Педагогический совет НА ТЕМУ «Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно – деятельностного подхода»
методическая разработка по теме
ПЛАН педагогического совета
1. «Концентрирование внимания детей на себе и привлечение их к совместной деятельности»
А) «Как поступить, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата или завершается?»
Б) « Как заинтересовать детей, чтобы они сами
проявили желание с вами поиграть?»
В) «Что делать, если ребенок отказывается от
деятельности?»
2. « Речевые формулы педагогического оценивания
дошкольников»
3. Просмотр сюжетно-ролевой игры в средней группе.
4. Работа с родителями на основе системно-
деятельностного подхода в младших группах
детского сада.
5. «Речевые формулы» для конструктивного общения
с родителями в дошкольном учреждении.
ХОД педсовета:
1. «Концентрирование внимания детей на себе и привлечение их к совместной деятельности»
Первая ступень
Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста | Дети дошкольного возраста |
Цыплята |
Знайки и умейки |
Зайчата | Юные друзья |
Крошки | Умники и умницы |
Богатыри и дюймовочки | Девчонки и мальчишки |
Рыцари и принцессы | Почемучки |
Дочки и сыночки | Богатыри и дюймовочки |
Девчонки и мальчишки | Дочки и сыночки |
Солнышки | Рыцари и принцессы |
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!! | |
РЕКОМЕНДАЦИЯ: При желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ» |
Вторая ступень
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
· Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)? | ||||||
· Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам. | ||||||
· Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова. - Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку! - Срочно требуется помощь! - Открывается мастерская! и др. | ||||||
· Кто меня видит – топните ножкой, · Кто меня слышит – хлопни в ладошки! | ||||||
· Раз, два, три – все ко мне скорей беги! | ||||||
· Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть! | ||||||
· Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть? | ||||||
· Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для ВАС есть интересное предложение! · Очень хочу с вами посекретничать…… · Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?... · Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент. - Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)! - А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо! | ||||||
| ||||||
· При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д. из оракала) со словами: - Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день! Затем, в удобный момент педагог обращается к детям: - Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут! - На солнечной полянке сегодня праздник урожая….. - На звездной полянке сегодня……
|
А) «Как поступить, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата или завершается?»
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Ответьте для себя на следующие вопросы:
1. Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?
2. Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?
3. Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?
Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2
| Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию |
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:
1. «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
2. «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
3. «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
4. «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
5. «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
6. «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
7. «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.), но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
· иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
· иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.
Б) « Как заинтересовать детей, чтобы они сами проявили желание с вами поиграть?»
1. Создайте проблему
· - Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)
2. Подключите органы чувств
· Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.
- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос | В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
Какая музыка О чем вы думаете,
нравится тебе? когда слышите эту музыку?
- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?
3. Спровоцируйте
· В зимний период года дети собираются на прогулку.
-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
- Что вы предлагаете сделать?
4. Попросите помощи
- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)
- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
- Как нам это сделать?
· - Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве, и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).
- Что будем делать?
В) «Что делать, если ребенок отказывается от деятельности?»
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
· Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
· Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
· А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ……….(игре, ситуации, на прогулке)!
· Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь……..(педагог называет любую роль, соблюдая полуролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
· А тебе не будет скучно одному?
· Как жаль, что ты не узнаешь...
· А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
· А вдруг твой совет окажется самый важным?…
· А как же мы без тебя справимся?
· А может быть, ты присоединишься к нам позже?
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!
· Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?
В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
| В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
| |
- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь! | - Хочешь узнать, что мы будем делать с ………? (назвать предмет)? |
· Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок
- Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?
РЕКОМЕНДАЦИЯ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки.
