз – уз – уз
зы – зы – зы ыз – ыз – ыз
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
за-за-за – зайка | зо-зо-зо – зонт | зу-зу-зу – зуб | зы-зы-зы – тазы |
за-за-за – запах | зо-зо-зо – Зоя | зу-зу-зу – зубы | зы-зы-зы – возы |
за-за-за – запад | зо-зо-зо – зов | зу-зу-зу – зубок | зы-зы-зы – язык |
за-за-за – замок | зо-зо-зо – Зося | зу-зу-зу – зубной | зы-зы-зы – козы |
за-за-за – коза | зо-зо-зо – газон | зу-зу-зу – везу | зы-зы-зы – вазы |
за-за-за – ваза | зо-зо-зо – возок | зу-зу-зу – Зуля | зы-зы-зы – музыка |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
зайка | загадка | газон | знания | звездолёт | поезд |
закат | ваза | тазы | знамя | нефтебаза | бездна |
запах | коза | язык | зной | медуза | казна |
завод | Зоя | музыка | заноза | фазан | белизна |
замок | зонт | зубы | звезда | незабудки | знакомый |
забава | зов | знак | звездопад | мимоза | Лиза |
5. Проговори предложения:
Зайка сидит за кустом. Зайка выглянул из-за куста. Зайка вылез из-за куста.
Лиза посадила незабудки за избой.
Зоя стоит за сосной. Зоя выглянула из-за сосны. Зоя выходит из-за сосны.
Коза пасётся за лесом.
У Лизы зонт за спиной. Лиза вынимает зонт из-за спины.
6. Заучи скороговорки:
* За-за-за – у Зои коза,
зо-зо-зо – у Зои зонт,
зу-зу-зу – Зоя под зонтом пасёт козу,
зы-зы-зы – у Зои нет ни зонта, ни козы.
* Зоя – зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
Зайка не спит – Зою зовёт,
Зайке коза спать не даёт.
Возьмите козу, замкните козу,
И заинька мой заснёт в тазу.
Зайка зевнёт – и Зоя зевнёт.
Зайка заснёт – и Зоя заснёт.
* Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
* Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
* У Зины заболели зубы.
Постановка и автоматизация звука Зь.
Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка (по желобку); спинка языка приподнята и выгнута по направлению к твёрдому нёбу, язык напряжён, кончик сильно упирается в нижние ряды; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий; выдох с меньшим напряжением.
Упражнения:
- улыбка (для губ);
- трубочка (для губ);
- чередование трубочки и улыбки;
- желобок;
- подуть в желобок;
- дуть в пузырёк с узким горлышком;
- холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
1. Произнеси звук Зь длительно: зь…….
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
зя – зя – зя азь – азь – азь
зё – зё – зё озь – озь – озь
зю – зю – зю узь – узь – узь
зи – зи – зи изь – изь – изь
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
зя-зя-зя – зять | зи-зи-зи – зима | зе-зе-зе – зенит |
зя-зя-зя – зябь | зи-зи-зи – Зина | зе-зе-зе – зенитка |
зя-зя-зя – зябнуть | зи-зи-зи – магазин | зе-зе-зе – газета |
зя-зя-зя – нельзя | зи-зи-зи – бензин | зё-зё-зё – позёмка |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
зима | зябнуть | позёмка | музей | корзина | зебра |
Зина | гимназия | газета | изюм | земляника | везёт |
зимой | Кузя | обезьяна | хозяйка | зелень | мазь |
зимовать | оказия | Тузик | зимний | зелёная | козёл |
зять | зенит | магазин | земля | Кузьма | озеро |
зябь | зенитка | бензин | зимушка | нельзя | позёмка |
5. Заучи скороговорки:
* У Зины козлик в корзине.
* Лиза купила Зине корзину в магазине.
* У магазина пьют сок Зоя и Зина.
* У Зины зайка спит в корзине.
* Зя-зя-зя – без музея нам нельзя,
зе-зе-зе – дети ездили в музей,
зи-зи-зи – Кузя, нас в музей вези,
зё-зё-зё – Кузя нас в музей везёт.
* В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок земляники несу.
Зелёная ветка под вязом не спит,
Зелёная музыка где-то звенит,
Зелёный кузнечик в зелёной листве,
Поёт он зелёную песенку мне.
* Зябнет нос, идёт зима,
В зимней сказке лес, дома.
Всё позёмкой занесёт:
Землю, степи и завод.
Постановка и автоматизация звука Ц.
Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, спинка языка сначала прижимается к переднему краю нёба, как при звуке Т, а кончик касается нижних зубов, затем спинка языка опускается, как при звуке С.
Произносится в результате быстрого сочетания звуков Т + С – ТС.
Упражнения:
- улыбка (для губ);
- трубочка (для губ);
- чередование трубочки и улыбки;
- желобок;
- подуть в желобок;
- дуть в пузырёк с узким горлышком;
- холодная струя: губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
1. Произнеси звук Ц многократно: ццццццццц…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
ца – ца – ца ац – ац – ац
цо – цо – цо оц – оц – оц
цу – цу – цу уц – уц – уц
цы – цы – цы ыц – ыц – ыц
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ца-ца-ца – птица | цо-цо-цо – цок | це-це-це - цепь | цы-цы-цы – цып |
ца-ца-ца – куница | цо-цо-цо – лицо | це-це-це – цель | цы-цы-цы –цыпки |
ца-ца-ца – цапля | цо-цо-цо – яйцо | це-це-це – цены | цы-цы-цы – овцы |
ца-ца-ца – лисица | цо-цо-цо – кольцо | це-це-це – цепи | цы-цы-цы – цыпка |
ца-ца-ца – улица | цо-цо-цо - письмецо | ца-ца-ца – спица | цы-цы-цы – улицы |
ца-ца-ца – овца | цо-цо-цо – яйцо | ца-ца-ца -курица | цу-цу-цу – цукат |
ац-ац-ац – бац | ец-ец-ец – отец | ец-ец-ец – беглец |
яц-яц-яц – заяц | ец-ец-ец – певец | ец-ец-ец – палец |
яц-яц-яц – паяц | ец-ец-ец – танец | ец-ец-ец – венец |
ец-ец-ец – боец | ец-ец-ец – леденец | ец-ец-ец – гонец |
ец-ец-ец – конец | ец-ец-ец – удалец | ец-ец-ец – кузнец |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
куница | птица | яйцо | цены | бац | палец |
певица | синица | лицо | зацепить | боец | танец |
улица | мыльница | кольцо | цыпки | леденец | отец |
больница | станица | письмецо | цыплёнок | пехотинец | гонец |
пуговица | спица | цепь | девицы | удалец | конец |
лестница | метелица | цель | колесницы | беглец | заяц |
5. Проговори предложения:
Заяц сидит под кустом.
У Сони отец – пехотинец.
А у Сани отец – певец.
