Волшебный сундучок из АБВГДЕЙКИ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебный сундучок из Абвгдейки».
Цель: формирование словарного запаса и грамматического строя речи у детей.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, различных её видах; учить составлять простые распространённые предложения, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образовывать множественное число существительных, согласовывать числительные от одного до пяти с существительными.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей; развивать слуховое внимание и логическое мышление, воображение, зрительное восприятие. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к мебели, бережное отношение к труду взрослых; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с мебелью, разгадывание загадок о мебели, разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели».
Методы:
- наглядные (картинки на проекторе с изображением мебели, предметные картинки, мнемо-таблица для пальчиковой гимнастики);
- словесные (беседа, вопросы, загадки);
- практические (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, самомассаж).
Оборудование: мультимедийный проект, индивидуальные зеркала, сундук с ключами, карандаши.
Ход занятия:
Слайд 1.
1. Орг. момент
Л.: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
Гости дорогие, важные такие,
В группе здесь у нас сидят,
Улыбкой нас встречают, Очень тёплой и простой,
Чем ответим ДОБРОТОЙ.
Л.: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе «Доброе утро».
Слайд 2.
Л.: Ребята, я получила по почте сундучок и письмо: «От Клёпы и Шпильки из страны АБВГДейки»! Давайте прочитаем его.
Слайд 3.
ЛОГОПЕД ЧИТАЕТ ПИСЬМО.
«Дорогие дети группы «Теремок»!
Пишет вам Клёпа и Шпилька из страны АБВГДейки! До нас дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Мы прислали для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ с заданием. Подобрать ключ к замку вы сможете по геометрической фигуре и цвету. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Наши волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте наши загадки и узнаете, где искать ключи. Выполните задание, затем приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Желаем успеха! Клёпа и Шпилька».
Л.: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке?
Д.: Да.
Л.: Тогда нужно искать ключи. А вот в письме есть загадки. Ключ находится там, о чём идёт речь в загадке:
Слайд 4.
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Д.: Это зеркало!
Слайд 4. На экране появляется картинка-отгадка.
Л.: Надо искать там, где зеркало!
/Дети вынимают ключ из-за зеркала./
Л.: Молодцы ребята, пройдите на свои места.
Слайд 5.
Л.: Ребята, а вот на ключе задание. Что мы каждый день делаем перед зеркалом?
Д.: Гимнастику для язычка и массаж.
Л.: Молодцы. Придвиньте зеркала, сделаем артикуляционную гимнастику и самомассаж. Справимся с этим заданием, один замок откроем! Гимнастику для язычка мы сделаем с нашим клоуном Стёпой.
Слайд 6.
Л.: Упражнение «Улыбка».
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
Л.: Молодцы.
Слайд 7.
Л.: Упражнение «Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Л.: Молодцы.
Слайд 8.
Л.: Упражнение «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Л.: Молодцы.
Слайд 9.
Л.: Упражнение «Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Л.: Молодцы.
Слайд 10.
Л.: Упражнение «Вкусное варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Л.: Молодцы, гимнастика окончена, вытираем салфеткой ротик и делаем самомассаж.
Слайд 11.
Ручки растираем и разогреваем | Ручки трутся друг о друга. |
И лицо теплом своим мы умываем | «умывают» лицо ручками |
Грабельки сгребают все плохие мысли | Пальчиками «грабельками» проводят от середины лба к вискам |
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро | Ушки растираем ладошками |
Их вперёд сгибаем | Ушки делаем вперёд и назад |
Тянем вниз за мочки | Тянем ушки вниз |
А потом уходим пальцами на щёчки | Пальчиками проводим от ушей к щёчкам. |
Щёчки разминаем чтобы надувались | Трём ладошками по щёчкам |
Губки разминаем, чтобы улыбались | Проводим одним пальцем обеих рук сверху и снизу губ. |
Мы теперь утятки – клювики потянем, Разомнём их мягко, не задев ногтями | Большим и указательным пальцами обеих рук прижимать губы от середины до уголков губ. |
Уголками губ мы щёчки поднимаем | Указательным пальцем поднимаем поочерёдно уголки губ вверх и вниз. |
А потом от носа вниз к губкам стекаем | Указательным пальцем обеих рук проводим от «крыльев» носа вниз к подбородку. |
Губки пожуём мы | «кусают» верхнюю и нижнюю губу. |
Шарики надуем | «шарик» надуваем |
И губами вправо – влево потанцуем | Указательные пальцы ставим сверху и снизу губы и делаем движение вправо и влево. |
Мы язык за губку заворачиваем | Язык убираем за верхнюю губу |
Кулачком по губке поколачиваем | Кулачком правой руки «бьём» по верхней губе |
За другую губу заворачиваем | Язык убираем за нижнюю губу |
И другим кулачком поколачиваем | Кулачком левой руки «бьём» по нижней губе |
Тянем подбородок и к ушам щипаем | Ручками щипаем подбородок до ушей |
А потом по шейке ручками стекаем. | Ручки гладят шейку и плечики. |
Л.: Молодцы, зеркала закрываем. Ребята, мы справились с первым заданием, вот вам ключ откройте первый замок.
