Слово за слово: ребенок и речь
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Натали Николаевна Никитина

Для современных дошколят логопедические проблемы, к сожалению, явление нередкое. Но как показывает практика словарный запас, развитость речевого аппарата напрямую связаны с успешным обучением,  творческим проявлением и возможностью реализовать себя в социуме. Именно поэтому важно в дошкольном возрасте создать необходимые условия для развития речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_rech.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

ХОЧУ СПРОСИТЬ

автор Наталья НИКИТИНА.

Слово за слово: ребенок и речь

  ВВОДКА: Для современных дошколят логопедические проблемы, к сожалению, явление нередкое. Но как показывает практика словарный запас, развитость речевого аппарата напрямую связаны с успешным обучением,  творческим проявлением и возможностью реализовать себя в социуме. Именно поэтому важно в дошкольном возрасте создать необходимые условия для развития речевой деятельности.

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

В этом возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения, ведь именно с помощью речи на этом этапе он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями, учится строить с окружающими адекватные отношения.  

Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в определенных временных рамках. Рамки эти, довольно условные, но все же знание их позволяет отличать норму от патологии.

    Сегодня годовалых детей, говорящих 15-20 осмысленных слов, практически не найти. Что случилось? Почему не только современные годовалые, но даже трёхлетки  плохо говорят? Да и школьники, мягко говоря, красотой речи не блещут. В причинах данной проблемы мы попытались разобраться с Марией Покаместовой психологом МБДОУ №53 г. Канска «Радуга», Екатериной Ефимовой  логопедом МБДОУ № 21 г. Канска  «Золотой ключик» и Татьяной Жуковой  руководителем Центра дошкольного развития Канского педагогического колледжа «Академия детства».

     Надо отметить, что не так давно при личной беседе по данному вопросу Андрей Панов  высказался: «Мне кажется, эта проблема существовала всегда, может быть мы просто стали работать по выявлению данной проблемы?».

С Андреем Петровичем трудно не согласиться, возможно, в настоящее время данному вопросу действительно стали уделять больше внимания, однако педагоги, работающие в образовательных организациях ни один десяток лет, заверили нас, что современные дошколята говорить начинают гораздо позже и, как правило, хуже, прежних воспитанников.

    Статистика в этом вопросе совсем не радует. Подтверждением всего вышесказанного являются слова психолога Марии Вячеславовны, которая поведала нам о том, что «Коррекционное дошкольное учреждение» №9 не так давно  имело всего 3 группы, в которых было не более 9-10 воспитанников, а сегодня данное образовательная организация имеет около 9 коррекционных групп.

Одной из главных причин, влияющих на увеличение числа детей с речевыми трудностями, Татьяна Дмитриевна выделяет развивающиеся быстрыми темпами современные технологии, влияние которых резко отразилось на молодом поколении. А именно…

А ТАК ЛИ ХОРОША ЦИВИЛИЗАЦИЯ?

   Если судить с точки зрения физиологии, то надо заметить, что наши сегодняшние дошколята – это не новое поколение, это «поколение через поколение», у которых скорость психофизических процессов совершенно иная. Многократно проведенные исследования ученых – практиков позволили выявить, что у современных чад значительно увеличились лобные доли, являющиеся ключевыми в процессе обучения, и конечно это не могло не повлиять на восприятие информации и ощущение этого мира. Цифровой мир имеет огромный минус – он всерьез и надолго овладевает человеком, а тем более ребенком с его еще несформированной психикой.  

   Татьяна Жукова твердо убеждена в том, что если ребенка вытащить из ситуации научно-технического прогресса и оставить  на лоне природы, он будет впитывать окружающий мир каждой клеточкой, он будет вынужден постоянно двигаться, а если с ним рядом будет еще и мама, поддерживающая диалог, то, несомненно, все это станет огромной стимуляцией развития его речевого аппарата.

    В просторах наших домов и квартир ребенок ощущает себя абсолютно счастливо и комфортно. Поскольку здесь у него есть и планшет, и персональный компьютер, и любимый телевизор, а вот условий для активной стимуляции речи, к сожалению, нет. Ведь с помощью вышеперечисленных благ цивилизации ребенок будет большую часть информации, а это около 90% воспринимать визуально, 9% - аудиально и лишь 1% остается на мелкую моторику, неразрывно связанную с развитием речи. Это ни есть хорошо, так как с психофизической точки зрения, мозг при визуальном видеоряде не работает. Бесспорно, восприятие информации происходит, но анализ, синтез и другие сложные мыслительные операции практически полностью отсутствуют.

РАЗВИТИЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

  Но и от благ мы отказаться не можем, поэтому следует дозировать и развлечения, и отдых, и  общение с ребенком, которое в домашних условиях способно вместить в себя и совместно проделываемую работу, и диалог, и игру. Необходимо создать ребенку условия для развития, не ограничивая при этом его интересы и потребности. Учеными давно доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. То есть, чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.      

    Старайтесь чаще заниматься с ребенком дома, при этом всегда учитывайте его состояние и возможности. Например, дайте ему возможность перебирать с вами крупу, нанизывать бусинки, макаронные изделия на нитку (лучшее домашнее пособие для развития мелкой моторики), рисовать пальчиками на манке, плохо, но самостоятельно постирать свои носки, слепить первый вареник, самостоятельно подмести пол или завязать шнурки.

    Помните, главное - положительный эмоциональный настрой и спокойная обстановка. Не ругаете ребенка  при неудачах, ведь в состоянии стресса ребенок хуже справляется с интеллектуальными и творческими заданиями. Любите ребенка таким, какой он есть, не ждите от него невозможного.

   В то же время,  не старайтесь сделать все за ребенка, или наоборот целиком и полностью погружать его в самостоятельную обособленную от взрослого деятельность. Например, не следует давать ему краски и требовать нарисовать картину. Необходимо так организовать его пространство, чтобы он сам захотел заниматься тем или иным делом. Лучший вариант - сесть с ребенком и показать ему, как это делать, при этом рисовать не за него, а вместе с ним. Этому учил еще выдающийся советский психолог Лев Выгодский: «Покажи мне, как делать, сделай это со мной, дай мне сделать это с другими и тогда, я буду делать это самостоятельно». 

   Не нужно забывать, что у каждого ребенка свой порог говорения. Будьте внимательнее к своим детям. Понаблюдайте за ребенком, периодически проверяйте: насколько хорошо у него развита речь, память, мышление, внимание для данного возраста или же обратитесь за консультацией к специалисту, который определит уровень развития психических процессов вашего ребенка.

   Логопед Екатерина Ефимова рекомендует, начинать работать с ребенком над развитием речи, с самого рождения. Разговаривайте с малышом адекватно возрасту, совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи, проговаривайте каждое свое действие, читайте сказки. Для малышей мы - образец поведения и посему все наши привычки, действия, манера общения, как в зеркале отражается в наших детях. Всегда следите за своей речью, потому как часто из-за этого ребенок моет слышать слова  искаженно, особенно четко нужно произносить новые незнакомые для ребенка слова. Помните, речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

   Основанием для беспокойства должны быть: отсутствие в речи или же крайне бедный словарь, отсутствие во время произнесенных звуков, ребенок не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки одним словом.

  Веской причиной неразвитости речи может стать неспособность речевого аппарата произносить звуки, а, например, частичная или полная глухота или сниженная острота зрения. Доказано, что большинство детей с отставанием в речевом развитии нуждаются еще и в помощи специалистов разного профиля. Следовательно, для начала  важна правильная поддержка соответствующих  специалистов, а уже потом можно позаботиться и о так называемых развивашках.

   Если же вы обращаетесь за помощью к логопеду и психологу, дефектологу с пятилетним ребенком, с просьбой о помощи: за 2-3 занятия научить его  говорить, к большому сожалению, ни один специалист  не имеет волшебной палочки и нужно отдавать себе отчет, что чуда не произойдет. Поэтому оказание помощи должно быть не только правильным, но и своевременным.

 Даже если в организации созданы самые комфортные  для ребенка условия и трудятся все необходимые  специалисты, это работа ни одного года, порой на данный процесс может уйти  до 5 лет. И то только при условии совместной слаженной работы педагога, психолога, логопеда и родителя. Без помощи, без  поддержки и без заинтересованности в собственном ребенке родителя любой специалист бессилен.

