Песочная терапия в становлении связной речи
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Власенко Светлана Олеговна

Изучение проблемы детской речи и их взаимодействию с средой подтолкнули меня на практическом изучение и помощи детям овладеть «миром» через руки. Первое с чем идет ко взрослому ребенок, это игрушка в его руках он ее крутит и рассказывает о ней, а мы стараемся помочь ему в его рассказе, уточняем, что кукла, машина, робот еще имеет другие части, ты за них держишься уточняем эти детали руки, ноги, двери или колеса. В игре ребенок ощущает комфорт и раскрывает свои потенциалы, которые в нем скрывались. Песок помогает ребенку, у которого плохо получается говорить, быстрее пойти на контакт со взрослым или с его сверстниками, ведь в песочнице можно играть, а значит это зона комфортного пребывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya_v_svyaznoy_rechi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия в становлении связной речи

Учитель-логопед: Власенко Светлана Олеговна

Москва

2016г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

I. Глава Песочная терапия………………………………………………………..3

II. Глава Речь ребенка…………………………………………………………….4

III. Глава Как песочная терапия влияет на связную речь?..................................7

Список литературы…………………………………………………….………….9


«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Карл Густав Юнг

Введение

Изучение проблемы детской речи и их взаимодействию с средой подтолкнули меня на практическом изучение и помощи детям овладеть «миром» через руки. Первое с чем идет ко взрослому ребенок, это игрушка в его руках он ее крутит и рассказывает о ней, а мы стараемся помочь ему в его рассказе, уточняем, что кукла, машина, робот еще имеет другие части, ты за них держишься уточняем эти детали руки, ноги, двери или колеса. В игре ребенок ощущает комфорт и раскрывает свои потенциалы, которые в нем скрывались. Песок помогает ребенку, у которого плохо получается говорить, быстрее пойти на контакт со взрослым или с его сверстниками, ведь в песочнице можно играть, а значит это зона комфортного пребывания. В игровой форме можно овладеть знаниями, по полнить словарь, развить связную и не торопливую речь. Как бежит песочек, так мы: можем произносить слова и предложения, как бы медитируя и расслабляясь и наша речь «успокаивается» и становится плавной, не торопливой, четкой и красивой.


  1. Глава.

Песочная терапия.

Песочная терапия — один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. [https://ru.wikipedia.org/wiki/Песочная_терапия]

Заниматься с песком могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику и тактильную чувствительность осязание, кинестетическое ощущение. Ребенок может выполнять действия с песком ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Используя воображение ребенок, будет находить яркие образы, так как педагог побуждает к поиску новых образов. Песок дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить способности к образному мышлению, пространственному воображению, улучшить процессы саморегуляции.  

Такие занятия стимулируют в ребенке познавательные качества, позволяют быть более внимательным и вызывают желание посещать чаще занятия педагога.


  1. Глава.

Речь ребенка.

Речь очень важна в развитии мышления и психической деятельности ребенка в целом. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Большое участие в образовании речи при подражании приникает зрение: «Ребенок наблюдает и старается подражать речевым движениям окружающих так же, как и остальным выразительным движениям (мимика и жесты). Он трогает даже губы говорящего» (Надолечный). Одновременно устанавливаются в мозгу подобные же связи между аппаратами зрения и мимико-жестикуляторных движений, — ребенок начинает производить подражательные движения лицом, руками и т. п. К концу этого периода постепенно проявляется подражание сначала звукам, затем словам окружающих — гетероимитация. [9]

В период развития речи (от 10 месяцев до 3—4 лет) дети необыкновенно быстро перенимают речь взрослых. Таким образом, постепенно, через инстинктивное звукообразование, затем механическое подражание ребенок переходит к настоящей речи как сознательному акту интериндивидуального общения. Затрудненностью в намеренном подражании речи окружающих объясняется отставание спонтанного употребления слов от понимания речи окружающих. На этой стадии развития «ритм и интонация улавливаются раньше точного произношения», являясь более ранними в филогенезе речи. Эмоциональная окраска — главный момент в диференцировке смысла речи. Физиологически к этому времени уже устанавливается связь центра Вернике с центром общих понятий (М), т. е. ребенок понимает некоторые слова, но спонтанно их не говорит. Это «физиологическая слухонемота». [10]

Речевое развитие в возрасте до 3-4 лет происходит с помощью подражания речи взрослого. Но с 4-5 лет применяется метод обучения. По мнению профессора М. Е. Хватцева, обучать новому звуку и закреплять его следует преимущественно в слове, в связной речи.

