"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей в подготовительной группы с ОНР III уровня "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Зимующие птицы" | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №20 «Тополек» г. Сальска
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня
«Зимующие птицы».
Разработала: Кравченко Елена Юрьевна,
учитель-логопед
2016 год
Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора.
Коррекционно-развивающие:
развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, использовать элементы Су-Джок терапии.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование:
аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте), кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый), картинки с изображениями птиц, простые карандаши, проектор, ноутбук.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в зимнее путишествие. Нас ждёт много необычного и интересного. А вот к кому мы отправимся в гости, вы сможете догадаться сами (звучит аудиозапись голосов птиц).
- Чьи голоса вы услышали? (Птичьи).
- Посмотрите на экран и назовите птиц, которых вы видите (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клёст, свиристель, голубь)
- Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)
2. Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок».
3. Игра «Четвертый лишний». (слайд)
Логопед: А теперь посмотрите, какая птица лишняя на экране?
4. Пальчиковая игра «Кормушка».
Логопед: Мы сейчас с вами в зимнем лесу.
- Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).
- Как вы думаете, нам можно помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)
- Давайте смастерим кормушку для зимующих птиц.
Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):
Ребята дощечки пилили, пилили
(«пилят» ребром одной ладошки по другой)
И дружно кормушку для птиц смастерили
(постукивание кулачком по ладони)
В нее мы насыпем для птиц угощенье:
(щепоткой «сыплют»)
Немного семян и остатки печенья,
И сала на ветки развесим немножко.
(загибают пальцы на обеих руках)
А чтобы на птичий обед посмотреть,
(смотрят через «очки»)
Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)
И не будем шуметь (указательный палец к губам)
5. Игра «У кормушки». (Падежное управление.)
- Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Дети на ковролине соединяют изображение птицы и корма. Дети: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном»).
6. Игра «Что изменилось?» (слайды) (Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)
- Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т.д.)
- А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)
7. Выполнение звуко - буквенного анализа слов.
- Давайте выполним звуковой анализ слова «сова» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (дети выполняют задания за столом, один ребенок у магнитной доски, комментируют действие).
- красные прищепки (для обозначения гласных звуков)
- синие прищепки (для обозначения твердых согласных звуков)
- зеленые прищепки (для обозначения мягких согласных звуков)
8. Игра с кубиком «Сколько птиц?».(Употребление существительных с числительными).
Логопед: Мы в зимнем лесу встретили кого?
Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)
9. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» (стоя полукругом) (Образование притяжательных прилагательных.)
- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:
Голова совы (совиная голова)
Клюв вороны (вороний клюв)
Крылья снегиря (снегириные крылья)
Хвост воробья (воробьиный хвост)
Глаза голубя (голубиные глаза)
10. Логопед: А теперь в лесу немного отдохнем.
Массаж Су-Джок шарами (стоя)
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
11. Упражнение «Будь внимательным». (Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики).
Логопед. Много птиц увидели в лесу? А теперь давайте сделаем фотографии птиц. (Дети берут фотоаппараты и фотографируют).
- Мы стали фотомастера и на память сделаем фотографии. Каждый из вас должен выбрать одно изображение и обвести его.
- Кто у тебя получился на фотографии? (У детей карточки с наложенными изображениями снегиря, синицы, дятла.)
Дети. У нас на карточках снегирь, синица, дятел.
Логопед. Каждый из вас должен выбрать одно изображение и обвести его.
12. Домашнее задание.
Возьмёте эти изображения домой и заштрихуете их вертикальными линиями. На следующее занятие принесёте, и мы оценим работу каждого.
1. Организация окончания занятия.
Вот и приблизилось к завершению наше путешествие с птицами.
- О каких птицах мы сегодня разговаривали?
- Что вам больше всего понравилось в занятии?
- Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...