Певец исполняет весёлую песню.
Наконец Васе дали леденец.
Собака кусает за палец, особенно за мизинец.
6. Заучи скороговорки:
* Пусть метёт метелица,
Лёгким снегом стелется.
Зайцы бегали в лесу,
Там заметили лису:
Под сосной стоит лисица,
На сосне сидит синица.
* Выбегает девица на улицу по водицу.
А водица далека, а бадейка велика.
Ты, девица, не ходи, ты, девица, посиди!
* Цып-цып-цып! Цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тому не дам водицы.
Вот бегут цыплятки –
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце –
Все они напьются!
* Цы-цы-цы – есть хотят птенцы.
* Из колодца вода льётся.
* Не велика птица-синица, да умница.
* Цу-цу-цу – дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы – мы помыли огурцы.
* Нет конца у моего кольца.
Постановка и автоматизация звука Ш.
Правильная артикуляция: губы слегка вытянуты и округлены («рупором»), зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твёрдому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.
Упражнения:
- «Рупор»;
- положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
- «чашечка»;
- тёплый и широкий выдох на руку;
- «Погреем ладошки» - дуть тёплым воздухом на одном выдохе.
1. Произнеси звук Ш длительно: шшшшшшшшш…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
ша – ша – ша аш – аш – аш
шо – шо – шо ош – ош – ош
шу – шу – шу уш – уш – уш
ши – ши – ши ыш – ыш – ыш
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ша-ша-ша – шапка | шо-шо-шо – шок | шу-шу-шу – шуба |
ша-ша-ша – шарф | шо-шо-шо – шёпот | шу-шу-шу – шутка |
ша-ша-ша – каша | шо-шо-шо – шов | шу-шу-шу – шум |
ша-ша-ша – Маша | шо-шо-шо – мешок | ши-ши-ши – шина |
ша-ша-ша – Миша | шо-шо-шо – пушок | ши-ши-ши – шипы |
ша-ша-ша – Даша | шо-шо-шо – мышонок | ши-ши-ши – уши |
аш-аш-аш – ваш | ош-ош-ош – мошка | иш-иш-иш – шишка |
аш-аш-аш – наш | уш-уш-уш – мушка | ыш-ыш-ыш – мышка |
аш-аш-аш – башня | уш-уш-уш – пушка | ыш-ыш-ыш – вышка |
аш-аш-аш – кашка | уш-уш-уш – ушки | ыш-ыш-ыш – пышка |
ош-ош-ош – кошка | иш-иш-иш – мишка | ыш-ыш-ыш – дышать |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
каша | дышит | шапка | Даша | шахматы | букашка |
Маша | пушинка | шина | Паша | шиповник | кашка |
ушанка | мешок | шарф | Миша | пушка | кошка |
дышать | петушок | шуба | шея | мушка | мошка |
уши | мышонок | шёпот | душ | катушка | бабушка |
мыши | пушок | машина | малыш | лягушка | дедушка |
5. Заучи скороговорки:
* Наша Маша под душем моет шею и уши.
* Ваша Маша под душем моет шею и уши.
* Тише, мыши, не шумите,
Нашу Машу не будите.
* Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит.
* Шапка да шубка -
Вот и весь Мишутка.
* Кошка в окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
* Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шумишь, шумишь.
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише.
* Кукушка кукушонку шьёт новый капюшон.
- Надень, кукушонок, капюшон!
Как в капюшоне ты смешон!
* Шишки у мишки, у мишки шишки,
У плюшевого мишки сосновые шишки.
* Шапкой Мишка шишку сшиб.
Постановка и автоматизация звука Ж.
Правильная артикуляция: губы слегка вытянуты и округлены («рупором»), зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» больше приподнят вверх (к твёрдому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, голосовые связки сомкнуты и вибрируют – поэтому голос звучит звонко, воздух тёплый, воздушная струя слабее, чем при звуке Ш.
Упражнения:
- «рупор»;
- положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
- «чашечка»;
- тёплый и широкий выдох на руку.
1. Произнеси звук Ж длительно: жжжжжжжж… «Песенка жука».
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
жа – жа – жа аж – аж – аж
жо – жо – жо ож – ож – ож
жу – жу – жу уж – уж – уж
жи – жи – жи ыж – ыж – ыж
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
жа-жа-жа – жаба | же-же-же – Женя | жу-жу-жу – жук |
жа-жа-жа – Жанна | же-же-же – жезл | жу-жу-жу – сижу |
жа-жа-жа – кожа | же-же-же – жевать | жу-жу-жу – лежу |
жа-жа-жа – лёжа | жё-жё-жё – жёлудь | жи-жи-жи – жить |
жа-жа-жа – ежата | жё-жё-жё – жёлтый | жи-жи-жи – живут |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
жаба | Ножи | жёлудь | флажок | ёжик | лежу |
кожа | Ежи | жёлтый | снежок | ножик | вяжу |
лёжа | Ужин | желать | лужок | лыжи | жую |
лежать | Ужи | жевать | Жора | скажи | ножки |
бежать | Жить | Женя | жук | утюжок | дождик |
нажать | Жизнь | может | Жучка | дружок | пиджак |
5. Проговори предложения:
Над кустом летает жук.
Женя увидела на кусте жука.
Дети выучили потешку о жуке.
Цапля увидела на болоте жабу.
Цапля поймала на болоте жабу.
По дорожке прыгает жаба.
Жаба прыгает за жуком.
6. Заучи скороговорки:
* Жук жужжит: - Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу.
* Бедный ёжик ёжится:
Всё ему не можется.
И синеет кожица –
Так ему неможется.
* Шьёт своим ежатам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Ежиные сапожки.
* Жук упал и встать не может:
Ждёт он, кто ему поможет.
* Жужжит над жимолостью жук,
Тяжёлый на жуке кожух.
* Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
* Дождик, дождик, не дожди.
Не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко.
* Лежебока, рыжий кот,
Отлежал себе живот.
* Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух.)
Постановка и автоматизация звука Ч.
Правильная артикуляция: образуется от последовательного сочетания звуков Ть и Шь – ТьШь. Положение артикуляционных органов сходно со звуком Ш, но с некоторыми отличительными особенностями:
- вначале кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а затем отходит назад;
- выдох более сильный и напряжённый.
Упражнения:
- «рупор»;
- положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
- «чашечка»;
- тёплый и широкий выдох на руку.
