Просодемы как элементы интонации
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки, являются «строительным материалом» устной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goloos_intonatsiya._temp.doc | 297 КБ |
Предварительный просмотр:
Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки, являются «строительным материалом» устной речи.
Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.
Но нельзя сказать, что все дети демонстрируют такое свободное владение своим голосом. Есть дети, у которых очень тихий голос, и в ответ на просьбу сказать громче они могут усилить звучание очень незначительно, и то на короткое время. Другие дети, наоборот, говорят очень громко и не замечают этого, им тоже трудно изменить силу звучания по словесной просьбе.
Менять высоту тона голоса говорящим приходится всякий раз, когда нужно произносить вопросительную фразу. Одно из слов в предложении, на которое падает логическое ударение, произносится на более высокой ноте, чем остальные. Как правило, дети по подражанию усваивают эту способность менять высоту голоса в вопросительном предложении.
Но встречаются дети, не умеющие четко и интонационно верно задавать вопросы, особенно тогда, когда они составляют вопросительное предложение по заданию и изменить высоту голоса нужно произвольно. Некоторые дети не умеют ставить правильно логическое ударение, выделяют голосом не то слово в вопросе, на которое падает смысловая нагрузка, то есть испытывают трудности не произносительного характера, а смыслового.
К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Таких интонаций шесть:
— интонация перечисления;
— интонация противопоставления;
— интонация звательности;
— интонация предупреждения, или интонация двоеточия;
— интонация вводности;
— интонация обособления.
Лучшим материалом для показа и отработки таких интонаций являются стихи и сказки классиков литературы.
По материалам книги Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Калын һәм нечкә әйтелә торган тартык [с] һәм [сь] авазларын ишетү һәм сүздән интонация белән аерып алу».
Балаларда сүздән авазны интонация белән аерып алу һәм аның калынлыгын-нечкәлеген саклап калып, башка авазлардан аерып әйтү күнекмәсен булдыру....
Изобразительные интонации в музыке
Музыкальное занятие для детей подготовительных групп....
Что такое интонация? Давайте познакомимся!
Функции и компоненты интонации....
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГРОМКОСТИ, ВЫСОТЫ ГОЛОСА И ИНТОНАЦИИ
Рекомендации по развитию громкости, высоты голоса и интонации у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (для выполнения родителями, логопедами, воспитателями)....
Волшебная сила интонации
К сожалению, большинство родителей не имеют определенных знаний в области формирования интонационной выразительности речи. Поэтому, хотелось бы познакомить их с разнообразным содержанием игр и у...
Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых систем языка.
Рассматривание просодики, как один из видов невербальных средств общения....
"Интонация, один из главных элементов в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Методическая разработка о приемах работы над интонацией с детьми дошкольного возраста...