Конспект занятия по дисграфии "Дифференциация звука "л" и "ль"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ровнова Ксения Эдуардовна

Конспекты занятия по преодолению аккустической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация согласных Л и Ль в слогах и словах.

Логопедические цели:

Неречевые- развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие ручной моторики.

Речевые- развитие фонематических функций: фонематического восприятия, фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений; развитие звуко- слоговой структуры; обогащение словаря.

Педагогические цели: воспитание усидчивости.

Воспитательные цели: воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: рабочие тетради, таблица со звуками л и ль., картинки с изображением предметов(слон, лимон) и фишки, доска.

Ход занятия.

Этапы и задачи

Логопед

Дети

1.Организация. Сообщение темы.

2.Развитие кинестетических ощущений.

3.Дифференциация звуков л и ль.

Здравствуйте, дети! Сегодня будем дифференцировать звуки Л и Ль в слогах и словах.

Вместе с детьми вспоминают артикуляцию звуков л и ль. Если звук произносится мягко, то губы...

Читаем слоги в таблице со звуками л и ль.

Здравствуйте, Дарья Юрьевна!

- растягиваются в улыбки.

Дети выполняют задание .

ЛА-ЛЯ

ЛО-ЛЁ

ЛУ-ЛЮ

ЛЭ-ЛЕ

ЛА-ЛА

ЛО-ЛО

ЛУ-ЛУ

ЛЭ-ЛЭ

ЛЯ-ЛА

ЛЁ-ЛО

ЛЮ-ЛУ

ЛЕ-ЛЭ

ЛЯ-ЛЯ

ЛЁ-ЛЁ

ЛЮ-ЛЮ

ЛЕ-ЛЕ

4.Анализ слов- квазиомонимом.

5. Работа над звуко- слоговой структурой слова.

6.Обучение фонематическому анализу. Звукобуквенный анализ слов: слон, лимон.

7.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие ручной моторики; развитие фонематического слуха- игра" Узнай звук".

8.Дифференциация слов со смешиваемыми звуками- письмо слов с мягкими и твердыми согласными( ль и л).

9.Развитие функции фонематического синтеза и фонематических представлений.

10.Развитие фонематических представлений.

11.Итог.

Произношу слова: ел- ель, лук- люк, галка- галька, угол- уголь, полка- полька.

Выписать тот слог, какой я попрошу. Читаю слова, послушайте: мелок(ударный), лисята(первый), поляна(ударный), столик(второй), лампа(ударный), ужалю(третий), солонка(ударный), железо(ударный), соленый(ударный).

Раздаю вам картинки с изображением предметов и фишки. Вы должны назвать звуки первого слога и их количество . Затем звуки второго слога и их количество. При помощи фишек изобразите звуки, определяя их количество.

Услышите слово с твердым согласным Л- сожми кулачки, услышите слово с мягким согласным Ль- разожми кулачки: ЛЫ, ЛЕ, ЛО, ЛЕ, ЛУ, ЛЯ, ЛИ, ЛЭ, ЛА, ЛЮ.

Списать слова, твердый Л подчеркнуть синим цветом, мягкий согласный Ль- зеленым цветом. Стол, лесник, лапа, роль, кол, Люба, кукла, солить, лупа, полет.

Нужно звуки Л и У и просит соединить в слог. Какой слог получился? Придумайте слово с этим слогом. Назовите 1 слог, 2 слог.

Придумайте слова со звуками Л в середине слова.

Чему вы учились на занятии? Понравилось вам оно? Оценка деятельности детей. Домашнее занятие.

Уточняется семантика слов.

Дети выписывают слоги.

Дети проговаривают слова, делят на слоги, называют звуки первого слога, второго и выкладывают фишки.

Дети выполняют задание.

Дети выписывают слова, подчеркивают нужным цветом согласные л и ль.

- получится слог ЛУ,

-слово луна.

- черточками показывают слоги.

Пишут в тетради: полка, вилка, иголка, галка, палка.



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме:
Дифференциация звуков [б – п].

Цели: 

1. Коррекционно-образовательные:

  различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

  уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

  закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

  профилактика буквенных замен;

  развитие лексического словаря по теме «Сказки».

2.Коррекционно-развивающие:

  развитие координации речи с движением;

  развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

  развитие мелкой моторики;

  развитие фонематического восприятия.

Задача: дифференциация звуков [б - п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: предметные картинки ( бочка - почка, ботинки - погреб), карточки со слогами –ба- и -па-, индивидуальные карточки со слогами (ры, тру, тро, Лю, ран, латка, лец, ло__та, при__вил, за__ва, гаж, нан, рта, лата, ры__лка), карточки с буквами Б и П, тетради , ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2).

План занятия. 

I. Организационный момент.
Психогимнастика.

II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
2.Беседа на тему «Сказки».
3.Физминутка.
4.Игры со звуками [б – п].

  Игра «Поймайте звук [п] или звук [б]».

  «Цифровой ряд».

  Словарный диктант со звуками [б – п].

  Слоговая мозаика.

  Буква заблудилась.

III. Подведение итогов занятия.

Ход занятия. 

I.Организационный момент. 
Психогимнастика.
-Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
-Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II.Основная часть. 

1.Сообщение темы занятия. 
-Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)

На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)

-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
-Какими звуками отличаются эти слова?
-Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
-Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

-Следующие загадки:

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(ботинки)

Зимой - нет теплей,
Летом - нет холодней.
(погреб)

-Назовите первые буквы в этих словах.

2.
-Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? ( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]).
-А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п]. (колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.)
-На каком месте находятся в этих словах наши звуки?
-Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. ( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.)
-А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах?
-А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? ( Королевство кривых зеркал).
-Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»).
-Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].

[б]

[п]

Колобок

Принцесса

Бармалей

Свинопас

Буратино

Винни-Пух

Чебурашка    

Поросенок Чок

Трубадур

Елена Прекрасная


-Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» - одной чертой, а букву «б» - двумя чертами.

4. Игры со звуками [б – п].
«Поймайте звук [п] или звук [б]» 
-Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно! (лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)
«Цифровой ряд» 
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.)
-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру. (папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)
Словарный диктант со звуками [б - п]. 
-Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй - только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. (пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)
Слоговая мозаика 
-Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова. ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.)
Буква заблудилась. 
-Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. (палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)

III. Подведение итогов. 
-Какие звуки мы сегодня повторяли?
-Какими звуками они обозначаются при письме?
-Чем они похожи? Чем различаются?
Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...