1. Произнеси звук Ч длительно и многократно: ч-ч-ч-ч-ч…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
ча – ча – ча ач – ач – ач
чо – чо – чо оч – оч – оч
чу – чу – чу уч – уч – уч
чи – чи – чи ич – ич – ич
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ча-ча-ча – чай | че-че-че – чек | чу-чу-чу – чудо | чи-чи-чи – чиж |
ча-ча-ча – час | че-че-че – чех | чу-чу-чу – чугун | чи-чи-чи – чисто |
ча-ча-ча – чайник | че-че-че – чешки | чу-чу-чу – чудеса | чи-чи-чи – читать |
ча-ча-ча – чайка | че-че-че – честь | чу-чу-чу – чукча | чи-чи-чи – ночи |
ча-ча-ча – часы | че-че-че – качели | чу-чу-чу – лечу | чи-чи-чи – чипсы |
ча-ча-ча – дача | че-че-че – чеснок | чу-чу-чу – ночую | чи-чи-чи – задачи |
ач-ач-ач – богач | уч-уч-уч – жгуч | ич-ич-ич – бич |
ач-ач-ач – тягач | уч-уч-уч – могуч | ич-ич-ич – дичь |
оч-оч-оч – дочь | еч-еч-еч – меч | яч-яч-яч – мяч |
оч-оч-оч – ночь | еч-еч-еч – печь | яч-яч-яч – горяч |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
врач | кочка | яичко | кирпич | удочка | богач |
грач | квочка | овечка | ключ | тапочки | тягач |
ткач | ночка | колечко | девочка | бабочка | жгуч |
пачка | бочка | уздечка | мальчик | очки | могуч |
дачка | внучка | печка | ласточка | дочка | мяч |
качка | колючка | вечно | обруч | точка | печь |
5. Проговори предложения:
В поле летают разноцветные бабочки.
На цветке сидит и усами шевелит бабочка.
Женечка увидела красивую бабочку.
Она очень хочет поймать эту бабочку.
Женечка с сачком гонится за бабочкой.
Танечка рисует в альбоме жучка и бабочку.
Ласточка на лету ловит мошек, жучков и бабочек.
Ласточка кормит своих птенчиков жучками, мошками, бабочками.
6. Заучи скороговорки:
* Ач-ач-ач – у Танюши новый мяч.
Уч-уч-уч – светит солнце из-за туч.
Оч-оч-оч – наступает в поле ночь.
Еч-еч-еч – затопили в доме печь.
* Ча-ча-ча – на столе стоит свеча,
Ча-ча-ча – у нас лёгкая задача,
Чо-чо-чо – солнце на небе печёт,
Чо-чо-чо – по доске идёт бычок,
Чу-чу-чу – я на дачу покачу,
Чу-чу-чу – я лечу, скачу, лечу и до дома доскачу,
Че-че-че – сидит муха на плече.
* Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается -
Сейчас я упаду.
* Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
* Очень любит Галочка
Быструю скакалочку.
Скок да скок, скок да скок –
Галочке не жалко ног.
А бывает жалко
Быструю скакалку:
- Отдохни, скакалочка, -
Еле шепчет Галочка.
* Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок, уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
«В рот не суй, что попадётся!».
Постановка и автоматизация звука Щ.
Правильная артикуляция: произносится, как долгое мягкое ШьШь.
Упражнения:
- «рупор»;
- положить широкий кончик языка на верхние зубы и подуть;
- «чашечка»;
- тёплый и широкий выдох на руку.
1. Произнеси звук Щ длительно: щщщщщщщщ…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
ща – ща – ща ащ – ащ – ащ
що – що – що ощ – ощ – ощ
щу – щу – щу ущ – ущ – ущ
щи – щи – щи ищ – ищ – ищ
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ща-ща-ща – щавель | щё-щё-щё – щёки |
ща-ща-ща – чаща | щё-щё-щё – щётка |
ща-ща-ща – роща | ще-ще-ще – щепка |
щи-щи-щи – щит | ще-ще-ще – щека |
щи-щи-щи – щипцы | щу-щу-щу – щука |
щи-щи-щи – ищи | щу-щу-щу – щупальца |
ащ-ащ-ащ – плащ | ощ-ощ-ощ – мощь |
ещ-ещ-ещ – лещ | ющ-ющ-ющ – плющ |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
щавель | ущелье | гонщик | щука | щепка | вещь |
пищать | щеколда | щупальца | щётка | щенок | лещ |
щит | клещи | факельщик | щёки | щебечет | плющ |
ищи | ящик | прищепка | ещё | плащ | хвощ |
щипцы | угощать | восхищение | щёлкать | борщ | мощь |
площадь | пища | прощение | щель | овощ | хищный |
5. Проговори предложения:
Защищать тщедушного щенка.
Возвращаться из экскурсии в пещеры.
Восхищаться праздничной площадью.
Птицы возвращаются с юга.
Весело щебечут птицы.
Птицы строят жилища в роще.
6. Заучи скороговорки:
* Ощ-ощ-ощ – по полю стелется хвощ,
ещ-ещ-ещ – в реке плавает лещ,
ющ-ющ-ющ – по стене вьётся плющ,
ащ-ащ-ащ – у Маши новый плащ.
* Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ,
ещ-ещ-ещ – в реке плывёт лещ,
ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ,
ющ-ющ-ющ – на стенке вьётся плющ.
* Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
* Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
* Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
* Щенок жалобно пищит:
Тащит он тяжёлый щит.
* Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
* Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен – не щен, а пёс.
Настоящий!
Постановка и автоматизация звука Л.
Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный лопаткой; кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые свободно проходит воздух.
Упражнения:
- оскал;
- язык «иголочкой» (высунуть тонкий острый кончик языка);
- закусить кончик языка и произносить звук Ы (получается Л);
- «парус» (челюсть – «лодка», язык – «парус»: поднять «парус» к бугоркам и надувать).
1. Произнеси звук Л многократно и отрывисто: лллллллл…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
ла – ла – ла ал – ал – ал
ло – ло – ло ол – ол – ол
лу – лу – лу ул – ул – ул
лы – лы – лы ыл – ыл – ыл
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ла-ла-ла – лак | ло-ло-ло – лом | лу-лу-лу – луг | лы-лы-лы – лыко |
ла-ла-ла – лама | ло-ло-ло – лоб | лу-лу-лу – лук | лы-лы-лы – лыжи |
ла-ла-ла – лампа | ло-ло-ло – лось | лу-лу-лу – луна | лы-лы-лы – лыжня |
ла-ла-ла – лапа | ло-ло-ло – лодка | лу-лу-лу – лупа | лы-лы-лы – лысый |
ла-ла-ла – ласка | ло-ло-ло – локоть | лу-лу-лу – лужа | лы-лы-лы – лыжник |
ла-ла-ла – лакей | ло-ло-ло – локон | лу-лу-лу – лужок | лы-лы-лы – улыбка |
ал-ал-ал – бал | ол-ол-ол – гол | ул-ул-ул – мул | ыл-ыл-ыл – был |
ал-ал-ал – мал | ол-ол-ол – вол | ул-ул-ул – стул | ыл-ыл-ыл – выл |
ал-ал-ал – вал | ол-ол-ол – пол | ел-ел-ел – мел | ыл-ыл-ыл – мыл |
ал-ал-ал – зал | ол-ол-ол – зол | ел-ел-ел – пел | ыл-ыл-ыл – пыл |
ал-ал-ал – дал | ол-ол-ол – кол | ел-ел-ел – сел | ыл-ыл-ыл – тыл |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
лак | лоб | луна | лыко | балка | молоть |
лампа | лодка | лужа | лыжи | палка | колоть |
пенал | молоко | стул | малыш | галка | молоток |
бокал | укол | подул | клык | фиалка | ласкать |
канал | стол | обул | пыл | белка | спелый |
вокзал | лошадь | булка | полынь | ёлка | весёлый |
5. Проговори предложения:
Михаил повязал галстук.
