Конспект фронтального логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
План - конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звуки [А],[У],[И],[О]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_a_u_i_o_konspekt.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием
речи «Звуки [А],[У],[И],[О]»
Учитель - логопед
высшей
категории
Абрамова Елена
Николаевна
2013
Цель: Автоматизация гласных звуков [А], [У], [И], [О].
Задачи занятия:
- Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О].
Учить определять гласный звук в начале и середине слова.
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику, произвольное внимание.
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
Красные ленточки по количеству детей; кукла в коляске; демонстрационный материал «Дорожка для Колобка»; аудиокассета с записью произведения С.С. Прокофьева «Петя и волк»; красный мяч, предметные картинки в конвертах и аналогичные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками (по количеству детей); символы гласных звуков; звуковые линейки; звуковые дорожки»; «говорящая азбука»; игрушки (собака, кошка, мышка).
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед. - Дети, давайте завяжем, друг другу красные ленточки, посмотрим и удивимся. Мы умеем удивляться!
(дети удивленно поднимают брови)
Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады.
(дети улыбаются)
К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим брови.
(дети нахмуривают брови)
А теперь повторим еще раз:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
- Сообщение темы занятия.
Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленточки. А почему мы выбрали именно красные ленточки?
Дети. – Потому что мы отправимся в страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаются красным цветом.
Логопед. – Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!
- Соотнесение гласных звуков с конкретным образом.
(появляется плачущая кукла)
Логопед. – Дети, посмотрите. Здесь плачет чья-то кукла. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы ее успокоить?
Дети. – Гласный звук [А].
(логопед предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [А])
Логопед. – Посмотрите, кот это катится по дорожке?
(обращает внимание детей на появившуюся картинку)
Дети. – По дорожке катится Колобок.
Логопед. – Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой гласный звук поет Колобок?
Дети. – Гласный звук [И].
(логопед вызывает одного ребенка, он двигает фигурку Колобка по дорожке, остальные дети длительно произносят звук [И]).
(Далее звучит фрагмент из произведения С.С. Прокофьева «Петя и волк»).
Логопед. – Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок.
(Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит волку.)
Как вы думаете, что делает волк?
Дети. – Идет, воет….
Логопед. – Какой гласный звук ему подходит?
Дети. – Гласный звук [У].
Логопед. – Давайте покажем, как волк идет и воет.
(Дети изображают волка и произносят звук [У]).
Ой, от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь.
(Дети изображают медведя и длительно произносят звук [О]).
Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили.
Дети. – Гласные звуки [А], [У], [И], [О].
Логопед. – Как называются эти звуки?
Дети. – Гласные.
Логопед. – Чем они отличаются от согласных звуков?
Дети. – Их можно петь и тянуть.
- Формирование направленного длительного выдоха.
Логопед. – Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы», какие – то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на поляну,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками – отгадками.
Логопед. – Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.
Задание проводится в виде игры с мячом. После выполнения дыхательного упражнения один ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?» Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово. Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверт.
- Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения называть слова на заданный звук.
Логопед. – Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске рядом с нужным символом.
( дети подходят к доске, где выставлены символы гласных звуков, и помещают картинку рядом с нужным символом.)
Логопед. – А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? Я начинаю, а вы продолжайте.
Логопед называет ряд слов, начинающихся с одного гласного звука, а дети называют другие слова. Например: аист, автобус, Африка, апельсин.
- Проговаривание чистоговорок.
Логопед. – Дети, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь живут три брата.
НА доске выставляются три картинки с изображением одинаковых мальчиков в разных эмоциональных состояниях: в радости, в грусти, в испуге. Дети определяют, чем они похожи и чем они отличаются.
Логопед. – Давайте повторим следующие чистоговорки:
У-У-У – Я домой пойду!
О-О-О – Вот мое пальто!
А-А-А – Спать уже пора!
Угадайте. Кто из изображенных мальчиков мог так сказать.
Дети отвечают и сами пытаются подобрать к этой чистоговорке нужную интонацию.
- Развитие мелкой моторики.
Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков.
Логопед. – Будем подниматься снизу вверх указательными средним пальцами, проговаривая каждый звук.
Один ребенок произносит звуки. Остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим ребенком. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом также левой рукой.
- Определение гласного звука в середине слова.
Появляется Звукоежка.
Звукоежка. – А, не ждали?! Наконец – то я дошел до вашей Страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте.
Звукоежка передает письмо логопеду.
Логопед. – Дети, послушайте, что в нем написано.
Это добрая собачка
Нам отправила письмо.
Пишет нам, что Звукоежка
Лишил голоса ее.
Кошка Мурка замолчала,
Слышно только «мр» да «мр».
А мышонок пискнул только
А потом совсем притих.
Что же это ты натворил, Звукоежка?
Звукоежка. – А я взял да и съел все гласные!
Логопед. – Дети, давайте вернем гласные животным. Как лает собака?
Дети. – Собака лает: гав-гав-гав.
Логопед. – Какой гласный звук слышится в ее лае?
Дети. – Звук [А].
Дети ставят символ звука в середину слова.
Логопед. – Мышонок по имени Пик просит ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени?
Дети. – Звук [И].
Логопед. – А почему кошка перестала мурлыкать?
Дети. – Потому что Звукоежка съел звук [У].
Дети ставят символ звука в середину слова.
Логопед. – Молодцы, ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса животным. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Очень важные звуки.
Логопед. – А теперь, ребята, мы загадаем Звукоежке загадку: «Найди части лица, в названии которых есть звук [О]».
Звукоежка. – Ой, ребята, помогите мне!
Дети. – Лоб, рот, нос.
Логопед. – А теперь повторяйте все за мной, да смотрите – не ошибитесь. Покажите указательным пальцем правой руки лоб, нос, рот.
Задание проводится в виде игры. Логопед несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
- Итог занятия.
Звукоежка. – Молодцы, Ребята, за ваши познания подарю я вам «говорящую азбуку».
Звуки вы произносите хорошо, а теперь пора вам и буквы изучать.
Логопед. – Спасибо, Звукоежка за подарок. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети. – Да, понравилось. Гласные звуки всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.
Используемая литература:
Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:
Детство – Пресс, 2007.
Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:
, Издательство Гном, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...