мастер-класс для воспитателей
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Абрамова Елена Николаевна

Мастер-класс для воспитателей «ФГОС. Речевое развитие детей подготовительного к школе возраста посредством игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Колокольчик»

Мастер-класс для воспитателей

«ФГОС. Речевое развитие детей подготовительного к школе возраста посредством игр»

Учитель-логопед

высшей

квалификационной

категории

Абрамова Е.Н.

                                                   г.  Киров 2016

Цель:

Учить  воспитателей  играть в логопедические игры: на  развитие фонематического слуха, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.

         Уважаемые воспитатели, сегодня мы поговорим с вами о речи, т.е. способности говорить, об умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?

( ответы воспитателей)

Итак, говорить красиво - это значит:

  • Четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
  • Оформлять предложение грамматически правильно;
  • Использовать в речи точные названия предметов, их частей,

образные выражения (эпитеты, сравнения…);

  • Добиваться эмоциональной выразительности речи.

          Чтобы научить ребенка говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Очень важно у детей развивать фонематический слух и фонематическое представление – важные факторы в дальнейшем обучении детей грамоте. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух следует помнить:

*Наша речь состоит из предложений.

*Предложения состоят из слов.

*Слова состоят из звуков.

*Звук – это то, что мы слышим и произносим.

*Буква – это то, что мы видим и пишем.

*Звук на письме обозначается буквой.

Гласные звуки

*Гласные звуки-звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

*В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У]  [О]   [И]  [ Э]   [Ы] .

*На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

*Гласных букв – десять: «А»  «У»  «О»  «И»  «Э»  «Ы»  «Я»  «Ю» «Е»  «Ё».

*Шесть гласных букв – голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):«А»  «У»  «О»  «И»  «Э»  «Ы» - соответствуют звукам.

*Четыре гласные буквы - «Я»  «Ю» «Е»  «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА]  «Ю»-[ЙУ] «Е»-[ЙЭ]  «Ё» -[ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук «Я» -[А] «Ю»-[У] «Е» -[ Э] «Ё»-[О] (береза, мяч)

Согласные звуки

*Согласные звуки- звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении. Встречает преграду.

*Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок, и проверяются рукой, положенной на горло.

*Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К]  [П]  [С]  [Т]  [Ф]   [Х]  [Ц]  [Ч]   [Ш]  [Щ ].

*Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):

 [ Б]  [В]  [Г]  [Д]  [Ж]  [З]  [Й]  [Л]  [М]  [Н]  [Р].

*Твердость и мягкость согласных определяется на слух.

*Согласные звуки  могут быть твердыми  (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э»  «Ы»)  и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И»  «Я»  «Ю» «Е»  «Ё»).

*Всегда твердые согласные: [Ш]  [Ж]  [Ц].

*Всегда мягкие согласные: [Й]  [Ч]  [Щ].

* Твердые согласные на схемах обозначаются синим цветом.

*Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Помогут в этом такие игры, как:

«Ушки на макушке »

Цель: Развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук среди других звуков, в слогах, словах.

Описание: Логопед просит участников быть внимательными и хлопать в ладоши только тогда, когда будет звучать заданный звук. Нужно определить звук, например, [С]  в звуковом ряду, в ряду слогов,  в ряду  слов:

С, А, М, Г, К , У , С , Н , С

ду  са  ма  ка  но  со ми  сы

мак нож санки зал сом кит

«Собери слово из звуков»

Цель: Развивать фонематический слух, умение соединять звуки в слово.

Описание:  Логопед называет участникам  звуки и просит собрать эти звуки в слово, какое слово получится? К..о..ш..к..а и т.д.

«Сломанный телефончик»

Цель: Развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звуки в слове.

Описание: Логопед говорит слово, выделяя в нем первый и последний звук, кто-то из родителей придумывает слово на последний звук, который в следующем слове становится первым и так далее: лукк, кроттт, танкк, кошка…

«Назови слова со звуком [С] (или [Л],  [Р])»

Цель: Развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.

Описание: Участники мастер-класса придумывают слова на заданный звук.

« Я знаю три слова на звук [С]: собака, лиса, сом. Я знаю три слова на звук [Р]: рак, роза, мороз».

«Волшебный мешочек »

Цель: Учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество звуков в слове.

Описание: Воспитатели  по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков: к..о..т в слове три звука. В слове лиса четыре звука: ль..и…с..а.