Слайд 12.
Л.: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Слайд 13.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Д.: Книга!
Слайд 13. На экране появляется картинка – отгадка.
Л.: Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
/Дети находят второй ключ, выполняют второе задание./
Л.: А задание такое, Клёпа и Шпилька приготовили для вас загадки, а на экране картинки отгадки.
Слайд 14.
*****************
На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
Л.: Что это?
Слайд 14. (Стул)
Слайд 15.
******************
Для семьи большой и дружной,
Он на кухне самый нужный.
Он полезен нам всегда, ведь на нем стоит еда,
И тарелки, вилки, кружки –
верные его подружки.
Л.: Что это?
Слайд 15.
(Стол)
Слайд 16.
************************
Хорошо, когда он есть,
На него и лечь, и сесть...
Он для отдыха нам дан,
Мягкий плюшевый…
Л.: Что это?
Слайд 16.
(Диван)
Слайд 17.
******************
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
Л.: Что это?
Слайд 17.
(Шкаф)
Слайд 18.
*****************
На него садятся, но не стул.
Есть подлокотники, но не диван.
Есть подушки, но не кровать.
Л.: Что это?
Слайд 18.
(Кресло)
Слайд 19.
*****************
Если ты устал играть,
На ней можно полежать,
На рассвете и закате
Сладко спится на...
Л.: Что это?
Слайд 19.
(Кровать)
Слайд 20.
Л.: Ребята, скажите, как эти предметы можно назвать одним словом.
Д.: Мебель.
Л.: Ребята давайте поговорим о мебели. Где делают мебель?
Слайд 21.
Д.: Мебель делают на мебельной фабрике.
Л.: Кто знает, из чего делают мебель?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Слайд 22.
Л.: Мебель - это предметы, изготовленные из дерева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.
Л.: Где мебель продают?
Слайд 23.
Д.: Мебель продают в мебельном магазине.
Л.: В магазине продают много разной мебели. Здесь можно увидеть мебель для кухни, мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для прихожей, мебель для детей.
Слайд 24.
Л.: Ребята, для чего нужна мебель?
Д.: Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, отдыхать, работать, вешать ставить и т. д.)
- Что делают за письменным столом? (Пишут.)
- За обеденным? (Обедают.)
- Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать.)
- Стул? (Чтобы сидеть.)
- Платяной шкаф? (Чтобы хранить одежду.)
- Посудный шкаф? (Чтобы хранить посуду.)
Слайд 25.
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились со вторым заданием, вот вам ключ откройте второй замок.
Слайд 26.
Л.: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
Д.: Это кубики!
Слайд 26.
Л.: Ключ будем искать там, где у нас в группе кубики.
/Дети находят третий ключ, выполняют третье задание./
Л.: А задание такое, Клёпа и Шпилька приготовили для вас игры.
Слайд 27.
- Игра «Один — много».
- Одна полка, а много... (Полок.)
- Один диван, а много... (Диванов.)
Слайд 28.
- Один стол, а много … (Столов).
- Один шкаф, а много … (Шкафов).
Слайд 29.
- Одна кровать, а много …(Кровати).
- Один стул, а много … (Стульев).
Л.: Молодцы ребята, а теперь другая игра.
Слайд 30.