Павел ходил на футбол.
Нил поймал галку.
Павел купил колбасу и халву.
Михаил стоял на балконе.
Галка хотела пить.
Галка скакала возле кувшина.
Галка напилась воды.
6. Заучи скороговорки:
* Ал-ал-ал – пенал на пол упал,
ол-ол-ол – пенал упал на пол,
ул-ул-ул – пенал упал на стул,
ыл-ыл-ыл – Павел пенал забыл.
* Ал-ал-ал – Павел днём не спал,
ол-ол-ол – Павел видел футбол,
ул-ул-ул – Павел сел на стул,
ил-ил-ил – Павел гол забил,
ыл-ыл-ыл – у нас суп остыл,
ел-ел-ел – Павел суп не ел,
ёл-ёл-ёл – Павел пол подмёл.
* Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
* Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
* Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил –
В небо клювом угодил.
* Заяц белый, заяц белый!
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал!
* Головой кивает слон -
Он слонихе шлёт поклон.
* Спит в углу моя слониха,
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят.
Постановка и автоматизация звука Ль.
Правильная артикуляция: губы растянуты в улыбку, раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный лопаткой; кончик языка напряжён и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит в бока воздух, корень языка сильно напряжён, передняя часть спинки языка поднята и продвинута вперёд к альвеолам.
Упражнения:
- оскал;
- язык «иголочкой» (высунуть тонкий острый кончик языка);
- закусить кончик языка и произносить звук Ы (получается Л);
- «парус» (челюсть – «лодка», язык – «парус»: поднять «парус» к бугоркам и надувать).
1. Произнеси звук Ль многократно и отрывисто: ль-ль-ль-ль-ль…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
ля – ля – ля аль – аль – аль
лё – лё – лё оль – оль – оль
лю – лю – лю ель – ель – ель
ли – ли – ли иль – иль – иль
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ли-ли-ли – липа | ля-ля-ля – лямка | ле-ле-ле – лев | лю-лю-лю – люк |
ли-ли-ли – Лида | ля-ля-ля – лязг | ле-ле-ле – лента | лю-лю-лю – люди |
ли-ли-ли – Лиза | ля-ля-ля – лялька | ле-ле-ле – лес | лю-лю-лю – люкс |
ли-ли-ли – лист | ля-ля-ля – поляна | ле-ле-ле – лейка | лё-лё-лё – лёд |
ли-ли-ли – лить | ля-ля-ля – Емеля | ле-ле-ле – балет | лё-лё-лё – лён |
ли-ли-ли – линия | ля-ля-ля – неделя | ле-ле-ле – билет | лё-лё-лё – Лёня |
аль-аль-аль – медаль | оль-оль-оль – моль | ель-ель-ель – мель |
аль-аль-аль – педаль | оль-оль-оль – ноль | ель-ель-ель – цель |
аль-аль-аль – сталь | оль-оль-оль – соль | ель-ель-ель – кисель |
аль-аль-аль – эмаль | оль-оль-оль – фасоль | ель-ель-ель – метель |
аль-аль-аль – шаль | оль-оль-оль – тополь | ель-ель-ель – капель |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
липа | лента | лён | люк | лямка | василёк |
лифт | лейка | лётчик | Люба | лязг | мотылёк |
линейка | лев | Лёва | люди | лялька | телёнок |
калина | лебедь | полёт | малютка | поляна | великан |
малина | валенки | самолёт | салют | неделя | звездолёт |
павлин | маленький | зелёный | колючка | коляска | лицо |
5. Проговори предложения:
Олени с оленятами гуляли на лесной поляне.
Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами.
Лев с львятами ходили на водопой.
Тюлени с тюленятами спали на льдине.
Соболи с соболятами сидели на ели.
Дельфины с дельфинятами купались в воде.
Лебеди с лебедятами летели над лесом.
6. Заучи скороговорки:
* Лебеди летели и на воду сели,
Сели, посидели и снова полетели.
* Самолёт, самолёт
Подготовили в полёт,
Полетит он над полями,
Полетит он над лесами.
* Аль-аль-аль – он согласен на медаль,
ель-ель-ель – на полях метёт метель,
ель-ель-ель – за окном звенит капель,
юль-юль-юль – на окно повесим тюль,
оль-оль-оль – в супе вкусная фасоль,
ыль-ыль-ыль – по станице вьётся пыль,
ыль-ыль-ыль – за околицей ковыль.
* Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы объехали
И домой поехали.
* Мы летали высоко,
Мы летали низко,
Мы летали далеко,
Мы летали близко.
* Ой, люли, люли, люленьки!
Прилетели гуленьки.
Стали Юленьку качать,
Стала Юля засыпать.
* Мы сидим на лесенке,
И поём мы песенки.
Все поют, и я пою
Песню новую свою.
* Иголки лежали, лежали
Да под стол убежали. (Ёжик)
Постановка и автоматизация звука Р.
Правильная артикуляция: губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Упражнения:
- «Лошадки» - цокать языком;
- «Маляр» - от звука Ж водить кончиком языка вперёд – назад по бугоркам, зубы разомкнуты (если не получается, то можно покачать кончик языка пальцем).
- «Пулемёт» - медленно, а затем быстро произносить: д-д-д – ддддд…, т-т-т – ттттттт…
- «Заведи моторчик.» - дрррррр… трррррр…
1. Произнеси звук Р длительно: ррррррррр…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
дра – дра – дра ра – ра – ра ар – ар – ар
дро – дро – дро ро – ро – ро ор – ор – ор
дру – дру – дру ру – ру – ру ур – ур – ур
дры – дры – дры ры – ры – ры ир – ир – ир
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ра-ра-ра – рак | ро-ро-ро – рот | дра-дра-дра – драп | дру-дру-дру - друг |
ра-ра-ра – рама | ро-ро-ро – робот | дра-дра-дра – пудра | дру-дру-дру - дружба |
ра-ра-ра – ранец | ро-ро-ро – рог | дра-дра-дра - выдра | дру-дру-дру - подруга |
ры-ры-ры – рыба | ру-ру-ру – руки | дро-дро-дро - дрозд | дры-дры-дры – дрын |
ры-ры-ры – рысь | ру-ру-ру – руль | дро-дро-дро - дрова | дры-дры-дры – кедры |
ры-ры-ры – рынок | ру-ру-ру – Русь | дро-дро-дро - ведро | дры-дры-дры – кадры |
ар-ар-ар – пар | ор-ор-ор – хор | ур-ур-ур – бур | ер-ер-ер – катер |
ар-ар-ар – дар | ор-ор-ор – забор | ур-ур-ур – тур | ер-ер-ер – ветер |
ар-ар-ар – удар | ор-ор-ор – бор | ур-ур-ур – шнур | ир-ир-ир – мир |
ар-ар-ар – загар | ор-ор-ор – мотор | ур-ур-ур – абажур | ир-ир-ир – пир |
ар-ар-ар – санитар | ор-ор-ор – затор | ур-ур-ур – бурка | ир-ир-ир – зефир |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
рама | дыра | дыры | пирамида | парус | горка |
ранец | нора | перо | гитара | кукуруза | травка |
роза | кора | кенгуру | сорока | карусель | трамвай |
Рома | Юра | фигура | ворона | карта | астра |
рыба | детвора | ура | корова | парта | тетрадь |
руки | горы | баран | паром | ферма | дрозд |
ручка | норы | барабан | корыто | картина | ведро |
рысь | шары | жираф | дорога | карман | дрожжи |
руль | комары | карандаш | огород | персик | Квадрат |
5. Проговори предложения:
Рома видит рыбу.
Ромин папа – рыбак.
Рома готовит рыбный суп.
Рома и Рая едят рыбу.
Рома ест раков.
Рая моет раму.
Рая ходит на рынок.
У Раи на клумбе растут розы.
6. Заучи скороговорки:
* Ра-ра-ра – высокая гора,
ра-ра-ра – старая нора,
ро-ро-ро – новое перо,
ро-ро-ро – Рома, вымой рот,
ру-ру-ру – скачет кенгуру,
ры-ры-ры – синие шары,
ры-ры-ры – много детворы.
* Тара-тара-тара-ра!
Поднимайся, детвора!
Поднимайся, детвора –
В детский сад идти пора!
Туру-туру-туру-ру!
Поднимаем детвору.
Поднимаем детвору –
Туру-туру-туру-ру!
Тыры-тыры-тыры-ры!
Нету дома детворы.
* Ар-ар-ар – мы купили самовар,
ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар,
ор-ор-ор – вырос в поле мухомор,
ор-ор-ор – это Ромин мухомор,
ир-ир-ир – Рома любит пить кефир,
ёр-ёр-ёр – дети в поле жгут костёр,
ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.
* Труба трубит, труба поёт,
Трубач по городу идёт.
* Два дровосека, два дроворуба
На дворе дрова топорами рубят:
- Раз – дрова! Два – дрова!
* Все бобры добры для своих бобрят.
* Проворонила ворона воронёнка.
* Скоро мы все скороговорки выскороговорим.
Постановка и автоматизация звука Рь.
Правильная артикуляция: Сходен со звуком Р, но имеет некоторые отличия, а именно: дополнительный подъём спинки языка к нёбу и некоторое продвижение языка вперёд, кончик языка приближается к верхним резцам, зубы несколько сближены.
Упражнения:
- «Лошадки» - цокать языком;
- «Маляр» - от звука Ж водить кончиком языка вперёд – назад по бугоркам, зубы разомкнуты (если не получается, то можно покачать кончик языка пальцем).
- «Пулемёт» - медленно, а затем быстро произносить: д-д-д – ддддд…, т-т-т – ттттттт…
- «Заведи моторчик.» - дррррррь… тррррррь…
1. Произнеси звук Рь длительно и многократно: рь-рь-рь-рь…
2. Произнеси слоги (медленно и длительно):
дря – дря – дря ря – ря – ря арь – арь – арь
дре – дре – дре ре – ре – ре орь – орь – орь
дрю – дрю – дрю рю – рю – рю урь – урь – урь
дри – дри – дри ри – ри – ри ирь – ирь – ирь
3. Проговори слоги и слова (по 2 – 3 раза):
ря-ря-ря – ряд | ре-ре-ре – репа | дре-дре-дре – дрель | тре-тре-тре – треск |
ря-ря-ря – рябчик | ре-ре-ре – ребус | дре-дре-дре – адрес | тре-тре-тре – трель |
ря-ря-ря – рябь | ре-ре-ре – редька | дря-дря-дря – дрянь | три-три-три – три |
ри-ри-ри – рис | рё-рё-рё – рёва | дря-дря-дря – дрязги | три-три-три – трио |
ри-ри-ри – Римма | рё-рё-рё – рёбра | дрё-дрё-дрё – дрёма | тря-тря-тря – тряпка |
ри-ри-ри – Рим | рю-рю-рю – рюмка | дрю-дрю-дрю – дрючок | тря-тря-тря – тряска |
арь-арь-арь – сухарь | орь-орь-орь – хорь | ирь-ирь-ирь – снегирь |
арь-арь-арь – букварь | орь-орь-орь – корь | ирь-ирь-ирь – Сибирь |
арь-арь-арь – фонарь | ерь-ерь-ерь – дверь | ырь-ырь-ырь – пузырь |
арь-арь-арь – токарь | ерь-ерь-ерь – зверь | ырь-ырь-ырь – богатырь |
арь-арь-арь – пахарь | ерь-ерь-ерь – теперь | ырь-ырь-ырь – ширь |
4. Проговори слова (2 – 3 раза):
рябина | решать | деревня | смотрю | аквариум | перья |
рисунок | решётка | варенье | говорю | коридор | серьги |
рисовать | моряк | орехи | буря | дерево | жарьте |
резинка | снаряд | Серёжа | гиря | варить | зорька |
река | отряд | верёвка | море | жарить | зверьки |
ремонт | парик | берёза | горе | борьба | трезвон |
рюкзак | старик | урюк | берег | горько | тревога |
реветь | перина | бирюк | курица | верьте | встреча |
5. Проговори предложения:
Мама купила Марине школьный букварь.
На улице по вечерам горит фонарь.
В реке плавает пескарь.
Иринин папа – слесарь.
В лесу поёт глухарь.
Первый месяц в году – январь.
Волк – хищный зверь.
На ветке рябины сидит снегирь.
Мы поедем к бабушке в Сибирь.
6. Заучи скороговорки:
* У моей сестры Марины
Щёки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
* Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку.
* Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
* За деревней, за посёлком
Пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.
* Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша!
* Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
* Упрямый Егорка дремлет на пригорке:
То не гром гремит – то Егор храпит.
* Подогрела чайка чайник, пригласила десять чаек,
Прилетели все на чай. Сколько чаек? Отвечай.
Дифференциация звуков С – Ц.
