Формирование связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста средствами русской народной литературы.
статья по развитию речи (средняя группа) по теме
Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и общественной деятельности- важная задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznoe_vyskazyvanie.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связного речевого высказывания
у детей дошкольного возраста средствами русской народной литературы.
Смолякова С.А.
«Родное слово есть основа
всякого умственного
развития и сокровищница
всех знаний: с него начинается всякое
понимание, через него проходит
и к нему возвращается».
(К.Д. Ушинский)
Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и общественной деятельности- важная задача.
Родной язык-источник и средство умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Формирование речи детей в дошкольные годы жизни- одна из серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
Родной язык для ребенка- это тот ключ, который откроет ему сокровища знаний, когда он будет изучать основы наук в школе. Через родной язык мы приобщаем детей к родной русской культуре: материальной культуре, духовной культуре: художественной литературе, фольклору, искусству.
Родное слово используется воспитателем как важнейшее средство воздействия на детей, формирование их морального облика, как средство передачи знаний.
Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов жизни.
Способность членораздельной речи является одним из наиболее значимых и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающая речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами речи- значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека.
Язык - это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.
Русская художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни.
Русская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной форме. Восприятие литературного произведения будет полненным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого нужно обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Основная задача воспитателя- привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Русская художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами советских детских писателей и поэтов, с доступными данному возрасту произведениями классиков русской литературы. Русская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Благодаря русской художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.
Русская художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним приключения, невзгоды и победы.
Русская художественная литература воспитывает воображение; увлекательные образы книг вызывают у маленьких слушателей живые конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки, и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная литература.
Отношение детей дошкольного возраста к художественной литературе выражается непосредственно и своеобразно: это любовь к слушанию сказок, рассказов, стихов, эмоциональное отношение к тому, что им читают или рассказывают взрослые.
Русская художественная литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков. Произведения художественной литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Произведения русской художественной литературы помогают формировать у детей нравственные оценки в доступной для них форме: хорошо-плохо, справедливо-несправедливо, честно-нечестно.
Рассказывание с использованием русской художественной литературы.
Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.
Воспитатель никогда не должен забывать того громадного, часто неотразимого влияния, которое живое слово имеет на человека.
Живое слово, представленное в виде простого, ясного, художественного рассказа, должно иметь постоянный, широкий доступ к детям. Дети очень любят рассказ, да иначе и не может быть. Рассказчик свободен, а чтец связан. Элемент личности, индивидуальности рассказчика вносит в рассказ прелесть и поднимает его интерес. Недаром рассказ играл всегда такую большую роль в жизни человечества.
Задача рассказчика- доставлять радость и этим путем развивать ум, чувства и речь ребенка. Это в то же время и вернейший путь к установлению близости, понимания между рассказчиком и детьми.
Логическая последовательность развертывающегося действия, соблюдение перспективы, выдержанность тона, ударений и пауз должны претворить рассказ в образец живого слова, выразительная мимика и удачный жест способствует силе впечатления. Роль рассказчика иногда почти граничит с ролью актера. Оставаться при этом естественным, непринужденным, соблюдать чувства меры, избегать натяжек и фальши, к которым дети так чувствительны,- дело нелегкое. Если рассказчик прост и естественен, просто и естественно отзовутся на его замысел дети.
На должной высоте находящееся искусство рассказывания- дело не легкое. Оно является иногда прирожденным даром, и дар этот присущ обыкновенно людям, способным глубоко по-детски чувствовать и грезить. Но умение рассказывать можно в себе и развивать, и каждый, кто предрешил свое общение с детьми, должен предварительно позаботиться о приобретении тех навыков, которые дадут ему силу владеть душой ребенка и направлять ее путем живого слова.
Мы не можем не привести яркие слова Фребеля, которыми он выражает свое отношение к хорошему рассказчику: «Хороший рассказчик- неоценимое сокровище. Благо тем детям, которые им располагают.
Что рассказать детям? Да все, что доступно их возрасту и пониманию: сказку, повесть, событие из жизни человека, животных, растений- все это должно пройти на заре их жизни перед их сознанием в виде яркого, образного рассказа.
Особое внимание должно быть уделено русской художественной литературе. Мы не будем говорить о значении русской художественной литературы в общем, о тех тончайших, иногда едва уловимых связях, которые существуют между сказкой и психикой ребенка. Мы коснемся вопроса- влияние сказок на развитие речи детей. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей первенствующего значения.
Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя.
Круг произведений для рассказывания детям составляют произведения народного творчества, доступные дошкольникам, произведения классиков и советской детской литературы.
Словесное творчество народа- замечательные сказки, загадки, поговорки, песенки, потешки. Из произведений народного творчества, созданных в большенстве своем в далекие времена, в условиях жизни, коренным образом отличающихся от современной советской действительности, отбираются только те, которые отвечают задачам воспитания. Сказки, где действуют смелые, честные герои, преодолевающие всевозможные препятствия умом или храбростью, терпением или трудом, защищающие слабых, восхищают детей, заставляют их глубоко сочувствовать положительным героям, ненавидеть зло, несправедливость, жадность, коварство.
Рассказывание детям на занятиях
Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как дети дошкольного возраста- только слушатели, а не читатели. От воспитателя зависит, как дети примут художественное произведение. Чем выразительнее рассказывает воспитатель книгу, тем внимательнее слушают его дети, тем лучше они воспримут ее содержание. Выбор способа передачи зависит от жанра произведения и от возраста слушателей.
