Программа детского творческого объединения «От слова к слову» по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием приемов мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Пояснительная записка
Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано.
Одна из них мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем памяти человека путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы эффективно использовать в работе с дошкольниками, так как доказано, что наглядный материал ими усваивается лучше.
В формировании связной речи младших дошкольников использование мнемодорожек и мнемотаблиц может оказать неоценимую помощь. Память и речь детей трехлетнего возраста развита слабо, по этому, использование опорных, карточек, схем и таблиц может помочь детям в длительном хранении и воспроизводстве любой информации. Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах отмечал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
«----»-----------202 год
Заведующий МКДОУ
«Колчеданский детский сад №1»
---------------------Калистратова Н.А
Программа
детского творческого объединения
«От слова к слову»
по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием приемов мнемотехники.
Воспитатель: Липина Ольга Анатольевна, ВКК
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано.
Одна из них мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем памяти человека путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы эффективно использовать в работе с дошкольниками, так как доказано, что наглядный материал ими усваивается лучше.
В формировании связной речи младших дошкольников использование мнемодорожек и мнемотаблиц может оказать неоценимую помощь. Память и речь детей трехлетнего возраста развита слабо, по этому, использование опорных, карточек, схем и таблиц может помочь детям в длительном хранении и воспроизводстве любой информации. Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах отмечал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Актуальность программы
Диагностическое обследование детей младшей группы выявило, что у большей части детей снижены память и концентрация внимания, при выполнении заданий. Скудный словарный запас не позволяет детям пользоваться речью в полном объеме. Вследствие чего, дети испытывают сложности в построении диалога со сверстниками и взрослыми. Им тяжело дается заучивание коротких стихотворений, а самостоятельно составить пересказ, пользуясь простыми предложениями, могут единицы.
Поэтому перед собой я поставила задачи развивать концентрацию внимания и память детей. Формировать умение самостоятельно строить предложения для изложения свои мысли, обогащать словарный запас детей.
Изучив учебную, справочную и научно-методическую литературу, по
вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники
таких авторов, как Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьёва, Т.В. Большова, Т.Б. Полянская пришла к выводу использовать данные методики в своей кружковой работе. Мной был разработан план проведения кружковой работы по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием мнемотехники. Подобран и создан наглядный дидактический материал для работы с детьми. Темы занятий кружка перекликаются с тематическим перспективным планом основной работы для группы младшего возраста. Что позволяет расширить и углубить работу над формированием связной речи детей и достичь желаемых результатов.
Цель: Формирование связной речи детей младшего возраста путем использования мнемотехники.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать развитию умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3.Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц пересказывать знакомые сказки, составлять короткие рассказы, рассказывать стихи;
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
Предполагаемый результат:
1.Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;
2.Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем;
3.Дети смогут составлять небольшой рассказ с помощью мнемодорожек;
4.Дети будут знать и пересказывать русские народные сказки;
5.Дети будут знать 10 - 12 стихотворений разных авторов.
Объекты программы:
- дети 3 - 4 лет;
- семьи детей посещающих детский сад;
- педагогический персонал детского сада.
Методы работы:
-чтение художественных произведений;
- анализ прочитанных произведений;
- рассматривание и анализ мнемодорожек, мнемотаблиц, схем;
- составление простых предложений, заучивание, пересказ;
- игры на развитие речи, памяти, логического мышления.
Формы организации работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- учет интересов и способностей детей;
- желание родителей;
-добровольное участие;
- учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы составляет 9 месяцев. Данная программа состоит из 32 занятий по 10 - 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю, второе занятие повторяется.
Для определения уровня результативности реализации программы, опираясь на модифицированную диагностику Л.В.Коломейченко, Л.В Любимовой «Мнемотехника в развитии дошкольников», была разработана карта обследования уровня развития речи детей младшего возраста, по средствам мнемотехники.
Перспективное планирование занятий по развитию
речи детей 3 - 4 лет с использованием мнемотехники
Месяц | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
Сентябрь 2 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
Сентябрь 3 неделя | Знакомство с мнемокарточками. | Упражнять в подборе слова к заданной картинке. |
Сентябрь 4 неделя | Знакомство с мнемодорожками к стихам А. Барто «Мяч», «Мишка», «Бычок», «Кораблик». | Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки. |
Октябрь 1 неделя | Пересказ русской народной сказки «Репка». | Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами. |
Октябрь 2 неделя | Заучивание стихотворения «Фрукты». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Октябрь 3 неделя | Заучивание стихотворения «Ягодки рябинки». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Октябрь 4 неделя | Составление предложений об осени. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Октябрь 5 неделя | Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад». | Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Ноябрь 1 неделя | Составление предложений о домашних животных. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Ноябрь 2 неделя | Пересказ русской народной сказки «Курочка ряба». | Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами. |
Ноябрь 3 неделя | Составление предложений о птицах. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Ноябрь 4 неделя | Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Медведь». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Декабрь 1 неделя | Составление предложений о зиме. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Декабрь 2 неделя | Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. |
Декабрь 3 неделя | Пересказ русской народной сказки «Рукавичка». | Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. |
Декабрь 4 неделя | Заучивание стихотворения В. Петровой «Дед Мороз прислал нам елку…». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. |
Январь 1 неделя | Пересказ русской народной сказки «Колобок». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Январь 2 неделя | Заучивание стихотворения Н. Куколева «Воробей». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Январь 3 неделя | Составление предложений о зимних забавах. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Февраль 1 неделя | Пересказ русской народной сказки «Бобовое зернышко». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Развивать диалогическую речь. |
Февраль 2 неделя | Составление предложений о посуде. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Февраль 3 неделя | Заучивание стихотворения В. Петровой «Папин праздник». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Февраль 4 неделя | Пересказ русской народной сказки «Три медведя». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Март 1 неделя | Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Март 2 неделя | Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Март 3 неделя | Заучивание стихотворения В.Степанова «Повар». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Март 4 неделя | Составление предложений о профессиях. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Апрель 1 неделя | Составление предложений о весне. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Апрель 2 неделя | Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Апрель 3 неделя | Составление предложений о воде. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Апрель 4 неделя | Заучивание стихотворения Т. Новицкой «Про насекомых». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Май 1 неделя | Заучивание стихотворения Т. Голуб «Одуванчик». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Май 2 неделя | Составление предложений о лете. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Май 3 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
Май 4 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-716276-1449329499.jpg)
Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники
Мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.Хорошая реч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-844636-1478445568.jpg)
Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"
Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/25/picture-1043163-1698252282.jpg)
Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427923-1396110748.jpg)
Буклет "Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники"
Буклеты для родителей по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427923-1396110748.jpg)
Выступление на педсовете "Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники, схем, моделей"
Выступление из опыта работы по развитию речи дошкольников...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".
Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...
Статья: "Развитие речи детей посредством использования элементов мнемотехники"
В сообщении говорится о том, что такое мнемотехника, что является целью и как можно использовать приемы мнемотехники в работе по развитию речи детей. В сообщении раскрыто какой наглядно-демонстративны...