Формирование структуры речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование.
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему
Специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня.
При ОНР2 отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Вместе с тем возрастает понимание грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, некоторых признаков предметов. Дети уже могут ориентироваться на некоторые морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.
При ОНР3 несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных. Часто допускают ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные. Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительных и притяжательных прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы.
Большую сложность для дошкольников 5-7 лет представляет согласование числительных с существительными. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются повседневно и в ходе различных режимных мероприятий, и в специально организованной деятельности. Замедленное речевое развитие, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи требуют при ОНР использовать в процессе деятельности знакомый детям материал, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.
Коррекционный процесс при ОНР довольно продолжительный, требующий многократности повторения и постоянной упражняемости при закреплении грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"В круге с Гномом". | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА «В КРУГЕ С ГНОМОМ»
Румянцева Марина Ефимовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
д/с №37 «Лесная сказка» МАДОУ д/с «Страна чудес» Новоуральского городского округа Свердловской области
Обоснование игры: специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня.
При ОНР2 отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Вместе с тем возрастает понимание грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, некоторых признаков предметов. Дети уже могут ориентироваться на некоторые морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.
При ОНР3 несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных. Часто допускают ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные. Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительных и притяжательных прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы.
Большую сложность для дошкольников 5-7 лет представляет согласование числительных с существительными. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются повседневно и в ходе различных режимных мероприятий, и в специально организованной деятельности. Замедленное речевое развитие, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи требуют при ОНР использовать в процессе деятельности знакомый детям материал, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.
Коррекционный процесс при ОНР довольно продолжительный, требующий многократности повторения и постоянной упражняемости при закреплении грамматических категорий.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули, опираясь на деятельностно-игровой подход, к идее создания игрового пособия «В круге с Гномом». В процессе совместной игровой деятельности, предусмотренной ФГОС, учитель-логопед помогает детям накапливать и закреплять опыт практического использования в речи грамматических форм.
Описание пособия: методическое пособие «В круге с Гномом» представляет собой набор (по каждой лексической теме) сделанных из ватмана кругов, которые разделены на 12 секторов. Сектора, каждому из которых соответствует свой цвет, пронумерованы от 0 до 10, один сектор остаётся свободным от нумерации. На пронумерованных секторах располагаются картинки с разным количеством предметов, относящихся к одной лексической теме. В секторе с цифрой 1 – один предмет, в секторе с цифрой 2 – два предмета и т.д. Максимальное количество картинок (10) в секторе с цифрой 10. 11-й сектор круга обозначен либо детской ладошкой, либо музыкальной паузой, в процессе которой дети играют в мелодизированные игры. Оснащение игры дополняют игрушка юла со стрелкой, игрушка Гном с рюкзаком, в котором находятся сюрпризы-наклейки для индивидуальных дневничков успеха. Гном располагается на нулевом секторе круга.
Цель игры-пособия: данное пособие вариативно и полифункционально, учитывает уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности и интегративным обучением (целевыми установками):
- активизирует и обогащает словарь по лексической теме;
-закрепляет ориентировку в сенсорных эталонах (знание основных и промежуточных цветов);
- формирует логическое мышление на основе обобщения и классификации предметов;
- закрепляет навык узнавания, называния цифр и соотнесения их с количеством предметов;
- упражняет детей в согласовании числительных с существительными, согласовании прилагательных с существительными, образовании множественного числа существительных, употреблении уменьшительно-ласкательного суффикса, образовании относительных и притяжательных прилагательных;
-развивает мелкую и общую моторику, координацию речи и движений, воображение детей;
- способствует повышению уровня речевого развития;
- формирует готовность к социальному взаимодействию.
Описание игры (на примере темы «Посуда»): игра проводится по подгруппам. На этапе изучения новой лексической темы приходит в гости Гном, который приносит с собой очередной круг. Он располагается на столе.
- Раз, два, три, четыре, пять, - Гном зовёт нас поиграть! Как вы думаете, ребята, можем ли мы назвать одним словом предметы, расположенные в круге?
- Посуда.
- Какие предметы посуды вы видите?
- Чашки, ножи и т.д.
Обращение к отдельным детям: (работа с падежными окончаниями)
- Что мы видим в круге?
-ПосудУ.
Здесь очень много мы видим чего?
-ПосудЫ.
- С чем мы сейчас поиграем?
- С посудОЙ.
-Мы постоянно будем думать в этой игре о чём?
-О посудЕ.
И т.д.
Гном располагается в пустом секторе.
С помощью считалки (на каждую лексическую тему – своя) определяется первый играющий, который заводит юлу. Начинается диалог взрослого и ребёнка о том секторе, на который показала стрелка юлы:
- Какого цвета твой сектор? (закрепление сенсорных эталонов)
- Красного.
- На какой цифре остановилась стрелка юлы?
- На цифре 5.
- Какие предметы под цифрой 5 расположены в секторе?
- Ложки (образование множественного числа существительных)
- Значит, много каких предметов в этом секторе? (употребление родительного падежа множественного числа существительных)
- Много ложек.
-Давай посчитаем, действительно ли здесь 5 предметов? (согласование существительных с числительными, количественный счёт)
- Одна ложка,…три ложки, … пять ложек.
- Это большая ложка, а это маленькая…..
-Ложечка (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных)
- Она какая? (согласование прилагательных с существительными)
- Большая, лёгкая…..
-Из чего она сделана? Она какая? (образование относительных прилагательных)
- Из железа. Она железная.
- Раз, два, три, четыре, пять – Гном нас будет превращать в…(предмет, о котором шёл разговор). (Развитие воображения, общей моторики). Раз, два, три, четыре, пять – стали вы детьми опять.
(В игре приветствуются самостоятельные речевые высказывания ребёнка, построенные на собственном жизненном опыте).
- Молодец. Ты порадовал Гнома и заслужил приз. (Приз из рюкзачка гнома выкладывается в круге на сектор, о котором рассказывал ребёнок. В конце игры дети свои призы забирают и размещают в «Дневничках успеха»).
Следующий игрок вращает юлу. Если указатель стрелки попадает на сектор с детской ладошкой или музыкальной паузой, дети играют в различные мелодизированные игры. (Развитие моторных функций, координация речи и движений). При условии, если стрелка юлы долго не останавливается на секторе с музыкальной паузой, это «делает» Гном.
Совместная игровая деятельность переходит в самостоятельную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...
Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство "Чудесная тестопластика".
Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «Чудесная тестопластика»....
Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами
перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...
Обобщение собственного инновационного педагогического опыта по теме «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных»
Отчет представлен в виде образовательного проекта...
Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....
Рекомендации по развитию речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры
В публикации даются рекомендации по работе с дошкольниками по развитию речевых навыков детей через театрализованные игры, по накоплению и обогащению словесного зап...