2. КОНСУЛЬТАЦИЯ
« Речевые формулы педагогического оценивания дошкольников»
Кому адресовано | Похвала | Порицание |
Всем вместе | - Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.) - Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным? - Какие молодцы! (Если 100% успех) - Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные… - Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами! - У вас хорошо получается! - Замечательно! Мне нравится ваша реакция… - Мне понравилось, как вы справились с заданием. - Я вам благодарна за ваше настроение! - Сегодня мы с вами сделали очень много… - Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)? - Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз? - Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? - Как вы считаете, что нам удалось лучше всего? - Ваш поступок привел меня в восхищение! - Мне кажется, вы можете сделать лучше. - Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось) | - Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали) - Я расстроилась из-за вашего поступка… - Как вы думаете, почему я расстроилась? - Я не ожидала такого вашего отношения …. - Я рассчитывала на другой результат… - Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали? - Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение? - Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно! - На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько») - Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили? - Как вы думаете, почему мы мало сделали? - Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…
|
Мальчикам | - Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд? - Ты сегодня герой дня! - Как ты сегодня смело поступил! - Ты сегодня был очень отзывчив! - Ты сегодня совершил мужественный поступок! - Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый! - Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия) - Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик! - Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник! - Я тобой горжусь, ты сегодня …. - Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится…. - Ты настоящий художник (поэт, строитель)! - Ты очень любознательный! - Ты настоящий капитан! - Какой же ты сегодня джентльмен! | - В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему? - Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию) - А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае? - Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом). - Мне кажется, твой поступок не очень красив… - Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)….
|
Девочкам | - Какая ты у меня умничка! - Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла! - Твой рассказ меня тронул… - Я вижу, что ты сегодня (старалась….) - Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень! - Как хорошо, что ты помогла своей подруге! - Настоящая принцесса, красавица, звездочка… - Какая ты сегодня эмоциональная! - Ты сама это сделала? - Ты умница, ты сделала здорово! - Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)! - Твоя скромность очень украшает тебя! - Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается…. - У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное… - Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого? - Ты у меня самая лучшая помощница! | - Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это? - Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось? - Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы? - Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?
|
3. Просмотр сюжетно – ролевой игры
в средней группе воспитанников пятого года жизни
Образовательная область «Социализация»
Тема: «Семья»
Программное содержание:
1. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
2. Развивать интерес к игре.
3. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
4. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
5. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
6. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.
7. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа.
1. Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».
2. Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.
3. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».
4. Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».
Игровые роли:
1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.
2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.
Примерный ход игры.
Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.
- Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).
- А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».
Распределение ролей, развитие сюжета.
- Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).
- В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка? (Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?
- Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).
- Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).
- Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).
- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам. (Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь).
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Разыгрываются сюжеты:
1. «Утро в семье»
2. «Детский сад»
3. «Стройка»
4. «Маленькая помощница»
5. «У нас в семье – младенец»
6. «Вечер в семье»
Роли | Ролевые действия |
Мама - воспитатель | Собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать |
Мама - домохозяйка | Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. |
Папа - строитель | Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается. |
Папа - водитель | Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. |
Бабушка (воспитатель) | Руководит всем процессом игры. Будит дочку и отправляет её на работу (в «детский сад»); будит папу и внучку, собирает и провожает их в детский сад и на работу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; навещает соседку, предлагает ей помощь, даёт советы; идёт на «стойку» - относит папам «обед»; идёт в детский сад (заплатить за детский сад); заглядывает в «группу», спрашивает у воспитателя о поведении детей; отправляется домой, готовит обед, печёт пирог; встречает с работы папу, маму и внучку с детского сада; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками, даёт советы, общается. |
Старшая дочка | Помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается |
Дети - дошкольники | Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют, шалят; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать. |
Окончание игры. Бабушка (воспитатель) объявляет, что наступил поздний вечер и всем пора готовиться ко сну и спать. (Мамы, папы укладывают своих детей, «ложатся» спать сами).
Итог игры.
- Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо.
4. Работа с родителями на основе системно – деятельностного подхода
в младших группах детского сада
«Нужно ли учиться быть родителем?»
Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
1. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
2. Обогащение педагогическими знаниями.
3. Вовлечение родителей в игровой обучающий процесс.
