Развитие мозга. Функциональная асимметрия.
материал по логопедии на тему

Власова Лидия Вадимовна

Моторные, сенсорные, псхические ассимитрии. Развитие мозга. Становление речевой функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funkts._assimetriya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда Власовой Л.В.

Развитие мозга. Функциональная асимметрия.

Человек уже давно интересовался проблемами симметрий, а на асимметрии обратил внимание относительно недавно. Дело в том, что по форме человек представляет собой зеркально симметричный объект природы, но по функциям мы далеко не симметричны. Причина кроется в мозге человека, точнее, в больших полушариях мозга. С виду (морфологически) они тоже симметричны, но в функциональном плане правое и левое полушария сильно различаются, это проявляется в следующем:

 — на нашем двигательном поведении — моторные асимметрии;

 — на восприятии окружающего мира — сенсорные асимметрии;

 — на психике — психические асимметрии;

 — на строении и функциях внутренних органов — висцеральные асимметрии.

Моторные асимметрии — это неравенство функций рук, ног, половины туловища, лица. У подавляющего большинства людей (95%) более активна правая рука, реже встречаются левши и амбидекстры — равнорукие. Для определения ведущей руки используется множество тестов, которые можно разделить на две группы:

— тесты на предпочтение руки в бытовых действиях (письмо, рисование, резание ножом, ножницами, игра в теннис);

— тесты на бимануальную деятельность (завязывание узлов).

Сенсорные асимметрии проявляются в различии функций правой и левой частей органов чувств.

Зрительные асимметрии: у 60% людей ведущий глаз — правый, у 30% — левый, а у 10% правый и левый глаза равны по функциям. Различаются острота зрения, цветоощущение, прицельная способность и поля зрения правого и левого глаза. Каждый из вас смотрел в микроскоп или подзорную трубу. Тот глаз, которым вы смотрите в микроскоп, — ведущий.

Слуховые асимметрии. Существуют такие понятия, как эффект правого и левого уха. Эффект правого уха — преимущество правого уха в различении речевых звуков, а эффект левого уха — преобладание левого уха в восприятии неречевых звуков и эмоциональных особенностей речевого восприятия.

Психические асимметрии — это различие функций полушарий в формировании нервнопсихической деятельности

Наиболее высоколатерализованным видом психомоторной деятельности является процесс речи. В левом полушарии находятся алфавит и словарь, используемые для разговорной речи. Но хотя полушарие является доминантным по речи, правое также вносит свой вклад в речевую деятельность: оно отвечает за интонацию и эмоциональную окраску речи.

У каждого человека существует свой индивидуальный профиль асимметрии — присущее только ему сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий. Логически оправдано ожидание трех профилей асимметрий:

 — правосторонний,

 — левосторонний,

 — смешанный.

Гораздо чаще бывают смешанные асимметрии, а полный левый профиль асимметрии является эксклюзивным случаем.

Функциональные асимметрии не проявляются у новорожденных детей, а формируются только по мере созревания различных функций. Так, первые хватательные движения большинство детей совершает правой и левой рукой одинаково. Преобладание руки формируется не раньше, чем ребенок начинает самостоятельно держать ложку, рисовать. К семи годам дети идут в школу уже с выраженным предпочтением правой или левой руки.

В этот же возрастной период (с 1 года до 6 лет) идет становление речевой функции. Исследование функциональной асимметрии мозга у детей показало, что первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом центр речи перемещается в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет. Специализация правого полушария в функции ориентации в пространстве возникает также не сразу: у мальчиков в возрасте от 6 лет, а у девочек — после 13 лет.

Пока мы можем только догадываться, закладывается ли функциональная асимметрия генетически или нет. Подавляющее преобладание правшей среди человечества свидетельствует в пользу генетической обусловленности.

