Развиваем пальчики и речь!
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Смирнова Ирина Ивановна

Упражнения с прищепками.

    Берём бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев ( кроме большого) на каждый ударный слог. Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!

Левая рука

                                   5             4                     3            2

                                                            Вот     проснулся ,     встал   гусёнок,

                                                             2                3            4           5

                                     Пальцы    щиплет     он    спросонок.

Правая рука

              5          4          3          2

                                                      - Дай,  хозяйка, корма  мне

           2          3          4          5

                                                            Раньше,  чем    моей   родне!

 

Поочерёдное соединение всех пальцев

   Поочерёдное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2,3,4,5,5,4,3,2. Затем смена рук .

 

                                               1-2     1-3         1-4     1-5

Ищет  птичка     и     в траве,

                                              1-5     1-4         1-3     1-2  

И   на ветках,  и     в листве,

Смена рук

                                        1-2     1-3         1-4             1-5

И    среди     больших    лугов

                                              1-5     1-4         1-3          1-2  

Мух, червей, слепней, жуков.

 

Упражнение с эспандерами.

   Берём кистевой детский эспандер. Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки- смена рук.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

   Каждый руку мне пожмёт,

       Каждый мне привет пошлёт!

Самомассаж пульками.

Катание пульки между большим и другими пальцами. На каждую строчку- один пальчик, а смена рук- после четверостишия.

 

Круглую рожицу, а не косую(!)               1-й - 2-й

Каждому пальчику я нарисую.                 1-й - 3-й

                                                Пальчики, как озорные мальчишки,-          1-й - 4-й

 Целых четыре весёлых братишки.           1-й – 5-й

Смена рук

                 Пятый братишка- на голову ниже,           1-й - 2-й

                 Только умишком он не обижен.               1-й - 3-й

                 Даже такое порою бывает:                        1-й - 4-й

                 Маленький всем четверым помогает!      1-й –5-й

 

 

Пальцеход

 

   Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда( или рисуем).Ребёнок «ходит» по ним указательным и средним пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.

 

 Ходит цапля по болоту

  На прогулку, на работу-

 Очень нужно цапле там

     Взять еду своим птенцам!

 

Комканье платка

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!(прячем её за спинку).Потом предлагаем то же самое проделать ребёнку сначала правой, левой, затем двумя руками одновременно.

 

 У меня живёт проглот-

          Весь платок он скушал, вот!

  Сразу стало у проглота

  Брюхо , как у бегемота!

Упражнение со стопором

    Нажимаем пальцем ( кроме большого) на стопор ( фурнитура) или любую кнопку. Нажим - на каждый ударный слог стиха. После двустишия – смена рук.

                                              2         3               4           5

Шёл  мишутка –  топ  да  топ –

                                          5           4               3         2

Вдоль звериных тайных троп,

Смена рук

                                                   2       3            4         5

Но  устал  и  сел  на  пень

                                                    5     4             3             2

И  ему   подняться   лень.

 

Горошки.

      Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцем берёт горошины одну за другой и удерживает их в руке ( как при сборе ягод), и так набирает целую горсть.  После двустишия - смена рук. Каждая горошина берётся на ударный слог ( всего их нужно 16 штук). Можно заменить горох пульками от детских пистолетов.

 

С блюдца я беру горошки,

        Словно птица клювом крошки.

                                  И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

 

Упражнения с пробками.

 

   Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, вперёд и назад.

 

Крышки пальчики обули, смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку на весёлую прогулку.

Пальцы - словно балеринки, но обутые в ботинки.

Каждый пальчик, словно ножка, только шаркает немножко!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем пальчики – улучшаем речь.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть р...

"Развиваем пальчики-тренируем речь"

Буклет для родителей о пользе пальчиковых игр в развитии речи у детей....

Развиваем пальчики улучшаем речь.

Влияние мелкой моторики на речь детей....

Развиваем пальчики - улучшаем речь

Решающее значение играет мелкая моторика для речевой функции?......

Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"

Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дош...