Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и на высоком по качеству и надежности уровне спортивного мастерства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"
Изучение процессов и явлений природы раскрывает наличие в ней как строгой упорядоченности, равновесия между частями целого, так и неупорядоченности, нарушения равновесия. Мыслители древности ввели для характеристики этих явлений понятия симметрии и асимметрии.
В ряде опубликованных работ, где исследовались категории асимметрии и симметрии, приводится обширный материал, показывающий становление, ход развития этого феномена в различных отраслях знаний: в математике, архитектуре, кристаллографии, искусстве, биологии и др. В.И.Воячек, 1927; А.В.Шубников, 1940; Н.А.Бернштейн, 1947; Б.В.Огнев, 1948; 1952; гс/с?леа , 1957; В.С.Готт, 19651967; В.М.Лебедев, 1970;, 1972; Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова,1977 и др. /. Учеными показано, что условия труда и быта, социальная среда свидетельствуют о неограниченных перспективах использования различных аспектов асимметрии и симметрии. В данном случае категории "левого" и "правого" отражают диалектический закон единства и борьбы противоположностей и имеют эвристическое значение в педагогике спорта.
Актуальность. В спортивной акробатике, спортивной и художественной гимнастике, прыжках на батуте и других видах спорта большинство двигательных действий связано с выполнением поворотов и вращений, и несмотря на обучение движениям в левую и правую стороны, различные тактические приемы с поворотами осуществляются в удобную, т.е. "свою" сторону. В научно-методической литературе спорта / А.И.Масюк, 1939; А.А.Поцелуев, 1951; М.Л.Укран, 1958; В.Староста, 1963; Ю.К.Николаев, 1965; Б.Г.Ананьев, 1969; В.М.Лебедев, 1970; В.И.Огуренков, 1972; Г.В.Доля, 1973; Л.М.Шачнева, 1979; А.А.Саидов, 1981 и др. / показана важность проблемы и раскрыты некоторые аспекты феномена асимметрии и симметрии в движениях спортсменов. Было выявлено, что целенаправленное обучение спортсменов движениям с поворотами в навязанную тренером сторону не всегда совпадало с природной предрасположенностью их к этой стороне вращений. Нами зарегистрировано большое количество артефактов в движениях спортсменов, причиной которых, в большинстве случаев, является эмпирический подход тренеров и спортсменов к проблеме использования функциональной асимметрии и симметрии. Это на всех этапах не позволяет планомерно совершенствовать спортивное мастерство. Управление процессом выявления ведущей, удобной стороны двигательных действий спортсменов позволит более безошибочно вести педагогический процесс.
Цель. На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и на высоком по качеству и надежности уровне спортивного мастерства.
Гипотеза. Спортивное мастерство будет совершенствоваться более качественно, если тренер при обучении и тренировке спортсменов полно использует знания об особенностях проявления феномена функциональной симметрии и асимметрии.
Разработан структурно-функциональный подход к исследованию движений спортсмена с учетом знаний о функциональной симметрии и асимметрии. Исследования позволили внести новые знания в теорию обучения, теорию управления движениями, теорию колебаний, теорию групповой динамики. В теорию обучения - двигательный навык формируется качественно и в достоверно короткие сроки при учете индивидуальных особенностей проявления функциональной симметрии и асимметрии. Принципы научности, индивидуализации, совместимости, доступности дополнены новым методическим содержанием. В теорию управления движениями - функциональная асимметрия рассматривается не как дисгармония в развитии двигательного аппарата спортсмена, а как элемент, создающий эффективные отношения в системе движений. В теорию колебаний - раскрыта индивидуальная функциональная асимметрия регуляции позы спортсменов в парном и групповом двигательном взаимодействии, способствующая достижению высокого уровня устойчивости системы тел. В теорию динамики - по данным асимметрии в регуляции позы тела и системы тел эффективно комплектуются спортсмены для парного и группового двигательного взаимодействия. Разработана система управления процессом эффективного обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом вскрытых особенностей проявления функциональной симметрии и асимметрии.