 Но изучение индивидуальных профилей асимметрии близнецов не подтверждает такие предположения. Однояйцовые близнецы, имеющие одинаковый генотип, должны тогда совпадать по латерализации, а среди близнецов почти в половине случаев встречаются пары с зеркальной асимметрией — если один правша, то другой — левша.

Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии. И лишь у 5\% лиц речевые центры в правом полушарии. У 70\% леворуких центр речи, так же как и у праворуких, в левом полушарии. У 15\% леворуких центр речи в правом полушарии. Функциональная асимметрия мозга обнаружена не у всех людей. Примерно у одной трети она не выражена.

Зачем же нужно изучение профилей асимметрии?

         Функциональная асимметрия является одним из факторов, определяющих процесс приспособления к изменениям окружающей среды, склонность к заболеваниям, соотношение объективных и субъективных показателей здоровья.

В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качества психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий  головного мозга и межполушарного взаимодействия. Связь двух полушарий мозга является очень важной, а при ее нарушении (или несформированности), оказывается недоступна или затруднена координация движений; не формируются связи между вербальными (речевыми) и невербальными функциями, страдает процесс анализа информации. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

 Своевременная коррекционная работа приводит к развитию соответствующих психических функций. Основные ее направления: развитие общей двигательной координации, формирование межфункциональных связей, осмысление собственных переживаний. Особое место в коррекционной работе занимает формирование межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Изучение функциональной ассиметрии имеет большое практическое значение для педагогики, медицины, психологии, социологии. Так, в педагогике большое значение имеет учет ведущей руки ребенка при обучении письму. При попытке заставлять левшей писать правой рукой часто наблюдались неврозы, обострения хронических заболеваний, возникновение заикания.

Дети с левым ведущим глазом обычно более возбудимы, подвижны, им труднее усидеть на месте.

Дети с правым ведущим ухом нуждаются в формальной методике изучения иностранных языков (т.е. сначала изучение правил, накопление словарного запаса, а уже потом разговорная речь). Совершенно другой подход нужен для детей с левым ведущим ухом. Для них нужен метод погружения в иноязычную среду.

Знания по функциональной асимметрии используются для профессионального отбора. Например, известно, что люди с левым профилем асимметрии неудачно справляются с работой операторов. Естественно, изучение функциональной асимметрии имеет большое значение для медицины. У людей с различным профилем по-разному протекают некоторые заболевания..

Гендерные различия

У женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

В настоящее время подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, считают, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий.

Функциональная ассиметрия

Правое полушарие

Левое полушарие

мышление

 эмпирическое,

образное (метафорическое)

интуитивное

синтетическое

теоретическое

логическое

аналитическое

моторика

Движение всей руки

Тонкая (мелкая)

эмоции

Отрицательные

Чувство юмора

положительные

звуки

Восприятие неречевых звуков

Восприятие мелодий

«защита от шума»

Понимание смысла музыкального произведения

речь

Образное (метафорическое)

Интонация

Эмоциональная окраска

Зрительно-пространственный анализ вербального материала

Речевое

пространство

и время

Пространственно-зрительные

способности

Понятие о пространстве и врнмени

запоминание

Непроизвольное

Произвольное

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации г/мозга:

1.Левополушарный тип – доминирование левого полушария

Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое для полноценного отдыха (сна) составляет 8 часов в сутки.

Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.

2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария

Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.

Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки.

3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария  другим.

Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.

Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.

Литература:
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М., АСТ, Транзиткнига., 2006.

Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 1985.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение профиля функциональной асимметрии

Методика определения ведущей руки, глаза, уха....

Практические упражнения для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей (на основе функциональной асимметрии головного мозга).

Здесь представлены авторские разработки дидактического материала с опорой на индивидуальные особенности детей. В качестве критерия индивидуальности взята функциональная асимметрия головного мозга (дом...

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизволь...

Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"

Теория функциональной асимметрии полушарий  головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается Учение - это сложная познавательна...

Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"

На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и н...

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...