Народные сказки- произведения устного народного творчества, предпочтительнее детям рассказывать, а не читать. Рассказывание традиционный путь передачи народных сказок. Во время рассказывании сказки между воспитателем и детьми устанавливается тесный контакт, детей увлекает не только содержание сказки, но и непосредственность передачи, когда рассказчик как бы является ее творцом.
Стихи рекомендуется читать наизусть, когда воспитатель рассказывает наизусть, он не связан книгой, ему легче держать в поле зрения всех детей, следить за тем, как они воспринимают произведение.
Рассказы, повести, поэмы воспитатель читает по книге. В этом есть свой воспитательный смысл: дети привыкают к тому, что книга- источник знаний, привыкают любить ценить книгу.
Подготовка воспитателя к рассказыванию
Воспитатель должен рассказать произведение, чтобы увлечь детей, чтобы вызвать в их сознании картины и образы, созданные писателем, чтобы заставить их переживать прослушанное.
Подготовка воспитателя к рассказыванию начинается с разбора литературного произведения, чтобы выяснить основной замысел автора или содержание народной сказки, определить характер действующих лиц и их взаимоотношения. В произведениях для детей дошкольного возраста чаще всего в характере героя выделяется одна какая-либо черта.
Так, например, в сказке «Заюшкина избушка» лиса хитра и бесцеремонна со слабыми, но труслива, когда встречается с сильным и храбрым; петушок- смелый, находчивый, защитник слабых.
После того как сделан разбор произведения, начинается работа над выразительностью его передачи. Она ведется параллельно в трех направлениях:
1). Овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;
2). Расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения, так и между отдельными частями произведения;
3). Выработка ясного и правильного произведения: нужно добиться, чтобы каждое слово звучало правильно, тогда и дети его правильно воспримут.
В процессе такой подготовительной работы воспитатель вживается в литературное произведение и запоминает текст. Поэтому при рассказывании он сможет свободно общаться со своими слушателями и речь его будет звучать так, как если бы он произносил свои собственные слова. Это делает произносимые слова убедительными, впечатляющими, наиболее доходчивыми для ребенка.
Методические требования к рассказыванию книг детям
Основная задача воспитателя во время художественного рассказывания- обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятий.
Все дети непосредственно, живо воспринимают художественное произведение, но они по-разному выражают свое отношение к тому, что им читают. Это зависит от возраста, от индивидуального склада характера, от содержания произведения.
Дети среднего возраста горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. Они волнуются, когда герой попадает в беду: маленькие руки сжимаются в кулаки, когда временно торжествует зло; радостные улыбки, возгласы приветствуют победу над злом и несправедливостью.
Чутко и живо реагируют дети на юмор: они улыбаются, заразительно смеются, повторяя отдельные слова или выражения.
К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющийся жизни. При планировании занятий отмечаются и часы рассказы, но часто рассказ рождается и по непредвиденному повороту, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога.
Обстановка при рассказе должна быть естественная, непринужденная. Дети усаживаются, как хотят, соблюдая общие интересы и правила приличия. Прерывать рассказчика они не должны, но их иногда неудержимо вырывающиеся реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но, наоборот, закрепляют связь между детьми и рассказчиком, воодушевляют последнего.
Желательно, чтобы новое литературное произведение, преподносимое детям, расширяло круг представлений и знакомило с новыми образами, явлениями и обозначающими их новыми для детей словами. Этого требует интересы культуры речи и обогащения словаря детей.
Рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать.
Рассказы по картинкам
Картинки- материал, исключительно приспособленннцй к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Представленные на картинках предметы объединины определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. На занятиях с детьми нужно я и выбирать такие картинки, художественный замысел которых прост, ясен и конкретен, ситуация очевидна. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребенка, облегчать работу его воображения и прираться на жизненный опыт ребенка, на запас его представлений.
Рассказывание детям по картинкам- один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать детям по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ педагога.
Картинку, намеченную для составления рассказа детьми, заблаговременно вывешивают в определенном месте. Детям нужно дать время с ней познакомиться, хорошенько рассмотреть. Рассказывают дети поочередно. Прерывать рассказчика не следует. Все замечания делаются в конце.
Составлять рассказы по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в таком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклониться от темы, путем наводящих вопросов помогает им тему развивать, освещать ее наиболее существенные стороны. Дети высказываются, вносят в содержание рассказа те или другие, иногда противоречивые подробности, спорят, приходят к соглашению. По окончании этой работы кто-нибудь из детей излагает рассказ в связном виде. Такая коллективная работа, сопровождаемая обменом мнений, особенно ценна для развития мышления и языка.
Рассказывание по картинам
Картинам, как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни.
Рассматривание картин преследует тройную цель:
- упражнение способности к наблюдению;
- поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения)
- развитие языка ребенка.
Занятиям с детьми по картинам принадлежит к методике развития речи детей первенствующие место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка.
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных сюжетов к более трудным и сложным.
По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам:они напоминают им виденное, или личное пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей.
Надо стремиться, чтобы рассматривание картины способствовали развитию в детях эстетического чувства.
Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственными интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...
Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье описываются направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...
Формирование структуры речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование.
Специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня. При ОНР2 от...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВПрименение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с системным недоразвитием речи...
Логопедическая работа по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Процесс развития связной речи представляет собой сложную деятельность, особенно для детей с общим недоразвитием речи. В этой статье раскрываются условия, эффективные формы и методы работы по развитию ...
Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.
Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи ....