Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по теме "Огород. Овощи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Степанова Елена Александровна

Конспкт НОД направлен на активизацию слованого запаса, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Огород. Овощи.»

Коррекционно – образовательные цели. Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже, согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой  моторики, координации движений, чувства ритма.

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сухой бассейн с крупой, мелкие деревянные фрукты, игра «В огороде у коза Лизы», предметные картинки по теме «Овощи», план – схема для составления рассказа,  мяч .

  1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развития мелкой моторики.)

      Логопед встречает детей у входа в кабинет, организует приветствие, предлагает детям по очереди опустить руку в «сухой» бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают деревянные овощи, проходят в кабинет, садятся за стол.

     Логопед: положите на стол то, что вы достали из сухого бассейна. Скажите что, это?

    1-й ребенок: Морковь.

    2-й ребенок: Свекла.

    3-й ребенок: Огурец.

    4-й ребенок: Помидор.

    Логопед: Как можно назвать их одним словом?

    Дети: Овощи.

    Логопед: Где растут овощи?

    Дети: Овощи растут в огороде, на грядке.

    Логопед: Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая осенью, научим рассказывать об овощах.

2. Игра «В огороде у козы Лизы».  (Расширение и активизация словаря по теме «Овощи». Согласование  существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных множественного числа.)

      Логопед помещает на магнитную доску игровое поле.

      Логопед: Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.

      Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей.

      Логопед: Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.

    1-й ребенок: Это красные помидоры.

    2-й ребенок: Это зеленые огурцы.

    3-й ребенок: Это красные редиски.

     4-й ребенок: Это фиолетовые баклажаны.

     Логопед: Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.  

     Дети: Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.

    Логопед: Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

3. Игра «Чего не стало?» (Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.)

     Логопед убирает игровое поле, а предметные картинки складывает стопкой, чтобы использовать в следующей игре. Он помещает на магнитную доску четыре картинки.

     Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?».  Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

     Дети: Баклажан, салат, свекла, помидор.

     Логопед: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

     Логопед убирает одну из картинок.

     Логопед: Чего не стало?

     Дети: Нет баклажана.

     Логопед помещает на доску следующий комплект.

     Логопед: что на картинках изображено?

     Дети: Картошка, перец, петрушка, горох.

     Логопед убирает одну из картинок.

     Логопед: Чего не стало?

     Дети: Нет петрушки.

     Логопед помещает на доску еще один комплект картинок.

     Логопед: А что на этих картинках изображено?

     Дети: Огурцы, репа, лук, чеснок.

     Логопед убирает одну из картинок.

     Логопед: Чего не стало?

     Дети: Огурцов.

     Логопед: Правильно. Вы были очень внимательны.

     Логопед убирает картинки.

4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». (Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, чувства ритма.)

      Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Хозяйка однажды с базара пришла,          Приседают, «шагают» пальцами  

Хозяйка с базара домой принесла             по ковру.

Картошку, капусту, морковку,                  Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу.                         название на руках. Хлопок.

Ох!..

Вот овощи спор на столе –                         Попеременно ударяет кулачками и

Кто лучше, вкусней и                                  хлопают в ладоши.

                         нужней на земле.

Картошку, капусту, морковку,                  Загибают по одному пальцу на     

Горох, петрушку и свеклу?                        название на руках. Хлопок.

Ох!..        

Хозяйка тем временем ножик взяла         Стучат ребром ладони.

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,                  Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу.                         название на руках. Хлопок.

Ох!..

Накрытые крышкою в                                 Складывает руки накрест.

                          душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошку, капусту, морковку,                    Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу.                           название на руках. Хлопок.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!                Показывает, как едят суп.

5. Игра «Что делать?» (Развитие ловкости, координации движений. Активизация глагольного словаря.)

       Дети остаются на ковре, логопед предлагает встать лицом в круг и берет мяч.

       Логопед: Сейчас мы тоже будем готовить из овощей разные блюда. Я бросаю мяч и называю овощ, а вы ловите мяч и рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Капуста.

       1-й ребенок: Резать, солить, тушить.

       Логопед: Картошка.

       2-й ребенок: Чистить, резать, жарить, солить.

       Логопед: Морковь.

       3-й ребенок: Чистить, резать, тереть, делать сок.

       Логопед: Огурец.

       4-й ребенок: Мыть, укладывать в банки, мариновать.

       Логопед: Вот как много всего мы приготовили.


6. Составление рассказа – описания об овощах по схеме. (Развитие связной речи.)

      Логопед приглашает детей за стол и помещает на наборное полотно предметные картинки с изображением овощей, а также схему составления рассказа.

      Логопед: Давайте составим рассказ об овощах. Вам поможет вот эта схема. Сначала вы назовете овощ и расскажите, где он растет. Потом опишете, какой он на вид, на ощупь, на вкус, что можно приготовить из него.

      1-й ребенок: Это репа. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она желтая, круглая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Из нее можно варить кашу.

      Таким образом рассказы составляют все дети. Затем логопед убирает картинки с изображением овощей и схему.

7. Работа по картинке – загадке «Помоги Пете». (Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.)

     Логопед помещает на наборное полотно картинку – загадку.

     Логопед: Последняя игра сегодня  называется «Помоги Пете». Вы должны рассмотреть картинку, назвать и показывать все овощи, изображенные на ней. Так вы поможете мальчику собрать урожай.

      Дети по очереди подходят к картинке, называют и обводят пальцем названные овощи. Логопед определяет того, кто назвал и показал овощей больше всех.

8. Оценка работы детей.

       Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем логопед оценивает работу каждого из детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы

конспекты совместной образовательной деятельности ....

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Овощи-фрукты. Классификация"

Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Овощи-фрукты. Классификация" с применением ИКТ. Отличный материал для открытого занятия....

Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: "Овощи-Фрукты"

Занятие посвящено закреплению материала по теме "Овощи-фрукты". Для детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи....

Конспект музыкального занятия в старшей группе с элементами логоритмики «Огород. Овощи»

Музыкальное занятие в старшей группе с элементами логоритмики «Огород. Овощи.»Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики в старшей группе «Огород. Ово...