«В ГОСТЯХ У ЗИМУШКИ-ЗИМЫ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«В ГОСТЯХ У ЗИМУШКИ-ЗИМЫ»
Цели:
1. Образовательная:
пополнение и активизация словаря на тему: "Зима”;
формирование навыка составления грамматически правильных словосочетаний и предложений;
совершенствование техники чтения;
закрепление изученных орфограмм.
2. Воспитательная:
воспитание умения ценить красоту этого времени года;
формирование умения работать командой, оказывать помощь и осуществлять взаимоконтроль;
подготовка к Новому году.
3. Коррекционная:
развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;
развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
учить находить связи между предметами и явлениями.
Оборудование: елка из поролона; сундучок с замком; игрушки с заданиями, фишки; ребусы, загадки, гирлянда стихов; таблицы для чтения, картинный план.
Ход занятия
Оргмомент: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Это занятие-конкурс для двух команд. Выбираем жюри и две команды.
Чтобы угадать, как называются команды, необходимо выделить первые звуки из слов и записать соответствующие буквы в таблички (предлагаются слова на слух либо картинки): - снег, небо, ель, желуди, иней, нитка, карта, иголка ь - лед, ь, дерево, искры, ночь, кот, ирис
Нацеливание:
- Укрывая в снег дома, по дороге санной
Снова к нам пришла зима гостьей долгожданной.
- Ребята, а почему зиму называют долгожданной гостьей?
- Из каких двух слов состоит это слово? (долго ждали)
- Почему взрослые и дети с нетерпением ждали зиму? (в ответах обратить внимание на красоту природы, зимние забавы, праздник Новый год).
Сегодня мы расскажем, какая бывает зима, какие приметы зимы мы с вами знаем, какие чудеса совершает Зимушка-зима.
- А поможет нам в этом …… отгадав загадку, вы узнаете, что?Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я главная!
- Верно, это новогодняя елка.
- А вот и наша красавица-елка (вывешивается елка из поролона).
- Какая она? Подберите прилагательные к этому слову.
- Чего же не хватает новогодней елке?(на ней нет игрушек).
Наша задача – нарядить елку игрушками, но они будут не простые, а со сложными, но интересными заданиями.
Вспомните, какие бывают игрушки?
(задание для развития зрительного внимания).
Среди букв необходимо прочитать названия елочных игрушек.
Игрушек у меня целый сундучок, да вот беда – сундучок-то закрыт!
Заперли наш сундучок
На таинственный замок.
Тайну ты постичь намерен?
Способ есть совсем простой:
Потрудись узор на двери
Обвести одной чертой.
Команды выполняют задание на отдельных листочках.
- Справились с заданием и открыли мы замок, а в сундучке - ….!
Логопед достает по одной игрушке, читает задание, а команды их выполняют.
За выполненные задания команды получают снежинки-фишки.
Шар "Собирайка”
Первое задание – собрать разрезанную пословицу.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Объясните смысл пословиц.
Задание для болельщиков: Декабрь – году конец, а зиме начало.
Хорошо справились с заданием, шар "Собирайка” повесим на елку.
Шар "Запоминайка”
Прочитать на таблицах и запомнить как можно больше слов-действий.
искрится поет
серебрится гудит
снег кружится ветер воет
падает дует
А так же таблицы на слова "иней”, "мороз”.
И этот шар украсил нашу елку.
Шар "Угадайка”
Задание, которое предлагает этот шар – кроссворд "Зимние месяцы”.
Нужно угадать названия каких зимних месяцев спрятались в кроссворде?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз. ф е в р а л ь
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед. з и м а
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица. я н в а р ь
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш придет,
Мы встречаем Новый год. (декабрь) Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
Но бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем – капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну так что за месяц это? (февраль)
Как вы догадались, о каком месяце идет речь? Докажите.
В "Угадайке” есть еще загадки.
- Не снег, не лед, а серебром деревья уберет (иней).
- Села детка на карниз и растет все время вниз (сосулька).
- Без рук рисует, без зубов кусает (мороз).
