мастер-класс для воспитателей
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Мастер-класс для воспитателей «ФГОС. Речевое развитие детей подготовительного к школе возраста посредством игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Колокольчик»
Мастер-класс для воспитателей
«ФГОС. Речевое развитие детей подготовительного к школе возраста посредством игр»
Учитель-логопед
высшей
квалификационной
категории
Абрамова Е.Н.
г. Киров 2016
Цель:
Учить воспитателей играть в логопедические игры: на развитие фонематического слуха, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.
Уважаемые воспитатели, сегодня мы поговорим с вами о речи, т.е. способности говорить, об умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?
( ответы воспитателей)
Итак, говорить красиво - это значит:
- Четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
- Оформлять предложение грамматически правильно;
- Использовать в речи точные названия предметов, их частей,
образные выражения (эпитеты, сравнения…);
- Добиваться эмоциональной выразительности речи.
Чтобы научить ребенка говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.
Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Очень важно у детей развивать фонематический слух и фонематическое представление – важные факторы в дальнейшем обучении детей грамоте. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух следует помнить:
*Наша речь состоит из предложений.
*Предложения состоят из слов.
*Слова состоят из звуков.
*Звук – это то, что мы слышим и произносим.
*Буква – это то, что мы видим и пишем.
*Звук на письме обозначается буквой.
Гласные звуки
*Гласные звуки-звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
*В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [ Э] [Ы] .
*На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
*Гласных букв – десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
*Шесть гласных букв – голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):«А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.
*Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА] «Ю»-[ЙУ] «Е»-[ЙЭ] «Ё» -[ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук «Я» -[А] «Ю»-[У] «Е» -[ Э] «Ё»-[О] (береза, мяч)
Согласные звуки
*Согласные звуки- звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении. Встречает преграду.
*Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок, и проверяются рукой, положенной на горло.
*Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ ].
*Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):
[ Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
*Твердость и мягкость согласных определяется на слух.
*Согласные звуки могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Я» «Ю» «Е» «Ё»).
*Всегда твердые согласные: [Ш] [Ж] [Ц].
*Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
* Твердые согласные на схемах обозначаются синим цветом.
*Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Помогут в этом такие игры, как:
«Ушки на макушке »
Цель: Развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук среди других звуков, в слогах, словах.
Описание: Логопед просит участников быть внимательными и хлопать в ладоши только тогда, когда будет звучать заданный звук. Нужно определить звук, например, [С] в звуковом ряду, в ряду слогов, в ряду слов:
С, А, М, Г, К , У , С , Н , С
ду са ма ка но со ми сы
мак нож санки зал сом кит
«Собери слово из звуков»
Цель: Развивать фонематический слух, умение соединять звуки в слово.
Описание: Логопед называет участникам звуки и просит собрать эти звуки в слово, какое слово получится? К..о..ш..к..а и т.д.
«Сломанный телефончик»
Цель: Развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звуки в слове.
Описание: Логопед говорит слово, выделяя в нем первый и последний звук, кто-то из родителей придумывает слово на последний звук, который в следующем слове становится первым и так далее: лукк, кроттт, танкк, кошка…
«Назови слова со звуком [С] (или [Л], [Р])»
Цель: Развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.
Описание: Участники мастер-класса придумывают слова на заданный звук.
« Я знаю три слова на звук [С]: собака, лиса, сом. Я знаю три слова на звук [Р]: рак, роза, мороз».
«Волшебный мешочек »
Цель: Учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество звуков в слове.
Описание: Воспитатели по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков: к..о..т в слове три звука. В слове лиса четыре звука: ль..и…с..а.
Логопед. Часто дети переставляют или заменяют звуки в словах, например: котлета - коклета, мебель-небель, теперь-петерь. Взрослые обязательно тактично должны поправлять ребенка.
«Выбери слово, с правильным ударением»
Логопед. Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.
Описание: нескольким воспитателям предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением.
звОнит - звонИт
квАртал - квартАл
килОметр - киломЕтр
тортЫ – тОрты
сантИметр – сантимЕтр
шприцЫ - шпрИцы
нет шарфА – нет шАрфа
мОзги – мозгИ
катАлог – каталОг
Логопед. Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание придумать рассказ о враче. Как можно по-другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось?
