Особенности формирования развёрнутых речевых высказываний в онтогенезе.
консультация по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Особенности формирования развёрнутых речевых высказываний в онтогенезе. Структурирование процесса обучения связной речи.
Связная речь – одно из ведущих направлений в процессе развития ребёнка. Развитая связная речь одно из главных условий успешного обучения ребёнка в школе. В связи с этим в дошкольном учреждении задача педагогов обучать детей связному высказыванию, начиная с раннего возраста, учитывая возрастную периодизацию её формирования.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В раннем возрасте закладываются основы будущей связной речи. ребёнок учится понимать речь окружающих, интенсивно развивается инициативная речь т. е. речь по желанию ребёнка.
Задача педагогов побуждать ребёнка к речевым высказываниям, учить пользоваться словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых, формировать умение задавать вопросы, способствовать произношению по подражанию новых слов и предложений из 2-3 слов.
В младшем дошкольном возрасте у детей преобладает ситуативная речь, связанная с практической деятельностью, которая сопровождается мимикой, жестами, интонацией. Под ситуативной речью понимается речь возникающая в какой-либо конкретной ситуации и имеет форму диалога. Её смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация, но уже здесь дети учатся выстраивать свои высказывания с учётом понимания её партнёром. Речь связана с непосредственным опытом детей.
Задачи педагогов: развивать активную речь, вступать в свободное общение со взрослыми и детьми, выражать просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, находить темы для разговоров с другими детьми. Воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета, поощрять возможность задавать вопросы познавательного характера.
Средний дошкольный возраст. В данный возрастной период происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. От ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Усложнение познавательной деятельности требует более развёрнутого речевого высказывания. Ведущей формой речевого высказывания является диалогическая речь, в содержании которой характерно преобладание коммуникативных вопросов. Закладываются основы монологической речи.
Под диалогической речью следует понимать сложную форму социального взаимодействия. Она требует от ребёнка обдумывания своих реплик, вопросов с одновременным восприятием чужой речи. В процессе формирования речевой деятельности на данном возрастном этапе ребёнок учится слушать и правильно понимать мысль, формулировать собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять по необходимости тему речевого взаимодействия.
Рассматривая монологическую речь мы в первую очередь говорим о сложной форме связной речи, которая зарождается и совершенствуется в диалоге. В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребёнка к построению связных высказываний. Монолог – форма связной речи, для которой характерно умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи мысли говорящего.
С данного возрастного периода диалог и монолог интенсивно развиваются при благоприятных педагогических условиях. Диалог – в игровой и свободной деятельности, монолог - на специально подготовленных занятиях.
Задачи педагогов:
- совершенствовать диалогическую речь: учить активно, участвовать в беседе, коллективных беседах; понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
- Развивать монологическую речь: упражнять детей в составлении рассказов по картине, учить детей составлять описательные рассказы по образцу воспитателя.
- Формировать умение участвовать в драматизации.
- Воспитывать культуру общения.
В старшем дошкольном возрасте речь детей более точная в структурном отношении, достаточно развёрнута, логически последовательна. Связная речь приобретает характерную форму монологической речи. Ребёнок может не только описывать предметы, рассказывать по картинкам, пересказывать, выполняя задания по указанию педагогов, но и самостоятельно описывать события, которые могли бы произойти до или после увиденного, ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определённой последовательности тех или иных действий.
Задачи педагогов:
- Совершенствовать диалогическую речь: поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение поддерживать непринуждённую беседу;
- Способствовать формированию монологической речи. Развивать умение связно, последовательно пересказывать; Упражнять в составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта;
- Формировать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Направление в работе педагогов по развитию и совершенствованию связной речи должны находить отражение в перспективном и календарном планировании.
В перспективном планировании отмечаем тему занятия и указываем цель. Для того чтобы можно было проследить усложнение программных задач и охватить все составляющие развития связной речи: описание, повествование, пересказ и творческое рассказывание в соответствии с возрастными требованиями.
Если в младших группах - это слушание, пересказывание с включением в театрализованную деятельность, то в старшем дошкольном – включаем все типы связного высказывания. Цикл повторяется ежемесячно. Таким образом, мы структурируем обучающий процесс связного высказывания.
В календарное планирование включаем как занятия так и работу в других видах деятельности (дид.игры, театрализованная деятельность, режимные процессы, свободная деятельность, сюж.рол.игры и т.д.) в программных задачах которых конкретизируем какой вид речевого высказывания развиваем и с какой целью. Например, в дидактической игре «Магазин игрушек» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать основы монологической речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ об игрушке, перечисляя её основные признаки. Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать речевое взаимодействие, культуру общения.
В словесно- дидактической игре «Петушок» для детей раннего возраста целью будет: развивать понимания речи, вызвать желание у ребёнка повторять за педагогом отдельные слова.
Таким образом, развитие связной речи требует от педагогов пристального внимания ко всем её компонентам в связи, с чем необходимо вести перспективное и календарное планирование данного вида деятельности с учётом возрастных особенностей детей.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку. М.:Академия - 1997 – 400с.
Гризик Т.И. Развитие речи. М.: Просвещение – 2005 – 221с.
Доронова Т.Н. Из детства в отрочество. М.: Просвещение – 2003 – 143с.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение-1988 – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста средствами русской народной литературы.
Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и обществ...
Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...
Формирование структуры речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование.
Специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня. При ОНР2 от...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВПрименение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с системным недоразвитием речи...
Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.
Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи ....
Игры на формирование структуры речевых высказываний
Игры на формирование структуры речевых высказываний...