Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Безручко Елена Алексеевна

Литературно-художественная викторина проводилась в итоге  изучения лексических тем 1 периода с воспитанниками подготовительной группы. Была проведена предварительная работа с детьми по изучению лексико-грамматической темы "Осень": чтение стихов, рассматривание картин об осени и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».

Цели:     * закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием

                  образных  прилагательных , родственных слов, синонимов.

  •    *  повторение стихов об осени  великих русских поэтов.

   * Стимулирование памяти и мышления детей

Предварительная работа

  • наблюдение примет осени в природе.
  • Сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников.
  • Повторение стихов об осени А.С. Пушкина, А. Н. Плещеева, А.К. Толстого, С.А. Есенина.
  • Рассматривание осенних пейзажей И.И. Шишкина, И.С. Остроухова, И.И. Левитана.
  • Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
  • Лексико- грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов (по теме «Осень»)

оборудование

  • Магнитофонная запись фрагментов из «Времен года» П.И. Чайковского, а так же голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев).
  • Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитана и И.С. Остроухова, «Рожь» И.И. Шишкина.
  • Сказочные персонажи: «Осень» (логопед), «Туча», «Ветер», «Дождь» (дети) с эмблемами на груди.
  • Корзина с дарами осени.
  • Волшебный сундучок с фишками (200 цветных кружков), призами (по количеству детей в группе), вопросами и заданиями для викторины.
  • Листы бумаги (ватман) в форме круга диаметром 10 см и цветные карандаши у каждого ребенка на столе)
  • столы, расставленные   произвольно (по количеству детей в группе).

План проведения викторины

1. Вводная часть

Дети вместе с родителями сидят за «семейными» столами.

Звучит фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. «На тройке. Ноябрь.»

Появляется логопед , «Осень» со своими спутниками «Ветром», «Тучей», «Дождем».

  • Здравствуйте, дорогие гости, родители, дети! Сегодня мы проводим литературно-художественную викторину «Прощай, осень!». Мы много на логопедических занятиях говорили об осени, выполняли лексико - грамматические задания, играли, слушали произведения русских композиторов и поэтов об осени, читали стихи, рассматривали картины об осени русских художников. И сегодня узнаем, какие впечатления оставили все эти задания, которые мы выполняли на занятиях. Кто будет самый активный, получит грамоты в конце викторины!

Логопед предлагает отгадать: кто со мной пришел на викторину?

  • Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

(Осень)

  • Гнет к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги темной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает?

(Ветер)

  • Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

от нее подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее.

(Туча)

  • «Осень» сообщает, что пришла в последние  дни осени попрощаться с детьми и родителями, пришла не с пустыми руками, а принесла с собой волшебный сундучок, в котором дары осени и еще разные игры и призы победителям.
  • Давайте споем песню __________________________________________________

Отгадаете, какие дары осени, назовете правильно слова -получите фишки?

И так мы начинаем викторину. Приглашаю участвовать детей и родителей. За каждый правильный ответ  будете получать фишку. В конце викторины узнаем, кто самый активный участник.

  • Послушайте и отгадайте, что это звучит. Звучит запись голосов природы:

шум, завывание ветра,

шелест падающих листьев,

шум дождя

(по одной фишке)

  • Назовите картины и фамилии художников, написавших эти замечательные картины.

(Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитана и И.С. Остроухова, «Рожь» И.И. Шишкина.)

(по 2 фишки)

  • Какая картина у вас любимая? Почему это любимая картина? ((1 фишка)
  • Кто знает, музыка какого великого русского композитора звучала в начале занятия?(1 фишка) Петр Ильич Чайковский из цикла «Времена года» На тройке. Ноябрь.
  • Почему именно эта музыка прозвучала у нас сегодня? Потому что она грустная, вызывает чувство прощания с осенью.(1 фишка)
  • Каких вы знаете великих русских поэтов, написавших стихи об осени? Назовите фамилию, имя и отчество поэта и первую строчку стихотворения.(по 2 фишки)
  • о ранней осени: Алексей Николаевич Плещеев «Осень наступила»

Алексей Константинович Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»

  • о поздней осени: Александр Сергеевич Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!...

Александр Сергеевич Пушкин. Уж небо осенью дышало.....

Сергей  Александрович Есенин. Нивы сжаты, рощи голы.....)

  • Узнайте (отгадайте), из какого стихотворения об осени отрывок. Кто написал это стихотворение? (По 3 фишки)

«......И редкий солнца луч, и первые морозы,

          и отдаленные седой зимы угрозы».

(Александр Сергеевич Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!...)

«......Уж реже солнышко блистало, короче становился день....»

(Александр Сергеевич Пушкин. Уж небо осенью дышало.....)

«......И глядят уныло голые кусты....»

