"Речь ребёнка на 6м году жизни"
консультация по логопедии ( группа) на тему

Солдаткниа Надежда Михайловна

Консультация для родитлей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_rebyonka_na_6_godu_zhizni.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Речь ребёнка на 6м году                     жизни»

       К 5 годом развитие речи ребенка достигает достаточно высокой степени совершенства: усвоены все звуки родного языка, даже «трудные» сонорные [л], [р], шипящие [ш], [ж], звуковая сторона речи близка к норме. Отдельные сложности могут возникать при дифференциации оппозиционных фонем [с] - [ш], [з] - [ж], [л] - [р]. Развивается фонематический слух и интонационная выразительность речи. Совершенствуется произношение многосложных слов и слов со стечением нескольких согласных. Иначе говоря, ребенок в основном не допускает пропусков, замен и перестановки слогов. Отдельные ошибки в словах сложной слоговой структуры скорее носят характер своеобразной речевой игры со взрослым. Например, многократное произнесение слова «вагоновожатый» как «вагоноводитель»/«трамваеводитель» или слова «бегемот» как «бебемот»/«бармаглот» не свидетельствует о невозможности правильно произнести эти слова, о стремлении упростить сложное слово. Ребенок переделывает слово на свой лад, чтобы оно звучало, по его разумению, забавнее или правильнее.

       В разговорной речи дети 5-6 лет чаще используют простые предложения, распространенные однородными членами, причастными или деепричастными оборотами (умывшись росой, не говоря ни слова) синонимы и антонимы для усиления образности и выразительности речи. Он стремится говорить как взрослый, поэтому в определенных ситуациях его разговорная речь может оказаться даже слегка перегруженной сложными оборотами, вводными словами, союзными словами и подчинительными союзами: «Бабушка пошла  на улицу, вероятно, она зайдет в магазин. Она давно туда собиралась, потому что у  меня день рождения. Мне надо купить подарок.. Вот!».

В этом возрасте бурно развивается связная речь. Дети свободно пересказывают знакомые тексты, могут составить рассказ по картинке, обращая внимание на детали изображения, а не только на главных персонажей и их действия. Интересны для ребенка 6-го года жизни и задания по восстановлению последовательности действий по серии из трех-четырех сюжетных картинок. Он с удовольствием расставляет картинки по порядку, рассказывая, что, по его мнению, произошло с героями. Часто его высказывания начинаются со слов «чтобы», «потому что», «поэтому», что нехарактерно для норм взрослой речи. Так ребенок стремится упростить высказывание, сделать его более , доступным для собеседника, не забывая при этом обосновывать свои рассуждения. Приведем пример рассказа по сюжетной картинке.

• «Вот парк. Здесь гуляют дети. Эта; девочка катается на качелях. А маленький мальчик играет в песочнице. У него в руках лопатка. Чтобы сделать куличик, стучит лопаткой по ведерку» (Алиса, 5. 2 месяца).

Ребенок в возрасте 5-6 лет не испытывает затруднений при увеличении объёма простых предложений в связи с усложнением их грамматического оформления: он называет субъект, его действие, объект или группу объектов, на которые направлено действие, указывает на обстоятельства действия, признаки субъектов и объектов. Появляются в предложениях и однородные» члены, как главные, так и второстепенные. Увеличение объемов простого и сложного предложений происходит практически одновременно, однако сложные предложения ребенок чаще использует в разговорной речи, а не в пересказах, особенно без опоры на картинку. Сравните:

  • «Вот дом, который построил Ниф-ниф. Он соломенный, потому что поросёнок не хотел долго его строить» (Ваня, 5лет 8 месяцев; показывает на  картинку в книге).
  • «Ниф-Ниф построил дом из соломы» Оля, 5 лет 9 месяцев; пересказывает сказку по памяти).

Для усиления эффекта от своего высказывания ребенок может сознательно нарушить принятый порядок слов.

  • «Взаправду это было!» (Андрей, 5 лет месяца).
  • «Посмотри, какая речка солнечная! Солнышко в ней светит!» (Демид, 5 лет месяцев).

