Программа детского творческого объединения «От слова к слову» по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием приемов мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Липина Ольга Анатольевна

 

Пояснительная  записка

   Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано.

        Одна из них мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем памяти человека путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы эффективно использовать в работе с дошкольниками, так как доказано, что наглядный материал ими усваивается лучше.  

        В  формировании связной речи младших дошкольников использование мнемодорожек и мнемотаблиц может оказать неоценимую помощь. Память и речь детей трехлетнего возраста развита слабо, по этому, использование опорных, карточек, схем и таблиц может помочь детям в длительном хранении и воспроизводстве любой информации.  Константин Дмитриевич  Ушинский в своих трудах отмечал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

«----»-----------202    год

                                                                                             

Заведующий       МКДОУ

«Колчеданский детский  сад  №1»

---------------------Калистратова Н.А

Программа

детского творческого объединения

«От слова к слову»

по развитию речи детей 3 - 4 лет  с использованием приемов мнемотехники.

                                                               

                                                               

                                                          Воспитатель: Липина Ольга Анатольевна, ВКК

2022-2023 уч. год

Пояснительная  записка

   Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано.

        Одна из них мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем памяти человека путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы эффективно использовать в работе с дошкольниками, так как доказано, что наглядный материал ими усваивается лучше.  

        В  формировании связной речи младших дошкольников использование мнемодорожек и мнемотаблиц может оказать неоценимую помощь. Память и речь детей трехлетнего возраста развита слабо, по этому, использование опорных, карточек, схем и таблиц может помочь детям в длительном хранении и воспроизводстве любой информации.  Константин Дмитриевич  Ушинский в своих трудах отмечал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Актуальность программы

     Диагностическое обследование детей младшей группы выявило, что у большей части детей снижены память и концентрация внимания, при выполнении заданий. Скудный словарный запас не позволяет детям пользоваться речью в полном объеме. Вследствие  чего, дети испытывают сложности в построении диалога со сверстниками и взрослыми. Им тяжело дается заучивание коротких стихотворений, а самостоятельно составить пересказ, пользуясь простыми предложениями, могут единицы.

      Поэтому перед собой я поставила задачи развивать концентрацию внимания и память детей. Формировать  умение  самостоятельно строить предложения для изложения свои мысли, обогащать словарный запас детей.

      Изучив учебную, справочную и научно-методическую литературу, по

вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники

таких авторов, как Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьёва, Т.В. Большова, Т.Б. Полянская пришла к выводу использовать данные методики в своей кружковой работе. Мной был разработан план проведения кружковой работы по развитию речи детей  3 - 4 лет с использованием мнемотехники. Подобран и создан наглядный дидактический материал для работы с детьми. Темы занятий кружка перекликаются с тематическим перспективным планом основной работы для группы младшего возраста. Что позволяет расширить и углубить работу над формированием связной речи детей и достичь желаемых результатов.

Цель: Формирование связной речи детей младшего возраста путем использования мнемотехники.

Задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать развитию умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

3.Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц пересказывать знакомые сказки, составлять короткие рассказы, рассказывать стихи;

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

Предполагаемый результат:

1.Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;

2.Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем;

3.Дети смогут составлять небольшой рассказ с помощью мнемодорожек;

4.Дети будут знать и пересказывать русские народные сказки;

5.Дети будут знать 10 - 12 стихотворений разных авторов.

Объекты программы:

- дети 3 - 4 лет;

- семьи детей  посещающих детский сад;

- педагогический персонал детского сада.

Методы работы:

-чтение художественных произведений;

- анализ прочитанных произведений;

- рассматривание и анализ мнемодорожек, мнемотаблиц, схем;

- составление простых предложений, заучивание, пересказ;

- игры на развитие речи, памяти, логического мышления.

Формы организации работы:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы:

- учет интересов и способностей детей;

- желание родителей;

-добровольное участие;

- учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы составляет 9 месяцев. Данная программа  состоит из 32 занятий по 10 - 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю, второе занятие повторяется.

