Лексическая тема «Игрушки» (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема «Игрушки»
Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”
На большом диване в ряд, (попеременно хлопают ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).
Физкультминутка «Мячик». Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на носочках, руки на Девочки и мальчики поясе)
Прыгают, как мячики.
Тема «Игрушки» понедельник
Оборудование: машина грузовик с игрушками матрешки, пирамидка, мяч, кукла, юла, кубики
«Отгадай-ка» – К нам грузовик привез игрушки, но грузовик покажет игрушку, если вы угадаете загадку. • Я жужжу, жужжу, жужжу, на одной ноге кружу. Я с ребятами играю, огоньки во мне сверкают. Кто я? Юла. • Друг на друга мы похожи. Спрятаться в одной все можем. Кто мы? Матрешки. • Я глазки закрываю, я глазки открываю, я «мама» говорю. Играть с вами люблю. Кукла. • Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. Мячик. • Большое колечко. Колечко поменьше. Вверху еще меньше. Что это? Пирамида. • Это чудо кирпичи мы в подарок получили. Дом построим и сломаем. Потом башню воздвигаем. Раз, два, три, четыре, пять – можно строить и ломать! Кубики.
- Как одним словом можно назвать эти предметы? (игрушки) – Какие еще у нас в группе есть игрушки?
«Подбери словечко» - посмотрите внимательно на эти игрушки. С любой игрушкой можно играть по-разному. Подумайте и скажите, что можно делать с каждой из них. • Мячик можно … (катать, бросать, подбрасывать) . • Машинку можно … (катать, нагружать, разгружать) . • Из кубиков можно … (строить) . • Юлу можно … (крутить, вращать) . • Куклу можно … (кормить, одевать, переодевать, купать, причесывать, укладывать спать) . • Пирамидку можно … (собирать, разбирать) .
Физкультминутка
«Назови ласково»
Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка,
машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка,
локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка,
нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико,
щека — щечка, брови — бровки.
«Что делает – что делаю» машинка стоит – машинки стоят машина едет – машины едут кукла спит – куклы спят кукла танцует – куклы танцуют собачка лает – собачки лают зайчик поет – зайчики поют мяч лежит – мячи лежат мишка плачет – мишки плачут самолетик летит – самолетики летя
«Доскажи словечко» В коробке лежат что? … (игрушки). В магазине много чего? … (игрушек). Петя рад чему? … (игрушкам). Мама купила что? … (игрушки). На столе коробка с чем? … (с игрушками). Таня мечтает о чем? … (об игрушках).
Пальчиковая гимнастика
Задания для самокоррекции «Кто, чем играет?»
Итог занятия - давайте вспомним какие предметы нам привез грузовик. - как мы можем одним словом назвать: мячик, пирамидку…..
Тема «Игрушки» вторник
Оборудование: машина грузовик с игрушками матрешки, пирамидка, мяч, кукла, юла, кубики. Добавить новые игрушки.
– К нам опять грузовик привез игрушки. Перечисление игрушек. – Какие новые игрушки привез грузовик? - Как одним словом можно назвать эти предметы? (игрушки)
«Большой - маленький» Большой мяч, а маленький … мячик. Большой самолет, а маленький … самолетик. Большой корабль, а маленький … кораблик. Большой солдат, а маленький … солдатик. Большой мишка, а маленький … мишутка. Большой слон, а маленький … слоник. Большая пирамида, а маленькая … пирамидка. Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка. Большая машина, а маленькая … машинка. Большая лошадь, а маленькая … лошадка. Большая кукла, а маленькая … куколка.
«Назови лишнее слово»
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч
барабан, матрешка, лук, машинка
кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка пирамидка, кубик, робот, книга. кукла, мяч, береза, машинка барабан, матрешка, лук, самолетик юла, неваляшка, тетрадь, робот мяч, ромашка, кубик, мишка
Физкультминутка
«1, 2, 5»
Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
мишка)
Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
матрешка)
одно ведро, два ведра, пять ведер.
«Скажи наоборот» Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая). Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий). Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная). У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий). Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая). Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко). Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро). Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил). Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала). Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали). Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).
Пальчиковая гимнастика
Задания для самокоррекции Аппликация «Мячики для клоуна» (вырезают мячик и приклеивают)
Итог занятия - давайте вспомним какие предметы нам привез грузовик. - как мы можем одним словом назвать: мячик, пирамидку…..
Тема «Игрушки» среда
Оборудование: картинки с изображением игрушек
Дети стоят. – Сядет тот, кто назовет мне игрушку.
«Эхо» Воспитатель (громко). Мяч! Дети (тихо). Мяч! Воспитатель (громко). Ю-ла! Дети (тихо). Ю-ла! Воспитатель (громко). Ку-би-ки! Дети (тихо). Ку-би-ки! Воспитатель (громко). Ма-ши-на! Дети (тихо). Ма-ши-на! Воспитатель Вы были внимательным “эхом”! Молодцы!