     Психологи и логопеды часто оценивают увеличение количества слов в предложении как показатель адекватного интеллектуального развития. Считается, что ребенок 5 лет пользуется предложениями, состоящими из 12-15 слов (Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьёва). Однако такой формальный подход может привести к ошибкам: так, чрезвычайно эмоциональная и выразительная формулировка собственных мыслей в коротких репликах не свидетельствует о низком уровне развития мышления у ребенка. На наш взгляд, здесь следует четко разграничивать две различные языковые стратегии, которые ребенок 6-го года жизни может по выбору использовать при построении собственного высказывания. Одна стратегия базируется на так называемом памятийном механизме, когда ребенок активизирует в своем словаре готовый набор словесных оборотов, выстраивает их, согласно своей логике, в определённой последовательности. Другая стратегия базируется на механизмах преобразования смысла и содержания чужих высказываний в свою речевую продукцию (Т.В. Базжина, О.Е. Громова, 3, 2004, 2006). В этом случае исходное текстовое содержание свертывается путем переработки в более лаконичные речевые формулировки.

Обе стратегии имеют разные педагогические основания: по памяти, практически наизусть учат рассказывать знакомые сказки малышей 2-3 лет; рассуждать, делать самостоятельные выводы, придумывать концовки незавершенных сюжетных линий учат старших дошкольников. Дети 6-го года жизни, по нашему мнению, оказываются на перепутье: с одной стороны, они способны без затруднения пересказать или составить самостоятельный рассказ на заданную тему, а с другой - они уже ощутили, что такое речевое творчество, и им хочется укрепить свои лингвистические способности на этом интересном пути.

Оценивая полноту высказываний ребенка 5-6 лет, надо обязательно учитывать, какие начальные условия были заданы или его собеседником, или самой ситуацией общения (знакомая тема для беседы или новая история; домашняя обстановка или незнакомое помещение; хорошо знакомый собеседник или человек, которого ребенок видит в своей жизни впервые). Не менее важны и те целевые установки, которые ребенок получил до начала обследования речи («Говори много, рассказывай как можно больше! Говори правильно! Говори кратко! Не фантазируй, не болтай лишнего! Внимательно слушай, о чем тебя спрашивают!»). Нередко расхождение в определении цели общения с ребенком со стороны родителей («Надо узнать, почему ты плохо говоришь!») и специалиста, логопеда («Надо проверить, как говорит ребенок!») может привести к невозможности такого общения, а также к речевому и поведенческому негативизму, который ребенок проявляет к обследованию.

Представляется важным при оценке речевой компетенции ребенка учитывать его опыт в придумывании новых слов. Как мы уже писали, детские неологизмы являются позитивным фактором в развитии речи дошкольника.

Т.Н. Ушакова систематизировала материалы детского словотворчества в специальных таблицах. Приведем примеры образования не существующих в русском языке имен существительных из речи детей 6-го года жизни (подробнее см.: Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: Речь 5е, 2004).

  1. Образование сложносокращенных существительных - желлионы (железные +
    миллионы).
  1. Образование существительных путем отсечения суффикса/суффиксов – сказ («Я сказал, а ты на мой сказ ничего не говори!»).
  2. Образование существительных с помощью суффиксов -ств, -ость, -ени, -от
    и пр.: шоферство, негодяйство, умностъ («Коты первые по умности»), стрижение, сухота («Вы знаете, что бегемоты могутумереть от сухоты»).
  3. Образование существительных женского рода - богачовка, дирижерка.
  4. Образование единственного числа существительных, употребляющихся только во множественном числе,  - брызга (от «брызги»).
  5. Образование падежных форм существительного - любови (вместо «любви»),
    Медведев (вместо «медведей»).
  6. Образование существительных-антонимов: плохец (ср.: молодец), умностъ (ср.: глупость).
  7. Обозначение частиц целого - порошинки (частицы порошка).
  • У тебя весь порошок на щетке остался.
  • Взгляни, ни одной порошинки нет.

9.Образование существительных, обозначающих или деятеля, или предмет, пред
назначенный для действия, -
щемителъ (то, что может прищемить в ловушке).

10.        Образование существительных от глаголов,  прилагательных,  существи
тельных суффиксальным способом:
спорунъя (та, что спорит), служивица (та, что служит), спешилки (часы, которые спешат), зелизна (от зеленый, по аналогии с «желтизной»), хоботаны (воображаемые звери с хоботами), волколовка (капкан для волков).