1. Повторение звука С: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Ц: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Сопоставление звуков С – Ц – игра «Наоборот»
а) в слогах:
са-са-са – ца-ца-ца ас-ас-ас – ац-ац-ац
со-со-со – цо-цо-цо ос-ос-ос – оц-оц-оц
су-су-су – цу-цу-цу ус-ус-ус – уц-уц-уц
сы-сы-сы – цы-цы-цы ыс-ыс-ыс – ыц-ыц-ыц
б) слоговые ряды:
ас-ас-ац ац-ац-ас ца-ца-са са-са-ца
ас-ац-ац ац-ас-ас ца-са-са са-ца-ца
ас-ац-ас ац-ас-ац ца-са-ца са-ца-са
в) в словах:
цок – сок цвет – свет
цели – сели цапля – сапля
бац – бас цветик – светик
цена – сена бутсы – буцы
4. Игра «Закончи слово»
насо., пехотине., бое., пылесо., но., зая., кузне., пё., ледене., ква., анана., оте., коне., подно., птене., автобу..
5. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: цок, сок, бац, бас; цепи, овца.
6. Упражнения с картинками на С, Ц.
а) отбор картинок на оба звука типа солнце;
б) отбор картинок на С;
в) отбор картинок на Ц
(картинки: спица, пылесос, лестница, солнце, сосна, сцена, цветы, птенец, колесница, певец, песцы, станция, овца, акация, куст, маска, скамейка).
7. Повторение чистоговорок на С, Ц.
Дифференциация звуков С – З.
1. Попеременное произнесение звуков С – З.
2. Повторение звука С: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Повторение звука З: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
4. Сопоставление звуков С – Ц – игра «Наоборот»
а) в слогах:
са-са-са – за-за-за ас-ас-ас – аз-аз-аз
со-со-со – зо-зо-зо ос-ос-ос – оз-оз-оз
су-су-су – зу-зу-зу ус-ус-ус – уз-уз-уз
сы-сы-сы – зы-зы-зы ыс-ыс-ыс – ыз-ыз-ыз
б) слоговые ряды:
са-са-за за-за-са
са-за-за за-са-са
са-за-са за-са-за
в) в словах:
Зоя – соя
зуб – суп
коза – коса
Лиза – лиса
Зайка – сайка
5. Повтори слова:
засуха заносы сазан
засов засада сказать
завеса засыпать сказка
занавеска записать созвать
6. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: косы – козы, коса – коза.
7. Группировка картинок – игра «Подарим картинки Зое и Соне».
Зое на З Соне на С
(собака, замок, ваза, зонт, сумка, носки, коляска, капуста, коза, незабудки, скамейка, пылесос, азбука, соска, мимоза, мозаика).
8. Повторение чистоговорок на С, З.
Дифференциация звуков С’ – З’.
1. Повторение звука С’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука З’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Сопоставление звуков С’ – З’ – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ся-ся-ся – зя-зя-зя стя-стя-стя – здя-здя-здя
се-се-се – зе-зе-зе сте-сте-сте – зде-зде-зде
сю-сю-сю – зю-зю-зю стю-стю-стю – здю-здю-здю
си-си-си – зи-зи-зи сти-сти-сти – зди-зди-зди
сё-сё-сё – зё-зё-зё стё-стё-стё – здё-здё-здё
б) слоговые ряды:
ся-ся-зя сля-сля-зля сня-сня-зня
ся-зя-зя сля-зля-зля сня-зня-зня
ся-зя-ся сля-зля-сля сня-зня-сня
зя-зя-ся зля-зля-сля зня-зня-сня
зя-ся-ся зля-сля-сля зня-сня-сня
зя-ся-зя зля-сля-зля зня-сня-зня
4. Группировка картинок – игра «Подарим картинки».
Симе Зине
(листья, снеговик, зяблик, апельсин, магазин, газета, музей, василёк, гусь, письмо, земляника).
5. Повторение чистоговорок на С’, З’.
Дифференциация звуков С – Ш.
1. Повторение звука С: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Ш: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Сопоставление звуков С – Ш – игра «Наоборот»
а) в слогах:
са-са-са – ша-ша-ша ас-ас-ас – аш-аш-аш
со-со-со – шо-шо-шо ос-ос-ос – ош-ош-ош
су-су-су – шу-шу-шу ус-ус-ус – уш-уш-уш
сы-сы-сы – ши-ши-ши ыс-ыс-ыс – ыш-ыш-ыш
б) слоговые ряды:
са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы
в) в словах:
уши – усы вас – ваш
шутки – сутки посол – пошёл
кашка – каска масса – Маша
Машка – маска Сашка – шашка
Мишка – миска саман – шаман
шины – сыны басня – башня
наш – нас мыс – мышь
4. Игра «Отгадай слово»
.апка, .анки, .уба, .ом, .умка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, ..уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..
5. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: шишка, шишки, сосны.
6. Игра «Подарим картинки Сане и Маше».
(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка).
7. Заучивание чистоговорок.
* Шашки на столе, шишки на сосне.
* Шапкой Сашка шишки сшиб.
* Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.
Дифференциация звуков Ж – Ш.
1. Повторение звука Ж: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Ш: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Сопоставление звуков Ж – Ш – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ша-ша-ша – жа-жа-жа жла-жла-жла – шла-шла-шла
шо-шо-шо – жо-жо-жо жло-жло-жло – шло-шло-шло
шу-шу-шу – жу-жу-жу жлу-жлу-жлу – шлу-шлу-шлу
ши-ши-ши – жи-жи-жи жлы-жлы-жлы – шлы-шлы-шлы
б) слоговые ряды:
ша-жа-жа жа-жа-ша
ша-ша-жа жа-ша-ша
ща-жа-ша жа-ша-жа
в) в словах:
ужи – уши лужа – Луша
жить – шить жалить – шалить
житьё – шитьё жил – шил
жутко – шутка жило – шило
жаль – шаль наживка – нашивка
4. Упражнение «Скажи ласково».
снег – снежок утюг – утюжок
стог – стожок луг – лужок
сапог – сапожок смех - смешок
флаг – флажок посох – посошок
5. Игра «Подарим картинки Маше и Жанне»
(жук, ёжик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, медвежонок, лыжи, уши, мышка, кошка, жёлудь, жаба).
6. Отгадывание и заучивание загадки:
* Кому нужны иголки для житья?
А кому нужны иголки для шитья?
7. Повторение чистоговорок на Ж, Ш.
Дифференциация звуков Ж – З.