Логопед. Часто дети переставляют или заменяют звуки в словах, например: котлета - коклета, мебель-небель, теперь-петерь. Взрослые обязательно тактично должны поправлять ребенка.

«Выбери слово, с правильным  ударением»

Логопед.  Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.

Описание: нескольким воспитателям предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением.

звОнит - звонИт

квАртал - квартАл

килОметр - киломЕтр

тортЫ – тОрты

сантИметр – сантимЕтр

шприцЫ - шпрИцы

нет шарфА  –  нет шАрфа

мОзги – мозгИ

катАлог – каталОг

    Логопед.   Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание придумать рассказ о враче. Как можно по-другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось?

«Назови по-другому»

Цель: Учить подбирать слова синонимы.
Шофер - водитель.

Швея - портниха, модистка

 Красивая - милая, прекрасная, очаровательная, чудесная, привлекательная.

Добрая - заботливая, чуткая, милосердная.

Логопед.  Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы. Дети, а бывают и взрослые добавляют частицу НЕ к слову и вот что

получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» или «Эта река глубокая, а эта не глубокая»

«Скажи наоборот»

Цель: Учить использовать в речи слова-антонимы.

                                                          Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Описание: Логопед поочередно бросает мяч воспитателям и произносит слово, возвращая мяч, родители  называют другое слово с противоположным значением:

Высокий-низкий   светло-темно

Добро-зло  Горе-радость  продавать-покупать  прямой-кривой   грязно-чисто   больной-здоровый    пасмурно-ясно     открыть-закрыть  и т. д.

«Придумай сравнение»

Логопед.  Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:

«Белка смотрит на нас черными глазами»

«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина глазами».

(ответы воспитателей)

Выполните, пожалуйста, задания:

  • С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»?
  • С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»?            

Бывают сравнения, ставшими фразеологическими оборотами, например: трусливый как заяц, ползет, как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают речь более красивой и образной, неповторимой. Сравните: умелые руки-золотые руки,  смелое сердце - львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.

«Вставьте слово, объясните значение фразеологизма»

  • Не в бровь, а в глаз.
  • Делать из мухи слона
  • Зарубить себе на носу
  • Зимой не выпросишь снега
  • Вешать лапшу на уши

Логопед.  Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем, я буду говорить словосочетание то правильно, то  с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши.

«Исправь ошибку»

  • Лучистое солнышко
  • Красная платье
  • Пять ведров
  • Пять медвежат
  • Мокрый полотенце
  • Пять яблоков
  • Семь  стулав

Логопед.   Для формирования интонационной выразительности речи послушайте чистоговорку «на суку сидит сова, видно строгая она» и выполните задание- рассказать чистоговорку:

  • Медленно - быстро
  • Громко – тихо
  • Вопросительно - утвердительно
  • Грустно - радостно.

При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно. Прежде чем отдать стихотворение родителям для разучивания дома, проанализируйте выразительное звучание каждой строки предложения и научите этому родителя.

 «Назови слова родственники»

    Уважаемые воспитатели, зимние слова (мороз, холод, снег, зима, лед) очень благодатная почва для представления понятий слов-родственников детям подготовительного к школе возраста. Играя в игры на образование родственных слов, у детей развивается  слуховая  память и слуховое внимание. В игру «Назови слова родственники» можно играть не только при изучении лексической темы «Зима», но и при постоянных прогулках  на улице в зимнее время. Советую вам, познакомить родителей с такой игрой.

В начале, данное слово нужно назвать в уменьшительно-ласкательной форме, как от женского лица, так и от мужского н-р: лед - ледок, льдинка. Затем от этого слова образовывать слова прилагательные н-р: погода какая? - ледяная, океан какой? пальто какое? шоу какое? руки какие? Затем образовывать слова действия - леденеет, заледенеет. Затем предоставить словарь знакомых и незнакомых слов н-р: ледянка, ледышка, гололед, ледокол, ледоход, заледенело, ледниковый период и т.д.

Давайте играть в игру по предложенной для вас схеме
н-р:  мороз         ………….

          холод      ……………

          снег          ………..

Итак, надеюсь, что игры,  предложенные вам сегодня, помогут в обучении детей умению правильно говорить. Что данные игры вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое воздействие.

Литература:

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.

Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006.

Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Ростов н/ Д., 1999.

Шанский Н.М., Зимин В.И.. Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2006.

6. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у д

6. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников/А.И. Максаков,- М.: Мозаика-Синтез, 2007.

ошкольников/А.И. Максаков,- М.: Мозаика-Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...