Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Консультация логопеда.
Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_disgrafii._dlya_seti_nar.obr_.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие. Физическое развитие.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Включает : Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного и пассивного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности, как предпосылки обучения грамоте.
ДИСГРАФИЯ Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма, обусловленных несформированностью высших психических функций. Наш парк. Вот наш пак. Мы лубим там гулять. вот кумба . Наклумбе мн ого цетов .
Виды дисграфии Артикуляторно-акустическая дисграфия . Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия . Оптическая дисграфия .
Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов Актуальность и значимость Для современной общеобразовательной школы характерны специфические трудности овладения грамотой некоторых категорий учащихся первых классов. Это явление далеко не случайное. Причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть дифференцировать звуки и буквы, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением. К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них впервые дни пребывания в школе возникают трудности на письме. Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения.
Примеры работ учащихся начальной школы СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания- дифференциации фонем. 2 класс
Примеры работ учащихся начальной школы 2 класс
Цели и задачи предупреждения дисграфии В процессе предупреждения дисграфии ставятся следующие задачи и цели: - формирование и развитие фонематического восприятия; - формирование и развитие фонематического анализа и синтеза; - дифференциация смешиваемых звуков; - развитие слогового анализа и синтеза; - развитие зрительного восприятия и воображения; - уточнение расширения объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представления; - развитие функций словоизменения; - развитие функций словообразования; - развитие анализа структуры предложения (уточнение и усложнение структуры предложения); - расширение словарного запаса.
Устранение предпосылок дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза Чаще всего у детей начальных классов встречается дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Наиболее распространенными ошибками являются искажения звукослоговой структуры слова, нарушения границ предложения, границ слова, слитное написание предлогов. Осень. Натала осень. Цел ы день и дёт д од ик . Дуе твт ер . На шсад ик голый На з елм е лужи. ма ма взяла зонт ипошл а на рабту . В олд я надел к урку и споги . Он и дёт в шо лу . Пример работы учащегося начальной школы 2 класс
Дорожка гласных и согласных звуков Игра направлена на закрепление акустических характеристик звука : гласные и согласные звуки ; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Ребенку предлагается пройти по дорожке звуков и назвать звуки, наступая на следы. Если ребенок наступает на красный след, то необходимо назвать гласный звук ; на синий след – твердый согласный звук ; на зеленый след – мягкий согласный звук.
Карнавал гласных Игра направлена на закрепление умение выделять и различать гласные звуки на фоне слова. Ребенку предлагается украсить карнавальные костюмы картинками с заданным звуком. Если у человечка в руках бАлАлАйкА , то украшаем костюм картинками со звуком [ А ] .
Собери портфель Игра направлена на развитие звукового анализа слов, на закрепление умения подбирать звуковую схему к слову. Ребенку предлагается выбрать звуковую схему слова и подобрать картинку к этой схеме. На схеме твердые согласные обозначены синим цветом, мягкие согласные – зеленым, гласные – красным. Можно предложить ребенку назвать только гласные или только согласные звуки.
Устранение предпосылок аграмматической дисграфии Основным способом профилактики данного вида дисграфии является формирование грамматической системы языка. Трудность формирования грамматического строя проявляется уже в устной речи до овладения процессом письма. Это бедность морфо-синтактических конструкций, ошибки в согласовании слов в предложении. Встре чя пирнатых друзей. Весенн ие со нц е рас топило последн яя сне к . Шумн ыий ру чи поб и жали по доро шк ам , овра шк ам . яр ки луч весило играет в вад е . Н апри горках п оев ила с м ало денкая тра фк а . Пример работы учащегося начальной школы 3 класс
Исправьте деформированные предложения Бутон сидит на букашке. На бутоне сидит букашка. Перья чистят клювом попугая . Попугай чистит клювом перья . На перекрестке есть пешеходная переход. На перекрестке есть пешеходный переход. У черепахи крепкое панцирь. У черепахи крепкий панцирь . Исправьте аграмматизмы в предложениях
Устранение предпосылок акустической дисграфии В работах детей также часто встречаются ошибки на замены букв, обозначающие фонетически близкие звуки. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках . Осень . На шт ала осень. Челы день и дёт тод ик . ту ет ветер. Н асшад ик голый. На з елм е л узи . м ама взяла зонт ипосл а на рабт у . В олдя надел ку рку и спог и . Он и дёт в ш олу . Пример работы учащегося начальной школы 2 класс
Собери веночек Игра направлена на развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок (умения различать акустически схожие звуки). Ребенку предлагается украсить один венок картинками со звуком [ С ] , а другой венок – картинками со звуком [ Ш ] . Берутся акустически похожие звуки [ З ] - [ Ж ] , [ Д ] - [ Т ] , [ Р ] - [ Л ] , [ В ] - [ Ф ] , [ Б ] - [ П ] и другие.
Устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии в основе этого вида дисграфии лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков. Профилактика начинается с работы над правильным произнесением дефектных звуков. Это постановка звуков, автоматизация и развитие связной речи. Параллельно необходимо проводить работу по предупреждению акустической дисграфии .
Устранение предпосылок оптической дисграфии Профилактика оптической дисграфии должна быть направлена на преодоление отставаний в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Пример работы учащегося начальной школы
Графический диктант Игра направлена на развитие ориентировки на листе бумаги в клеточку, на развитие зрительно-пространственных функций . Ребенку предлагается нарисовать фигурку по клеточкам. При этом взрослый использует понятия - вверх, вниз, вправо, влево.
Предупрежден – значит вооружён Дисграфию лучше предупреждать в дошкольном возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе возникнут проблемы с русским языком и чтением и появится негативное отношение к учёбе. Взрослым необходимо особенно внимательно наблюдать за процессом овладения ребёнком письменной речью (письмом и чтением): если Ваш ребёнок имеет в анамнезе ОВЗ ; если у ребенка есть проблемы с памятью и вниманием ; если ребёнок занимался с логопедом или дефектологом ; если у ребенка нарушен неврологический статус ; если к школе остаются нарушения устной речи.
Использованная литература 1 . Ефимекова Л.Н. , Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов.-М ., 1970. 2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., ВЛАДОС, 1999. 3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., ВЛАДОС, 1997. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников
Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...
Предупреждение дисграфии у дошкольников с нарушениями речи
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письм...
Коррекционная работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в пропусках или смешениях букв, в искажениях звукослогового состава слов...
Конспект открытого логопедического занятия по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Открытое логопедическое занятие.Тема занятия: Предупреждение дисграфии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Задачи:Коррекционно-образовательные:Профилактика дисграфии...
Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий успешного обучения в школе.
В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиолигии дисграфии от...
Предупреждение дисграфии у дошкольников.
Рекомендации по работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения....
собрание для родителей "Предупреждение дисграфии у дошкольников"
собрание для родителей "Предупреждение дисграфии у дошкольников"...