Формирование структуры речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование.
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

Специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с  заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня.

     При ОНР2 отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Вместе с тем возрастает понимание грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, некоторых признаков предметов. Дети уже могут ориентироваться на некоторые морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

    При ОНР3  несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, почти у всех  детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных. Часто допускают ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные. Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительных и притяжательных прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы.

      Большую сложность для дошкольников  5-7 лет представляет  согласование числительных с существительными. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются  повседневно и в ходе различных режимных мероприятий, и в специально организованной деятельности.  Замедленное речевое развитие, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи требуют при ОНР использовать в процессе деятельности знакомый детям материал, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

     Коррекционный процесс при ОНР довольно продолжительный, требующий многократности повторения и постоянной упражняемости при закреплении грамматических категорий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "В круге с Гномом".33.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА   «В   КРУГЕ  С   ГНОМОМ»

Румянцева Марина Ефимовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории

д/с №37 «Лесная сказка» МАДОУ д/с «Страна чудес» Новоуральского городского округа Свердловской области

     Обоснование игры: специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с  заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня.

     При ОНР2 отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Вместе с тем возрастает понимание грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, некоторых признаков предметов. Дети уже могут ориентироваться на некоторые морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

    При ОНР3  несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, почти у всех  детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных. Часто допускают ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные. Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительных и притяжательных прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы.

      Большую сложность для дошкольников  5-7 лет представляет  согласование числительных с существительными. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются  повседневно и в ходе различных режимных мероприятий, и в специально организованной деятельности.  Замедленное речевое развитие, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи требуют при ОНР использовать в процессе деятельности знакомый детям материал, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

     Коррекционный процесс при ОНР довольно продолжительный, требующий многократности повторения и постоянной упражняемости при закреплении грамматических категорий.

     Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули, опираясь на деятельностно-игровой подход,  к идее создания игрового пособия «В круге с Гномом».  В процессе совместной игровой деятельности, предусмотренной ФГОС, учитель-логопед помогает детям накапливать  и закреплять опыт практического использования в речи грамматических форм.  

     Описание пособия: методическое пособие «В круге с Гномом» представляет собой набор (по каждой лексической теме) сделанных из ватмана кругов, которые разделены  на  12 секторов.  Сектора, каждому из которых соответствует свой цвет,  пронумерованы от 0 до 10, один сектор остаётся свободным от нумерации. На пронумерованных секторах располагаются картинки с разным количеством предметов, относящихся к одной лексической теме. В секторе с цифрой 1 – один предмет, в секторе с цифрой 2 – два предмета и т.д. Максимальное количество картинок (10) в секторе с цифрой 10. 11-й сектор круга обозначен либо детской ладошкой, либо музыкальной паузой, в процессе которой дети играют в мелодизированные игры. Оснащение игры дополняют игрушка юла со стрелкой, игрушка Гном с рюкзаком, в котором находятся сюрпризы-наклейки для индивидуальных дневничков успеха. Гном располагается на нулевом  секторе круга.

     Цель игры-пособия: данное пособие вариативно и полифункционально, учитывает уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности и интегративным обучением (целевыми установками):

- активизирует и обогащает словарь по лексической теме;

-закрепляет ориентировку в сенсорных эталонах (знание основных и промежуточных цветов);

- формирует логическое мышление на основе обобщения и классификации предметов;

- закрепляет навык узнавания, называния цифр и соотнесения их с количеством предметов;

- упражняет детей в согласовании числительных с существительными, согласовании прилагательных с существительными, образовании множественного числа существительных, употреблении уменьшительно-ласкательного суффикса, образовании относительных и притяжательных прилагательных;

-развивает мелкую и общую моторику, координацию речи и движений, воображение детей;

- способствует повышению уровня  речевого развития;

- формирует готовность к социальному взаимодействию.

     Описание игры (на примере темы «Посуда»): игра проводится по подгруппам. На этапе изучения новой лексической темы приходит в гости Гном, который приносит с  собой очередной круг. Он  располагается на столе.

- Раз, два, три, четыре, пять, - Гном зовёт нас поиграть! Как вы думаете, ребята, можем ли мы назвать одним словом предметы, расположенные в круге?

- Посуда.

- Какие предметы посуды вы видите?

- Чашки, ножи и т.д.

     Обращение к отдельным детям: (работа с падежными окончаниями)

- Что мы видим в круге?

-ПосудУ.

Здесь очень много мы видим чего?

-ПосудЫ.

- С чем мы сейчас поиграем?

- С посудОЙ.

-Мы постоянно будем думать в этой игре о чём?

-О посудЕ.  

      И т.д.

    Гном располагается в пустом секторе.

С помощью считалки (на каждую лексическую тему – своя)  определяется первый играющий, который заводит юлу. Начинается диалог взрослого и ребёнка о том секторе, на который показала стрелка юлы:

- Какого цвета твой сектор? (закрепление сенсорных эталонов)

- Красного.

- На какой цифре остановилась стрелка юлы?

- На цифре 5.

- Какие предметы под цифрой 5 расположены в секторе?

- Ложки  (образование множественного числа существительных)

- Значит, много каких предметов в этом секторе? (употребление родительного падежа множественного числа существительных)

- Много ложек.

-Давай посчитаем, действительно ли здесь 5 предметов? (согласование существительных с числительными, количественный счёт)

- Одна ложка,…три ложки, … пять ложек.

- Это  большая ложка, а это маленькая…..

-Ложечка (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных)

- Она какая? (согласование прилагательных с существительными)

- Большая, лёгкая…..

-Из чего она сделана? Она какая? (образование относительных прилагательных)

- Из железа. Она железная.

- Раз, два, три, четыре, пять – Гном нас будет превращать в…(предмет, о котором шёл разговор). (Развитие воображения, общей моторики). Раз, два, три, четыре, пять – стали вы детьми опять.

(В игре приветствуются самостоятельные речевые высказывания ребёнка, построенные на собственном жизненном опыте).

- Молодец. Ты порадовал Гнома и заслужил приз. (Приз из рюкзачка гнома выкладывается  в круге на сектор, о котором рассказывал ребёнок. В конце игры дети свои призы забирают и размещают в «Дневничках успеха»).

   Следующий игрок вращает юлу. Если указатель стрелки попадает на сектор с детской ладошкой или музыкальной паузой, дети играют в различные мелодизированные игры. (Развитие моторных функций, координация речи и движений). При условии, если стрелка юлы долго не останавливается на секторе с музыкальной паузой, это «делает» Гном.

     Совместная игровая деятельность  переходит в самостоятельную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство "Чудесная тестопластика".

Проект «Формирование  художественно-эстетического  развития у детей  старшего  дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «Чудесная тестопластика»....

Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами

перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Рекомендации по развитию речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры

В публикации даются рекомендации по работе с дошкольниками по развитию речевых навыков детей через театрализованные игры, по  накоплению и обогащению словесного зап...