1. Повторение звука Ж: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука З: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Сопоставление звуков Ж – З – игра «Наоборот»
а) в слогах:
за-за-за – жа-жа-жа зла-зла-зла – жла-жла-жла
зо-зо-зо – жо-жо-жо зло-зло-зло – жло-жло-жло
зу-зу-зу – жу-жу-жу злу-злу-злу – жлу-жлу-жлу
зы-зы-зы – жи-жи-жи злы-злы-злы – жлы-жлы-жлы
б) слоговые ряды:
жа-за-за за-за-жа
жа-жа-за за-жа-жа
жа-за-жа за-жа-за
в) в словах:
ужи – узы кожи – козы
жал – зал жевать – зевать
кожа – коза рожок – разок
4. Игра «Четвёртый лишний» (по звукам, с картинками)
зайка, замок, жаба, зубы – (жаба)
жук, ёжик, одежда, фазан – (фазан)
зонт, пижама, гвоздика, незабудки – (пижама)
ваза, ежевика, ужи, ножи – (ваза)
5. Звуко-слоговый анализ, составление схем слов: ужи – узы, кожи – козы, кожа – коза.
6. Упражнение «Скажи ласково».
снег – снежок глаз – глазок, глазик
стог – стожок воз – возок
сапог – сапожок обоз – обозик
утюг – утюжок таз – тазик
7. Повторение чистоговорок на Ж, З.
Дифференциация звуков Р – Л.
1. Повторение звука Р: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Л: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Сопоставление звуков Р – Л – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ра-ра-ра – ла-ла-ла ар-ар-ар – ал-ал-ал
ро-ро-ро – ло-ло-ло ор-ор-ор – ол-ол-ол
ру-ру-ру – лу-лу-лу ур-ур-ур – ул-ул-ул
ры-ры-ры – лы-лы-лы ыр-ыр-ыр – ыл-ыл-ыл
б) слоговые ряды:
кла-кла-кра кра-кра-кла акр-акр-акл акл-акл-акр
кла-кра-кра кра-кла-кла акр-акл-акл акл-акр-акр
кла-кра-кла кра-кла-кра акр-акл-акр акл-акр-акл
в) в словах:
лак – рак бурки – булки
лов – ров рожки – ложки
юла – Юра Прошка – плошка
Лука – рука порка – полка
укол – укор роза – лоза
балка – барка рад – лад
лоза – роза рама – лама
4. Повтори слова:
раскладушка крокодил рыболов гладиатор
спортзал берлога полотёр горло
эскалатор рулон зеркало рассол
журнал крыло мармелад планер
5. Составление предложений с этими словами.
6. Повторение чистоговорок на Р, Л.
Дифференциация звуков Ч – С’.
1. Повторение звука Ч: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука С’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Попеременное произнесение звуков Ч – С’.
4. Сопоставление звуков С’ – Ч – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ся-ся-ся – ча-ча-ча ась-ась-ась – ач-ач-ач
сё-сё-сё – чё-чё-чё ось-ось-ось – оч-оч-оч
сю-сю-сю – чу-чу-чу усь-усь-усь – уч-уч-уч
си-си-си – чи-чи-чи ись-ись-ись – ич-ич-ич
се-се-се – че-че-че есь-есь-есь – еч-еч-еч
б) слоговые ряды:
ась-ась-ач ач-ач-ась ся-ся-ча ча-ча-ся
ась-ач-ач ач-ась-ась ся-ча-ча ча-ся-ся
ась-ач-ась ач-ась-ач ся-ча-ся ча-ся-ча
5. Игра «Закончи слово»
ве.., ме., кара.., вра., гу.., ры.., мя., но.., до.., пе.., .емь, .ем, .юда, .удо, .еять, .айка, .еснок, .удеса, .емечки, .ито, .исто, .ирень, .асики.
6. Упражнения с картинками на С’, Ч.
а) отбор картинок на оба звука в одном слове;
б) отбор картинок на С’;
в) отбор картинок на Ч
(почтальон, васильки, свечи, тысяча, косички, черепаха, бабочка, листья, сверчок, одуванчик, гусята, свисток, письмо, спички, пасечник, Снегурочка, лисята, удочка, лисички, перчатка, косичка).
7. Заучивание скороговорок:
* Подогрела чайка чайник,
Пригласила десять чаек.
Прилетели все на чай
Сколько чаек, отвечай.
* Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается -
Сейчас я упаду.
Дифференциация звуков Ч – Т’.
1. Повторение звука Ч: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Т’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Сопоставление звуков Ч – Т’ – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ча-ча-ча – тя-тя-тя ач-ач-ач – ать-ать-ать
чё-чё-чё – тё-тё-тё оч-оч-оч – оть-оть-оть
чу-чу-чу – тю-тю-тю уч-уч-уч – уть-уть-уть
чи-чи-чи – ти-ти-ти ич-ич-ич – ить-ить-ить
че-че-че – те-те-те еч-еч-еч – еть-еть-еть
б) слоговые ряды:
ать-ать-ач ач-ач-ать тя-тя-ча ча-ча-тя
ать-ач-ач ач-ать-ать тя-ча-ча ча-тя-тя
ать-ач-ать ать-ач-ать тя-ча-тя ча-тя-ча
в) в словах:
мять – мяч тявкать – чавкать
бить – бич сеть – сечь
тёлка – чёлка ткать – ткач
петь – печь тесать – чесать
Петька – печка
4. Игра «Четвёртый лишний»
тень, пять, костюм, тачка – (тачка)
одуванчик, тюльпан, утюг, сеть – (одуванчик)
грач, утята, бочка, бабочка – (утята)
ручка, кисточка, телефон, чашка – (телефон)
5. Договаривание сложноподчинённых предложений
Чтобы научиться читать, надо……
Чтобы отлично учиться, надо……
Надо быть усидчивым и внимательным, чтобы……
Надо знать буквы, чтобы……
Петя отлично учится, потому что……
Дети любят читать русские народные сказки, потому что……
Чтобы научиться играть в мяч, надо……
6. Повторение чистоговорок на Ч, Т’.
Дифференциация звуков Ч – Щ.
1. Повторение звука Ч: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Щ: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Попеременное произнесение звуков Ч – Щ.
4. Сопоставление звуков Ч – Щ – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ча-ча-ча – ща-ща-ща ач-ач-ач – ащ-ащ-ащ
чё-чё-чё – щё-щё-щё оч-оч-оч – ощ-ощ-ощ
чу-чу-чу – щу-щу-щу уч-уч-уч – ущ-ущ-ущ
чи-чи-чи – щи-щи-щи ич-ич-ич – ищ-ищ-ищ
че-че-че – ще-ще-ще еч-еч-еч – ещ-ещ-ещ
б) слоговые ряды:
ча-ча-ща ща-ща-ча
ча-ща-ща ща-ча-ча
ча-ща-ча ща-ча-ща
в) в словах:
точу – тащу печать – пищать
чётко – щётка точить – тащить
помечать – помещать лечи – лещи
моченый – мощеный получить – полущить
5. Игра «Запомни, повтори»
чудесное угощение – копчёная щука – чистое помещение – почтовый ящик
прочный щит – молочная пища – овощная пища – колючая щётка
чистая дощечка – скучающий учащийся – птичий щебет – сочные овощи
6. Игра «Назови ласково»
щука – щучка щепка –
щенок – доска –
вещь – щель –
щека – щипцы –
плащ – щётка –
ящик – лещ –
7. Заучивание скороговорок.
* Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота, отыщи-ка там кота!
* Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки.
* Не кричи, не пищи – червячка поищи.
А под старым кирпичищем мы с тобой вдвоём поищем.
* Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
* Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Дифференциация звуков Щ – С’.
1. Повторение звука С’: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Щ: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Попеременное произнесение звуков С’ – Щ.
4. Сопоставление звуков С’ – Щ – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ся-ся-ся – ща-ща-ща ась-ась-ась – ащ-ащ-ащ
сё-сё-сё – щё-щё-щё ось-ось-ось – ощ-ощ-ощ
сю-сю-сю – щу-щу-щу усь-усь-усь – ущ-ущ-ущ
си-си-си – щи-щи-щи ись-ись-ись – ищ-ищ-ищ
се-се-се – ще-ще-ще есь-есь-есь – ещ-ещ-ещ
б) слоговые ряды:
ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ
5. Игра «Закончи слово»
ры.., ло.., ле., помо.., ве.., пла., плю., пове.., .и, хво., укра.., ово., бою.., сме.., бор., мо.., купаю.., смею…
6. Игра «Четвёртый лишний» (по звукам, с картинками).
сирень, васильки, плющ, листья – (плющ)
щегол, гусь, снегирь, синица – (щегол)
свекла, овощ, слива, апельсин – (овощ)
ящерица, щука, щенок, гусёнок – (гусёнок)
щипцы, клещи, сеялка, ящик – (сеялка)
7. Повторение чистоговорок на С’, Щ.
Дифференциация звуков Щ – Т’.
1. Попеременное произнесение звуков Ч – Щ.
2. Сопоставление звуков Щ – Т’ – игра «Наоборот»
а) в слогах:
тя-тя-тя – ща-ща-ща ать-ать-ать – ащ-ащ-ащ
тё-тё-тё – щё-щё-щё оть-оть-оть – ощ-ощ-ощ
тю-тю-тю – щу-щу-щу уть-уть-уть – ущ-ущ-ущ
ти-ти-ти – щи-щи-щи ить-ить-ить – ищ-ищ-ищ
те-те-те – ще-ще-ще еть-еть-еть – ещ-ещ-ещ
б) слоговые ряды:
тя-тя-ща ща-ща-тя ащ-ащ-ать ать-ать-ащ
тя-ща-ща ща-тя-тя ащ-ать-ать ать-ащ-ащ
тя-ща-тя ща-тя-ща ащ-ать-ащ ать-ащ-ать
3. Игра «Запомни, повтори» (менять порядок слов)
щетинка – трещать – щипать – пищать
щебетать – тащить – угощать – выращивать
4. Преобразование глаголов совершенного вида в несовершенный
(по образцу)
восхитить – восхищать смутить –
осветить – возмутить –
возвратить – простить –
известить – возмутиться –
посетить – возвратиться –
посвятить – запретить –
Составление предложений с парами слов (выборочно)
5. Припоминание слов на звуки Т’, Щ.
а) «Телефон» - слова на Щ в конце, в середине, в начале слова;
б) «Телеграф» - слова на Т’ – деление на слоги.
6. Повторение скороговорок на Щ.
Дифференциация звуков Ш – Щ.
1. Повторение звука Ш: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
2. Повторение звука Щ: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.
3. Попеременное произнесение звуков Ш – Щ.
4. Сопоставление звуков Ш – Щ – игра «Наоборот»
а) в слогах:
ша-ша-ша – ща-ща-ща аш-аш-аш – ащ-ащ-ащ
шо-шо-шо – щё-щё-щё ош-ош-ош – ощ-ощ-ощ
шу-шу-шу – щу-щу-щу уш-уш-уш – ущ-ущ-ущ
ши-ши-ши – щи-щи-щи иш-иш-иш – ищ-ищ-ищ
ше-ше-ше – ще-ще-ще еш-еш-еш – ещ-ещ-ещ
б) слоговые ряды:
ша-ша-ща ща-ща-ша аш-аш-ащ ащ-ащ-аш
ша-ща-ща ща-ша-ша аш-ащ-ащ ащ-аш-аш
ша-ща-ша ща-ша-ща аш-ащ-аш ащ-аш-ащ
в) в словах:
чаща – чаша по роще – пороша
щёлк – шёлк помещать – помешать
пищу – пишу укрощать – украшать
прощу – прошу защита – зашита
пищи – пиши вещать – вешать
погощу – погашу навещать – навешать
5. Игра «Запомни, повтори»
шагающий экскаватор – шумящий камыш – пишущая машинка – шуршащая мышь.
6. Игра «Отгадай слово»
.ар, .апка, .уба, ланды., коло.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово., ви.ня, ве.и, и т.д.
7. Заучивание стихотворения А. Барто «Щегол».
Целый день поёт щегол в клетке на окошке,
Третий год щеглу пошёл, а он боится кошки.
А Маша не боится ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.
8. Повторение чистоговорок на Ш, Щ.
Дифференциация звуков Ч – Щ – С’ – Т’.
1. Попеременное произнесение звуков Ч – Щ – С’ – Т’.
2. Чтение и повторение стихов о весне.
3. Выделение слов с изучаемыми звуками из стихов.
4. Распространение предложений.
Снег тает.
Снег последний тает.
Снег последний в поле тает.
Кувшинчик расцветает.
Кувшинчик синий расцветает.
Кувшинчик синий расцветает в поле.
Кувшинчик синий расцветает в поле весной.
Пар восходит.
Пар восходит от земли.
Тёплый пар восходит от земли.
5. Упражнение в употреблении синонимов с этими звуками.
о птице:
поёт – щебечет, чирикает
проворная – шустрая
красивая – очаровательная
летит – несётся, мчится
корм – пища
гнездо – жилище
прилетает (назад) – возвращается
радость – веселье
радостно – весело
смелая – героическая
о весне:
бурная – бушующая
поздняя – затяжная
радует – веселит
смеётся – хохочет
гостеприимная – радушна
душистая – благоухающая
6. Повторение чистоговорок на Ч, Щ, С’, Т’.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.
Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....
Календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения на 2015-2016 учебный год
Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В пла...
План индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения у детей с ФНР
План индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения для детей с ФНР старшего дошкольного возраста....
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения
Планирование работы...
Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения
Методическое пособие по коррекции звукопроизношения В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко...
Конспект индивидуального(подгруппового ) занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах.»
: Автоматизация звука «Ж» в прямых слогах и в словах с прямыми слогами....
«Использование кукол «живая рука» в индивидуально-подгрупповой работе по коррекции и развитию речи с дошкольниками, имеющих речевые нарушения».
При организации коррекционной работы с детьми, испытывающим определенные трудности как в речевом плане так и в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками, ку...