Использование ИКТ на занятиях по логопедии
материал по логопедии ( группа) на тему
Из опыта работы "Использование ИКТ на занятиях по логопедии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_avtosohranennyy.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
II республиканская НПК «Бичелдеевские чтения»,
в рамках Года кино в России
и Года гостеприимства в Республике Тыва
«Использование ИКТ на занятиях по логопедии»
Подготовила учитель-логопед Хуурак А.В.
Март 2016 г
с. Хайыракан Улуг-Хемского кожууна
Актуальность. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применяемые информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Гипотеза. Предполагается, что использование икт на занятиях по логопедии будет эффективным для коррекции и развитии речи детей.
Цель. Изучить особенности использования икт на занятиях по логопедии.
Задачи. Используя икт:
- Расширять активный словарный запас детей с нарушениями речи;
- Развивать фонематический слух, память, мышление, зрительное внимание и восприятие, воображение;
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
- Соблюдать гигиенические нормы при использовании ИКТ;
- Повышать интерес к занятиям, используя игровые приемы с применением икт;
- Обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;
- Использование технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.
Методы. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы;
- использование мультимедийных презентаций;
-диагностические упражнения для обследования звукопроизношений.
Для реализации коррекционных задач и для повышения мотивации детей к занятиям в коррекционной работе используются информационно- коммуникационные технологии.
ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
- звукопроизношение
-просодические компоненты речи
-фонематический анализ и синтез, фонематические представления
- лексико – грамматические средства языка
- артикуляционная моторика
- мелкая моторика
- связная речь
На логопедических занятиях в речевой группе работа с использованием компьютера проводится фрагментарно, т.е. отрывочно. При этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья детей: использование новых моделей компьютера; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); включение в работу зрительной гимнастики и игр, направленных на профилактику нарушений зрения.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи используются презентации, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала для детей с нарушениями речи, считается мультимедийная презентация.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Использование презентации позволяет на лексических, фронтальных и индивидуальных занятиях привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Она позволяет не только предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации.
Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. Разработанные таким образом занятия применяются мной для: развития речевого дыхания; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; дифференциации звуков; пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем; развития связной речи и познавательных способностей. В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ. Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идет лучше. Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т.д.). В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной.
При проведении артикуляционной гимнастики на лексических и индивидуальных занятиях используется презентация с демонстрацией артикуляционных упражнений и презентация «Сказка о веселом язычке» и «Азбука в картинках», «Уроки тетушки Совы», «Логопедические игры» (диск), и др.
Не каждая игра подходит для комплексно-тематического построения образовательной деятельности с детьми-логопатами. Поэтому создаются на каждом занятии презентации, разработанные с учётом особенностей развития дошкольников с нарушением речи, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, создала систему занятий с использованием мультимедийных презентаций по всем лексическим темам перспективного планирования
Создавая и используя мультимедийные презентации, учитывается своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных.
При разработке занятий чаще всего используются герои сказок и мультфильмов, которых дети помогают справиться с трудными заданиями. Дети им сопереживают, сочувствуют и выражают потребность помочь (Машенька, Незнайка, Гномы, Зайчик).
Вся совместная деятельность по развитию речевой коммуникации проходит в дружелюбной, спокойной обстановке. Дети с отклонениями в развитии и поведении раскрепощались и с интересом усваивали новую информацию.
Преимуществом применения мультимедийных презентаций в образовательной деятельности является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.
Использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
На этапе автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала и вызывает у детей утомление однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и издавать различные звуки. И у ребёнка появляется возможность имитировать движения или подражать этим звукам, что способствует развитию моторики и автоматизации произношения поставленных звуков. При автоматизации звуков в словах использовала задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, например, «4-й лишний», «Что изменилось», «Чей детеныш», «Времена года», «Веселый язычок», и др.
Для в автоматизации звука р была разработана авторская игра «Приключения красного грузовика». Особенностью данной игры является то, что в игре-сказке используется мультмедийный показ – красный грузовик - это су-джок, массажный шарик с красным цветом. Ребенок одновременно катает шарик на дорожке и проговаривает звук /р/ изолированно, т.е. подражает мотору машины, затем грузовик встретится с вороной – карр-карр, подражает вороне, затем с псом Барбосом – р-р-р, рычит как собака, затем с кошкой Муркой – мурр-мурр, затем с ежиком – фыр-фыр, здесь ребенок подражает животным, произносит слова, выделяя звук /р/. В конце сказки ребенок сочиняет сам концовку.
Для дифференциации звуков эффективен следующий вид задания: на экране изображен ряд предметов, в названии которых есть либо звук «ж», либо – «ш». Ребёнку необходимо было называть изображение только тех предметов, где имеется звук «ж». При правильном назывании картинка крутилась, если данного звука в слове нет, то картинка исчезала.
При проведении артикуляционной гимнастики ребёнок быстро уставал от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений. Поэтому предлагала ему презентации, в которых после правильно выполненных упражнений на экране происходило какое-либо поощряющее действие.
Упражнения на выработку правильного диафрагмального дыхания, направленной воздушной струи определённой длительности выполняли с помощью игр «Мыльный пузырь», «Шарик лопнул» и т.д.
В целях профилактики зрительного утомления на каждом занятии проводила для детей офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз). Длительность зрительной гимнастики во всех случаях не более 1 минуты. Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительную усталость, позволяла переключиться с одного вида деятельности на другой.
Для этого на всех занятиях использовала музыкальное сопровождение: классическую музыку, детские песенки, ритмичную музыку для физминуток, музыку для релаксации: шум моря, звуки леса, птичьи голоса, ручья и т. п.
Таким образом, использование ИКТ на занятиях по логопедии позволила разнообразить и оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, решая одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития
Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются полным или частичным отсутствием общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...
Использование компьютерных презентаций на занятиях по логопедии.
Использование компьютерных презентаций в работе учителя-логопеда....
Инновационный проект "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по логопедии"
Инновационная направленность. Логопедические занятия включают в себя здороьесберегающие технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения зд...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование ИКТ на занятиях по логопедии
Использование ИКТ на занятиях по логопедии (из опыта работы)...
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ
Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ...