Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
рабочая программа по логопедии на тему
Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Цель программы: коррекция ФФН у детей дошкольного возраста и их подготовка к школьному обучению.
Практическая значимость и актуальность: ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.
Специалисты, занимающиеся с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отмечают так же снижение уровня подготовленности детей к школьному обучению. Соматическая ослабленность, ухудшение таких психических процессов как память, мышление, воображение, снижение оптико-пространственных представлений, снижение учебной мотивации – все это в первую очередь отражается на уровне речевого развития ребенка и к школьному возрасту может перерасти в нарушения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsionno.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу
«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Составитель
учитель-логопед
Сальникова А.В.
Пояснительная записка | Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Цель программы: коррекция ФФН у детей дошкольного возраста и их подготовка к школьному обучению. Практическая значимость и актуальность: ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. Специалисты, занимающиеся с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отмечают так же снижение уровня подготовленности детей к школьному обучению. Соматическая ослабленность, ухудшение таких психических процессов как память, мышление, воображение, снижение оптико-пространственных представлений, снижение учебной мотивации – все это в первую очередь отражается на уровне речевого развития ребенка и к школьному возрасту может перерасти в нарушения письменной речи. |
Основные задачи: | • формирование полноценных произносительных навыков; По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется: • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; |
Особенности программы: | Затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Кроме особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Поэтому, в программу введен большой блок заданий и игр с неречевыми звуками, упражнений, направленных на развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, восприятия и воспроизведения тембра, темпа, ритма. У данной категории детей в большинстве случаев имеются нерезко выраженные проявления речевого недоразвития. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. Поэтому, в программе используются задания и упражнения, направленные на совершенствование лексико-грамматической стороны речи. При формировании навыков письма и чтения подача речевого материала основывается как на общепедагогических принципах, так и на специальных коррекционных. Во-первых, это принцип системности. Основываясь на этом принципе, мы предлагаем для изучения сначала гласные звуки и буквы, а затем согласные звуки и буквы, чтобы в сознании ребенка сформировалось четкое представление о системе гласных и согласных звуков русского языка. Благодаря этому, ребенку становится понятнее слогообразующая роль гласных звуков, что выражается позже в легкости синтеза слогов и слов. Во-вторых, это принцип доступности речевого материала. Последовательность изучения речевых звуков в данной программе обусловлена с одной стороны последовательностью формирования звуков в речевом онтогенезе, а с другой – возможностью наиболее полно проводить дифференциацию фонематически и оптически сходных звуков и букв (как гласных, так и согласных). Программа предназначена для детей 5-7 лет с ФФН. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Форма реализации программы. Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. Дети с диагнозом «ФФН», наблюдающиеся в ЦПМСС «Северо-Запад», могут иметь нарушения в развитии эмоционально-волевой, эмоционально-личностной сферах, трудности коммуникации, в большинстве случаев соматически ослаблены, с атипией развития (левшество). В связи с этим предлагается: формировать подгруппы детей (2 чел.) с учетом уровня речевого развития; строить занятия по модульному принципу (в одном занятии проводится работа по каждой из составляющих); насыщенность занятий предусматривает особую временную организацию их построения: 20 мин + 10 мин (физкультминутка или игра для снятия напряжения и активизации внимания) + 20 мин.; пройденный материал подробно объясняется родителям для его дальнейшего самостоятельного закрепления; длительность реализации программы – сентябрь – май при частоте занятий 2 раза в неделю. программа рассчитана на 1 год обучения. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. |
Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения
следующих тем, указанных в содержании программы.
Содержание программы:
Месяц | Содержание работы | Занятия |
1 | - Развитие фонематических процессов: Узнавание и определение последовательности неречевых звуков. Воспроизведение простых и сложных ритмов. Развитие слухового внимания (определение направления, силы, тембра звуков). Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. - Развитие речи Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. - Формирование произносительной стороны речи Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Освоение схемы тела Подготовка руки к письму, упражнения с учебными предметами (карандаш, линейка) | 8занятий На каждом занятии |
2 | - Развитие фонематических процессов: Различение «длинных» и «коротких» слов. Выделение звука из ряда других звуков Дифференциация гласных звуков в начале слова. - Развитие речи Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Уточнение понятий «верх-низ», «право-лево». Манипулирование предметами, определение их положения в пространстве. Понятие «сутки», «первый-последний». Подготовка руки к письму, упражнения с учебными предметами (карандаш, линейка) | 8занятий На каждом занятии |
3 | - Развитие фонематических процессов: Выделение последнего гласного звука в словах (А,О,У,Ы,И) Выделение гласного звука в середине слова Синтез слов из 3-х звуков. Развитие слухо-речевой памяти, работа над восприятием устной речи Практическое усвоение понятий «гласный-согласный звук». - Развитие речи Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Закрепление в самостоятельной речи навыка: - Формирование произносительной стороны речи Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. - Формирование пространственных представлений и графомоторных навыков: Отработка пространственных представлений на дихотомических (противоположных, разнополюсных) понятиях - "толстый-тонкий", "короткий-длинный", "широкий-узкий"; Отработка пространственных представлений на объёмных фигурах. Сравнение времен суток | 8занятий На каждом занятии |
4 | - Развитие фонематических процессов: Понятия «Звук-буква». Звук и буква «А», обозначение гласных на письме. Звук и буква «О». Звук и буква «П». Обозначениие согласных на письме. Понятие «слог». Закрытый слог и его обозначение (схема). Синтез слов из 3-4-х звуков. Развитие слухо-речевой памяти, работа над восприятием устной речи. - Развитие речи Порядковые числительные и их согласование с существительными. • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; - Формирование произносительной стороны речи Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Отработка пространственных представлений на плоскости (раскрашивание, дорисовывание, штриховка, узнавание зашумленных картинок). Нахождение сходства и различий предметов, изображенных на картинках. Понятия «раньше-позже», «молодой-старый» . Формирование образа буквы | 8занятий На каждом занятии |
5 | - Развитие фонематических процессов: Звук и буква «К». Закрытый слог. Звук и буква «У». Дифференциация «О-У». Синтез слов из 3-4-х звуков. Развитие слухо-речевой памяти, работа над восприятием устной речи. - Развитие речи • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; - Формирование произносительной стороны речи Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Отработка пространственных представлений на плоскости (раскрашивание, дорисовывание, штриховка, узнавание зашумленных картинок). Нахождение сходства и различий предметов, изображенных на картинках. Формирование вектора восприятия. Формирование образа буквы | 8занятий На каждом занятии |
6 | - Развитие фонематических процессов: Звук и буква «М». Открытый слог. Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («мак — мок»). Дифференциация открытого и закрытого слогов. Звук и буква «Т». Дифференциация «П-Т-К» Звук и буква «Л». - Развитие речи Составлять предложения по опорным словам; составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. - Формирование произносительной стороны речи Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Конструктивная деятельность. Определение нахождения предметов в пространстве с помощью предложных конструкций («на», «под», «в», «из»). Формирование образа буквы | 8занятий На каждом занятии |
7 | - Развитие фонематических процессов Синтез слов из 4-5-х звуков. Понятие «Предложение». Правила оформления предложения на письме. Звук и буква «И». Гласные 1, 2 ряда. 1-ый способ обозначения мягкости согласных на письме. Звук и буква «Й». Звуко-буквенный анализ. - Развитие речи Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; - Формирование произносительной стороны речи Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Формирование образа буквы. Определение нахождения предметов в пространстве с помощью предложных конструкций («над», «под», «из-за», «из-под»). Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. | 8занятий На каждом занятии |
8 | - Развитие фонематических процессов Звук и буква «Р». Дифференциация «Р-Л» Звук и буква «С». Звук и буква «З» Дифференциация «С-З». Понятия «Звонкость- глухость» - Развитие речи Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. - Формирование произносительной стороны речи Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Формирование образа буквы. Определение нахождения предметов в пространстве с помощью предложных конструкций («у», «около», «между», «рядом»). Ориентация на листе бумаги. | 8занятий На каждом занятии |
9 | - Развитие фонематических процессов Звук и буква «Ы» Дифференциация «Ы-И» Звук и буква «Н». Дифференциация «М-Н» Звук и буква «Э» - Развитие речи: Знакомство с рифмами, подбор рифм к словам. Повторение пройденного. - Формирование произносительной стороны речи Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. - Формирование пространственных представлений и графо-моторных навыков: Формирование образа буквы. Ориентация на листе бумаги, формирование вектора восприятия. | 8занятий На каждом занятии |
Ожидаемые результаты логопедической работы: | • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; Контрольный тест: Проводится в конце мая. Доскажи рифму; Звуко-буквенный анализ слов из 4-5 букв; Синтез слов из 4-5 звуков; Составить предложение по заданным словам; Посчитать, сколько раз определенный звук встречается в предложении (с помощью наглядного пособия – счетные палочки); Произнести фразу голосами разной интонации (герои сказок); Прочитать простое предложение. |
Всего 72 часа.
Структура логопедического занятия для детей с ФФНР.
Логопедическое занятие состоит из двух частей:
1 часть – работа над фонетической стороной речи,
2 часть – работа над фонематической и лексической стороной речи.
1 часть:
- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика (5мин)
- подготовительные упражнения для постановки звука (5мин)
- развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова (10мин)
Динамическая пауза (10мин)
2 часть:
- развитие лексической стороны речи, работа над связной речью (10мин)
- развитие фонематических процессов (5мин)
- формирование пространственных представлений (5мин)
Динамическая пауза (10мин)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС, 2011).
3. Государственная программа города .Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развития образования г.Москвы» («Столичное образование»).
4. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
5. Волкова Г.А. Логопедия. – М.:Изд.Владос, 2002.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2005.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.:Изд.Владос, 1985.
9. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.,Изд.Владос, 1990.
10. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978 .
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
12. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
13. Сосковец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1.Организационные вопросы программно-методического обеспечения.-М.:АРКТИ,2005.
14. Филичева Т.Б., Чиркииа Г.В. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей 5-6 лет» - М.: «Просвещение», 2008.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
16. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений.-М.:АРКТИ,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе. Тема: День Победы.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе по теме "День Победы". Обобщение мат...
Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...
Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, и...
Дидактические игры для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Подборка игр и игровых упражнений для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять зад...
Сборник «Коррекционно-развивающие материалы по формированию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. В сложной структуре психики человека эмоцио...