В период, когда речь у детей особенно быстро развивается (от 3 до 5 лет и даже в 6—7 лет), мы наблюдаем у них увлечение игрой словами и звуками. Это поддерживается поощрением окружающих. [11] 

Все нервные пути, проводящие различнейшие возбуждения от тех или других органов чувств и внутренних органов нашего тела к центральной нервной системе, оканчиваются прежде всего в центрах мозга с низшей функцией; ответные реакции, происходящие здесь, — безусловно рефлекторные, — протекают вне нашего сознания. Но когда эти раздражения достигают коры большого мозга и возбуждают ее, — то этот процесс связывается с нашим сознанием. При этом, после прекращения раздражения, возбуждение хотя и исчезает, но оставляет длительные следы в корковых клетках: так называемые скрытые предрасположения. Последние, будучи впоследствии раздражены новым импульсом, снова приходят в деятельное состояние, так сказать, оживают, и мы снова переживаем, конечно, в измененной форме, уже пережитое — в этом и состоит процесс воспоминания (мнестическая функция мозга). Но так как наш мозг работает целостно, благодаря ассоциационным связям разных своих участков, то оживление одной группы клеток побуждает к такой же деятельности другую группу, причем не обязательно в том комплексе, как это было в момент первоначального возбуждения. Этим-то и обусловливается возможность нашего творчества, изобретательства. Эта функция коры и составляет материальный субстрат человеческого мышления, человеческого сознания в их речевом оформлении. Наша речь — это система сигналов особого качества, это «сигналы сигналов», по определению акад. Павлова. [14]

речь человека представляет необычайно сложный и изменчивый динамический комплекс, основными компонентами которого являются:

1. Звукопроизношение, обычно связанное с мимикой и жестом, как внешнее оформление речи — мышления.

2. Содержание речи — продукт мышления и эмоциональных переживаний.

3. Социальность речи, как организованная и постоянная связь с социальной жизнью человеческого коллектива, вне которого нет речи.

Таким образом, для здоровой речи необходимы: 1) здоровая работа центральной и периферической нервной системы; 2) здоровая работа костно - и хрящево-мышечного аппаратов; 3) здоровое развитие речи в детские годы; 4) здоровая речь окружающих людей; 5) здоровые взаимоотношения с окружающей средой; 6) нормальный слух и 7) нормальные интеллект и психика. [17]


  1. Глава

Как песочная терапия влияет на связную речь?

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Джордано Бруно.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев, писал  Сухомлинский. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. [23]

Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов. В течение всей жизни человек продолжает пополнять  этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. [24]

Звонаревой было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. [25]

Таким образом, для активизации у детей связной речи, а также таких мыслительных  операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, которые развиваются и совершенствуются по мере овладения детьми активными движениями пальцев рук, которые во время игры взаимодействуют  с сыпучем материалом – песок или манкой, т.к. они различаются по качеству и на тактильность. Что позволяет активно развивать моторику пальцев рук и кисти, тем самым тренировать не только артикуляционный аппарат.

Тем самым развивает устную монологическую речь в дошкольном детстве и это закладывает основу успешного обучения в школе.


Список литературы

  1. Коррекция звукопроизношения у детей : речевой материал / авт.-сост. А.Ф. Рыбина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 110с.
  2. Речедвигательная ритмика/ А.Я. Мухина. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 123, [5]с., [23]-[25]с.
  3. Логопедия: уч. для пед. институтов./ Хватцев М.Е. – М, 1937. [9] ,[10], [11], [14], [17] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство развития речи дошкольников

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

«Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР»

Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мерна своевременное обеспечение каждому ребёнк...

Песочная терапия как средство развития речи

Песочная терапия как средство развития речи...

Песочная терапия как средство развитие речи

Применение песка в работе учителя-логопеда...