ИНСТИТУТ ЛЮБВИ И МУДРОСТИ

       Еще одной причиной по праву можно назвать быстро меняющуюся социальную ситуацию. По мнению Андрея Панова, за последние пять-десять лет так изменился уклад жизни, что на смену так называемой многоступенчатой семье (когда молодые семьи жили с родителями, бабушками и дедушками) пришло актуальное проживание «отдельно» от родителей. «А ведь старшее поколение – это колоссальный ресурс, который в настоящее время не полностью используется» - убежден Андрей Петрович. Это же мнение разделяет и Татьяна Дмитриевна, считающая, что сегодня, к сожалению, от нас уходит самый замечательный институт любви и мудрости – институт бабушек.

ПРИЛАГАЯ УСИЛИЯ, РАЗВИВАЕМ СПОСОБНОСТИ

     Ребенок не рождается со сложившейся речью. Работа над развитием речи ребенка – это сложнейший процесс, зависящий от многих факторов, в том числе от семьи и условий, в которых он проживает, от материнской заботы и любви.

   Первые годы жизни  - это время наиболее интенсивного развития, в которое каждому ребенку необходимо и речевое, и тактильное общение. Именно в семье приобретается навык правильной речи.  Мария Вячеславовна: «Мы все близкие ему люди должны работать на то, чтобы ребенок развивал свою речь, умел общаться, легко преодолевал трудности и смог в дальнейшем устроить свою жизнь».

  Мы должны стремиться расширять кругозор ребенка, беседовать с ним на различные бытовые темы. Ребенок должен всё видеть, все слышать,  все трогать и пробовать на вкус. Малыш должен быть обращен к миру, чтобы познавать его в полной мере, а не быть закутанным в 10 пеленок и плотно прижатым к груди матери.

   Очень важно отношение матери к еще неродившемуся ребенку. Любовь, с которой она вынашивает свое чадо, мысли, связанные с его появлением, эмоционально-положительное общение, которое происходит в этот период, оказывают огромное влияние на развивающуюся психику малыша.

Психолог Мария Покаместова: «Когда мама пеленает и одновременно разговаривает со своим малышом, он получает и тактильное, и речевое общение и материнское тепло, развивающее  речь в том числе».

  Сегодня детям особо не достает нашей  любви, внимания и заботы –это еще одна немалозначимая причина многих речевых проблем детей. Мы стали очень мало  общаться со своими детьми. Все мы заняты зарабатыванием денег, созданием условий. В каком-то смысле нередко родитель  пытается откупиться от ребенка, предлагая взамен общению 75 дорогую машинку или 49 новое платье. В связи с этим и ценности ребенка становятся другими, так для него становятся приоритетными не человеческие качества, а материальные блага.  

    Мы взрослые хотим научить наших детей быть активными, людьми, обладающими интегрированными качествами, умеющими самоорганизоваться и умеющими грамотно выстраивать свою речь, но нужно не забывать, что это только дети! Не слишком ли много мы возлагаем на них? Не требуйте многого, ведь это все лишь дети! Взрослые, умные дяди и тети, главное – не перегибайте палку в погоне за результатами и показателями. Дарите своим детям любовь и принимайте их такими, какие они есть…

К году активный словарь ребенка должен составлять 10 слов, а пассивный, то есть, то, что знаю, но в речи не произношу, свыше 20 слов.

Каждый ребенок осваивает звуки по-разному. Родители часто беспокоятся о то, что ребенок не выговаривает звук «р». В этом случае необходима помощь специалиста. Если у вас нет логопеда в детском саду, то в городе Канске есть Центр диагностики и консультирования, куда всегда можете обратиться за квалифицированной помощью. Логопедических упражнений довольно много, которые легко можно выполнять дома, но только после консультации со специалистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

"Слово за слово: ребенок и речь"

Для современных дошколят логопедические проблемы, к сожалению, явление нередкое. Но как показывает практика словарный запас, развитость речевого аппарата напрямую связаны с успешным обучением,  т...

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, самостоятельной речи ребенка.

Автоматизация звука [Ш]  в слогах, словах, предложениях,  самостоятельной речи ребенка....

Программа детского творческого объединения «От слова к слову» по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием приемов мнемотехники.

Пояснительная  записка   Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...