«Назови по-другому»
Цель: Учить подбирать слова синонимы.
Шофер - водитель.
Швея - портниха, модистка
Красивая - милая, прекрасная, очаровательная, чудесная, привлекательная.
Добрая - заботливая, чуткая, милосердная.
Логопед. Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы. Дети, а бывают и взрослые добавляют частицу НЕ к слову и вот что
получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» или «Эта река глубокая, а эта не глубокая»
«Скажи наоборот»
Цель: Учить использовать в речи слова-антонимы.
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Описание: Логопед поочередно бросает мяч воспитателям и произносит слово, возвращая мяч, родители называют другое слово с противоположным значением:
Высокий-низкий светло-темно
Добро-зло Горе-радость продавать-покупать прямой-кривой грязно-чисто больной-здоровый пасмурно-ясно открыть-закрыть и т. д.
«Придумай сравнение»
Логопед. Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:
«Белка смотрит на нас черными глазами»
«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина глазами».
(ответы воспитателей)
Выполните, пожалуйста, задания:
- С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»?
- С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»?
Бывают сравнения, ставшими фразеологическими оборотами, например: трусливый как заяц, ползет, как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают речь более красивой и образной, неповторимой. Сравните: умелые руки-золотые руки, смелое сердце - львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.
«Вставьте слово, объясните значение фразеологизма»
- Не в бровь, а в глаз.
- Делать из мухи слона
- Зарубить себе на носу
- Зимой не выпросишь снега
- Вешать лапшу на уши
Логопед. Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем, я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши.
«Исправь ошибку»
- Лучистое солнышко
- Красная платье
- Пять ведров
- Пять медвежат
- Мокрый полотенце
- Пять яблоков
- Семь стулав
Логопед. Для формирования интонационной выразительности речи послушайте чистоговорку «на суку сидит сова, видно строгая она» и выполните задание- рассказать чистоговорку:
- Медленно - быстро
- Громко – тихо
- Вопросительно - утвердительно
- Грустно - радостно.
При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно. Прежде чем отдать стихотворение родителям для разучивания дома, проанализируйте выразительное звучание каждой строки предложения и научите этому родителя.
«Назови слова родственники»
Уважаемые воспитатели, зимние слова (мороз, холод, снег, зима, лед) очень благодатная почва для представления понятий слов-родственников детям подготовительного к школе возраста. Играя в игры на образование родственных слов, у детей развивается слуховая память и слуховое внимание. В игру «Назови слова родственники» можно играть не только при изучении лексической темы «Зима», но и при постоянных прогулках на улице в зимнее время. Советую вам, познакомить родителей с такой игрой.
В начале, данное слово нужно назвать в уменьшительно-ласкательной форме, как от женского лица, так и от мужского н-р: лед - ледок, льдинка. Затем от этого слова образовывать слова прилагательные н-р: погода какая? - ледяная, океан какой? пальто какое? шоу какое? руки какие? Затем образовывать слова действия - леденеет, заледенеет. Затем предоставить словарь знакомых и незнакомых слов н-р: ледянка, ледышка, гололед, ледокол, ледоход, заледенело, ледниковый период и т.д.
Давайте играть в игру по предложенной для вас схеме
н-р: мороз ………….
холод ……………
снег ………..
Итак, надеюсь, что игры, предложенные вам сегодня, помогут в обучении детей умению правильно говорить. Что данные игры вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое воздействие.
Литература:
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006.
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Ростов н/ Д., 1999.
Шанский Н.М., Зимин В.И.. Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2006.
6. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у д
6. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников/А.И. Максаков,- М.: Мозаика-Синтез, 2007.
ошкольников/А.И. Максаков,- М.: Мозаика-Синтез, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.
мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"
Мастер-класс по работе с родителями....
Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.
Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...
Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"
Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....
2019-2020 Мастер -класс на РМО воспитателей: "Изготовление видеоматериалов к НОД и мероприятиям с помощью программы ВИДЕО Мастер"
Доступная и полезная программа...
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...