«Использование кукол «живая рука» в индивидуально-подгрупповой работе по коррекции и развитию речи с дошкольниками, имеющих речевые нарушения».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Девицкая Ольга Станиславовна

При организации коррекционной работы с детьми, испытывающим определенные трудности как в  речевом плане так и в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками,  кукла «живая рука» или «платковая кукла» - это отличный помощник в руках логопеда. Кукловод, имитируя движение куклы вместе с собственными, одновременно осуществляет говорение.Роль кукол  заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С ней ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.Индивидуально-подгрупповые занятия с применением  кукол «живая рука» направлены на коррекцию звукопроизношения, развитие артикуляционной моторики, координации речи с движениями, развитие связной диалогической речи и обогащение активного словаря, звуковой и интонационной культуры, выразительности речи, развитие фонематического слуха, а так же творческих способностей детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kukol_zhivaya_ruka_v_rabote_logopeda.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Начальная школа – детский сад №21» г.Сальска

Сообщение для районного методического объединения

учителей-логопедов Сальского района на тему:

«Использование кукол «живая рука» в индивидуально-подгрупповой работе по коррекции и развитию речи с дошкольниками, имеющих речевые нарушения».

Подготовила: учитель-логопед

                                                       высшей категории

                                                 Девицкая О.С.

г.Сальск, 2022 г.

Язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения. Поэтому  так важна своевременная коррекция всех компонентов речи у детей с ОВЗ.

Требования ФГОС ДО нацеливают нас на формирование у дошкольников навыков речевого общения, умения  владеть связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать свои мысли и желания, уметь аргументировать свою позицию, планировать и применять свои знания и умения в различных ситуациях.  

Реализуя адаптированные программы и осуществляя коррекционный процесс, каждый педагог ищет и использует свои способы и средства развития речевого потенциала детей с тяжёлыми нарушениями речи и эффективной коррекции имеющихся у них нарушений.

Таким средством в моей работе по коррекции и развитию речи стало для меня использование театрализованной игры с помощью кукол «живая рука».

     

При организации коррекционной работы с детьми, испытывающим определенные трудности как в  речевом плане так и в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками,  кукла «живая рука» или «платковая кукла» - это отличный помощник в руках логопеда.

Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. У платковых кукол вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью куклы. Такие куклы могут исполнять сложные действия и движения. Кукловод, имитируя движение куклы вместе с собственными, одновременно осуществляет говорение.

Роль кукол  заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С ней ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. А интенсивное использование средств невербальной коммуникации (мимики, жестов, пантомимики, прикосновений и т.д.) позволяет выразить различное отношение героев в конкретной ситуации.

Индивидуально-подгрупповые занятия с применением  кукол «живая рука» направлены на коррекцию звукопроизношения, развитие артикуляционной моторики, координации речи с движениями, развитие связной диалогической речи и обогащение активного словаря, звуковой и интонационной культуры, выразительности речи, развитие фонематического слуха, а так же творческих способностей детей.

В процессе непосредственной работы с детьми я использую следующие формы:

- Разучивание и демонстрацию мини-сценок по материалам стихотворений русских и зарубежных авторов в форме шуточных диалогов, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения.

- Речедвигательные игры, развивающие координационно-регулирующую функцию речи и движения, дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.

- Инсценировки сказок, способствующие развитию яркой, выразительной, связной, грамматически правильной речи;

- Коммуникативные игры, способствующие развитию динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

- Игры на развитие лексико-грамматического строя.

Необходимое условие - содержание речевого материала должно зависеть от характера нарушения речи ребёнка. Главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Отдельно остановлюсь на использовании кукол «живая рука» в коррекции звукопроизношения. В основу этой работы положена последовательная, поэтапная отработка звуков. Подбирая  роль, а соответственно и текст какого-либо героя, необходимо  учитывать его произносительные возможности и  этап коррекции определённого звука. Но, к сожалению, не всегда удаётся строго соблюдать принцип фонетической доступности. Для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения.

Закреплять грамматические категории частей речи мне помогают игры с куклами «Я и ты», «Он и она», «Я, ты, он, она, они …», «Сегодня и вчера» и так далее.

Куклы «живая рука» я так же с успехом использую в коррекционной работе с детьми 1 и 2уровня речевого развития с целью: активизации речевого общения в процессе непосредственно-образовательной деятельности, формирования вербальных средств общения.

Работу с куклами можно использовать и как диагностический инструмент, осуществляя диалог с ребёнком по заранее подготовленным вопросам.

Таким образом, можно обозначить следующие преимущества использования кукол «живая рука» в логопедической практике:

  • Повышение мотивации детей к занятиям или заданиям.
  • Увеличение результативности в коррекции речи и развитии коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие творческого потенциала ребенка.
  • Создание условий для успешности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Создание доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.
  • Приобщение родителей к изготовлению кукол  «живая рука».
  • Дети чувствуют уверенность в себе, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, выражают свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Использование элементов ТРИЗ в работе по коррекции и развитию речи старших дошкольников.

Презентация для педагогов.  Дидактическое пособие«Кольца Луллия»....

Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Использование аудиозаписи песенного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Использование аудиозаписи песенного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями (статья опубликована в научно-методическом журнале "Детский сад от А до Я" №6...

Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...

«Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»

laquo;Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»...