собрание для родителей "Предупреждение дисграфии у дошкольников"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
собрание для родителей "Предупреждение дисграфии у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_22_berezka.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Актуальность.
1.Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфии и дислексии.
2.Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации.
3.Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте.
2 слайд
Характеристика дисграфии как специфического нарушения
письма
В современной литературе термин «Дисграфия» определяется по-разному. Р.И. Лалаева дает такое определение: «Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».
3 слайд
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического согласно классификации, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена и уточнена Р.И. Лалаевой, выделяются следующие пять видов дисграфии:
1. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.
2. Артикуляторно-акустическая дисграфия, при которой имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят свое отражение на письме.
3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при котором ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова.
4.Аграмматическая дисграфия обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.
Все названные виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка. Эти случаи относят к смешанной дисграфии.
Данные недоразвития находят отражение в письме и чтении.
4-7 слайд
Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма.
Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике таких видов дисграфии как акустическая, артикуляторно-акустическая на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможная еще и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма, тогда вопрос уже не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.
8-9 слайд ,
Направление работы: перечисление.
10-15 слайд
- Воспитание слуховой дифференциации звуков речи.
- слоговые ряды (повтори па-па-па-ба);
-«Цветочная полянка» (подбор цветочков на заданный звук: с - синий цветок,з- зеленый;
-«Послушай внимательно» (с зеленым цветочком дети ставят рядом точку, если услышат звук ,слог, слово на звук –з-, и соответственно со звуком –с- проводится работа аналогичная).
- «Проведи дорожку» (к звукам с картинками-символами).
2. Устранение звуковых замен в устной речи.
-Дифференциация звуков: «Каким звуками (звуком )отличаются ?»
16- 22 слайд
3.Воспитание простейших видов фонематического анализа слов.
- «Подумай и скажи» (определение места звука в словах),
- «Подари слова» (ребенок должен постараться определить на слух звук в произнесенном взрослым слоге, слове и поставить точку рядом с картинкой-символом).
-Звуковые схемы слов.
-«Определи место звука в слове», «Фишки», «Лабиринт».выполнение заданий по О.С.Гомзяк.
23-30 слайд
5. Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.
- правильность употребления предлогов.(перешел через дорогу) - образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов; (диванчик)
- образование глаголов при помощи приставок; (у -,при - летел)
- образование относительных прилагательных; (стакан из стекла- стеклянный стакан)
6. Обогащение словарного запаса.
Необходима специальная и углубленная работа не только над обогащением словарного запаса детей и уточнение понимания смыслового значения слов, систематизация имеющегося у них словаря.
- Задания по Н.Э.Теремково справляются с выполнением данных задач..
31-42 слайд
4. Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
-«Штриховка по трафарету, лепка и аппликация букв»
- «Где чья тень?»
- узнавание предметов в усложненных условиях;(наложенные друг на друга фигуры)
- «Развитие графических навыков и пространственных ориентировок»
Игры на развитие воображения, зрительного внимани и памяти.
-О.С.Гомзяк «Предупреждение нарушений письма у детей подготовительной группы»
- «Веселый алфавит»
Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников
Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...