Для определения уровня результативности реализации программы, опираясь на модифицированную диагностику Л.В.Коломейченко, Л.В Любимовой «Мнемотехника в развитии дошкольников», была разработана карта  обследования  уровня развития речи детей младшего возраста, по средствам мнемотехники.

Перспективное планирование занятий по развитию

речи детей  3 - 4 лет с использованием мнемотехники

Месяц

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.

Выявить уровень развития речи   детей.

Сентябрь

2 неделя

Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.

Выявить уровень развития речи   детей.

Сентябрь

3 неделя

Знакомство с мнемокарточками.

Упражнять в подборе слова к заданной картинке.

Сентябрь

4 неделя

Знакомство с мнемодорожками к стихам А. Барто «Мяч», «Мишка», «Бычок», «Кораблик».

Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки.

Октябрь

1 неделя

Пересказ русской народной сказки «Репка».

Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами.

Октябрь

2 неделя

Заучивание стихотворения «Фрукты».

Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу.

Октябрь

3 неделя

Заучивание стихотворения «Ягодки рябинки».

Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу.

Октябрь

4 неделя

Составление предложений об осени.

Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку.

Октябрь

5 неделя

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад».

Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемотаблицу.

Ноябрь

1 неделя

Составление предложений о домашних животных.

Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку.

Ноябрь

2 неделя

Пересказ русской народной сказки «Курочка ряба».

Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами.

Ноябрь

3 неделя

Составление предложений о птицах.

Формировать умения составлять предложения  из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку.

Ноябрь

4 неделя

Заучивание стихотворения  И. Токмаковой «Медведь».

Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу.

Декабрь

1 неделя

Составление предложений о зиме.

Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку.

Декабрь

2 неделя

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик».

Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы.

Декабрь

3 неделя

Пересказ русской народной сказки «Рукавичка».

Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу.

Декабрь

4 неделя

Заучивание стихотворения В. Петровой «Дед Мороз прислал нам елку…».

Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы.

Январь

1 неделя

Пересказ русской народной сказки «Колобок».

Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь.

Январь

2 неделя

Заучивание стихотворения Н. Куколева «Воробей».

Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы.  Развивать речь и память детей.

Январь

3 неделя

Составление предложений о зимних забавах.

Закреплять умение  самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую  речь.

Февраль

1 неделя

Пересказ русской народной сказки «Бобовое зернышко».

Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Развивать диалогическую речь.

Февраль

2 неделя

Составление предложений о посуде.

Закреплять  умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую  речь.

Февраль

3 неделя

Заучивание стихотворения В. Петровой «Папин праздник».

Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей.

Февраль

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Три медведя».

Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь.

Март

1 неделя

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме».

Закреплять способность  запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы.  Развивать речь и память детей.

Март

2 неделя

Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь».

Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь.

Март

3 неделя

Заучивание стихотворения В.Степанова «Повар».

Закреплять  способность  запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы.  Развивать речь и память детей.

Март

4 неделя

Составление предложений о профессиях.

Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую  речь.

Апрель

1 неделя

Составление предложений о весне.

Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую  речь.

Апрель

2 неделя

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь.

Апрель

3 неделя

Составление предложений о воде.

Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую  речь.

Апрель

4 неделя

Заучивание стихотворения Т. Новицкой «Про насекомых».

Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы.  Развивать речь и память детей.

Май

1 неделя

Заучивание стихотворения Т. Голуб  «Одуванчик».

Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы.  Развивать речь и память детей.

Май

2 неделя

Составление предложений о лете.

Закреплять  умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую  речь.

Май

3 неделя

Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.

Выявить уровень развития речи   детей.

Май

4 неделя

Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.

Выявить уровень развития речи   детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники

Мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.Хорошая реч...

Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"

Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...

Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".

Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...

Статья: "Развитие речи детей посредством использования элементов мнемотехники"

В сообщении говорится о том, что такое мнемотехника, что является целью и как можно использовать приемы мнемотехники в работе по развитию речи детей. В сообщении раскрыто какой наглядно-демонстративны...