Конспект занятия в старшей логопедической группе (первый год обучения) Звуки [А], [У], [И], [О].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Адигамова  Ильмира Ульфатовна

Коррекционно-образовательные: учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А] , [У] , [И], [О] ; определять наличие изолированного гласного звука в словах; учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А] , [И], [У] , [О] ; совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; закрепить зрительные образы символов гласных звуков; упражнять в согласовании числительных с существительные.

 

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков  [А] , [У] , [О], [И] ; развивать общую, мелкую  моторику; формировать длительную направленную воздушную струю.

 

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в течение всего занятия, взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога.

 

Оборудование:

• мольберт; магнитная доска;

• демонстрационный материал: куклы – схемы гласных звуков, картинки в названии которых есть гласные звуки; домики; цифры: 1, 5;

• раздаточный материал: наборы для составления схем слогов; плоскостные домики на каждого ребенка; игра «Кто за забором?» (на каждого ребенка); массажные шарики.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент

 

Логопед: Гости дорогие, важные такие,

                В группе здесь у нас сидят,

                Строго так на нас глядят.

      Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей).

                И не строго, а с улыбкой,

                Очень теплой и простой

                Гости нас встречают с вами.

          Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.

         

2.Закрепление понятия гласные звуки.

 -Сегодня к нам на занятие пришли куколки – звуки. Какой звук произносит каждая кукла?

 

- «У»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё губки трубочкой, как у звука «У»

 

- «И»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё губки улыбаются, как у звука «И»

 

- «О»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё губки похожи на овал, как у звука «О»

 

- «А»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё круглые губки и ротик широко открыт, как у звука «А»

 

Логопед: Какие звуки мы произносили, гласные или согласные?

- Гласные.

- Почему?

- Гласные поются и тянутся.

- Гласные произносятся одним голосом.

- Нам не мешают зубы, губы, язычок.

 

 

3.Дыхательное упражнение «Кто спрятался за забором?»

 

4. Упражнение «Ушки на макушке» (3 – 4 ребенка)

 

Логопед: куклы парами встают, куклы песенку поют

 

(Логопед на доске выкладывает звукосочетания и отчетливо произносит звуки. Дети повторяют и отвечают на вопросы логопеда)

 

Повтори - АУ

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – А.

- назови второй звук – У.

 

Повтори - ОУ

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – О.

- назови второй звук – У.

 

Повтори - ИА

- сколько звуков произнесла? – Два.

- назови первый звук – И.

- назови второй звук – А.

 

Повтори - ИО

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – И.

- назови второй звук – О.

 

Логопед: куколки – звуки приготовили вам задания: слушайте внимательно и скажите наоборот (обращение к каждому ребенку):

 

5. Упражнение «Скажи наоборот»

 

АУ – УА      ОУ – УО        ИА – АИ        УИ – ИУ      АО – ОА       ИО – ОИ      УА – АУ.

 

Логопед: мы звуки слушали, называли, правильно повторяли.

 

6.Самомассаж пальчиков пружинками Су-Джок.

 

7. Игра «Гости». Логопед: куклы – звуки очень любят ходить в гости.

 

- Возьмите «домики» и символы звуков. Слушайте внимательно и отправляйте звуки в гости:

- В первом домике друзья: О – И – А

( дети выкладывают в первом домике символы звуков по порядку)

- Назови звуки по порядку. (О – И – А)

- Во второй домик пришли: У – О - И

( дети выкладывают во втором домике символы звуков по порядку)

- Назови звуки по порядку. (У – О – И)

 

 Логопед: вы всё показали и звуки в домики убрали.

 

8.Выделение гласного звука из слова.

   Логопед: куклы звуки любят прятаться в словах. Давайте в прятки поиграем, звуки гласные поймаем.

- покажите символ звука, который я скажу дольше других:

 кИт, мАк, кОт, дУб.

 

 Логопед: хорошо. Положите на место символы и домики.

 

9. Физкультминутка.

 

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

У слонов есть складки, складки,

Складки, складочки везде.

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде.

 

10. Игра «Паровозик». У куколок – звуков для вас еще задание:

Разделите слова на слоги и правильно поместите картинки в вагоны.

Мак – машина

Кабина - кот

Дуб – диван

Садовник – стул

Дом – дождик

Колесо – кит

 

 Логопед: поиграем мы опять – вот один, а это пять

 

 На доске цифры: 1, 5 ( игра с картинками)

 

11.Игра «Один – пять»

Один мак – пять маков

Один кот – пять котов

Один дуб – пять дубов

Один стул – пять стульев

Один дом – пять домов

Один кит – пять китов

 

Логопед: со словами играли, слова правильно называли.

 

12.Игра «Подбери Имя». Логопед: что–то куклы загрустили, имена им дать забыли

 Ребята, давайте дадим имена нашим куколкам. Они должны начинаться на гласные звуки. (показ первой куклы «У» - Уля, «И» - Инна, «О» - Оля, «А» - Аня)

 

Логопед: давайте подарим подарки нашим куколкам – звукам

Сначала вспомним, как их зовут: Аня, Уля, Оля, Инна.

Логопед показывает картинки, а дети отвечают:

 

Утка

- кто это?

- это утка.

- с какого звука начинается слово утка?

- слово утка начинается со звука У

- кому ты её отдашь?

- я отдам её Уле.

- почему?

- слово утка и слово Уля начинаются на звук У.

 

Ива

- что это?

- это ива.

- с какого звука начинается слово ива?

- слово ива начинается со звука И

- у кого растёт ива?

- ива растёт у Инны

- почему?

- слово ива и слово Инна начинаются на звук И.

 

Облако

- что это?

- это облако.

- с какого звука начинается слово облако?

- слово облако начинается со звука О

- чьё облако?

- Олино облако.

- почему?

- слово Оля и слово облако начинаются на звук О.

 

Аист

- кто это?

- это аист.

- с какого звука начинается слово аист?

- слово аист начинается со звука А

- к кому подошел аист?

- аист подошел к Ане.

- почему?

- слово аист и слово Аня начинаются на звук А.

13.Составление предложений по предметным картинкам. (Дети составляют предложения…)

Давайте составим схему предложения. Как мы обозначаем предложение? (одной длинной полоской) и в конце предложения ставится точка.

-Что обозначает уголок? (начало предложения)

-Из чего состоит предложение? (из слов)

-Сколько слов в этом предложении? (три)

-А как слова обозначаются? (слова обозначаются маленькими, короткими полосками)

 

14. Итог занятия.

 

 Логопед: мы картинки подарили, звуки наши повторили. Какие звуки? Назовите их.

- А, У, О, И.

- Что такое звуки?

- Звуки это то, что мы слышим и произносим.

- Какие это звуки?

- Гласные.

- Почему они гласные?

- Их можно петь, тянуть.

- Они произносятся одним голосом.

- Вспомните имена «куколок – звуков» (логопед показывает на куколки)

- Инна, Аня, Уля, Оля.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе (первый год обучения)

Звуки [А], [У], [И], [О].

Коррекционно-образовательные: учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А] , [У] , [И], [О] ; определять наличие изолированного гласного звука в словах; учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А] , [И], [У] , [О] ; совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; закрепить зрительные образы символов гласных звуков; упражнять в согласовании числительных с существительные.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков  [А] , [У] , [О], [И] ; развивать общую, мелкую  моторику; формировать длительную направленную воздушную струю.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в течение всего занятия, взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога.

Оборудование:

• мольберт; магнитная доска;

• демонстрационный материал: куклы – схемы гласных звуков, картинки в названии которых есть гласные звуки; домики; цифры: 1, 5;

• раздаточный материал: наборы для составления схем слогов; плоскостные домики на каждого ребенка; игра «Кто за забором?» (на каждого ребенка); массажные шарики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Гости дорогие, важные такие,

                В группе здесь у нас сидят,

                Строго так на нас глядят.

      Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей).

                И не строго, а с улыбкой,

                Очень теплой и простой

                Гости нас встречают с вами.

          Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.

         

2.Закрепление понятия гласные звуки.

 -Сегодня к нам на занятие пришли куколки – звуки. Какой звук произносит каждая кукла?

- «У»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё губки трубочкой, как у звука «У»

- «И»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё губки улыбаются, как у звука «И»

- «О»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё губки похожи на овал, как у звука «О»

- «А»

- Как ты догадался?

- Потому, что у неё круглые губки и ротик широко открыт, как у звука «А»

Логопед: Какие звуки мы произносили, гласные или согласные?

- Гласные.

- Почему?

- Гласные поются и тянутся.

- Гласные произносятся одним голосом.

- Нам не мешают зубы, губы, язычок.

3.Дыхательное упражнение «Кто спрятался за забором?»

4. Упражнение «Ушки на макушке» (3 – 4 ребенка)

Логопед: куклы парами встают, куклы песенку поют

(Логопед на доске выкладывает звукосочетания и отчетливо произносит звуки. Дети повторяют и отвечают на вопросы логопеда)

Повтори - АУ

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – А.

- назови второй звук – У.

Повтори - ОУ

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – О.

- назови второй звук – У.

Повтори - ИА

- сколько звуков произнесла? – Два.

- назови первый звук – И.

- назови второй звук – А.

Повтори - ИО

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – И.

- назови второй звук – О.

Логопед: куколки – звуки приготовили вам задания: слушайте внимательно и скажите наоборот (обращение к каждому ребенку):

5. Упражнение «Скажи наоборот»

АУ – УА      ОУ – УО        ИА – АИ        УИ – ИУ      АО – ОА       ИО – ОИ      УА – АУ.

Логопед: мы звуки слушали, называли, правильно повторяли.

6.Самомассаж пальчиков пружинками Су-Джок.

7. Игра «Гости». Логопед: куклы – звуки очень любят ходить в гости.

- Возьмите «домики» и символы звуков. Слушайте внимательно и отправляйте звуки в гости:

- В первом домике друзья: О – И – А

( дети выкладывают в первом домике символы звуков по порядку)

- Назови звуки по порядку. (О – И – А)

- Во второй домик пришли: У – О - И

( дети выкладывают во втором домике символы звуков по порядку)

- Назови звуки по порядку. (У – О – И)

 Логопед: вы всё показали и звуки в домики убрали.

8.Выделение гласного звука из слова.

   Логопед: куклы звуки любят прятаться в словах. Давайте в прятки поиграем, звуки гласные поймаем.

- покажите символ звука, который я скажу дольше других:

 кИт, мАк, кОт, дУб.

 Логопед: хорошо. Положите на место символы и домики.

9. Физкультминутка.

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

У слонов есть складки, складки,

Складки, складочки везде.

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде.

10. Игра «Паровозик». У куколок – звуков для вас еще задание:

Разделите слова на слоги и правильно поместите картинки в вагоны.

Мак – машина

Кабина - кот

Дуб – диван

Садовник – стул

Дом – дождик

Колесо – кит

 Логопед: поиграем мы опять – вот один, а это пять

 На доске цифры: 1, 5 ( игра с картинками)

11.Игра «Один – пять»

Один мак – пять маков

Один кот – пять котов

Один дуб – пять дубов

Один стул – пять стульев

Один дом – пять домов

Один кит – пять китов

Логопед: со словами играли, слова правильно называли.

12.Игра «Подбери Имя». Логопед: что–то куклы загрустили, имена им дать забыли

 Ребята, давайте дадим имена нашим куколкам. Они должны начинаться на гласные звуки. (показ первой куклы «У» - Уля, «И» - Инна, «О» - Оля, «А» - Аня)

Логопед: давайте подарим подарки нашим куколкам – звукам

Сначала вспомним, как их зовут: Аня, Уля, Оля, Инна.

Логопед показывает картинки, а дети отвечают:

Утка

- кто это?

- это утка.

- с какого звука начинается слово утка?

- слово утка начинается со звука У

- кому ты её отдашь?

- я отдам её Уле.

- почему?

- слово утка и слово Уля начинаются на звук У.

Ива

- что это?

- это ива.

- с какого звука начинается слово ива?

- слово ива начинается со звука И

- у кого растёт ива?

- ива растёт у Инны

- почему?

- слово ива и слово Инна начинаются на звук И.

Облако

- что это?

- это облако.

- с какого звука начинается слово облако?

- слово облако начинается со звука О

- чьё облако?

- Олино облако.

- почему?

- слово Оля и слово облако начинаются на звук О.

Аист

- кто это?

- это аист.

- с какого звука начинается слово аист?

- слово аист начинается со звука А

- к кому подошел аист?

- аист подошел к Ане.

- почему?

- слово аист и слово Аня начинаются на звук А.

13.Составление предложений по предметным картинкам. (Дети составляют предложения…)

Давайте составим схему предложения. Как мы обозначаем предложение? (одной длинной полоской) и в конце предложения ставится точка.

-Что обозначает уголок? (начало предложения)

-Из чего состоит предложение? (из слов)

-Сколько слов в этом предложении? (три)

-А как слова обозначаются? (слова обозначаются маленькими, короткими полосками)

14. Итог занятия.

 Логопед: мы картинки подарили, звуки наши повторили. Какие звуки? Назовите их.

- А, У, О, И.

- Что такое звуки?

- Звуки это то, что мы слышим и произносим.

- Какие это звуки?

- Гласные.

- Почему они гласные?

- Их можно петь, тянуть.

- Они произносятся одним голосом.

- Вспомните имена «куколок – звуков» (логопед показывает на куколки)

- Инна, Аня, Уля, Оля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...

План коррекционной работы. Старшая логопедическая группа первый год обучения (ОНР)

В документе представлено планирование работы логопеда по развитию общеречевых навыков, звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова,развитие фонемаьтческого анализа и синтеза, лексико-грамм...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]

Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Конспект логопедического онлайн занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

Здравствуйте уважаемые, взрослы и ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Гласные звуки и буквы».Во время занятия мы должны научиться, а кто-то кто умеет, тот вспомнит, как различать гла...