Развитие мозга. Функциональная асимметрия.
материал по логопедии на тему
Моторные, сенсорные, псхические ассимитрии. Развитие мозга. Становление речевой функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkts._assimetriya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда Власовой Л.В.
Развитие мозга. Функциональная асимметрия.
Человек уже давно интересовался проблемами симметрий, а на асимметрии обратил внимание относительно недавно. Дело в том, что по форме человек представляет собой зеркально симметричный объект природы, но по функциям мы далеко не симметричны. Причина кроется в мозге человека, точнее, в больших полушариях мозга. С виду (морфологически) они тоже симметричны, но в функциональном плане правое и левое полушария сильно различаются, это проявляется в следующем:
— на нашем двигательном поведении — моторные асимметрии;
— на восприятии окружающего мира — сенсорные асимметрии;
— на психике — психические асимметрии;
— на строении и функциях внутренних органов — висцеральные асимметрии.
Моторные асимметрии — это неравенство функций рук, ног, половины туловища, лица. У подавляющего большинства людей (95%) более активна правая рука, реже встречаются левши и амбидекстры — равнорукие. Для определения ведущей руки используется множество тестов, которые можно разделить на две группы:
— тесты на предпочтение руки в бытовых действиях (письмо, рисование, резание ножом, ножницами, игра в теннис);
— тесты на бимануальную деятельность (завязывание узлов).
Сенсорные асимметрии проявляются в различии функций правой и левой частей органов чувств.
Зрительные асимметрии: у 60% людей ведущий глаз — правый, у 30% — левый, а у 10% правый и левый глаза равны по функциям. Различаются острота зрения, цветоощущение, прицельная способность и поля зрения правого и левого глаза. Каждый из вас смотрел в микроскоп или подзорную трубу. Тот глаз, которым вы смотрите в микроскоп, — ведущий.
Слуховые асимметрии. Существуют такие понятия, как эффект правого и левого уха. Эффект правого уха — преимущество правого уха в различении речевых звуков, а эффект левого уха — преобладание левого уха в восприятии неречевых звуков и эмоциональных особенностей речевого восприятия.
Психические асимметрии — это различие функций полушарий в формировании нервнопсихической деятельности
Наиболее высоколатерализованным видом психомоторной деятельности является процесс речи. В левом полушарии находятся алфавит и словарь, используемые для разговорной речи. Но хотя полушарие является доминантным по речи, правое также вносит свой вклад в речевую деятельность: оно отвечает за интонацию и эмоциональную окраску речи.
У каждого человека существует свой индивидуальный профиль асимметрии — присущее только ему сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий. Логически оправдано ожидание трех профилей асимметрий:
— правосторонний,
— левосторонний,
— смешанный.
Гораздо чаще бывают смешанные асимметрии, а полный левый профиль асимметрии является эксклюзивным случаем.
Функциональные асимметрии не проявляются у новорожденных детей, а формируются только по мере созревания различных функций. Так, первые хватательные движения большинство детей совершает правой и левой рукой одинаково. Преобладание руки формируется не раньше, чем ребенок начинает самостоятельно держать ложку, рисовать. К семи годам дети идут в школу уже с выраженным предпочтением правой или левой руки.
В этот же возрастной период (с 1 года до 6 лет) идет становление речевой функции. Исследование функциональной асимметрии мозга у детей показало, что первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом центр речи перемещается в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет. Специализация правого полушария в функции ориентации в пространстве возникает также не сразу: у мальчиков в возрасте от 6 лет, а у девочек — после 13 лет.
Пока мы можем только догадываться, закладывается ли функциональная асимметрия генетически или нет. Подавляющее преобладание правшей среди человечества свидетельствует в пользу генетической обусловленности.
Но изучение индивидуальных профилей асимметрии близнецов не подтверждает такие предположения. Однояйцовые близнецы, имеющие одинаковый генотип, должны тогда совпадать по латерализации, а среди близнецов почти в половине случаев встречаются пары с зеркальной асимметрией — если один правша, то другой — левша.
Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии. И лишь у 5\% лиц речевые центры в правом полушарии. У 70\% леворуких центр речи, так же как и у праворуких, в левом полушарии. У 15\% леворуких центр речи в правом полушарии. Функциональная асимметрия мозга обнаружена не у всех людей. Примерно у одной трети она не выражена.
Зачем же нужно изучение профилей асимметрии?
Функциональная асимметрия является одним из факторов, определяющих процесс приспособления к изменениям окружающей среды, склонность к заболеваниям, соотношение объективных и субъективных показателей здоровья.
В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качества психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Связь двух полушарий мозга является очень важной, а при ее нарушении (или несформированности), оказывается недоступна или затруднена координация движений; не формируются связи между вербальными (речевыми) и невербальными функциями, страдает процесс анализа информации. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Своевременная коррекционная работа приводит к развитию соответствующих психических функций. Основные ее направления: развитие общей двигательной координации, формирование межфункциональных связей, осмысление собственных переживаний. Особое место в коррекционной работе занимает формирование межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Изучение функциональной ассиметрии имеет большое практическое значение для педагогики, медицины, психологии, социологии. Так, в педагогике большое значение имеет учет ведущей руки ребенка при обучении письму. При попытке заставлять левшей писать правой рукой часто наблюдались неврозы, обострения хронических заболеваний, возникновение заикания.
Дети с левым ведущим глазом обычно более возбудимы, подвижны, им труднее усидеть на месте.
Дети с правым ведущим ухом нуждаются в формальной методике изучения иностранных языков (т.е. сначала изучение правил, накопление словарного запаса, а уже потом разговорная речь). Совершенно другой подход нужен для детей с левым ведущим ухом. Для них нужен метод погружения в иноязычную среду.
Знания по функциональной асимметрии используются для профессионального отбора. Например, известно, что люди с левым профилем асимметрии неудачно справляются с работой операторов. Естественно, изучение функциональной асимметрии имеет большое значение для медицины. У людей с различным профилем по-разному протекают некоторые заболевания..
Гендерные различия
У женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.
В настоящее время подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, считают, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий.
Функциональная ассиметрия
Правое полушарие | Левое полушарие | |
мышление | эмпирическое, образное (метафорическое) интуитивное синтетическое | теоретическое логическое аналитическое |
моторика | Движение всей руки | Тонкая (мелкая) |
эмоции | Отрицательные Чувство юмора | положительные |
звуки | Восприятие неречевых звуков Восприятие мелодий «защита от шума» | Понимание смысла музыкального произведения |
речь | Образное (метафорическое) Интонация Эмоциональная окраска Зрительно-пространственный анализ вербального материала | Речевое |
пространство и время | Пространственно-зрительные способности | Понятие о пространстве и врнмени |
запоминание | Непроизвольное | Произвольное |
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации г/мозга:
1.Левополушарный тип – доминирование левого полушария
Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое для полноценного отдыха (сна) составляет 8 часов в сутки.
Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.
2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария
Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.
Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки.
3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария другим.
Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.
Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.
Литература:
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М., АСТ, Транзиткнига., 2006.
Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 1985.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение профиля функциональной асимметрии
Методика определения ведущей руки, глаза, уха....
Практические упражнения для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей (на основе функциональной асимметрии головного мозга).
Здесь представлены авторские разработки дидактического материала с опорой на индивидуальные особенности детей. В качестве критерия индивидуальности взята функциональная асимметрия головного мозга (дом...
Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.
Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизволь...
Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается Учение - это сложная познавательна...
Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"
На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и н...
Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...