КОНСПЕКТ НОД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ «Большими шагами в школу»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
КОНСПЕКТ НОД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
«Большими шагами в школу»
(подготовительная к школе группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
«Большими шагами в школу»
(подготовительная к школе группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Цели: стимулировать познавательную активность, развивать регулятивные функции, тактильные ощущения, а так же умение ориентироваться в различных схемах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать интерес к русскому языку;
- закреплять знание пословиц и поговорок;
- обучать умению образовывать родственные слова;
- понимать образные выражения;
- работать по схемам;
- правильно согласовывать все части речи, строить предложения;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умения: видеть скрытый смыл, разгадывать загадки, обобщать, выделять лишний предмет, объяснять свой выбор, выделять заданный звук в слове и соотносить его с буквой;
- развивать слуховое внимание, восприятие, память, тактильные ощущения;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать умение работать в команде, дружественные отношения между детьми, навыки взаимопомощи и самоконтроля за речью;
-воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование:
Круглый стол для знатоков, стулья. Два набора цифр, магнитная доска, волчок, карточки с номерами вопросов, чудесный мешочек; маленькие предметы (корова, мышь, слон, кукла, стол, яблоко, рыба, гриб); схема к родственным словам, скрипичный ключ; большой поднос с мягкими игрушками (зебра, зайчик, утка, черепаха, собачка, медвежонок, свинья); столик с книгами, большая машина, набор для рисования, черный ящик, шифровка, призы.
Организационный момент:
Звучит музыка, дети входят в зал, встают напротив зрителей.
Логопед. Здравствуйте дорогие ребята. Вот и подошёл к концу учебный год. Последний месяц в учебном году у нас….!
Дети. МАЙ!
Логопед. Правильно ребята! В мае, так как это последний месяц в учебном году мы подводим итоги всего учебного года. Вы повзрослели, стали умнее. Скоро пойдете в школу. Сегодня я приглашаю вас на игру «Клуб знатоков русского языка».
Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы будем играть в знатоков русского языка?
Дети. Потому что мы говорим на русском языке.
Логопед. Да. На занятиях вы старательно учились говорить именно по-русски. И сегодня вам надо показать те знания, которые вы получили на занятиях. Вы должны быть внимательными и выдержанными в соревновании с героями телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Они будут задавать вопросы, а вы отвечать. Постарайтесь победить и получить главный приз. Ели вы дадите правильный ответ, получите очко, ели не правильный, очко получат ваши противники. Победит тот, кто получит больше очков. Согласны играть?
Дети. Да.
Логопед. В таком случае я представляю наших знатоков.
Послушайте правила игры:
- если вопрос задан всей команде, значит, игроки должны посовещаться, а отвечать будет только один из игроков;
- если вопрос задан каждому игроку, отвечают все по очереди, не перебивая друг друга (команда получает очко, если большинство игроков ответят на вопрос правильно);
- в случае затруднения команда может помочь игроку только после сигнала;
- ели игроки будут шуметь за столом знатоков, получат красную карточку, при наличии двух таких карточек команда лишается одного очка.
Итак, игра начинается.
Вопрос номер один задает Хрюша: «Здравствуйте, ребята. Мне бы хотелось узнать какие пословицы и поговорки существуют в русском языке? Назовите каждый по одной.
Дети (предполагаемые ответы детей):
Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Поспешишь – людей насмешишь.
Москва всем городам мать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Логопед. Итак, вот какие пословицы знают ребята. Спасибо, Хрюша, до новых встреч, а игроки получают свое первое очко.
Вопрос номер два задает Филя.
Логопед выставляет картинки на магнитную доску, дети их называют.
По набору гласных звуков угадайте слово. И помогут вам картинки. Будьте внимательны! И, А, А; А, А; А,А,А; И,А,
Дети. Гитара, арфа, барабан, скрипка.
Филя. А как можно назвать эти предметы, одним словом?
Дети. Эти предметы называются музыкальными инструментами.
Филя. Какой музыкальный инструмент не подходит другим? Почему?
Дети. Не подходит барабан, потому что это ударный инструмент, а остальные – струнные.
Филя. Молодцы это правильные ответы.
Логопед. Вы заслужили второе очко.
Вопрос номер три Мишутка.
Мишутка. Я - маленький медвежонок. Моего папу зовут медведь, маму – медведица. Мы родственники. А можете ли вы назвать родственные слова к предметам из этого мешочка? (корова, мышь, слон, кукла, стол, яблоко, рыба, гриб)
На мольберт вывешиваются опорные сигналы-схемы для образования родственных слов. Дети по схемам составляют родственные слова. Пример (корова – коровка, коровы, коровник, коровий).
Мишутка. Молодцы, вы правильно ответили. Я рад за вас!