4. Создание положительного эмоционального настроя.
Предварительная работа: написание родителями сочинений о своем ребенке, беседа с детьми по вопросам к игре «Верно – неверно», подготовка игры на мультимедиа «Узнай о своем ребенке во всех отношениях»
Краткий ход мероприятия:
На фоне музыки воспитатель читает стихотворение:
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
Добрый вечер уважаемые родители. У вас в семье ребенок – это счастье. Как вы думаете : «нужно ли учиться быть родителе, или это все прейдет само собой?»
Мы пришли к мнению, что ваша роль в воспитании ребенка незаменима. Главные «проектировщики, конструкторы и строители личности ребенка – это Вы , уважаемые папы и мамы. Вот поэтому очень важно знать все особенности своего ребенка.
Мы выбрали тему нашей сегодняшней встречи «Нужно ли учиться быть родителем?» и пройдет она в форме деловой игры.
1.Упражнение «Клубочек»
Воспитатель предлагает родителям передавать друг другу клубочек, обматывая ниточкой вокруг пальца, и сказать свое имя, имя своего ребенка, почему ребенка назвали так, а не иначе и замечаете ли вы изменения в развитии вашего ребенка, какие?
- Посмотрите дорогие друзья, мы все связаны одной нитью, у нас у всех есть что – то общее, что? (дети , мы родители и т.д. выслушать все ответы )
2. Сочинение «Мой ребенок»
Воспитатель зачитывает выдержки из сочинений, написанные родителями, а родители угадывают и говорят – «Это мой сын или дочка»
- наш мальчик необычный ребенок, очень любознательный, любопытный почемучка;
- доченька наша звездочка – это светлый и добрый человечек;
- наш ребенок очень забавный, он каждый день бывает разный: веселый и капризный, трудолюбивый и ленивый, или начинает интересоваться всем на свете, задавая один и тот – же вопрос: «почему?»;
- подвижный, шаловливый при этом чуткий и добрый;
- наша девочка очень нежная, спокойная, она не любит много говорить, еще она такая маленькая по сравнению с другими детьми и мы в семье называем ее «пуговичкой»;
- мой ребенок очень подвижный, он постоянно должен быть в движении, поэтому мы часто всей семьей выезжаем на прогулки.
3. Игра «Верно – неверно»
В наш современный век очень популярны интерактивные игры, дети очень любят в них играть. Я предлагаю сейчас и вам поиграть в одну из таких игр, которая называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам насколько хорошо наши папы и мамы знают своих детей. Правило игры такие я вам зачитаю вопросы , на который уже ответили ваши дети. Посмотрим, совпадет ли ваш ответ с ответом вашего ребенка (на экране высвечивается вопрос, затем ответы детей, родители сравнивают)
Вопросы:
1.Любимая игрушка вашего ребенка.
2.Чем любит заниматься ребенок дома?
3. Какой мультфильм больше всего нравится ребенку?
4. Самая любимая еда.
5. Самая любимая сказка.
4. «Внимание – конфликт!»
Конфликт является частью нашей жизни. В его основе лежит столкновение противоположных взглядов и позиций. Каждый из нас, конечно же ни раз бывал в конфликтных ситуациях, важно позитивно себя вести и конструктивно его решить. Как справляетесь вы с конфликтными ситуациями, которые возникают с вашими детьми, мы сейчас узнаем.
1 ситуация: маленький Саша (3 года) усердно застегивает застежки на туфлях. Наконец – то, после долгих усилий застежки застегнуты, но мама обнаруживает, что туфли надеты не на ту ногу. Не скрывая раздражения, мать хочет переобуть сына, но ребенок сопротивляется, плачет и хочет это сделать сам. Мать сажает мальчика на стул и твердым голосом говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам, сам»
2 ситуация: Маша, 4 года, на прогулке насобирала сухих листьев и собралась нести домой. Мама стала заставлять выбросить листья, зачем в дом нести всякий мусор? Но Маша не хотела выбрасывать листья, стала убеждать маму, что они ей нужны для игры. Мама настаивает на своем, девочка плачет.
