Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
консультация по логопедии ( группа) на тему
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_provedeniyu_palchikovyh_igr.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за взрослыми движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ваш ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица – значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В тоже время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр
Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.
Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.
Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.
Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно дети соотносят слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Игра "Два козленка" (На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные). | |
Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами - бух! И с моста в водичку - плюх! | Держим кисти горизонтально, сближаем руки. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. На слово "бух" - хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени. |
Игра "Часы " Перебираем пальчиками "бежим" от коленок до макушки. | |
Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом!", Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" Мышь скатилась кувырком. | Один хлопок над головой. Руки "скатываются" на пол. Два хлопка. Три хлопка. Руки "скатываются" на пол. |
«Кулачок» | |
Как сожму я кулачок Да поставлю на бочок, Разожму ладошку, Положу на ножку.
| Сжимаем руку в кулак. Ставим кулак большим пальцем вверх. Распрямлять кисть. Рука кладется на колено ладонью вниз. |
Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики:
1. Застегивание и расстегивание пуговиц.
2. Шнурование ботинок.
3. Шнуровка на специальных рамках.
4. Нанизывание колец на тесьму.
5. Мозаика.
6. Игры с конструкторами .
7. Перебирание круп, зерен .
8. Запускать пальцами волчки (лучше – мелкие).
9. Разминать пальцами пластилин, глину.
10. Катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусины, шарики и пр..
11. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
12. Барабанить пальцами обеих рук по столу.
13. Махать в воздухе только пальцами.
14. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
15. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
16. Игры с песком, водой.
17. И другие…
Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у ребенка будет точной и правильной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.
В КОНСУЛЬТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНО ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, А ТАК ЖЕ ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастике
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастике Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, каран...
рекомендации по проведению пальчиковых игр
рекомендации по проведению пальчиковых игр...
Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорн...
Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.
Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком...
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком....