Программа детского творческого объединения «От слова к слову» по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием приемов мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Пояснительная записка
Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано.
Одна из них мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем памяти человека путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы эффективно использовать в работе с дошкольниками, так как доказано, что наглядный материал ими усваивается лучше.
В формировании связной речи младших дошкольников использование мнемодорожек и мнемотаблиц может оказать неоценимую помощь. Память и речь детей трехлетнего возраста развита слабо, по этому, использование опорных, карточек, схем и таблиц может помочь детям в длительном хранении и воспроизводстве любой информации. Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах отмечал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_detskogo_tvorcheskogo_obedineniya_2021.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
«----»-----------202 год
Заведующий МКДОУ
«Колчеданский детский сад №1»
---------------------Калистратова Н.А
Программа
детского творческого объединения
«От слова к слову»
по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием приемов мнемотехники.
Воспитатель: Липина Ольга Анатольевна, ВКК
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано.
Одна из них мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем памяти человека путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы эффективно использовать в работе с дошкольниками, так как доказано, что наглядный материал ими усваивается лучше.
В формировании связной речи младших дошкольников использование мнемодорожек и мнемотаблиц может оказать неоценимую помощь. Память и речь детей трехлетнего возраста развита слабо, по этому, использование опорных, карточек, схем и таблиц может помочь детям в длительном хранении и воспроизводстве любой информации. Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах отмечал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Актуальность программы
Диагностическое обследование детей младшей группы выявило, что у большей части детей снижены память и концентрация внимания, при выполнении заданий. Скудный словарный запас не позволяет детям пользоваться речью в полном объеме. Вследствие чего, дети испытывают сложности в построении диалога со сверстниками и взрослыми. Им тяжело дается заучивание коротких стихотворений, а самостоятельно составить пересказ, пользуясь простыми предложениями, могут единицы.
Поэтому перед собой я поставила задачи развивать концентрацию внимания и память детей. Формировать умение самостоятельно строить предложения для изложения свои мысли, обогащать словарный запас детей.
Изучив учебную, справочную и научно-методическую литературу, по
вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники
таких авторов, как Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьёва, Т.В. Большова, Т.Б. Полянская пришла к выводу использовать данные методики в своей кружковой работе. Мной был разработан план проведения кружковой работы по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием мнемотехники. Подобран и создан наглядный дидактический материал для работы с детьми. Темы занятий кружка перекликаются с тематическим перспективным планом основной работы для группы младшего возраста. Что позволяет расширить и углубить работу над формированием связной речи детей и достичь желаемых результатов.
Цель: Формирование связной речи детей младшего возраста путем использования мнемотехники.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать развитию умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3.Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц пересказывать знакомые сказки, составлять короткие рассказы, рассказывать стихи;
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
Предполагаемый результат:
1.Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;
2.Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем;
3.Дети смогут составлять небольшой рассказ с помощью мнемодорожек;
4.Дети будут знать и пересказывать русские народные сказки;
5.Дети будут знать 10 - 12 стихотворений разных авторов.
Объекты программы:
- дети 3 - 4 лет;
- семьи детей посещающих детский сад;
- педагогический персонал детского сада.
Методы работы:
-чтение художественных произведений;
- анализ прочитанных произведений;
- рассматривание и анализ мнемодорожек, мнемотаблиц, схем;
- составление простых предложений, заучивание, пересказ;
- игры на развитие речи, памяти, логического мышления.
Формы организации работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- учет интересов и способностей детей;
- желание родителей;
-добровольное участие;
- учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы составляет 9 месяцев. Данная программа состоит из 32 занятий по 10 - 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю, второе занятие повторяется.
Для определения уровня результативности реализации программы, опираясь на модифицированную диагностику Л.В.Коломейченко, Л.В Любимовой «Мнемотехника в развитии дошкольников», была разработана карта обследования уровня развития речи детей младшего возраста, по средствам мнемотехники.
Перспективное планирование занятий по развитию
речи детей 3 - 4 лет с использованием мнемотехники
Месяц | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
Сентябрь 2 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
Сентябрь 3 неделя | Знакомство с мнемокарточками. | Упражнять в подборе слова к заданной картинке. |
Сентябрь 4 неделя | Знакомство с мнемодорожками к стихам А. Барто «Мяч», «Мишка», «Бычок», «Кораблик». | Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки. |
Октябрь 1 неделя | Пересказ русской народной сказки «Репка». | Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами. |
Октябрь 2 неделя | Заучивание стихотворения «Фрукты». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Октябрь 3 неделя | Заучивание стихотворения «Ягодки рябинки». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Октябрь 4 неделя | Составление предложений об осени. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Октябрь 5 неделя | Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад». | Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Ноябрь 1 неделя | Составление предложений о домашних животных. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Ноябрь 2 неделя | Пересказ русской народной сказки «Курочка ряба». | Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами. |
Ноябрь 3 неделя | Составление предложений о птицах. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Ноябрь 4 неделя | Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Медведь». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемотаблицу. |
Декабрь 1 неделя | Составление предложений о зиме. | Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку. |
Декабрь 2 неделя | Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. |
Декабрь 3 неделя | Пересказ русской народной сказки «Рукавичка». | Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. |
Декабрь 4 неделя | Заучивание стихотворения В. Петровой «Дед Мороз прислал нам елку…». | Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. |
Январь 1 неделя | Пересказ русской народной сказки «Колобок». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Январь 2 неделя | Заучивание стихотворения Н. Куколева «Воробей». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Январь 3 неделя | Составление предложений о зимних забавах. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Февраль 1 неделя | Пересказ русской народной сказки «Бобовое зернышко». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Развивать диалогическую речь. |
Февраль 2 неделя | Составление предложений о посуде. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Февраль 3 неделя | Заучивание стихотворения В. Петровой «Папин праздник». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Февраль 4 неделя | Пересказ русской народной сказки «Три медведя». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Март 1 неделя | Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Март 2 неделя | Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Март 3 неделя | Заучивание стихотворения В.Степанова «Повар». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Март 4 неделя | Составление предложений о профессиях. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Апрель 1 неделя | Составление предложений о весне. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Апрель 2 неделя | Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка». | Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Совершенствовать диалогическую речь. |
Апрель 3 неделя | Составление предложений о воде. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Апрель 4 неделя | Заучивание стихотворения Т. Новицкой «Про насекомых». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Май 1 неделя | Заучивание стихотворения Т. Голуб «Одуванчик». | Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей. |
Май 2 неделя | Составление предложений о лете. | Закреплять умение самостоятельно составлять предложения, используя мнемодорожку. Развивать монологическую речь. |
Май 3 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
Май 4 неделя | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявить уровень развития речи детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники
Мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.Хорошая реч...
Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"
Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...
Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...
Буклет "Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники"
Буклеты для родителей по развитию речи...
Выступление на педсовете "Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники, схем, моделей"
Выступление из опыта работы по развитию речи дошкольников...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".
Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...
Статья: "Развитие речи детей посредством использования элементов мнемотехники"
В сообщении говорится о том, что такое мнемотехника, что является целью и как можно использовать приемы мнемотехники в работе по развитию речи детей. В сообщении раскрыто какой наглядно-демонстративны...