3 ситуация: Пока мама разговаривала со своей знакомой, ее маленький сын вырвал из клумбы цветы. Когда мама увидела, то дала ребенку изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.
Вопросы к ситуациям:
- Правильно ли поступила мама?
- Каковы последствия поведения мамы?
- Что бы вы посоветовали маме?
5. Своя игра «Узнай о своем ребенке во всех отношениях»
Рефлексия
Воспитатель раздает каждому родителю по два цветка (красный и синий).
- Кому сегодня понравилось, кто узнал для себя, что – то новое, кому было интересно, у кого повысилось настроение – возьмите красный цветок и поставьте его в голубую вазу.
- Кому сегодня было скучно, неинтересно, кто не узнал ничего нового – возьмите синий цветок и поставьте его в желтую вазу.
5. «Речевые формулы» для конструктивного общения педагогов с родителями дошкольного учреждения.
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
Например:
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные:
- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…..
- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….
- Только Ваши знания и родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь……
- Нам очень нужна именно Ваша помощь……
К родителю:
- Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь……
К руководителю:
- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….
К коллеге:
- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…
Как утешить?
- Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь…..
- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…
- Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и…..
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Приношу свои извинения, это была случайность….
- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……
РЕКОМЕНДАЦИИ: Простые подсказки в непростых ситуациях
Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: аккуратно выяснить причину опоздания. Например:
- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»
- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…
- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось, чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…
- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….
Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку
- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…
- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что……..
- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать…….
- Очень хотелось бы вам помочь, но, к сожалению это невозможно, потому что….
- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий…..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_mdou_no198.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №198»
СЕМИНАР НА ТЕМУ
«Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно – деятельностного подхода»
2015 г.
ПЛАН СЕМИНАРА
- «Концентрирование внимания детей на себе и привлечение их к совместной деятельности»
А) «Как поступить, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата или завершается?»
Б) « Как заинтересовать детей, чтобы они сами
проявили желание с вами поиграть?»
В) «Что делать, если ребенок отказывается от
деятельности?»
2. « Речевые формулы педагогического оценивания
дошкольников»
3. Просмотр сюжетно-ролевой игры в средней группе.
4. Работа с родителями на основе системно-
деятельностного подхода в младших группах
детского сада.
5. «Речевые формулы» для конструктивного общения
с родителями в дошкольном учреждении.
ХОД СЕМИНАРА:
1. «Концентрирование внимания детей на себе и привлечение их к совместной деятельности»
Первая ступень
Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста | Дети дошкольного возраста |
Цыплята | Знайки и умейки |
Зайчата | Юные друзья |
Крошки | Умники и умницы |
Богатыри и дюймовочки | Девчонки и мальчишки |
Рыцари и принцессы | Почемучки |
Дочки и сыночки | Богатыри и дюймовочки |
Девчонки и мальчишки | Дочки и сыночки |
Солнышки | Рыцари и принцессы |
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!! | |
РЕКОМЕНДАЦИЯ: При желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ» |
Вторая ступень
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
А) «Как поступить, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата или завершается?»
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Ответьте для себя на следующие вопросы:
- Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?
- Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?
- Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?
Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2 | Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию |
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:
- «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
- «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
- «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
- «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
- «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
- «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
- «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.), но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
- иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
- иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.
Б) « Как заинтересовать детей, чтобы они сами проявили желание с вами поиграть?»
1. Создайте проблему
- - Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)
2. Подключите органы чувств
- Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.
- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос | В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
Какая музыка О чем вы думаете,
нравится тебе? когда слышите эту музыку?
- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?
3. Спровоцируйте
- В зимний период года дети собираются на прогулку.
-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
- Что вы предлагаете сделать?
4. Попросите помощи
- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)
- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
- Как нам это сделать?
- - Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве, и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).
- Что будем делать?
В) «Что делать, если ребенок отказывается от деятельности?»
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
- Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
- Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
- А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ……….(игре, ситуации, на прогулке)!
- Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь……..(педагог называет любую роль, соблюдая полуролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
- А тебе не будет скучно одному?
- Как жаль, что ты не узнаешь...
- А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
- А вдруг твой совет окажется самый важным?…
- А как же мы без тебя справимся?
- А может быть, ты присоединишься к нам позже?
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!
- Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?
В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос | В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь! | - Хочешь узнать, что мы будем делать с ………? (назвать предмет)? |
- Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок
- Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?
РЕКОМЕНДАЦИЯ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки.
2. КОНСУЛЬТАЦИЯ
« Речевые формулы педагогического оценивания дошкольников»
Кому адресовано | Похвала | Порицание |
Всем вместе | - Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.) - Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным? - Какие молодцы! (Если 100% успех) - Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные… - Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами! - У вас хорошо получается! - Замечательно! Мне нравится ваша реакция… - Мне понравилось, как вы справились с заданием. - Я вам благодарна за ваше настроение! - Сегодня мы с вами сделали очень много… - Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)? - Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз? - Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? - Как вы считаете, что нам удалось лучше всего? - Ваш поступок привел меня в восхищение! - Мне кажется, вы можете сделать лучше. - Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось) | - Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали) - Я расстроилась из-за вашего поступка… - Как вы думаете, почему я расстроилась? - Я не ожидала такого вашего отношения …. - Я рассчитывала на другой результат… - Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали? - Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение? - Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно! - На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько») - Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили? - Как вы думаете, почему мы мало сделали? - Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось… |
Мальчикам | - Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд? - Ты сегодня герой дня! - Как ты сегодня смело поступил! - Ты сегодня был очень отзывчив! - Ты сегодня совершил мужественный поступок! - Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый! - Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия) - Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик! - Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник! - Я тобой горжусь, ты сегодня …. - Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится…. - Ты настоящий художник (поэт, строитель)! - Ты очень любознательный! - Ты настоящий капитан! - Какой же ты сегодня джентльмен! | - В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему? - Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию) - А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае? - Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом). - Мне кажется, твой поступок не очень красив… - Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)…. |
Девочкам | - Какая ты у меня умничка! - Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла! - Твой рассказ меня тронул… - Я вижу, что ты сегодня (старалась….) - Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень! - Как хорошо, что ты помогла своей подруге! - Настоящая принцесса, красавица, звездочка… - Какая ты сегодня эмоциональная! - Ты сама это сделала? - Ты умница, ты сделала здорово! - Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)! - Твоя скромность очень украшает тебя! - Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается…. - У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное… - Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого? - Ты у меня самая лучшая помощница! | - Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это? - Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось? - Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы? - Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь? |
3. Просмотр сюжетно – ролевой игры
в средней группе воспитанников пятого года жизни
Образовательная область «Социализация»
Тема: «Семья»
Программное содержание:
- Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
- Развивать интерес к игре.
- Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
- Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
- Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
- Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа.
- Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».
- Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.
- Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».
- Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».
Игровые роли:
1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.
2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.
Примерный ход игры.
Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.
- Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).
- А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».
Распределение ролей, развитие сюжета.
- Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).
- В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка? (Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?
- Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).
- Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).
- Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).
- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам. (Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь).