Дети 6-го года жизни творчески относятся и к придумыванию глаголов, которые, по их мнению, лучше передают характер действия, выполняемого объектом: черепашитъ (двигаться, как черепаха), ветритъ (делать ветер), изгорбился (сделался горбатым), динъкнутъ (сделать «динь» - «телефон один раз диньк-нул»).

Ребенок, открывая для себя богатства родного языка, пытается непонятные слова адаптировать к знакомому содержанию. Чутко внимая незнакомому звуковому ряду, он стремится вычленить из него моменты известных слов и выражений, по-своему преобразуя чужие высказывания! Ребенок уже пытается действовать, исходя из своего предыдущего речевого опыта, и это очень важное новообразование в его: речевой деятельности.

Домашние занятия по развитию речи

Совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза. Необходимо закреплятъ навыки синтезирования слов трех—пяти звуков, выделения звука в слове и определения его местонахождения, учить ребенка убирать, добавлять, заменяя звук, слог в слове:

  • Баранка - баран, бусы - усы.
  • Дочка - удочка, пуск - отпуск.
  • Рак - мак, калина - малина и т.д.
    Для закрепления этих навыков можно
     использовать разнообразные игры со словами, шарады и т.п.

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи ребенка. Следует продолжать совершенствовать предметный и предикативный словарь ребенка, особое внимание уделять употреблению имен прилагательных и наречий, характеризующих качества, свойства предметов, отношения людей, их эмоциональное состояние.

Надо учить ребенка понимать и употреблять сложные слова, состоящие из; двух корней: рыбу ловит рыболов, пешком ходит пешеход, пыль сосет пылесос, лес рубит лесоруб; совершенствовать словарь антонимов и синонимов; закреплять: навыки словоизменения, согласования слов в предложении. Особое внимание необходимо уделять согласованию прилагательных и числительных с существительными единственного и множественного числа (зеленая трава, зеленый чай, зеленое полотенце; одно яблоко, два яблока, пять яблок).

Следует знакомить ребенка с различными способами словообразования: приставочным (шить, зашить, перешить), суффиксальным (рисую - рисовать, записать - записывать); учить образовывать прилагательные от наречий (темно - темный), существительных (снег - снежный, дерево - деревянный), сравнительную степень прилагательных (теплый - теплее, короткий - короче), прилагательные с ласкательным значением (сладкий - сладенький), однокоренные слова (сад, садовник, садовый).

Особое внимание нужно уделять совершенствованию грамматической стороны речи: закреплять навыки употребления предлогов, упражнять в составлении простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, а также деепричастных оборотов.

Очень важно развивать связную речь. Чтобы стать успешным в школе, ребенок должен уметь связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях своей жизни, пересказывать тексты.

Необходимо потренировать ребенка в составлении  рассказов об игрушках, о домашних и диких животных . Вначале можно дать образец рассказа-описания, затем предложить составить его сначала с опорой на вопросы, а затем самостоятельно; при этом хорошо использовать отгадывание и составление загадок. Отгадывание загадок закрепляет умение выделять существенные признаки предметов, развивает наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Составление рассказа по серии сюжетных картин помогает установить последовательность событий, овладеть навыками монологической речи. На 6-м году жизни необходимо совершенствовать этот вид рассказывания: вначале рассматривать картинки, определять последовательность событий, выкладывать картинки в нужном порядке, составлять рассказ по картинкам, устанавливая причинно-следственные связи, а не просто описывая их. Если рассказ получится неполным или несвязным, можно помочь малышу, задавая ему вопросы, однако после этого он должен рассказать сюжет самостоятельно.

Можно использовать дополнительные виды работы: придумывание названия рассказа, реплик и диалогов персонажей, дополнение сюжета рассказом о предыдущих или последующих событий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

"Речь ребёнка на шестом году жизни"

Косультация для родителей.Как развиватся речь ребёнка на шестом году жизни....

"Развитие речи ребёнка 4-го года жизни"

На  четвертом  году  дети  обычно  свободно  вступают  в  контакт  не  только  с  близкими,...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.

В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика )у четырёхлетнего ребёнка и на что следует обратить особое вним...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на третьем году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика)  у ребёнка к трём годам жизни и на что следует обратить о...