«Что из чего»
У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…). Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)
«Чего не стало?» (5 предметов)
Физкультминутка
«Чей? Чья?»
На доске велят картинки –игрушки. Педагог обращается к детям. -Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.
Воспитатель показывает игрушку
— Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)
— Этот самолет чей? (Этот самолет мой.) и т.д.
«Скажи ласково» Корабль синий, а кораблик … синенький. Мяч круглый, а мячик … кругленький. Шар желтый, а шарик … желтенький. Машина быстрая, а машинка … быстренькая. Кукла веселая, а куколка … веселенькая. Слон грустный, а слоник … грустненький. Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький. Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.
Пальчиковая гимнастика
Задания для самокоррекции Выкладывание из пластилина жгутиками воздушные шарики (синий, красный, желтый, зеленый)
Итог занятия - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Тема «Игрушки» четверг
-Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки. Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ним-
Еж и лягушка
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? Шесть игрушек.
«Мой, моя, мои» (по картинам)
МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы
«Исправь ошибку и скажи правильно»
Резиновый мячик из дерева. Меховой зайчик твердый. Деревянная пирамидка мягкая. У слоника короткий хобот. У зайчика длинный хвостик. Воздушный шарик катится вверх. У Буратино короткий нос. У Мальвины красные волосы. Елочные игрушки висят на березе. Воздушный шарик тяжелее мячика. По воде плывет самолетик. Петя катает кубик. Глиняную уточку слепили из пластилина. Говорящая кукла громко молчит. Кукла моргает ушками. У зайчика четыре ножки.
Физкультминутка
«Вставь пропущенное слово» Игрушки лежат … коробке. (В) Кукла спит … кроватке. (В) Зайка катается … машинке. (НА) Мозаика упала … стола. (СО) Машинка отъехала … гаража. (ОТ) Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ) Воздушный шарик летает … столом. (НАД) Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД) Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД) Машинка катится … полу. (ПО)
«Один - много» мяч – мячи – много мячей мячик – мячики – много мячиков кукла – куклы – много кукол кубик – кубики – много кубиков мишка – мишки – много мишек машина – машины – много машин машинка – машинки – много машинок собачка – собачки – много собачек пирамида – пирамиды – много пирамид пирамидка – пирамидки – много пирамидок матрешка – матрешки – много матрешек неваляшка – неваляшки – много неваляшек робот – роботы – много роботов самолет – самолеты – много самолетов
Пальчиковая гимнастика
Задания для самокоррекции «Осьминожка» обвести ладошку, щупальци закрутить карандашом.
Итог занятия - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Тема «Игрушки» пятница
Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается, сейчас я упаду.
Вопросы к стихотворению:
— Кто идет? (БЫЧОК идет.)
— Что он делает? (Качается, вздыхает.)
— Почему он вздыхает? (Он боится.)
— Чего он боится? (Боится упасть.) Повторное чтение стихотворения логопедом.
Заучивание стихотворения (хором, индивидуально, по цепочке).
«Доскажи словечко» Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы. Грузовая машинка перевозит что? … грузы. Настольная игра лежит где? … на столе. Говорящая кукла умеет что делать? … говорить. Музыкальная игрушка играет что? … музыку. Елочные игрушки повесили куда? … на елку. У зайчика длинные что? … ушки. У мишки четыре чего? … лапы. У Мальвины голубые что? … волосы. У Буратино длинный что? … нос. У пирамидки много чего? … колец. Из кубиков можно построить что? … башню, дом … . Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата. Куклу уложили спать куда? … в кроватку. Куклу накрыли чем? … одеяльцем. Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… . Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась. Уронили мишку куда? … на пол. Оторвали мишке что? … лапу. Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик. Зайку бросила кто? … хозяйка.
Физкультминутка
«Писатель»
Пальчиковая гимнастика
Задания для самокоррекции «Раскрась ответ загадки» Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной... (Машинки)
Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке! (Неваляшка)
Итог занятия - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....
Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР
Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР...
Индивидуальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт». (старшая группа, ОНР)
Занятие направлено на расширение знаний о транспорте; формирование понятия водный, воздушный, наземный, грузовой и пассажирский транспорт, подземный транспорт, железнодорожный транспорт; формиро...
СТИХИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ в старшей группе
Предлагаю подборку стихов по лексическим темам для еженедельного заучивания с детьми в группе или с родителями дома. Практически все стихи взяты из книги "Разговорчивые" стихи в помощь логопеду. В сбо...
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «ЦВЕТИК – МНОГОЦВЕТИК» Заключительное мероприятие по лексической теме «Цветы».старшая группа
Задачи:Образовательные: 1. Закрепить знания детей о полевых, луговых, лесных и садовых цветах.2. Отметить особенности их строения, функции каждой части растения.3. Упражнять детей в классификаци...
Лексическая тема «Игрушки» подготовительная группа
занятия для детей подготовительной группы....
Конспект НОД по лексической теме "Игрушки", средней группы
Цель: Расширить у детей знания об игрушках: их значении...