(Алексей Николаевич Плещеев. Осень наступила.....)

«...... Листья пожелтелые по ветру летят....»

(Алексей Константинович Толстой. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад....)

«.......Колесом за сини горы солнце тихое скатилось......»

(Сергей  Александрович Есенин. Нивы сжаты, рощи голы.....)

«.......Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась....»

(Александр  Сергеевич Пушкин. Уж небо осенью дышало...)

«..... Туча небо кроет, солнце не блестит....»

(Алексей Николаевич Плещеев. Осень наступила....)

«...... Что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось»

(Сергей Александрович Есенин. Нивы сжаты, рощи голы.....)

«.......Лишь вдали красуются там, на дне долин.....»

(Алексей Константинович Толстой. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад....)

  • Какие вы знаете стихи о ранней осени?(Плещеев,Толстой)

Прочитайте наизусть и назовите фамилию, имя и отчество поэта (по 2 фишки)

  • Какие приметы ранней осени в этих стихотворениях? (2 фишки)

  • Вспомните стихи о поздней осени. Назовите поэта и прочитайте наизусть (2 фишки)

  • Назовите приметы поздней осени в стихах А. С. Пушкина и С.А. Есенина (2 фишки)

  • Каких вы знаете перелетных птиц? (по 1 фишке)

  • Почему они улетают на юг? (1 фишка)
  • Нет корма, пищи, еды, продовольствия.
  • Как летят перелетные птицы в жаркие страны? (1 фишка)
  • Косяком,клином,стаей,караваном
  • Назовите родственные слова (сколько слов, столько фишек)

Журавль-журавушка,журавлиха журавлик, журка,журавленок,журавлиный

Аист-аистиха, аистенок,аистиный

Лебедь-лебедушка, лебедка, лебеденок, лебединый

Кукушка-кукушонок, кукушиный, кукушачья

  • Игра «Эхо». Я называю признак, а вы предметы.

Осенний......лес

Осенняя.......погода

Осеннее.....небо

осенние......приметы, праздники

  • Журавлиный …..косяк,клин

журавлиная.....песня

журавлиное....перо, крыло

журавлиные......

  • лебединый......клюв,хвост

лебединая......пара, стая

лебединое.....перо

лебединые.....танцы, песни

  • Игра «Скажи иначе»

Осенью небо серое-темное, хмурое,пасмурное

Осенью деревья нагие-голые, обнаженные

Осенью цветы высохли-завяли

Осенью птицы улетают стаями-караваном, косяком, клином

Осенью птицам не хватает еды-пищи,корма, пропитания

Осенью путь на юг долгий-длинный, длительный, продолжительный

  • Игра «Узнай на вкус»
  • «Осень» предлагает вам узнать свои дары (овощи, фрукты) на вкус с закрытыми (завязанными) глазами. (по 1 фишке)
  • Соревнование «Найди и съешь фрукт»

У участников завязаны глаза,  кусочки фруктов на шпажках на подносе. (по 1 фишке)

  • Придумайте и нарисуйте на круге цветными карандашами эмблему осени (совместно с родителями)
  • Итог викторины

Вот и пришла пора расставаться

Заканчивается последний осенний месяц. Какой это месяц?

Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно и красиво говорить, были активными. Вы выразительно читали наизусть стихи об осени. Вы знаете великих русских поэтов   и художников. У вас у всех много фишек. И сейчас мы узнаем сколько фишек у вас. Посчитайте их. У кого больше всех, получат грамоты за активное участие в викторине.

  • До свидания, ребята, до будущей осени!

Дети прощаются с «Осенью»

Танец  __________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина с элементами драматизации.

Аннотация к учебно-методическому материалу Сюжетно-дидактической игре викторине с элементами драматизации  «Путешествие по страницам наших любимых книг».Образовательная область: художественно-реч...

Литературно-художественная викторина с элеметами драматизации на тему "Прощание с осенью"

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».Цель: 1. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родстве...

Методическая разработка "Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему "Прощание с осенью"

Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов....

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Учебно-методическое пособие. Вид: дидактическая игра-викторина с элементами драматизации «Школа капитана Врунгеля»

Учебно-методическое пособие. Вид: дидактическая  игра-викторина с элементами драматизации «Школа капитана Врунгеля»Однажды нам с ребятами пришла в голову мысль побыть настоящими моряк...

Конспект ООД по экологии с элементами драматизации на тему: « Путешествие в сказочный лес »

Конспект ООД по экологии с элементами драматизации на тему: « Путешествие в сказочный лес »...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию (с элементами драматизации) на тему: «Путешествие по сказке Теремок» для воспитанников младшей группы

Cоздание радостного эмоционального настроя от общения со сказкой, проявляя интерес к драматизации и осваивая её элементы....