"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кравченко Елена Юрьевна

конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей в подготовительной группы с ОНР  III  уровня "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Зимующие птицы"21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №20 «Тополек» г. Сальска

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня

«Зимующие птицы».

  Разработала: Кравченко Елена Юрьевна,

учитель-логопед

2016 год

 Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора.

Коррекционно-развивающие:

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, использовать элементы Су-Джок терапии.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование:

аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте), кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый), картинки с изображениями птиц, простые карандаши, проектор, ноутбук.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в зимнее путишествие. Нас ждёт много необычного и интересного. А вот к кому мы отправимся в гости, вы сможете догадаться сами (звучит аудиозапись голосов птиц).

- Чьи голоса вы услышали? (Птичьи).

- Посмотрите на экран и назовите птиц, которых вы видите (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клёст, свиристель, голубь)

- Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)

2. Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок».

3. Игра «Четвертый лишний». (слайд)

Логопед: А теперь посмотрите, какая птица лишняя на экране?

4. Пальчиковая игра «Кормушка».

Логопед: Мы сейчас с вами в зимнем лесу.

- Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).

- Как вы думаете, нам можно помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)

- Давайте смастерим кормушку для зимующих птиц.

Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

И дружно кормушку для птиц смастерили

(постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыпем для птиц угощенье:

(щепоткой «сыплют»)

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

(загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть,

(смотрят через «очки»)

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь (указательный палец к губам)

5. Игра «У кормушки».  (Падежное управление.)

- Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Дети на ковролине соединяют изображение птицы и корма. Дети: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном»).

6. Игра «Что изменилось?» (слайды) (Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)

- Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т.д.)

- А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)

7. Выполнение звуко - буквенного анализа слов.

- Давайте выполним звуковой анализ слова «сова» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (дети выполняют задания за столом, один ребенок у магнитной доски,  комментируют действие).

- красные прищепки (для обозначения гласных звуков)

- синие прищепки (для обозначения твердых согласных звуков)

- зеленые прищепки (для обозначения мягких согласных звуков)

8. Игра с кубиком «Сколько птиц?».(Употребление существительных с числительными).

Логопед: Мы в зимнем лесу встретили кого?

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)

9.  Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» (стоя полукругом) (Образование притяжательных прилагательных.)

- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова)

Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья)

Хвост воробья (воробьиный хвост)

Глаза голубя (голубиные глаза)

10. Логопед: А теперь в лесу немного отдохнем.

 Массаж Су-Джок шарами (стоя)

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

11. Упражнение «Будь внимательным». (Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики).

Логопед. Много птиц увидели в лесу? А теперь давайте сделаем фотографии птиц. (Дети берут фотоаппараты и фотографируют).

- Мы стали фотомастера и на память сделаем фотографии. Каждый из вас должен выбрать одно изображение и  обвести его.

- Кто у тебя получился на фотографии? (У детей карточки с наложенными изображениями снегиря, синицы, дятла.)

Дети. У нас на карточках снегирь, синица, дятел.

Логопед. Каждый из вас должен выбрать одно изображение и  обвести его.

12. Домашнее задание.

Возьмёте эти изображения домой и  заштрихуете их  вертикальными линиями. На следующее занятие принесёте, и мы оценим работу каждого.

1.  Организация окончания занятия.

Вот и приблизилось к завершению наше путешествие с птицами.  

- О каких птицах мы сегодня разговаривали?

- Что вам больше всего понравилось в занятии?

- Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...