«Логопедические» традиции как авторский подход к организации работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
статья по логопедии

Дёмина Анна Александровна

В данной статье предлагается авторский подход к организации «логопедических» традиций с   детьми   дошкольного   возраста   с   нарушением   речи.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Логопедические» традиции как авторский подход к организации работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке, пересказать текст.

В связи с этим, основной задачей коррекционно-логопедического обучения детей с речевыми нарушениями, является формирование у них грамматически правильной, лексически богатой и          фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения. Стремясь сделать это обучение результативным, смотивировать детей, обогатить их    «речевой» опыт, мы попыталась разнообразить эту трудоемкую, иногда даже однообразную деятельность за счет введения некоторых «логопедических»   традиций, которые вносят в жизнь детей положительные эмоции, ощущение комфорта, удовлетворенности.

Актуальность введения «логопедических» традиций в повседневную работу в его практической направленности для педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушением речи, а так же с родителями, имеющих детей с нарушениями речи.

Социальный, языковой, физический и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях. Многие дети не умеют выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, понимать и принимать другую точку зрения. Поэтому в своей работе, мы решили использовать такие традиции как:

  •  «Приветствие «Здравствуй!»
  • Коррекционно – развивающая работа совместно с родителями

Данные традиции направлены на постоянный контакт взрослого и ребенка, что немало важно в создании эмоционально положительного взаимодействия. Задачами реализации данного взаимодействия взрослого и ребенка является:

со стороны ребенка:

  • Возможность проявления положительной эмоции , прожить позитивный момент в жизни.
  • Возможность настроя ребенка на  положительный результат,  смелость в предстоящей работе.
  • Возможность овладения новыми моделями поведения, освоения новых для него форм человеческих отношений.

со стороны логопеда

  • Возможность оценки и контроля уровня развития слоговой структуры слова в речи ребенка и состояние звукопроизношения.
  • Возможность проявления положительной эмоции, прожить позитивный момент в жизни совместно с этим ребенком, тем самым обогатить свой внутренний мир.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.

Современные формы работы способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказываются на результативности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут все более новые точки взаимодействия, современные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. В своей работе мы решили ввести такую традицию как проведение занятий совместно с родителями.

Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим, в ходе работы ставятся цели:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

 В ходе совместного занятия с родителями логопед:

  • Сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
  • Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
  • Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;
  • Подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.

Советы, замечания и рекомендации логопед так же записывает в индивидуальном порядке.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи.

Совместная коррекционно-развивающая работа показывает важность участия семьи в логопедической работе, привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;

Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:

  • отличать правильное произношение от дефектного;
  • осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;
  • оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  • узнавать и различать звуки.

Таким образом, логопедические  традиции  позволяют ребенку избавиться от накопившегося напряжения, дает возможность чувствовать себя принятым и любимым, получать необходимую дозу положительных эмоций для успешного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

       Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка речь,память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость...

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

Статья "Психокоррекционные техники, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...

Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...