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Разыгрываются сюжеты:
- «Утро в семье»
- «Детский сад»
- «Стройка»
- «Маленькая помощница»
- «У нас в семье – младенец»
- «Вечер в семье»
Роли | Ролевые действия |
Мама - воспитатель | Собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать |
Мама - домохозяйка | Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. |
Папа - строитель | Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается. |
Папа - водитель | Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. |
Бабушка (воспитатель) | Руководит всем процессом игры. Будит дочку и отправляет её на работу (в «детский сад»); будит папу и внучку, собирает и провожает их в детский сад и на работу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; навещает соседку, предлагает ей помощь, даёт советы; идёт на «стойку» - относит папам «обед»; идёт в детский сад (заплатить за детский сад); заглядывает в «группу», спрашивает у воспитателя о поведении детей; отправляется домой, готовит обед, печёт пирог; встречает с работы папу, маму и внучку с детского сада; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками, даёт советы, общается. |
Старшая дочка | Помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается |
Дети - дошкольники | Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют, шалят; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать. |
Окончание игры. Бабушка (воспитатель) объявляет, что наступил поздний вечер и всем пора готовиться ко сну и спать. (Мамы, папы укладывают своих детей, «ложатся» спать сами).
Итог игры.
- Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо.
4. Работа с родителями на основе системно – деятельностного подхода
в младших группах детского сада
«Нужно ли учиться быть родителем?»
Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
1. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
2. Обогащение педагогическими знаниями.
3. Вовлечение родителей в игровой обучающий процесс.
4. Создание положительного эмоционального настроя.
Предварительная работа: написание родителями сочинений о своем ребенке, беседа с детьми по вопросам к игре «Верно – неверно», подготовка игры на мультимедиа «Узнай о своем ребенке во всех отношениях»
Краткий ход мероприятия:
На фоне музыки воспитатель читает стихотворение:
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
Добрый вечер уважаемые родители. У вас в семье ребенок – это счастье. Как вы думаете : «нужно ли учиться быть родителе, или это все прейдет само собой?»
Мы пришли к мнению, что ваша роль в воспитании ребенка незаменима. Главные «проектировщики, конструкторы и строители личности ребенка – это Вы , уважаемые папы и мамы. Вот поэтому очень важно знать все особенности своего ребенка.
Мы выбрали тему нашей сегодняшней встречи «Нужно ли учиться быть родителем?» и пройдет она в форме деловой игры.
1.Упражнение «Клубочек»
Воспитатель предлагает родителям передавать друг другу клубочек, обматывая ниточкой вокруг пальца, и сказать свое имя, имя своего ребенка, почему ребенка назвали так, а не иначе и замечаете ли вы изменения в развитии вашего ребенка, какие?
- Посмотрите дорогие друзья, мы все связаны одной нитью, у нас у всех есть что – то общее, что? (дети , мы родители и т.д. выслушать все ответы )
2. Сочинение «Мой ребенок»
Воспитатель зачитывает выдержки из сочинений, написанные родителями, а родители угадывают и говорят – «Это мой сын или дочка»
- наш мальчик необычный ребенок, очень любознательный, любопытный почемучка;
- доченька наша звездочка – это светлый и добрый человечек;
- наш ребенок очень забавный, он каждый день бывает разный: веселый и капризный, трудолюбивый и ленивый, или начинает интересоваться всем на свете, задавая один и тот – же вопрос: «почему?»;
- подвижный, шаловливый при этом чуткий и добрый;
- наша девочка очень нежная, спокойная, она не любит много говорить, еще она такая маленькая по сравнению с другими детьми и мы в семье называем ее «пуговичкой»;
- мой ребенок очень подвижный, он постоянно должен быть в движении, поэтому мы часто всей семьей выезжаем на прогулки.
3. Игра «Верно – неверно»
В наш современный век очень популярны интерактивные игры, дети очень любят в них играть. Я предлагаю сейчас и вам поиграть в одну из таких игр, которая называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам насколько хорошо наши папы и мамы знают своих детей. Правило игры такие я вам зачитаю вопросы , на который уже ответили ваши дети. Посмотрим, совпадет ли ваш ответ с ответом вашего ребенка (на экране высвечивается вопрос, затем ответы детей, родители сравнивают)
Вопросы:
1.Любимая игрушка вашего ребенка.
2.Чем любит заниматься ребенок дома?
3. Какой мультфильм больше всего нравится ребенку?
4. Самая любимая еда.
5. Самая любимая сказка.
4. «Внимание – конфликт!»
Конфликт является частью нашей жизни. В его основе лежит столкновение противоположных взглядов и позиций. Каждый из нас, конечно же ни раз бывал в конфликтных ситуациях, важно позитивно себя вести и конструктивно его решить. Как справляетесь вы с конфликтными ситуациями, которые возникают с вашими детьми, мы сейчас узнаем.
1 ситуация: маленький Саша (3 года) усердно застегивает застежки на туфлях. Наконец – то, после долгих усилий застежки застегнуты, но мама обнаруживает, что туфли надеты не на ту ногу. Не скрывая раздражения, мать хочет переобуть сына, но ребенок сопротивляется, плачет и хочет это сделать сам. Мать сажает мальчика на стул и твердым голосом говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам, сам»
2 ситуация: Маша, 4 года, на прогулке насобирала сухих листьев и собралась нести домой. Мама стала заставлять выбросить листья, зачем в дом нести всякий мусор? Но Маша не хотела выбрасывать листья, стала убеждать маму, что они ей нужны для игры. Мама настаивает на своем, девочка плачет.
3 ситуация: Пока мама разговаривала со своей знакомой, ее маленький сын вырвал из клумбы цветы. Когда мама увидела, то дала ребенку изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.
Вопросы к ситуациям:
- Правильно ли поступила мама?
- Каковы последствия поведения мамы?
- Что бы вы посоветовали маме?
5. Своя игра «Узнай о своем ребенке во всех отношениях»
Рефлексия
Воспитатель раздает каждому родителю по два цветка (красный и синий).
- Кому сегодня понравилось, кто узнал для себя, что – то новое, кому было интересно, у кого повысилось настроение – возьмите красный цветок и поставьте его в голубую вазу.
- Кому сегодня было скучно, неинтересно, кто не узнал ничего нового – возьмите синий цветок и поставьте его в желтую вазу.
5. «Речевые формулы» для конструктивного общения педагогов с родителями дошкольного учреждения.
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
Например:
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные:
- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…..
- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….
- Только Ваши знания и родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь……
- Нам очень нужна именно Ваша помощь……
К родителю:
- Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь……
К руководителю:
- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….
К коллеге:
- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…
Как утешить?
- Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь…..
- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…
- Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и…..
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Приношу свои извинения, это была случайность….
- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……
РЕКОМЕНДАЦИИ: Простые подсказки в непростых ситуациях
Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: аккуратно выяснить причину опоздания. Например:
- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»
- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…
- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось, чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…
- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….
Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку
- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…
- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что……..
- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать…….
- Очень хотелось бы вам помочь, но, к сожалению это невозможно, потому что….
- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
в данном материале затронуты проблемы взаимодейстаия педагогов и семьи, обозначены направления работы с семьями воспитанников....
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Взаимодействие с родителями остаётся актуальной проблемой на все времена. В данном педсовете включены игровые моменты, где педагоги побывают в роли родителей и расмотрят проблемные ситуации....
Методическая разработка педагогического совета «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Методическая разработка адресована старшим воспитателям, методистам и воспитателям ДОУ в помощь по проведению педагогического совета....
Педагогический совет"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Методическая разработка содержит теоретические и практические материалы педсовета по взаимодействию детского сада и семьи. Будет интересна старшим воспитателям. методистам, педагогам детского са...
педагогическая помощь в организации взаимодействия с детьми,имеющими задержку психическогог развития.
В материале описаны проблемы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а так-же содержание и способы педагогической помощи семьям в организации взаимодействия с детми с ОВЗ,(...
Выступление на педагогическом совете в ДОУ «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
На смену уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором...
Выступление на педагогическом совете «Коррекционно-развивающая работа с детьми: задачи, содержание, формы организации по ФОП ДО»
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, психологам, воспитателям...
Комментарии
СЕМИНАР НА ТЕМУ «Организация взаимодействия с детьми дошкольного
голос на конкурс