Логопед. Знатоки получают третье очко. А сейчас я объявляю музыкальную паузу. (Ставит на стол скрипичный ключ)
Каждый ребенок выбирает себе мягкую игрушку и начинает с ней танцевать до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка закончится, вы должны остановиться и помочь мягким друзьям занятья их любимым делом.
Подойдите к той букве А, К, С, которая обозначает звук, встречающийся в названии вашей игрушки, и вы догадаетесь, что любят делать ваши друзья.
В зале стоит столик с книгами и буква К, большая машинка и буква А, набор для рисования и буква С.
Теперь пора проверить ваши ответы.
Логопед. Все верно, проходите на свои места. Игра продолжается, у нас еще два вопроса. Вопрос номер четыре задает Каркуша.
Каркуша. Здравствуйте, дети. Внимание, в черном ящике спрятан предмет. Отгадайте какой, прослушав загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нам
Всем понятным языкам. (Книга)
Дети. В ящике спрятана книга.
Логопед. Открываем черный ящик: правильно - книга.
Каркуша. Скажите, друзья как вы понимаете выражение водить за нос?
Дети. Водить за нос – значит, говорить неправду, обманывать.
Каркуша. Молодцы, правильно.
Логопед. И команда знатоков получает еще одно очко. Счет становится 4:0 в пользу знатоков. Спасибо, Каркуша за вопрос.
Последний вопрос в нашей игре задает Степашка.
Степашка. Ребята, перед вами шифровка. Выделив первые звуки в названии картинок, и составив из них новое слово, вы легко узнаете, что здесь зашифровано.
Дети. Школа.
Степашка. Правильно вы справились с моим заданием.
Логопед. Команда знатоков побеждает со счетом 5:0.
Ребята, школа – это слово или предложение?
Дети. Слово.
Логопед. Правильно, слова бывают разными. Это видно из стихотворения
А. Шибаева «Слова, слова, слова…» .
Дети выстраиваются в шеренгу и читают стихотворение.
Всему название дано –
М зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – не знакомо.
Слова, слова, слова…
Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно!
Итог мероприятия.
Логопед. Ребята вы хорошо постарались, показав маленькую частичку того многообразия слов, которое существует в русском языке. Степашка не просто так загадал вам слово школа, сегодня вы подтвердили, что действительно готовы идти в школу. Отгадайте, какой маленький предмер находится у меня в шкатулке? Он необходим в школе: с его помощью ученики все записывают в своем дневнике и тетрадях.
Дети. Ручка.
Логопед. Да. Вы ответили на все вопросы, победили в игре с героями телепередачи и по праву заслужили призы. Пожалуйста, выбирайте себе эти необычные ручки. Благодаря своим знаниям вы смогли заработать предмет, без которого в школе не обойтись. Я надеюсь, этой ручкой вы будите писать без ошибок. Желаю вам дальнейших успехов в познании русского языка. Продолжаете учиться говорить и писать правильно. Благодарю всех за игру и за внимание (Дети под музыку выходят из зала).
Литература:
- Бородич А.И. Методика развития речи детей. – М. Просвящение, 1981г.
- Игры в логопедической работе сдетьми. / под ред.В.И. Селиверстова.- М., Просвящение, 1989г.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.
- Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект праздника "Новый год шагает по планете" для детей подготовительной к школе группы
Конспект новогоднего праздника для детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия по программе "Мозаика, четыре шага к школе" (3-й год обучения, дети 5-6 лет)
Конспект занятия по программе "Мозаика, четыре шага к школе" (3-й год обучения, дети 5-6 лет). "Подготовка к школе" раздел «Развитие речи, формирование навыков чтения» тема «Чтение, от предл...
Конспект занятия по программе "Мозаика, шаги к школе" второй год обучения, учащиеся 4-5 лет
Конспект занятия по программе «Мозаика, шаги к школе», 2-й год обучения (дети 4-5 лет), раздел «Развитие речи, формирование первичных навыков чтения», тема «Изучение букв...
Конспект занятия по программе "Мозаика, шаги к школе" для 3-го года обучения (дети 5-6 лет) "Графический диктант".
Конспект занятия адресован педагогам ШРР, работающим по программам подготовки к школе. Данное занятие проводится в рамках программы "Мозаика, шаги к школе", раздел "Формирование математ...
Большими шагами в большой мир математики
Задача заключается не в том, чтобы учить математике, а в том, чтобы при посредстве математике дисциплинировать ум. (В. Шрадер)...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ШАГ ЗА ШАГОМ"
Одна из основных задач Дошкольного образования - формирование элементарных математическое представлений у детей дошкольного возраста. Оно не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и р...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Квест-игра «Весна шагает по планете»
- Расширять:- представления детей о характерных признаках весны - обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;- Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.-Развивать речь, ...
- Мне нравится (1)