- Зимнее стекло весною потекло (лед), и т. д.
За правильные ответы команды получают фишки-снежинки.
Слышите, кто-то стучится к нам в дверь.
Входит Вьюга и говорит:
- Этой снежною зимою вьюга в гости к нам пришла.
С серебристой бахромою вам загадки принесла.
Не узнаете сейчас, заморожу я всех вас!
Загадка у Вьюги в волшебном мешочке: нужно на ощупь узнать, что лежит в мешке, описать эти предметы (снег, лед).
- Что помогло вам узнать эти предметы?
- Что с ними произойдет в тепле? (снег и лед тают).
- Молодцы! Справились с заданием, не заморозить вас Вьюге, пусть уходит она поскорее и холод с собой уносит.
А мы продолжим украшать елку игрушками.
Шар "Подбирайка”
Задание этого шара – подобрать к словам-предметам подходящие слова-признаки. За каждое прилагательное команда получает фишку, которые потом жюри подсчитывает и подводит общий итог.
Шар "Расшифруйка”
Расшифровать ребусы, в которых зашифрованы зимние забавы (лыжи, снежки, коньки).
Физминутка - лыжная эстафета. Дети по очереди бегают к доске на картонных лыжах.
У доски они вставляют пропущенную букву и объясняют правописание парных согласных на конце слова.СНЕ - ЛЕ - ХОЛО - МОРО - СУГРО -
Закончилась лыжная эстафета, и вы возвращаетесь на свои места.
Конкурс чтецов
Игрушек на елке у нас уже много, а гирлянды с огоньками нет.
Каждой команде логопед дает по гирлянде, но чтобы зажечь на ней огоньки (фишки), дети рассказывают стихотворения о зиме.
Украшаем елку двумя гирляндами.
Много стихов о зиме, молодцы. Вспомните, как называет поэт зиму в стихотворении, которое мы недавно учили? Зима-Чародейка.
Это слово произошло от слова чары - волшебство.
Прочитайте слова и скажите, какое слово больше всего подходит к слову "Чародейка”? ведьма колдунья фея волшебница
Команды получают задание: составить рассказ о Чародейке-зиме и ее чудесах по картинному плану (используются иллюстрации и фотографии зимних пейзажей) и опорным словам: Морозные узоры Снежные шубы Серебристая шаль
За этот рассказ мы получаем от волшебного сундучка серебристый дождик, который украсит нашу елку, как иней в морозный день.
Итог: Не узнать нашу елку! Какой она стала красивой и нарядной!
Командам осталось последнее задание – расшифровать послание от Чародейки-зимы. Кто быстрее и внимательней?
Читаем буквы только на снежинках. С И В Н О ! О Р Д Ш В Ь Л Р Ы Ю Т Д Т
И М Л О Г Ю П В ? О Т М В Б Е Н ? О Д
Т Р О Д А П Г Ц М Р К И Т Б ! О Д Ш А
Получилось поздравление: С Новым годом!
С наступающим Новым годом поздравляет вас Зима!
Посмотрите, какая нарядная у нас новогодняя елка! Вы справились со всеми заданиями.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты.
Команды получают призы-гирлянды из конфет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»
Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...
" В гости к Зимушке-Зиме"
конспенкт музыкального занятия...
Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"
закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей моделировать, узнавать животных по следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...
Музыкальное экологическое развлечение для детей первой младшей группы «В гости к Зимушке-Зиме»
Развлечение обеспечивает каждому ребёнку отдых и эмоциональное благополучие, помогает усилить проявление эмоциональной отзывчивости при встрече с обитателями зимнего леса и Зимушкой-Зимой....
Спортивный праздник "В гостях у Зимушки - зимы"
Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в гости к Зиме на северный полюс. По пути они преодолевают различные трудности (эстафеты) знакомятся с животными се...
Физкультурно - тематическое развлечение в средней группе "В гости к Зимушке-Зиме"
Цель: Развлечь детей, доставить радость, закрепить навыки и умения полученные на занятиях физической культуры, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать правильную оса...
"В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"
Занятие по развитию речи для старшей логопедической группы....