- Игра «Большой – маленький»
- Большой стол, а маленький…(столик)
- Большой стул, а маленький…(стульчик)
- Большой шкаф, а маленький…(шкафчик)
Слайд 31.
- Большой диван, а маленький…(диванчик)
- Большая кровать, а маленькая…(кроватка)
- Большая полка, а маленькая …(полочка)
Л.: Молодцы ребята, а сейчас игра.
Слайд 32.
- Игра «Весёлый счёт».
Л.: А теперь мы посчитаем нашу мебель.
- Один стул, два стула, 5 стульев.
- Один стол, 2 стола, 5 столов.
- Одна кровать, 2 кровати, 5 кроватей.
Слайд 33.
- Один диван, 2 дивана, 5 диванов.
- Одно кресло, 2 кресла, 5 кресел.
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились с третьим заданием, вот вам ключ откройте третий замок.
Слайд 34.
Л.: Ещё нам нужно ключ найти, ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Слайд 35.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Д.: Это мяч!
Слайд 35.
Л.: Ребята, где у нас лежат мячи?
Д.: В спортивном уголке!
Л.: Ребята, давайте возьмём ключ с заданием. Ребята, а здесь задание поиграть с мячом. Подойдите ко мне, станьте в кружок. Поиграем в игру «Расскажи какой? какая?»
- Кровать из дерева – деревянная кровать.
- Стол из стекла - стеклянный стол.
- Диван из кожи - кожаный диван.
- Стул из пластмассы - пластмассовый стул.
- Мебель для кухни - кухонная мебель.
- Полка для книг - книжная полка.
Л.: Молодцы, а теперь поиграем в игру «Доскажи слово». Догадайтесь и скажите, о какой мебели говорится в стихотворении.
Если ты захочешь спать,
В спальне ждёт тебя…(кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на…(стуле).
С пирогами чай попьём
За обеденным…(столом).
Как приятно нашей Тане
Поваляться на…(диване).
Свитер, кофту, тёплый шарф
Аккуратно сложим в…(шкаф).
Смастерил вчера Николка
Для своих игрушек…(полку).
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились и с этим заданием, вот вам ключ откройте замок.
Слайд 36.
Л.: Ну, а чтобы нам найти пятый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Слайд 37.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Д.: Это карандаши!
Слайд 37.
Л.: Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Л.: Молодцы, а вот и задание. Ребята Клёпа и Шпилька придумали задание дорисовать и раскрасить мебель. Пройдите на свои места. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
Слайд 38.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
Раз, 2, 3, 4, | Хлопают в ладоши. |
Много мебели в квартире, | Сжимают и разжимают кулачки. |
В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку, Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле, А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали, А потом мы с котом, Посидели за столом | Загибают пальчики, начиная с большого. |
Чай с вареньем дружно пили. | Хлопают в ладоши. |
Много мебели в квартире. | Сжимают и разжимают кулачки. |
Л.: Молодцы. Приступаем к работе.
Дети соединяют по точкам части мебели.
Л.: Молодцы ребята, а раскрасим свои рисунки после сна.
Слайд 39.
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились и с этим заданием, вот вам ключ откройте последний замок.
Слайд 40.
Л.: Ребята, мы с вами открыли все замки, давайте посмотрим что там. Ой ребята, посмотрите Клёпа и Шпилька нам прислали полезный сок и сладости.
Л.: Ребята, давайте мы с вами пошлём по почте наши рисунки с мебелью в страну АБВГДейку, которые раскрасим после сна.
Слайд 41.
Итог занятия. Ребята, вам понравилось занятие? Какие интересные задания мы сегодня выполняли от Клёпы и Шпильки?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"
Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....
Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»
Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1. Закрепить умения различать ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...
Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы
Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...
31.05.2020 Конспект НОД по речевому развитию "Волшебный сундучок из страны АБВГДейка"
Конспектнепосредственно – образовательной деятельности по речевому развитиюс воспитанниками старшего дошкольного возраста"Волшебный сундучок из страны АБВГДейка"ВоспитательМБДОУ «...
Открытое занятие Волшебный сундучок по сказке В.Г. Сутеева "Яблоко" по технологии Сторисек. Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек).
Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек). Цель: Создавать условия для познавательного интереса к сказке через технологию "Сторисек". Образовательные задачи: -Уточнить и о...