Раскрыты возрастные особенности становления, развития и формирования симметрии и асимметрии: в возрасте 2-4 лет в движениях детей не выявлены достоверные проявления функциональной асимметрии, в возрасте 5-7 лет она приобретает выраженный левосторонний характер в поворотах и вращениях, а в возрасте 8-12 лет у занимающихся спортом функциональная асимметрия проявляется более пластично (в виду требований вида спорта) и активно влияет на формирование двигательного навыка.
Изучены причины возникающих противоречий в системе движений у начинающих заниматься спортивными видами гимнастики и прыжками на батуте. Наиболее значимой является причина стихийного выбора стороны поворотов и вращений, связанная с недостаточными знаниями о феномене функциональной асимметрии в двигательных действиях.
При обучении упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте изучены варианты учета функциональной симметрии и асимметрии, Наибольший эффект в обучении получен в том случае, если своевременно и правильно определена сторона поворотов и обучение упражнениям осуществляется в эту же сторону.
Знания особенностей проявления функциональной асимметрии в движениях спортсменов позволили на стадии высокого спортивного мастерства устранять ошибки в движениях, вызванные неверным выбором удобной стороны поворотов и вращений.
Достоверность полученных автором данных основана на исследованиях и экспериментах* проведенных на большом контингенте лиц различного возраста, пола, спортивной квалификации в лабораторных условиях, а также в условиях учебно-тренировочных занятий, спортивных сборов и соревнований. Использованы объективные методы исследования, числовой материал обработан статистически.
Материалы исследований используются в лекционном, методическом и практическом курсе специализирующихся по 'спортивным видам гимнастики, прыжкам на батуте.
ВЫВОДЫ
1. Наиболее яркой представительницей семейства двигательных предпочтений является функциональная асимметрия. Целесообразная организация и реализация возможностей двигательного аппарата спортсмена тесно связаны с проявлением функциональной асимметрии, позволяющей выработать необходимую тактику и стратегию двигательных действий для достижения конечного результата.
2. Особенности, признаки и числовые характеристики проявления функциональной асимметрии и симметрии позволяют эффективно формировать и совершенствовать систему движений спортсмена, разрабатывать валидные средства и методы обучения и тренировки, производить спортивную селекцию и комплектование команд. Разработан ряд педагогических положений учета и использования функциональной асимметрии и симметрии в двигательных действиях.
3. Возрастная динамика функциональной асимметрии имеет характерные особенности: а) в возрасте 2-4 года не выявлены достоверные проявления функциональной асимметрии в системе движений детей; б) в возрасте 5-7 лет функциональная асимметрия приобретает выраженный характер с преобладанием левосторонних двигательных действий при выполнении физических упражнений; в) в возрасте 8-12 лет функциональная асимметрия проявляется неодинаково у не-занимающихся и занимающихся спортом: у последних зарегистрировано более стойкое и предметное проявление функциональной асимметрии и на этой основе биомеханически целесообразное формирование двигательного навыка при овладении учебными заданиями.
4. Техническое совершенствование занимающихся спортивными видами гимнастики и прыжками на батуте происходит более эффективно, если на этапе предварительной подготовки тренер и ученики выявляют удобную сторону поворотов и вращений. Возникающие противоречия в системе движений юных спортсменов в значительной степени связаны со стихийным или эмпирическим подходом тренера к особенностям проявления функциональной асимметрии у конкретного ученика.
5. У абитуриентов Киевского государственного института физической культуры, специализирующихся по спортивным видам гимнастики, прыжкам на батуте, прыжкам в воду, фигурному катанию на коньках, зарегистрированы достоверные факты проявления левосторонней функциональной асимметрии. В игровых видах спорта получено практически одинаковое количество симметричных и асимметричных двигательных действий. Содержание игровых видов спорта предъявляет более разнообразные требования к системе движений. Процент совпадений стороны поворотов с одноименной толчковой ногой равен 74,5. Достоверной разницы между показателями юношей и девушек не обнаружено.
6. У членов сборных команд Украинской ССР и Советского Союза по спортивной гимнастике, спортивной акробатике, прыжкам на батуте, художественной гимнастике зарегистрирована функциональная асимметрия как в упражнениях видов многоборья, так и при выполнении контрольных тестов. Относительно простые физические упражнения спортсмены эффективно выполняют в одну и другую сторону.
По мере возрастания координационной сложности упражнений устанавливается и зацепляется у каждого спортсмена удобная сторона поворотов и вращений. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие о наличии фактов зацепления ложной функциональной асимметрии. У таких спортсменов зацеплялась левая или правая сторона поворотов и вращений в силу того, что им была навязана, а не научно-методически определена. У членов сборных команд по спортивной гимнастике, спортивной акробатике и прыжкам на батуте получено следующее соотношение проявления левосторонней и правосторонней функциональной асимметрии. Соответственно: 66 и 34%; 72 и 28%; 83 и 17%; в художественной гимнастике - 48 и 52%.
7. На этапе спортивного совершенствования в ряде случаев обнаружены противоречия в системе движений, которые тормозят рост сложности упражнений. Ошибки проявляются при "стыковке" элемента с элементом; в связи с иллюзорным восприятием собственной позы в пространстве; неправильным пониманием базовой структуры техники гимнастических, акробатических упражнений при недостаточном учете особенностей проявления феномена функциональной асимметрии. Разработанная нами программа устранения ошибок в движениях спортсменов (включая методы, средства и их реализация) позволяла достоверно улучшить качество разучивания и совершенствования упражнений спортивных видов гимнастики, прыжков на батуте.
8. Методом четырехканальной стабилографии, кинометодом зафиксирована асимметрия регуляции вертикальной позы тела и системы тел спортсменов при выполнении индивидуальных гимнастических и парно-групповых акробатических упражнений. В двигательных действиях спортсменов проявляются крутильные асимметричные колебания, которые в парно-групповых упражнениях носят асимметричный противофазный характер: в зависимости от функциональных обязанностей каждого спортсмена-партнера асимметрия проявляется как с лево- так и правосторонним акцентом, что создает дополнительные условия для стабилизации устойчивости. Учет полученных фактов позволил дать рекомендации по эффективному обучению упражнениям, комплектованию и спортивной селекции пар и групп, конструированию новых элементов.
9. По данным сохранения равновесия получена различная вестибулярная устойчивость после калоризации левого и правого лабиринтов. У 16 испытуемых из 20 устойчивое равновесие тела было более эффективным при калоризации левого уха. Коэффициент корреляции при сопоставлении параметров равновесия тела с данными проявления левосторонней функциональной асимметрии контрольных тестов и программных требований вида спорта равен 0,684; правого 0,451. Более сильная вестибулярная устойчивость одного из лабиринтов условно-рефлекторно позволяет спортсмену на стадии высокого спортивного мастерства, делать более качественный выбор стороны поворотов и вращений.
10. В педагогическом эксперименте доказана эффективность применения разработанной нами программы специальных физических упражнений для выбора удобной стороны поворотов и вращений t>2\ Р<0,05). Программа состоит из упражнений, которые в комплексе раскрывают содержание двигательных представлений испытуемых, таких как: симметричная и асимметричная работа конечностей, проявление естественных движений в игре и быту, реакция вестибулярного анализатора, пространственно-временная точность движений; двигательные тесты, включая выполнение простейших гимнастических и акробатических упражнений; функция равновесия.
11. Обучать упражнениям спортивных видов гимнастики целесообразно, если тренер и ученик достоверно установили удобную сторону поворотов и вращений. Педагогический эксперимент, проведенный в условиях учебно-тренировочных занятий показал наибольшую эффективность овладения программой первого юношеского разряда по спортивной гимнастике, если обучать движениям в удобную сторону (65%), удобную и неудобную (25$), в неудобную сторону (10$), £>2; Р<0,05.
Список литературы
1. АГЕЕВА С.Г., АЛИСЕЕВА И.Н., ТИХОНОВА Г.М. К физиологическому механизму функциональной асимметрии рук у первоклассников.-В кн.: Здравоохранение Казахстана, б, 1976, с.76-77.
2. АЗАПИН М.Д. О сменности в работе конечностей на фоне развиваемого утомления.- В кн.: Теория и практика физической культуры, 3, 1973, с.57-59.
3. АЙЗЕРМАН М.А., АНДРЕЕВА Е.А., КАНДЕЛЬ Э.И., ТЕНЕНБАУМ Л.А. Механизмы управления мышечной активностью.- М.: Наука, 1974, с.12-19.
4. АЙРАПЕТЬЯНЦ Э.Ш., АНАНЬЕВ Б.Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства.- В кн.: Восприятие пространства и времени. Л., 1969, с.5-11.
5. Акробатика. Программа для детско-юношеских спортивных школ.-М., 1973.- 54 с.
6. АЛПАТОВ В.В. Левизна-правизна в строении растительных и животных организмов.- В кн.: Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологии, М., 1957, т.62, с.19-27.
7. АЛПАТОВ В.В. О левизне и правизне спиралей в сосудах растений,.- В кн.: Природа, II, 1951, с.59.
8. АНАНЬЕВ Б.Г. Билатеральные регулирования как механизм поведения.- В кн.: Вопросы психологии, 5, 1963, с.83.
9. АНАНЬЕВ Б.Г. Пространственное различие.- Л.: Ленинградский государственный университет, 1955.
10. АНАНЬЕВ Б.Г. Уровни пространственной ориентации человека.-В кн.: Всесоюзное физиологическое общество им.И.П.Павлова. Съезд П-йЛ., 1970, т.1, с.158-160.
11. АНАНЬЕВ Б.Г., РЫБАЛКО Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964, с.48.- 178
12. АНОХИН П.К. Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации.- В кн.: Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972,е Л 00-1II.
13. АНОХИН П.К. Проблема центра и периферии в современной физиологии нервной деятельности.- В кн.: Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975, с.63-107.
14. АНЦУПОВ Е.В. Учебная программа по спортивной акробатике.-Воронеж, 1979.- 87 с.
15. АНИСИМОВ Н.И. К проблеме морфологической и функциональной дисимметрии верхних конечностей.- В кн.: Саратовский областной комитет по физической культуре и спорту.- Саратов, 1970, с.227-230.
16. АСТАУРОВ Б.Л. Наследственность и развитие.- М.: Наука, 1974, с.9-109.
17. АСГВАЦАТУРОВ М.О. О происхождении праворукости и функциональной асимметрии мозга.- В кн.: Научная медицина, II, 1923,с.76-90.
18. АФАНАСЬЕВ Ю.В. Исследование путей повышения эффективности обучения гимнастов акробатическим прыжкам на различных этапах подготовки.- В кн.: Автореф. дисс. . каад.пед.наук.- М., I978j- 27 с.
19. БАБЕНКОВА С. Г. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте.- М.: Медицина, 1971, с.240
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения упражнений без предметов в гимнастике.
Методика обучения упражнений без предметов в гимнастике....
Дипломная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе професиональной переподготовки «Педагогическое образование: инструктор по физ. культуре в дош. образ. организации» Тема: «Методика обучения дошкольников спортивным играм"
ВведениеИгра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагру...
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию) - подсказки для инструктора
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, ис...
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию)....
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды и техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды и техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию). Действия с мячом занимают большое место в работе по физичес...
Методика обучения детей различным видам ходьбы.
Методика обучения детей различным видам ходьбы.Ходьба — циклическое движение. В результате закономерного повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и рас...
«Спортивные игры для детей дошкольного возраста, характеристика, техника, методика обучения дошкольников спортивным играм»
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5—7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биолог...