Конспект занятия "Мебель"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корниенко Жанна Анатольевна

Конспект занятия "Мебель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия "Мебель"20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи
Тема: Мебель
Цель: формировать знания о предметах мебели
Задачи:

  • учить называть действия, изображенные на картинке (сидит, лежит, спит);
  • упражнять в употреблении предлогов «на», «в», «за», «возле», «перед»
  • учить правильно согласовывать местоимения «мой», «моя» с именами существительными в роде.
  • учить употреблять в речи формы имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
  • учить образовывать относительные прилагательные
  • формировать знания о многозначности слов ручка, ножка
  • развивать связную речь в процессе составления рассказа-описания
  • развивать кратковременную зрительную память

Оборудование: предметные картинки с изображением мебели, мяч, сюжетные картинки сказки  "Три медведя"

Речевой материал: чехол, плотник, мебельный, фабрика, книжный, платяной шкаф, кухонная, спальная, гостиная мебель

Ход занятия:

Орг. момент
Формирование представления о мебели
Сегодня мы отправимся в гости в сказку "Три медведя"
—      Здравствуй, медведи! Встречай гостей! Покажите нам, пожалуйста, свой дом.
—      Какой он уютный дом!
—      
Ребята, давайте назовем все, что есть у медведей в доме, и скажем, для чего нужна каждая вещь.

—      Как все эти предметы можно назвать одним словом?
МЕБЕЛЬ

Мы погостили в доме у мишек, а теперь пригласим их к нам в группу и расскажем, какая мебель у нас есть и для чего она нужна.
—      Скажите, мебель у медведей  похожа на ту, которая есть у вас дома, в нашей группе?      
—      Какие предметы мебели у нас в группе тоже есть? ( С опорой на предметные картинки)

Игра «Для чего эта мебель?»        
Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает: 
Что делают дети?
Мальчик сидит на стуле. Девочка сидит в кресле. Мальчик лежит на кровати. Девочка лежит на диване. И т.д.

«Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

СТОЛЫ — за ними дети занимаются, кушают, рисуют, лепят, играют в настольные игры.
Виды столов: 
КУХОННЫЙ СТОЛ — на нем няня раздает еду, на него ставит посуду,  кладет салфетки.
ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ — за ним работает воспитатель.
ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК — на нем лежат детские книжки и журналы.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СТОЛ

СТУЛЬЯ — на них дети сидят, когда занимаются, когда кушают.
КРОВАТИ — на них дети спят во время тихого часа.
ШКАФЧИКИ — в них висит одежда детей.
ШКАФ — в нем висит одежда взрослых.        
Виды шкафов
КНИЖНЫЙ
ПЛАТЯНОЙ

Употребление пространственных предлогов с существительными в косвенных падежах

Игра "Солнечный зайчик"

(Учитель-логопед фонариком изображает солнечного зайчика).

—      У нас в группе поселился солнечный зайчик. Где он сейчас сидит?

(Употребление простых предлогов )

Игра «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с. Логопед показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

—      Где покупают мебель? (В специальном магазине.)
—      Как называется такой магазин? (
МЕБЕЛЬНЫЙ.)

Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.
Медведи переехали в новые берлоги и отмечают новоселье. Большой Медведь теперь живет в большой берлоге, а Медвежонок — в маленькой берлоге. Каждый медведь купил в мебельном магазине новую мебель.
—      Кровать у медведицы большая, а у медвежонка маленькая. Можно сказать про нее КРОВАТКА. И другая мебель у медвежонка маленькая. Давайте мы ее тоже назовем.( стульчик, шкафчик, столик)

• Физкультминутка
Раз, два, три, четыре –
Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

 А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали.

На кровати мы лежали.

А потом, мы с котом
Посидели за столом.

Чай с варением попили.

Многом мебели в квартире.

Части мебели
Части стула, шкафа.
— Посмотрите на столы. Какой формы 
столешница (крышка)?

Работа с многозначными словами:
У кого (чего) есть ручка?(у девочек, у мальчиков, у чашки, у чайника, пишем ручкой, ручка у двери, у шкафа).
Игра «Ножки бывают разные»

- Где делают мебель? (На мебельной фабрике)
-Как называется профессия человека, который делает мебель, чинит ее? (
плотник)
Из чего делают мебель?

Пальчиковая гимнастика (Стул, стол, кровать)

Образование относительных прилагательных
Из дерева- деревянная,
Из металла – металлическая, 
Из пластмассы – 
Из стекла-

Упражнение в согласовании сущ. и прил. в роде и числе
ДЕРЕВЯННАЯ КРОВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ СТУЛ
ДЕРЕВЯННОЕ КРЕСЛО   ДЕРЕВЯННЫЙ ШКАФ
ДЕРЕВЯННАЯ ПОЛКА    ДЕРЕВЯННАЯ ТУМБОЧКА
ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛ и т. д.

Игра «Чего нет?»
Сейчас мы будем плотниками и будем чинить мебель.
Внимательно рассмотрите и скажите, чего нет у стола. (У стола нет ножки.) 
Усвоение предлога для.

Крышка нужна для… (стола). Спинка нужна для… (стула, кресла, дивана]. Ножки нужны для… (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для… (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для… (комода, стола). Матрац нужен для… (кровати). Подлокотники нужны для… (кресла) и т. д.

Различение мебели по назначению
—В наших квартирах в разных комнатах стоит разная мебель. Вспомните, какая мебель стоит на кухне. 
Где стоит кровать? Диван? 
В какой комнате место для шкафа? Где висят книжные полки? Где стоит кресло? Табуреты?
—      На нашем макете —комнаты:
КУХНЯ     СПАЛЬНЯ          ГОСТИНАЯ
—      Как назвать мебель, которая стоит на кухне? КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ
—      В спальне стоит… СПАЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ
—      В гостиной — ГОСТИНАЯ МЕБЕЛЬ.

•Рассказ-описание :
Логопед раздает каждому ребенку по предметной картинке с изображением мебели. Ребенок называет свою картинку, составляет рассказ-описание. (напр., «Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят. Стул может стоять на кухне и в гостиной.».),
Помещает свою картинку в соответствующую комнату.

•«Один — много»:
Я бросаю мяч и называю один предмет мебели, а вы – много.
(стол — столы, много столов и т. д.)

О бережном отношении к мебели

Игра «Расставьте, как было»
Посмотрите и запомните, как стоит мебель.
Логопед меняет расположение мебели.
Расставьте мебель, как прежде.

Игра «Найди меня»
-Рассмотрите  картинку. Спросите, что на картинке.

Мы на дачу уезжаем, 
Все чехлами закрываем. 
Чтобы мебель не пылилась, 
Чтобы мебель не коптилась!
Чтоб была, как новая, 
И ждала бы снова нас!

Детям предлагается по очертанию мебели, накрытой чехлом, угадать, какой предмет мебели находится под ним, затем проверить правильность своего ответа — приподнять чехол и назвать тот предмет мебели, который под ним спрятался: «Вот стол» или «Это стол…».

Чистоговорки
Ул-ул-ул, мне купили новый (стул).
Ула-ула-ула, четыре ножки есть у …
Улу-улу-улу, подойди-ка, Маша, к …
Улом- улом-улом, не бегайте со…
Уле-уле-уле, посиди на …

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....